Инфоурок Начальные классы КонспектыТема урока правописание мягкого знака в глаголах

Тема урока правописание мягкого знака в глаголах

Скачать материал

 

 

             Тема урока : «Правописание  мягкого знака в глаголах»

 

              Цель : Закрепление правильного написания- ненаписания мягкого знака

                          в глаголах.

 

 

 

                                              Ход урока :

 

I Минутка чистописания.

 

1.      На доске :  ъ-ы-ь

Учитель :- Подумайте,почему я записала в такой последовательности буквы ?

                  - Где буквы встречаются в такой последовательности ?

 

Дети   :     - Такая последовательность букв встречается в русском алфавите.

 

Учитель :- По какому признаку сгруппированы эти буквы?

 

Дети :       - общий элемент

 

Учитель :- чем различны буквы :  ь-ъ-ы

 

Дети  : Ь- состоит из двух элементов

             Ъ-состоит из трех элементов

             Ы- состоит из четырех элементов

 

2.      На доске :

Соединения :ье,ьее,ые,ьи,ыи,ыи

Учитель :Назовите соединения, напишите соединения, найдите похожие и подчеркните их.

 (дети записывают,подчеркивают похожие)

 

Учитель :- Какая проблема написания этих соединений ?

(дети : не перепутать )

 

Учитель :-  Как решать эту проблему ?

(дети : надо писать четко, аккуратно )

 

Вывод : четкое письмо,это не просто желание учителя,а необходимость для лучшего понимания текса.

 

Учитель : - Придумайте и запишите самостоятельно 1 слово с любым из данных соединений.

(дети записывают и называют слова )

 

 

 

 

 

 

II Словарная работа .

 

         Учитель : Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом.

 

        На доске :    ЖЕЛАТЬ   

 

           Учитель : Запишите это слово в тетрадь.

                              Как вы понимаете значение этого  слова ?

                              Объясните через синоним ( близкое по значению слово),запишите.

       (дети записывают в тетрадь )

 

                          ЖЕЛАТЬ-ХОТЕТЬ

 

         Учитель : -Ребята ! А почему желать- словарное слово, а хотеть – нет ?

             (дети объясняют )

      

          Учитель :-Вам интересно будет узнать, как возникло это слово?

 

          На доске (сзади)   Учитель открывает :

                                Галить – «любоваться», «глазеть»

                                 Галы – «глаза»

                                 Желать –«глазеть»

 

           Учитель :  слово желать произошло от старинного галить –«любоваться».

                             Изначально галить –«глазеть» . Оно образовано от другого старинного

                              слова галы – «глаза». Желать –«глазеть».

                              - Как вы думаете,смысл этого  слова первоначально был положительным

                              или отрицательным ?

                 ( Ответы детей )

                             - А как значение слова изменилось  сейчас ?

                    (ответы детей)

 

          Учитель :- Давайте составим с этим словом предложение-пожелание.

                            -Пожелайте свои родным, друзьям, школе,городу, стране что-нибудь  

                             хорошего.

 

                                           Модель перед вам на доске  :

                               Я  + желать+ кому+ чего

 

( дети записывают в тетрадь свое пожелание, затем зачитываются пожелания вслух )

 

 

III  Формирование темы урока .

 

             Учитель : - Какая часть речи слово «желать»

                                (дети : глагол)

                               - В какой форме этот глагол ?

                                 (дети : в начальной форме)

                                - Что указывает на начальную форму ?

                                (дети : суффикс  ть, желать )

 

              Учитель :-Поставьте глагол желать в форму 2л.ед.ч.,н.вр.

                                 Запишите

                                       (дети :желаешь)

                                 - Что указывает на 2 л.ед.ч.,н.вр. ?

                                     (дети : окончание ешь )

-          А теперь поставьте глагол желать в форму 3л.ед.ч.,н.вр.

Запишите

(дети : желает)

                                - Что указывает на 3 л.ед.ч. н.вр. ?

                                     (дети окончание ет )

                               - Какая буква повторяется в ть и ешь ?

                                     ( дети : повторяется мягкий знак )

                              - Одинаковую или различную роль играет эта буква ?

 (ответы детей : ть –показывает мягкость предыдущего согласного и начальную форму

 ешь – указывает на 2 л.ед.ч. н.вр.)

