Тема урока : «Правописание
мягкого знака в глаголах»
Цель : Закрепление правильного
написания- ненаписания мягкого знака
в глаголах.
Ход урока :
I Минутка чистописания.
1. На доске : ъ-ы-ь
Учитель :- Подумайте,почему я записала в такой последовательности буквы ?
- Где буквы встречаются в такой последовательности ?
Дети : - Такая последовательность букв встречается в русском алфавите.
Учитель :- По какому признаку сгруппированы эти буквы?
Дети : - общий элемент
Учитель :- чем различны буквы : ь-ъ-ы
Дети : Ь- состоит из двух элементов
Ъ-состоит из трех элементов
Ы- состоит из четырех элементов
2. На доске :
Соединения :ье,ьее,ые,ьи,ыи,ыи
Учитель :Назовите соединения, напишите соединения, найдите похожие и подчеркните
их.
(дети записывают,подчеркивают похожие)
Учитель :- Какая проблема написания этих соединений ?
(дети : не перепутать )
Учитель :- Как решать эту проблему ?
(дети : надо писать четко,
аккуратно )
Вывод : четкое письмо,это не просто желание учителя,а необходимость для
лучшего понимания текса.
Учитель : - Придумайте и запишите самостоятельно 1 слово с любым из данных
соединений.
(дети
записывают и называют слова )
II Словарная работа .
Учитель : Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом.
На доске : ЖЕЛАТЬ
Учитель : Запишите это слово в тетрадь.
Как вы понимаете значение этого слова ?
Объясните через синоним ( близкое по значению слово),запишите.
(дети записывают в тетрадь )
ЖЕЛАТЬ-ХОТЕТЬ
Учитель : -Ребята ! А почему желать- словарное
слово, а хотеть – нет ?
(дети объясняют )
Учитель :-Вам интересно будет узнать, как возникло это слово?
На доске (сзади) Учитель открывает :
Галить – «любоваться», «глазеть»
Галы – «глаза»
Желать –«глазеть»
Учитель : слово желать произошло от старинного галить
–«любоваться».
Изначально галить –«глазеть» . Оно образовано от другого старинного
слова галы – «глаза». Желать –«глазеть».
- Как вы думаете,смысл этого слова первоначально был положительным
или отрицательным ?
( Ответы детей )
- А как значение слова изменилось сейчас ?
(ответы детей)
Учитель :- Давайте составим с этим словом предложение-пожелание.
-Пожелайте свои родным, друзьям, школе,городу, стране что-нибудь
хорошего.
Модель перед вам на доске :
Я + желать+ кому+ чего
(
дети записывают в тетрадь свое пожелание, затем зачитываются пожелания вслух )
III Формирование темы урока .
Учитель : - Какая часть речи слово «желать»
(дети : глагол)
- В какой форме этот глагол ?
(дети : в начальной форме)
- Что указывает на начальную форму ?
(дети : суффикс ть, желать )
Учитель :-Поставьте глагол желать в форму
2л.ед.ч.,н.вр.
Запишите
(дети :желаешь)
- Что указывает на 2 л.ед.ч.,н.вр. ?
(дети : окончание ешь )
-
А теперь поставьте глагол желать в форму
3л.ед.ч.,н.вр.
Запишите
(дети
: желает)
- Что
указывает на 3 л.ед.ч. н.вр. ?
(дети
окончание ет )
- Какая буква
повторяется в ть и ешь ?
( дети : повторяется мягкий знак )
- Одинаковую или
различную роль играет эта буква ?
(ответы детей : ть –показывает
мягкость предыдущего согласного и начальную форму
ешь – указывает на 2 л.ед.ч. н.вр.)
Учитель : - вспомните какой
синоним мы подбирали к слову желать ?
(дети : хотеть )
- самостоятельно в тетради заполните три
столбика . В 1 столбик глагол хотеть запишите в н.ф., в2 столбик во 2
л.ед.ч.н.вр., 3 столбик ед.ч.н.вр.
