Главная / Русский язык и литература / Тема урока: Разделительные Ъ и Ь.

Тема урока: Разделительные Ъ и Ь.

hello_html_5c4abf53.gifhello_html_6e417b2d.gifТема урока: Разделительные Ъ и Ь.

Цель урока:

  1. Научить детей различать Ъ и Ь знаки, правописание и употребление их в речи;

  2. Умение логически мыслить,выделять главное, доказывать, развитие устной речи;

  3. Привитие любви к животным, привитие самостоятельности;

Наглядности: схемы, плакаты,учебник

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Опрос домашнего задания. / Тест из 9 вопросов/.

3.Новая тема.

- Есть в алфавите 2 буквы, которые звука не обозначают. Назовите?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Маршака «Веселые стихи». В каком слове ребята нашли и твердый, и мягкий знаки?

А рано утром натощак

Пошли мы к букве «твердый знак».

Но не могли найти никак

Ни твердый знак,

Ни мыгкий знак.

Мы долго думали в пути,

Где эти знаки нам найти,

И после размышления

В печать

Решили мы послать

Такое объявление:

«Пропала

Не собака,

А два

Печатных знака.

Найти их рядом мудрено.

Но, может быть, однако,

Словцо отыщется одно,

Где будут оба знака?»

В одной из утренних газет

Мы через день прочли ответ

От школьника Петрова

Из города Тамбова.

Илья Петров ответил так:

«И твердый знак , и мягкий знак

Найдешь в одно мгновенье.

Ты их найдешь,

Когда прочтешь

Свое же объявленье!»

Мы объявленье перечли

И оба знака в нем нашли.

И написали мы в Тамбов:

«Благодарим, Илья Петров!»

! ПРАВИЛО

В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно.

Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е,е,я: подъезд, съемка, объявление.

4.Закрепительные упражнения.

упражнение 2

! СОСТАВЬТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ, ДАННЫМИ В РАМКАХ.

ОБЪЯВЛЕНИЕ СЪЕСТЬ ОБЪЯСНИТЬ

ПОДЪЕЗД ПОДЪЕХАТЬ

упражнение 3

Запишите слова с указанными приставками. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.

Отъехать от дома, подъехать к школе, объехать машину, уехать в город, въехать в гараж.

Изъездить страну, съездить в район.

  • Хорошо спрятанная котлета. / устно/.

Прочитайте рассказ Г.Остера. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки.

  • Развитие связной речи. Серый козленок.

  • Прочитайте стихотворение А.Тажибаева.

  • Подумайте, какие рисунки можно нарисовать к этому стихотворению. Передайте их словами.

  • Какие стихотворения о птицах, домашних и диких животных вы знаете?

! ПРАВИЛО

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но вслово часто просится.

Разделительный мягкий (ь) пишется в корне или перед окончанием слова между согласной и гласной е,е,и,ю,я: бьет, шьет, воробьи, льют, семья.

Функции ъ и ь знака.

  • В разделительном значении используются для обозначения звука [й], например,подъезд (под[йэ]ст),(ш[йу].

  • Ъ и Ь употребляются перед буквами е, е, ю, я а ь еще и перед и.

  • После приставок на согласные для изображения звука [й] перед буквами е,е,ю,я используется разделительный Ъ.

  • Перед теми же буквами, а также перед буквой и используется разделительный Ь.


Разделительный Ъ пишется перед буквами е, е, ю, я:

  1. После приставки, оканчивающейся на согласную букву, например: подъезд, съемка, объявление.

  2. В иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную: ад-,об-, суб-, интер-, контр-. Например: объект, субъект, адъютант.

  3. В сложных словах. Например: трехъязычный, двухъярусный.



Разделительный Ь пишется:

  1. Перед буквами е, е, ю, я внутри слова не полсе приставки. Например: вьюга, серьезный, соловьиный.

  2. В некоторых иноязычных словах перед о, например: медальон, почтальон, бульон.

4. Класс делится на две команды: «Твердый знак», «Мягкий знак».

- «Полиглот».

1. Лъсе /съел/, ятслиь /листья/, ддъеопз /подъезд/, отьалп /пальто/.

- Составьте слова из слогов.

поль то, ки конь, ги день, мо пись

  • Как превратить:

Сел – в стихию? Сель

Галку - в мелкие камешки? Гальку

Мел –в мелководное место? Мель

  • Мы можем писать диктант на «4» и «5»!

Пять, съел, осень, съела, варенье, отъехать, учитель, съехал, подъехал, деревья.

4.Закрепительные упражнения.

упражнение 6

Соловей-соловья-соловьи

Муравей - муравья – муравьи

Воробей – воробья – воробьи

Лист – листья

Колос – колосья

Перо – перья

Собачий – собачье – собачья

Заячий- заячье – заячья

Медвежий – медвежье – медвежья

Разбить – разобью – разобьет

Налить – налью – нальет

Зашить – зашью –зашьет

упражнение 7

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните разделительные ъ и ь знаки.

Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный. (Е.Благинина)


Вьюга хлешет так и сяк,

Бьёт в лице крупой сыпучей,

Очень жёсткой и колючей,

Несмотря на мягкий знак.

( Я.Аким)

упражнение 8

Подберите однокоренные слова с ъ. Выделите корень и приставку.

ехать-объехать езда - объездить

ясный – объяснить есть - съесть

единый- объединить

упражнение 9

Измените слово по образцу:

лить – льет, льют пить – пьет, пьют

вить- вьет, вьют шить – шьет, шьют

бить –бьет, бьют

Словарная работа:

ломаться (ломается) подружиться (-жусь, -жишься)

сломаться (сломается) подружиться с новыми ребятами

Карандаш сломался. быстро подружиться

Машина сломалась. Они подружились давно.

Часы сломались.

Сухие ветки сломались.

Не сломались бы копытца!



Домашнее задание: упражнение 4, упражнение 5



Тема урока: Разделительные Ъ и Ь.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока:

1.Научить детей различать Ъ и Ь знаки, правописание и употребление их в речи;

2.Умение логически мыслить,выделять главное, доказывать, развитие устной речи;

3.Привитие любви к животным, привитие самостоятельности;

Наглядности: схемы, плакаты,учебник

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Опрос домашнего задания. / Тест из 9 вопросов/.

3.Новая тема.

- Есть в алфавите 2 буквы, которые звука не обозначают. Назовите?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Маршака «Веселые стихи». В каком слове ребята нашли и твердый, и мягкий знаки?

А рано утром натощак

Пошли мы к букве «твердый знак».

Но не могли найти никак

Ни твердый знак,

Ни мыгкий знак.

Мы долго думали в пути,

Где эти знаки нам найти,

И после размышления

В печать

Решили мы послать

Автор Курмантаева Айман Реймовна
Дата добавления 02.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1399
Номер материала 58753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