Б-7
У-48
Тема урока:Класс
Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц.
Лабораторная
работа № 8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев.
Цель урока:познакомится
с основными особенностями организации птиц , связанных с
образом жизни.
Задачи урока:
Образовательные
-знакомство детей
с разнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
-проследить
взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.
-сформировать
умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.
Развивающие
-развитие
общеучебных навыков: умение анализировать, выделять главное, общее, частное;
-применять
полученные теоретические знания при выполнении лабораторной работы.
-развитие
способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по
общему признаку.
Воспитательные
-воспитание
интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его
многообразия.
-продолжить
формировать основу экологической культуры.
-отработать умение работать самостоятельно, в малых
группах, достигать поставленной цели.
Оборудование,
наглядные пособия:
Ход урока:
Орг.момент:Проверка Д/з:
Тест:
1 .Класс
Пресмыкающиеся относится к-
А)первым настоящим
наземным позвоночным Б)первым водным настоящим позвоночным
В)и к водным и
наземным низшим позвоночным
2.Название класса
связано с тем ,что-
А)представители
сильно шипят Б) быстро бегают
В)при движении
соприкасаются с землей
З.На сколько
отделов подразделяется позвоночник ящерицы:
А) 3 Б)5 В)
4 Г)2 Д) 1
4.Какой отдел мозга образует изгиб характерный для
высших позвоночных-
А)мозжечок Б) передний В) средний Г) продолговатый
5.К Пресмыкающимся
не относятся-
А) Чешуйчатые Б)
Крокодилы В) Черепахи Г) Бесхвостые
Изучение нового
материала:
Сегодня мы
переходим к изучению нового класса животных - это класс Птицы. Слайд 1
Слайд 2. Тема
нашего урока
«Общая характеристика птиц».
Вопрос: Скажите ,
а какие еще классы животных мы с вами изучили?
Ответ: Рыбы,
Амфибии, Рептилии.
Давайте выпопробуете
самисформулировать цели нашего
урока.
Слайд 2. Цели урока: Познакомится
с основными особенностямиорганизации птиц .
С древних времен в различных странах и государствах
птицы являются символами . Презентация «Крылатые символы.»
Сегодня мы с вами познакомимся свнешним строением
птиц.Слайд 3
-1-
Рис 1 Внешнее строение птицы.
Внешний облик птиц хорошо отражает
их приспособленность к полету. Наличие приспособлений связано с тем, что
плотность воздуха в 1000 раз меньше плотности воды.
Вопрос:
Внимательно посмотрите на рисунок и скажите какие черты во внешнем строении
будут помогать птице при полете?
Ответ: Яйцеобразнаяформа
тела, гибкая длинная шея и…..
Тело птиц разделено на голову и
туловище. На голове имеется клюв –это костные челюсти, покрытые роговыми
чехлами: надклювье иподклювье, ноздри расположенные у основания
надклювья и глаза, ближе к затылку под перьями скрытыушные
углубления Между головой и туловищем располагается шея. На туловище
находятся крылья, ноги и хвост.
Слайд 4 Значение
клюва.
Вопрос: Как вы
думаете какое значение будет иметь клюв в жизни птиц?
Ответ: Добыча
пищи, постройка гнезд, защита.
Вопрос: А будет ли
внешний вид клюва зависеть от того чем питается птица?
Ответ: Да. Слайд
5-6.
-2-
Вопрос: Ребята , а
теперь посмотрите на следующий рисунок и скажите будет ли зависеть строение ног
от образа жизни птиц?
Ответ: Да.
Слайд 7-8
-3-
Слайд 9
Покровы
тела.
- У птиц, как и у
пресмыкающихся, кожа сухая лишенная желез лишь у основания хвоста имеется копчиковая
железа. Но она тонкая и покрыта перьями, а на ногах — чешуйками. Перья
— величайшее «изобретение» птиц. Перья очень сложно устроены, зато
сочетают в себе сразу три качества — механическую защиту, теплоизоляцию и
аэродинамические способности.
- Перо —
это легкая роговая пластинка, но не сплошная, а расчлененная
и cамосшивающаяся.
- Своим очином перо сидит в
перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.
Слайд 10 Типы
перьев.
Контурные (кроющие)
перья расположены на определенных участках - птерилиях, а между ними
находятся участки лишенные перьев - аптерии.
- Наибольшее значение для полета
имеют – маховые и рулевые перья. Маховые перья делятся на
:-первостепенные -второстепенные -третьестепенные
Слайд 11
Строение
пера
-4-
А сейчас мы с
вами познакомимся с разнообразием птиц.
Презентация
«Многообразие птиц.»
Слайд
12 Закрепление
изученного материала.
Выполнение лабораторной работы № 8.
Учебник стр. 209.
Тема: Внешнее
строение птицы. Строение перьев.
Цель: Выявить
особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.
Ход работы:
1.Рассмотрите
чучело птицы. Найдите и назовите основные отделы тела?
2.Рассмотрите
голову птицы: найдите клюв, глаза, слуховое углубление. Обратите внимание на
расположение этих органов.
3.Рассмотрите
туловище, определите его форму. Определите положение крыльев , ног.
4.Рассмотрите
покровы конечностей. Чем покрыты нижние конечности?
5.Расмотрите
перьевой покров- запишите название перьев . Зарисуйте строение контурного пера.
6.Перечислите
приспособления к полету.
7.Сделайте выводы.
Результаты оформите в тетрадь.
Слайд 13.
Домашнее
задание
Параграф 44.
Вопросы 1-3 (стр
210).
Оформить в тетрадь
лабораторную работу.
Презентация
«Озвученные птицы».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.