 

               Учитель : - вспомните какой синоним мы подбирали к слову желать ?

                                                (дети : хотеть )

  - самостоятельно в тетради заполните три столбика . В 1 столбик глагол хотеть запишите в н.ф., в2 столбик во 2 л.ед.ч.н.вр., 3 столбик ед.ч.н.вр.

                   (дети записывают )

           Н.ф.

  2 л.ед.ч.н.вр.

3 л.ед.ч.н.вр.

    хотеть

хочешь

хочет

 

             Учитель : - добавьте к глаголу хотеть во всех формах, где можно суффикс  ся

                                   ( дети записывают )

хотеться

 

хочется

 

        Учитель : -Сравните н.ф. и 3 л.ед.ч. с суффиксом  ся. В чем разница в написании ?

(ответы детей : мягкий знак пишется и не пишется)

       Учитель : Ребята ! Посмотрите внимательно на нашу работу. На минутке чистописания писали мягкий знак,в словарной работе писали глагол в начальной форме; образовывали формы : неопределенную,2 л.ед.ч.н.вр.,3 л.ед.ч. с суффиксом ся.

- Все это делали мы не случайно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Дети : правописание мягкого знака в глаголах)

 

IV. Дана схема (в тетради) и на доске : можно вызвать к доске.

                           Мягкий знак у глаголов пишется : 

                             ↓                                                   ↓

                             ?                                                    ?

                             ↓                                                    ↓

                    (………)                                          (……..)

     Учитель :- А теперь подумайте, как мы будем применять это правило !!: что нужно узнать,чтобы написать  Ь в глаголах ?

  (дети : Форму глагола : в н.ф. или форму 2 л.ед.ч.)

 

V. Закрепление новой темы :

1.Упражнение № 445.

а)Прочитай текст.

Ветер,ветер ! Ты могуч,

Ты гоняе….   Стаи туч,

Ты волнуе…. Сине море,

Всюду вее…. На просторе,

Не боиш….ся никого,

Кроме Бога одного.

Аль откаже… мне в ответе?

б)Как ты думаешь,кто автор этого текста ?

(дети : А.С. Пушкин)

Из какого произведения взят этот текст ?

(дети:»Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» К ветру обращается царевич Елисей)

в) Что нужно сделать в этом отрывке ?

(Дети : вставить окончания у глаголов)

г) Учитель :-Обратите внимание на слово «боишься» .Где пишется Ь ?

    (дети : перед ся )

д)- Как вы думаете,почему нужно писать мягкий знак перед ся ?

   (дети : Такое окончание  и перед ся оно сохраняется )

е) –выполните это упражнение (взаимопроверка) (один ребенок вызывается к доске )

2.Учитель : а)-запишите под диктовку в 1 столбик

Н.Ф.

Идти

Стоять

Говорить

Молчать

Беречь

Терять

                       б)-Обратите внимание на значение глаголов.Что интересного вы заметили ?

                      (дети антонимы)

                      в)-Устно придумайте свою пару антонимов.

                         - В какой форме мы записали глаголы ?

                                    (в начальной форме)

                      г) Какое правило в окончаниях глаголов вам пришлось применить ?

                                (дети: подчеркивают мягкий знак

                                Ответы : написание мягкого знака )

Учитель : д) Образуйте,где можно,от этих глаголов-инфинитивов, глаголы с суффиксом ся и запишите  их во второй столбик.

                          

                     Н.Ф.

 

    Идти

             -

Стоять

             -

Говорить

     говориться

Молчать

            -

Беречь

    беречься

Терять

   теряться

 

Учитель : е)-Где удалось,а где не удалось это сделать ?

                  - Посмотрите внимательно на глаголы-инфинитивы с суффиксом ся .

                     - как вы думаете, надо ли сохранять мягкий знак перед ся в инфинитиве ?

                         (дети : надо )

                      - а почему ?

                   (дети :- чтобы сохранить суффикс ть или чь )

Учитель : ж ) –образуйте от каждого глагола, записанные в 1 столбик 3 л.ед.ч.н.вр.

                    - Запишите в третий столбик

 

 

   Н.ф.

 

3 л.ед.ч.н.вр.

идти

 

идет

Стоять

 

стоит

Говорить

     говориться

говорит

Молчать

            -

молчит

Беречь

    беречься

бережет

Терять

   теряться

теряет

 

Учитель : з) –На что обратили внимание ?

