Тема урока: «Определение и различие падежей» 2 урок
Цель урока:
научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.
Задачи:
1.Учить сравнивать формы одушевлённых имён
существительных в именительном, родительном и винительном падеже
2.Учить находить способы распознавания
одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном
падеже
3.Развивать
умения определять падеж и склонение имён существительных в косвенных падежах.
Планируемые результаты
- называть признаки имён существительных в
именительном, родительном и винительном падежах
- знать способы распознавания одуш.
существительных в имен., родит. и винит. падежах
- понимать
и сохранять в памяти учебную задачу урока
- делать
выводы на основе сравнения
- находить дополнительную информацию в разных
источниках,преобразовывать и представлять её
- проявлять уважительное отношение труду.
Оборудование: учебник «Русский язык» ,
опора с падежами, таблица с падежами, словарь , карточки.
ХОД
УРОКА
1.Организация класса на работу
Учитель:
-Вот прозвенел звонок
Нужно нам начать урок
Встаньте прямо ,подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Всё ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Учитель:
- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких.
Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с
минутки чистописания.
II. Чистописание.
- Открываем тетради, записываем число,
классная работа. Обратите внимание на орфограммы.
П…тнадц..тое …ктября.
Кла…ная р…бота .
- Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где труд, там и
радость".
Объясните
смысл пословицы.
- Что сейчас является вашим трудом?
- Какие ценные
качества понадобятся нам на протяжении всего урока?
(
Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие )
- Приступаем трудиться. Объясните пропущенную
орфограмму в пословице.
- Мы будем
прописывать на минутке чистописания соединение з строчных букв ( Дети
прописывают)
Показ учителем
или презентация правильного написания букв.
кооок коаок ……..
- Дайте
характеристику этой букве. ( БукваК , звук [ К ], согл., звонк., твердый)
- Теперь переходим
к работе со словарными словами.
III. Словарная работа.
Запись слов под диктовку, выделение орфограмм,
ударения.
Агроном, учитель, комбайнер, хлебороб, космонавт,
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)
Найдите в словаре новое слова, которые по смыслу подходят к этой группе. (инженер)
- Кто такой шофёр? (Выслушать мнения детей)
IV. Повторение изученного.
- Что общего в
словарных словах? (все слова существительные, 2 склонения)
- Что называется
именем существительным?
- Какие слова
относятся ко 2 склонению?
- Как изменяются
имена существительные? (существительные изменяются по падежам)
- Что значит
изменить по падежам? (просклонять)
- Просклоняйте
имена существительные:
Определите
склонение этих существительных.
1 скл. 2
скл.
Им.п. кто? лиса
врач
Р.п. кого? лисы
врача
Д.п. кому лисе
врачу
В.п. кого? лисы
вврача
Т.п. кем? лисой
врачом
П.п. о ком? о лисе о
враче
- Что интересного заметили в падежных
окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают окончания
винительного и родительного падежей во 2-ом склонении, падежный вопрос кого?)
- Наблюдается ли такое совпадение у
существительных 1 склонения?
( Такое совпадение наблюдается у
одушевленных существительных 2-го склонения.)
- Как же быть, если в предложении встретится
существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли
будет узнать падеж?
V. Сообщение темы урока и целей
- Может быть, вы
догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и
задачу урока: сравнить винительный и родительный падежи; научиться распознавать
эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?)
- На какие вопросы
отвечает родительный падеж, винительный падеж?
- Какие предлоги
относятся к родительному, винительному падежу?
- Какие окончания
имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном и винительном падежах?
- Каким членом
предложения является?
( Одновременно
с ответами дети заполняют таблицу, которой будут пользоваться на последующих
уроках. )
- Итак, нас интересуют одушевленные
существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах. Можно ли
различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)
- По роли в предложении? (Нет, т.к.
являются второстепенными членами предложения.)
- Что можно сказать о роли предлогов? ( По предлогу можно различить родительный и
винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не
употребляются с винительным падежом и наоборот)
- Как же поступить в том случае, если нет
предлога? Могут ли нам помочь существительные других склонений?
(Возможно, кто-то из ребят догадается и
предложит способ замены существительного 2 склонения существительным 1
склонения. -
( Окончания существительных 1-го склонения
в родительном и винительном падежах разные.)
VIII. Физкультурная минутка.
IX. Работа по учебнику.
Какой способ распознавания родительного и
винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2
склонения существительное 1 склонения и по окончанию распознать падеж.)
- Итак, как можно различить родительный и
винительный падежи у одушевленных имен существительных? (По предлогам, если предлогов нет - заменить
существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения и по окончанию
определить падеж.)
2) Самостоятельная
работа с проверкой.
Упр. 48, с. 127
Работа по карточкам.
- Прочитайте. Впишите пропущенные окончания.
Определите падеж и склонение существительных.
Василий откидывает воротник
шинел…, снимает фуражку. Я высовываюсь из бричк… . С одной стороны дорог…
блестит мокрой зеленью озимое поле. С другой стороны не шелохнётся осиновая
роща. Из середины рощ… ясно долетают звуки кукушк….( По Л. Толстому)
X. Домашнее задание.
С 48 упр126
XI. Итог урока.
- Над какой темой урока мы работали?
- Как распознать родительный и винительный
падежи существительных 2-го склонения?
- Что ещё нового узнали на уроке? ( С какими
словарными словами познакомились?)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.