Главная / Начальные классы / Тема урока правописание мягкого знака в глаголах

Тема урока правописание мягкого знака в глаголах



Тема урока : «Правописание мягкого знака в глаголах»


Цель : Закрепление правильного написания- ненаписания мягкого знака

в глаголах.




Ход урока :


I Минутка чистописания.


  1. На доске : ъ-ы-ь

Учитель :- Подумайте,почему я записала в такой последовательности буквы ?

- Где буквы встречаются в такой последовательности ?


Дети : - Такая последовательность букв встречается в русском алфавите.


Учитель :- По какому признаку сгруппированы эти буквы?


Дети : - общий элемент


Учитель :- чем различны буквы : ь-ъ-ы


Дети : Ь- состоит из двух элементов

Ъ-состоит из трех элементов

Ы- состоит из четырех элементов


  1. На доске :

Соединения :ье,ьее,ые,ьи,ыи,ыи

Учитель :Назовите соединения, напишите соединения, найдите похожие и подчеркните их.

(дети записывают,подчеркивают похожие)


Учитель :- Какая проблема написания этих соединений ?

(дети : не перепутать )


Учитель :- Как решать эту проблему ?

(дети : надо писать четко, аккуратно )


Вывод : четкое письмо,это не просто желание учителя,а необходимость для лучшего понимания текса.


Учитель : - Придумайте и запишите самостоятельно 1 слово с любым из данных соединений.

(дети записывают и называют слова )







II Словарная работа .


Учитель : Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом.


На доске : ЖЕЛАТЬ


Учитель : Запишите это слово в тетрадь.

Как вы понимаете значение этого слова ?

Объясните через синоним ( близкое по значению слово),запишите.

(дети записывают в тетрадь )


ЖЕЛАТЬ-ХОТЕТЬ


Учитель : -Ребята ! А почему желать- словарное слово, а хотеть – нет ?

(дети объясняют )

Учитель :-Вам интересно будет узнать, как возникло это слово?

На доске (сзади) Учитель открывает :

Галить – «любоваться», «глазеть»

Галы – «глаза»

Желать –«глазеть»


Учитель : слово желать произошло от старинного галить –«любоваться».

Изначально галить –«глазеть» . Оно образовано от другого старинного

слова галы – «глаза». Желать –«глазеть».

- Как вы думаете,смысл этого слова первоначально был положительным

или отрицательным ?

( Ответы детей )

- А как значение слова изменилось сейчас ?

(ответы детей)


Учитель :- Давайте составим с этим словом предложение-пожелание.

-Пожелайте свои родным, друзьям, школе,городу, стране что-нибудь

хорошего.


Модель перед вам на доске :

Я + желать+ кому+ чего


( дети записывают в тетрадь свое пожелание, затем зачитываются пожелания вслух )



III Формирование темы урока .


Учитель : - Какая часть речи слово «желать»

(дети : глагол)

- В какой форме этот глагол ?

(дети : в начальной форме)

- Что указывает на начальную форму ?

(дети : суффикс ть, желать )


Учитель :-Поставьте глагол желать в форму 2л.ед.ч.,н.вр.

Запишите

(дети :желаешь)

- Что указывает на 2 л.ед.ч.,н.вр. ?

(дети : окончание ешь )

  • А теперь поставьте глагол желать в форму 3л.ед.ч.,н.вр.

Запишите

(дети : желает)

- Что указывает на 3 л.ед.ч. н.вр. ?

(дети окончание ет )

- Какая буква повторяется в ть и ешь ?

( дети : повторяется мягкий знак )

- Одинаковую или различную роль играет эта буква ?

(ответы детей : ть –показывает мягкость предыдущего согласного и начальную форму

ешь – указывает на 2 л.ед.ч. н.вр.)


Учитель : - вспомните какой синоним мы подбирали к слову желать ?

(дети : хотеть )

- самостоятельно в тетради заполните три столбика . В 1 столбик глагол хотеть запишите в н.ф., в2 столбик во 2 л.ед.ч.н.вр., 3 столбик ед.ч.н.вр.

(дети записывают )

Н.ф.

2 л.ед.ч.н.вр.

3 л.ед.ч.н.вр.

хотеть

хочешь

хочет


Учитель : - добавьте к глаголу хотеть во всех формах, где можно суффикс ся

( дети записывают )

хотеться


хочется


Учитель : -Сравните н.ф. и 3 л.ед.ч. с суффиксом ся. В чем разница в написании ?

(ответы детей : мягкий знак пишется и не пишется)

Учитель : Ребята ! Посмотрите внимательно на нашу работу. На минутке чистописания писали мягкий знак,в словарной работе писали глагол в начальной форме; образовывали формы : неопределенную,2 л.ед.ч.н.вр.,3 л.ед.ч. с суффиксом ся.

- Все это делали мы не случайно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Дети : правописание мягкого знака в глаголах)


IV. Дана схема (в тетради) и на доске : можно вызвать к доске.

Мягкий знак у глаголов пишется :

↓ ↓

? ?

↓ ↓

(………) (……..)

Учитель :- А теперь подумайте, как мы будем применять это правило !!: что нужно узнать,чтобы написать Ь в глаголах ?

(дети : Форму глагола : в н.ф. или форму 2 л.ед.ч.)


V. Закрепление новой темы :

1.Упражнение № 445.

а)Прочитай текст.

Ветер,ветер ! Ты могуч,

Ты гоняе…. Стаи туч,

Ты волнуе…. Сине море,

Всюду вее…. На просторе,

Не боиш….ся никого,

Кроме Бога одного.

Аль откаже… мне в ответе?

б)Как ты думаешь,кто автор этого текста ?

(дети : А.С. Пушкин)

Из какого произведения взят этот текст ?

(дети:»Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» К ветру обращается царевич Елисей)

в) Что нужно сделать в этом отрывке ?

(Дети : вставить окончания у глаголов)

г) Учитель :-Обратите внимание на слово «боишься» .Где пишется Ь ?

(дети : перед ся )

д)- Как вы думаете,почему нужно писать мягкий знак перед ся ?

(дети : Такое окончание и перед ся оно сохраняется )

е) –выполните это упражнение (взаимопроверка) (один ребенок вызывается к доске )

2.Учитель : а)-запишите под диктовку в 1 столбик

Н.Ф.

Идти

Стоять

Говорить

Молчать

Беречь

Терять

б)-Обратите внимание на значение глаголов.Что интересного вы заметили ?

(дети антонимы)

в)-Устно придумайте свою пару антонимов.

- В какой форме мы записали глаголы ?

(в начальной форме)

г) Какое правило в окончаниях глаголов вам пришлось применить ?

(дети: подчеркивают мягкий знак

Ответы : написание мягкого знака )

Учитель : д) Образуйте,где можно,от этих глаголов-инфинитивов, глаголы с суффиксом ся и запишите их во второй столбик.

Н.Ф.


Идти

-

Стоять

-

Говорить

говориться

Молчать

-

Беречь

беречься

Терять

теряться


Учитель : е)-Где удалось,а где не удалось это сделать ?

- Посмотрите внимательно на глаголы-инфинитивы с суффиксом ся .

- как вы думаете, надо ли сохранять мягкий знак перед ся в инфинитиве ?

(дети : надо )

- а почему ?

(дети :- чтобы сохранить суффикс ть или чь )

Учитель : ж ) –образуйте от каждого глагола, записанные в 1 столбик 3 л.ед.ч.н.вр.

- Запишите в третий столбик



Н.ф.


3 л.ед.ч.н.вр.

идти


идет

Стоять


стоит

Говорить

говориться

говорит

Молчать

-

молчит

Беречь

беречься

бережет

Терять

теряться

теряет


Учитель : з) –На что обратили внимание ?

- Что заметили ?

(дети : в 3 л.ед.ч.н.вр. мягкого знака нет )

Ж) – образуйте от 3 л.ед.ч.н.вр.,где можно это сделать глаголы с суффиксом ся

и запишите в последний столбик

Н.ф.


3 л.ед.ч.н.вр.


идти


идет

-

Стоять


стоит

-

Говорить

говориться

говорит

говорится

Молчать

-

молчит

-

Беречь

беречься

бережет

бережется

Терять

теряться

теряет

теряется

Учитель : -Продолжите фразу : « Раз в 3 л.ед.ч.н.вр. нет мягкого знака,значит и перед ся…..

(дети : мягкого знака не будет )(заполните на доске и в тетрадях схему )


Ь - пишется в инфинитиве

Ь- не пишется в 3 л.ед.ч.н.,б.вр.


- Какой же сделаем вывод ?

( дети : в инфинитиве мягкий знак пишется,в 3 л.ед.ч.н.вр. мягкий знак не пишется )


3.Учитель :- прочитайте правило в справочном пособии на стр.177

(дети читают )

- Как мы будем применять это правило ?

(дети : -надо задать вопрос ,по нему определить форму глагола. В начальной форме есть мягкий знак ,в 3л.ед.ч. н.б.вр. его нет )


4.Учитель : -выполним упр.447

Задания : а) прочитайте текст.

Соль на Руси в старину была очень дорогим продуктом. Поэтому пищу готовили без соли,а солили уже за столом.Часто это происходило так.

Если хозяину хочет…ся выразить почтение к гостю,его пища пересоливает…ся,а если к гостю выражает…ся неуважение,он уходит «несолоно хлебавши»

И сейчас слово «пересолить» имеет два значения,одно из которых –перестарат…ся

А «уйти несолно хлебавши» в современном языке означает разочароват…ся,остат…ся недовлетворенным.

Б) О каких необычных выражениях идет речь в тексте ?

(дети : «Пересолить», «перестараться», «уйти несолоно хлебавши»

Как вы их поняли. (объяснения детей)

-Почему в некоторых глаголах пропущены буквы ?

(дети : нужен ,не нужен мягкий знак ?)

- Сформулируйте свою задачу :что надо сделать,чтобы правильно вставить эти буквы ?

(дети : Определить форму глагола.

Если н.ф. глагола или 2 л.ед.ч. -то пишем Ь

Если 3 л.ед.ч. н.,б. вр.- то не пишем Ь)


Учитель : -примините изученные на уроке правила и выполните это упражнение.

(проверка этого упражнения )


Упражнение № 449


Задания :а ) Прочитайте предложения.

  1. Будешь трудится,будет и хлеб водиться (русская)

  2. Чем даром сидеть,лучше даром трудиться (грузинская)

  3. Кто трудится,тот и находит отраду (турецкая)

Б) Как вы думаете,что это за предложения ?

(дети пословицы)

В) что указано в скобках ?

(дети : они разных народов)

г) какая общая тема объединяет пословицы ?

(дети : тема труда)

д) Объясни значения слов «даром», «отрада»


VI Подведение итогов .


Учитель : -вспомните,какие правила мы использовали на уроке ?

(дети : Ь-пищется в инфинитивах, и в глаголах 2 л.ед.ч.н.вр.

Ь- перед ся пишется,если это инфинитив,а в 3 л.ед.ч.н.б.вр. мягкий знак не пишется)


Учитель : -примините эти правила к данным пословицам : найдите и подчеркните слова,которые пишутся по данным правилам.



Д/зд. 1) Схемы к правилам переписать в тетрадь для теории,выучить.

2) Письменно выполнить : упр.328 из справочного пособия.




Тема урока правописание мягкого знака в глаголах
  • Начальные классы
Описание:

Задачи урока:

  • Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.
  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • Воспитательные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи
Автор Фандеева Ольга Анатольевна
Дата добавления 12.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 587
Номер материала MA-062207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