                        - Что заметили ?

(дети : в 3 л.ед.ч.н.вр. мягкого знака нет )

                  Ж) – образуйте от 3 л.ед.ч.н.вр.,где можно это сделать глаголы с суффиксом ся

и запишите в последний столбик

   Н.ф.

 

3 л.ед.ч.н.вр.

 

идти

 

идет

   -

Стоять

 

стоит

  -

Говорить

     говориться

говорит

     говорится

Молчать

            -

молчит

            -

Беречь

    беречься

бережет

    бережется

Терять

   теряться

теряет

   теряется

 

Учитель : -Продолжите фразу : « Раз в 3 л.ед.ч.н.вр. нет мягкого знака,значит  и перед ся…..

   (дети : мягкого знака не будет )(заполните на доске и в тетрадях схему )

 

Ь -  пишется в инфинитиве

Ь- не пишется в 3 л.ед.ч.н.,б.вр.

 

       - Какой же сделаем вывод ?

( дети : в инфинитиве мягкий знак пишется,в 3 л.ед.ч.н.вр. мягкий знак не пишется )

 

3.Учитель :- прочитайте правило в справочном пособии на стр.177

                            (дети читают )

                      - Как мы будем применять это правило ?

(дети : -надо задать вопрос ,по нему определить форму глагола. В начальной форме есть мягкий знак ,в 3л.ед.ч. н.б.вр. его нет )

 

4.Учитель : -выполним упр.447

 Задания : а) прочитайте текст.

   Соль на Руси в старину была очень дорогим продуктом. Поэтому пищу готовили без соли,а солили уже за столом.Часто это происходило так.

    Если хозяину хочет…ся выразить почтение к гостю,его пища пересоливает…ся,а если к гостю выражает…ся неуважение,он уходит «несолоно хлебавши»

   И сейчас слово «пересолить» имеет два значения,одно из которых –перестарат…ся

   А «уйти несолно хлебавши» в современном языке означает разочароват…ся,остат…ся недовлетворенным.

           Б) О каких необычных выражениях идет речь в тексте  ?

(дети : «Пересолить», «перестараться», «уйти несолоно хлебавши»

    Как вы их поняли. (объяснения детей)

    -Почему в некоторых глаголах пропущены буквы ?

      (дети : нужен ,не нужен мягкий знак ?)

-  Сформулируйте свою задачу :что надо сделать,чтобы правильно вставить эти буквы ?

  (дети : Определить форму глагола.

             Если н.ф. глагола или  2 л.ед.ч. -то пишем Ь

             Если 3 л.ед.ч. н.,б. вр.- то не пишем Ь)

 

Учитель : -примините изученные на уроке правила и выполните это упражнение.

                       (проверка этого упражнения )

   

 

Упражнение № 449

 

Задания :а ) Прочитайте предложения.

1.      Будешь трудится,будет и хлеб водиться (русская)

2.      Чем даром сидеть,лучше даром трудиться (грузинская)

3.      Кто трудится,тот и находит отраду (турецкая)

Б) Как вы думаете,что это за предложения ?

   (дети пословицы)

В) что указано в скобках ?

(дети : они разных народов)

г) какая общая тема объединяет пословицы ?

(дети : тема труда)

д) Объясни значения слов «даром», «отрада»

 

VI Подведение итогов .

 

Учитель : -вспомните,какие правила мы использовали на уроке ?

(дети : Ь-пищется в инфинитивах, и в глаголах 2 л.ед.ч.н.вр.

   Ь- перед ся пишется,если это инфинитив,а в 3 л.ед.ч.н.б.вр. мягкий знак не пишется)

 

Учитель : -примините эти правила к данным пословицам : найдите и подчеркните слова,которые пишутся по данным правилам.

 

 

Д/зд. 1) Схемы к правилам переписать в тетрадь для теории,выучить.

          2) Письменно выполнить : упр.328 из справочного пособия.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока правописание мягкого знака в глаголах"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи урока:Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.Воспитательные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 078 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.11.2020 618
    • DOCX 29 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гуськова Валерия Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гуськова Валерия Павловна
    Гуськова Валерия Павловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 52233
    • Всего материалов: 196

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе