Главная / Биология / Тема урока:Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев.

Тема урока:Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев.

Б-7

У-48

Тема урока:Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев.

Цель урока:познакомится с основными особенностями организации птиц , связанных с

образом жизни.

Задачи урока:

Образовательные

-знакомство детей с разнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.

-проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.

-сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.

Развивающие

-развитие общеучебных навыков: умение анализировать, выделять главное, общее, частное;

-применять полученные теоретические знания при выполнении лабораторной работы.

-развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по

общему признаку.

Воспитательные

-воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

-продолжить формировать основу экологической культуры.

-отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия:

Ход урока:

Орг.момент:Проверка Д/з: Тест:

1 .Класс Пресмыкающиеся относится к-

А)первым настоящим наземным позвоночным Б)первым водным настоящим позвоночным

В)и к водным и наземным низшим позвоночным

2.Название класса связано с тем ,что-

А)представители сильно шипят Б) быстро бегают

В)при движении соприкасаются с землей

З.На сколько отделов подразделяется позвоночник ящерицы:

А) 3 Б)5 В) 4 Г)2 Д) 1

4.Какой отдел мозга образует изгиб характерный для высших позвоночных-
А)мозжечок Б) передний В) средний
Г) продолговатый

5.К Пресмыкающимся не относятся-

А) Чешуйчатые Б) Крокодилы В) Черепахи Г) Бесхвостые

Изучение нового материала:

Сегодня мы переходим к изучению нового класса животных - это класс Птицы. Слайд 1

Слайд 2. Тема нашего урока «Общая характеристика птиц».

Вопрос: Скажите , а какие еще классы животных мы с вами изучили?

Ответ: Рыбы, Амфибии, Рептилии.

Давайте выпопробуете самисформулировать цели нашего урока.

Слайд 2. Цели урока: Познакомится с основными особенностямиорганизации птиц .

С древних времен в различных странах и государствах птицы являются символами . Презентация «Крылатые символы.»

Сегодня мы с вами познакомимся свнешним строением птиц.Слайд 3



-1-

06060101

Рис 1 Внешнее строение птицы.

Внешний облик птиц хорошо отражает их приспособленность к полету. Наличие приспособлений связано с тем, что плотность воздуха в 1000 раз меньше плотности воды.

Вопрос: Внимательно посмотрите на рисунок и скажите какие черты во внешнем строении будут помогать птице при полете?

Ответ: Яйцеобразнаяформа тела, гибкая длинная шея и…..

Тело птиц разделено на голову и туловище. На голове имеется клюв –это костные челюсти, покрытые роговыми чехлами: надклювье иподклювье, ноздри расположенные у основания надклювья и глаза, ближе к затылку под перьями скрытыушные углубления Между головой и туловищем располагается шея. На туловище находятся крылья, ноги и хвост.

Слайд 4 Значение клюва.

Вопрос: Как вы думаете какое значение будет иметь клюв в жизни птиц?

Ответ: Добыча пищи, постройка гнезд, защита.

Вопрос: А будет ли внешний вид клюва зависеть от того чем питается птица?

Ответ: Да. Слайд 5-6.

hello_html_m68456112.png

-2-

hello_html_3d3d8119.png

Вопрос: Ребята , а теперь посмотрите на следующий рисунок и скажите будет ли зависеть строение ног от образа жизни птиц?

Ответ: Да. Слайд 7-8



hello_html_15507fa3.png

hello_html_6eb0fa7d.png

-3-

Слайд 9 Покровы тела.

  • У птиц, как и у пресмыкающихся, кожа сухая лишенная желез лишь у основания хвоста имеется копчиковая железа. Но она тонкая и покрыта перьями, а на ногах — чешуйками. Перья — величайшее «изобретение» птиц. Перья очень сложно устроены, зато сочетают в себе сразу три качества — механическую защиту, теплоизоляцию и аэродинамические способности.

  • Перо — это легкая роговая пластинка, но не сплошная, а расчлененная и cамосшивающаяся.

  • Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

Слайд 10 Типы перьев.

  • hello_html_m42c4bffb.png

Контурные (кроющие) перья расположены на определенных участках - птерилиях, а между ними находятся участки лишенные перьев - аптерии.

  • Наибольшее значение для полета имеют – маховые и рулевые перья. Маховые перья делятся на :-первостепенные -второстепенные -третьестепенные

Слайд 11 Строение пера



06060102



-4-

А сейчас мы с вами познакомимся с разнообразием птиц.

Презентация «Многообразие птиц.»

Слайд 12 Закрепление изученного материала.

Выполнение лабораторной работы № 8.

Учебник стр. 209.

Тема: Внешнее строение птицы. Строение перьев.

Цель: Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

Ход работы:

1.Рассмотрите чучело птицы. Найдите и назовите основные отделы тела?

2.Рассмотрите голову птицы: найдите клюв, глаза, слуховое углубление. Обратите внимание на расположение этих органов.

3.Рассмотрите туловище, определите его форму. Определите положение крыльев , ног.

4.Рассмотрите покровы конечностей. Чем покрыты нижние конечности?

5.Расмотрите перьевой покров- запишите название перьев . Зарисуйте строение контурного пера.

6.Перечислите приспособления к полету.

7.Сделайте выводы. Результаты оформите в тетрадь.

Слайд 13. Домашнее задание

Параграф 44.

Вопросы 1-3 (стр 210).

Оформить в тетрадь лабораторную работу.

Презентация «Озвученные птицы».





Тема урока:Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев.
  • Биология
Описание:

Урок по теме "Птицы". Первый урок при изучении класса Птицы. Включает в себя изучение нового материала и для закрепления лабораторная работа основанная на изучении наглядного материала.

В ходе урока проходит знакомство детей с разнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.Прослеживается взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.

Сформировывается умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.

Автор Берштейн Наталия Владимировна
Дата добавления 29.10.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 63
Номер материала MA-068170
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