(дети записывают )
Н.ф.
|
2 л.ед.ч.н.вр.
|
3 л.ед.ч.н.вр.
|
хотеть
|
хочешь
|
хочет
|
Учитель : - добавьте к глаголу хотеть во всех формах, где можно суффикс ся
( дети записывают )
Учитель : -Сравните н.ф. и 3
л.ед.ч. с суффиксом ся. В чем разница в написании ?
(ответы детей : мягкий знак пишется и не
пишется)
Учитель : Ребята ! Посмотрите
внимательно на нашу работу. На минутке чистописания писали мягкий знак,в
словарной работе писали глагол в начальной форме; образовывали формы :
неопределенную,2 л.ед.ч.н.вр.,3 л.ед.ч. с суффиксом ся.
- Все это делали мы не случайно. Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
(Дети : правописание мягкого знака в глаголах)
IV. Дана схема (в тетради) и на доске : можно
вызвать к доске.
Мягкий знак у
глаголов пишется :
↓ ↓
? ?
↓ ↓
(………) (……..)
Учитель :- А теперь подумайте, как
мы будем применять это правило !!: что нужно узнать,чтобы написать Ь в
глаголах ?
(дети : Форму глагола : в н.ф. или форму 2
л.ед.ч.)
V. Закрепление новой темы :
1.Упражнение № 445.
а)Прочитай текст.
Ветер,ветер ! Ты могуч,
Ты гоняе…. Стаи туч,
Ты волнуе…. Сине море,
Всюду вее…. На просторе,
Не боиш….ся никого,
Кроме Бога одного.
Аль откаже… мне в ответе?
б)Как ты думаешь,кто автор этого текста ?
(дети : А.С. Пушкин)
Из какого произведения взят этот текст ?
(дети:»Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» К ветру обращается царевич Елисей)
в) Что нужно сделать в этом отрывке ?
(Дети : вставить окончания у глаголов)
г) Учитель :-Обратите внимание на слово
«боишься» .Где пишется Ь ?
(дети : перед ся )
д)- Как вы думаете,почему нужно писать мягкий
знак перед ся ?
(дети : Такое
окончание и перед ся оно сохраняется )
е) –выполните это упражнение (взаимопроверка)
(один ребенок вызывается к доске )
2.Учитель : а)-запишите под диктовку в
1 столбик
Н.Ф.
Идти
Стоять
Говорить
Молчать
Беречь
Терять
б)-Обратите внимание на
значение глаголов.Что интересного вы заметили ?
(дети антонимы)
в)-Устно придумайте свою пару антонимов.
- В какой форме мы
записали глаголы ?
(в
начальной форме)
г) Какое правило в
окончаниях глаголов вам пришлось применить ?
(дети: подчеркивают
мягкий знак
Ответы :
написание мягкого знака )
Учитель : д)
Образуйте,где можно,от этих глаголов-инфинитивов, глаголы с суффиксом ся и
запишите их во второй столбик.
Н.Ф.
|
|
Идти
|
-
|
Стоять
|
-
|
Говорить
|
говориться
|
Молчать
|
-
|
Беречь
|
беречься
|
Терять
|
теряться
|
Учитель : е)-Где
удалось,а где не удалось это сделать ?
- Посмотрите внимательно на
глаголы-инфинитивы с суффиксом ся .
- как вы думаете, надо ли
сохранять мягкий знак перед ся в инфинитиве ?
(дети : надо )
- а почему ?
(дети :- чтобы сохранить
суффикс ть или чь )
Учитель : ж )
–образуйте от каждого глагола, записанные в 1 столбик 3 л.ед.ч.н.вр.
- Запишите в третий
столбик
Н.ф.
|
|
3 л.ед.ч.н.вр.
|
идти
|
|
идет
|
Стоять
|
|
стоит
|
Говорить
|
говориться
|
говорит
|
Молчать
|
-
|
молчит
|
Беречь
|
беречься
|
бережет
|
Терять
|
теряться
|
теряет
|
Учитель : з) –На
что обратили внимание ?
- Что заметили ?
(дети : в 3 л.ед.ч.н.вр. мягкого знака нет )
Ж) – образуйте от 3
л.ед.ч.н.вр.,где можно это сделать глаголы с суффиксом ся
и запишите в последний столбик
Н.ф.
|
|
3 л.ед.ч.н.вр.
|
|
идти
|
|
идет
|
-
|
Стоять
|
|
стоит
|
-
|
Говорить
|
говориться
|
говорит
|
говорится
|
Молчать
|
-
|
молчит
|
-
|
Беречь
|
беречься
|
бережет
|
бережется
|
Терять
|
теряться
|
теряет
|
теряется
|
Учитель : -Продолжите
фразу : « Раз в 3 л.ед.ч.н.вр. нет мягкого знака,значит и перед ся…..
(дети : мягкого знака не будет
)(заполните на доске и в тетрадях схему )
Ь - пишется в инфинитиве
Ь- не пишется в 3 л.ед.ч.н.,б.вр.
- Какой же сделаем вывод ?
( дети : в инфинитиве мягкий знак пишется,в 3
л.ед.ч.н.вр. мягкий знак не пишется )
3.Учитель :-
прочитайте правило в справочном пособии на стр.177
(дети читают )
- Как мы будем применять
это правило ?
(дети : -надо задать вопрос ,по нему
определить форму глагола. В начальной форме есть мягкий знак ,в 3л.ед.ч.
н.б.вр. его нет )
4.Учитель : -выполним
упр.447
Задания : а) прочитайте текст.
Соль на Руси в старину была очень дорогим
продуктом. Поэтому пищу готовили без соли,а солили уже за столом.Часто это
происходило так.
Если хозяину хочет…ся выразить почтение к
гостю,его пища пересоливает…ся,а если к гостю выражает…ся неуважение,он уходит
«несолоно хлебавши»
И сейчас слово «пересолить» имеет два
значения,одно из которых –перестарат…ся
А «уйти несолно хлебавши» в современном языке
означает разочароват…ся,остат…ся недовлетворенным.
Б) О каких необычных выражениях
идет речь в тексте ?
(дети : «Пересолить», «перестараться», «уйти
несолоно хлебавши»
Как вы их поняли. (объяснения детей)
-Почему в некоторых глаголах пропущены
буквы ?
(дети : нужен ,не нужен мягкий знак ?)
- Сформулируйте свою задачу :что надо
сделать,чтобы правильно вставить эти буквы ?
(дети : Определить форму глагола.
Если н.ф. глагола или 2 л.ед.ч.
-то пишем Ь
Если 3 л.ед.ч. н.,б. вр.- то не
пишем Ь)
Учитель :
-примините изученные на уроке правила и выполните это упражнение.
(проверка этого
упражнения )
Упражнение № 449
Задания :а ) Прочитайте предложения.
1. Будешь трудится,будет и хлеб водиться (русская)
2. Чем даром сидеть,лучше даром трудиться (грузинская)
3. Кто трудится,тот и находит отраду (турецкая)
Б) Как вы думаете,что это за
предложения ?
(дети пословицы)
В) что указано в скобках ?
(дети : они разных народов)
г) какая общая тема
объединяет пословицы ?
(дети : тема труда)
д) Объясни значения слов
«даром», «отрада»
VI
Подведение итогов .
Учитель
: -вспомните,какие правила мы использовали на уроке ?
(дети
: Ь-пищется в инфинитивах, и в глаголах 2 л.ед.ч.н.вр.
Ь-
перед ся пишется,если это инфинитив,а в 3 л.ед.ч.н.б.вр. мягкий знак не
пишется)
Учитель
: -примините эти правила к данным пословицам : найдите
и подчеркните слова,которые пишутся по данным правилам.
Д/зд.
1) Схемы к правилам переписать в тетрадь для теории,выучить.
2) Письменно выполнить : упр.328 из справочного пособия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.