Инфоурок Литература Рабочие программыТема урока: Причастие

Тема урока: Причастие

Скачать материал

Алматинская область, город Талдыкорган. Средняя школа-гимназия ю10 имени Ч.Валиханова учитель русского языка и литературы Кенжегулова Акмарал Алтынбековна

Тема:                                          Причастие 

                                             

Цели урока:

1.      Изучить, повторить и закрепить знания по теме «Причастие».

2.      Подготовить ученицу к различению причастий в тексте, уметь указывать вид, число и падеж причастий.

3.      Воспитывать бережное отношение к окружающему.

4.      Развивать память, логическое мышление.

 

Оборудование и наглядность: учебник по рус. языку (Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т.), календарный план, карточки на урок по теме «Причастие», текст на А3.

Ход урока

Этапы урока:

Виды работ:

І.    Организационный момент.

ІІ.  Сообщение темы и целей уроков.

Сегодня мы продолжим работу по изучению и повторению курса русского языка. Тема нашего урока «Причастие».

ІІІ.  Проверка домашнего задания.

Повторим пройденное (устно).

По вопросам:

1.

Эльвира, в каком классе вы встречались с этим понятием? Что вы знаете о причастии?

IV.  Объяснение нового.

В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи – глагола и  прилагательного.

Прочитаем текст. Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем на столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний! (Н.Гоголь.)

Слова: озаренная, стоящий, глядящая, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.

Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.

Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.

Окно какое? – Растворенное окно.

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Комнатка, озаренная свечкой. – Комнатка, которую озарила свечка.

Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.

Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.

Растворенное окно. – Окно, которое растворили.

Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящая, растворенное обозначают признаки предмета про действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называют причастиями. Причастия употребляются в письменной речи чаще, чем в устной.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

  Общее грамматическое значение причастий – признак предмета по его действию.

Морфологические признаки причастий – сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.

 Ярким морфемным признаком причастий являются суффиксы

Эльвира, попробуй запомнить эти суффиксы:

–ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-),      -вш-, -нн-, -ем-, -им-, -енн-.

(В Памятку Эльвиры будут вклеены эти правила)

Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми. Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже:    Сорванный цветок увял. –

Цветок был сорван.

V.  Применение изученного.

Эльвира, давай попробуем сделать устно упражнение.

Задание №1. Заменить словосочетания с причастием синонимичным сочетанием глагола со словом который.

Опавшие листья. – Листья, которые опали.

Поющие птицы, уставший труженик, работающий аппарат, созревшие колосья, развевающиеся знамена.

Задание №2. Давай вместе произнесем причастия, четко проговаривая слоги.

Растущий, сеющий, слышащий, стоящий, избираемый, зависимый, обрабатываемая, растаявшая, несший, огороженное, запряженный, просеянный, рассматриваемой, переливающийся, разрастающийся.

VII.  Закрепление пройденное материла.

Стр. 154, упр 205

Задание. Спишите. Причастия, заключенные в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже. Окончания причастий выделите.

(Плескавшийся) море. – Плескавшееся море.

(Образующийся) глыба. – Образующаяся глыба.

В (застывший) воздух. – В застывшем воздухе.

В (проснувшийся) лесу. – В проснувшемся лесу.

К (пестреющие) цветам. – К пестреющим цветам.

(Отцветшие) одуванчиков. – Отцветших одуванчиков.

Над (бушующий) морем. – Над бушующим морем.

(Приютившийся) селение. – Приютившее селение.

Над (зеленеющий) полянкой. – Над зеленеющей полянкой.

VIIIОбъяснение домашнего задания.

Стр. 157, упр. 210

Задание. Выпиши все причастия с текста.

ІХ.    Подведение итогов урока.                

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: Причастие"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.Изучить, повторить и закрепить знания по теме «Причастие».2.Подготовить ученицу к различению причастий в тексте, уметь указывать вид, число и падеж причастий.3.Воспитывать бережное отношение к окружающему.4.Развивать память, логическое мышление.Оборудование и наглядность: учебник по рус. языку (Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т.), календарный план, карточки на урок по теме «Причастие», текст на А3.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 789 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.07.2020 187
    • DOCX 19.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мустафина Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97607
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе