Главная / Биология / Тема урока: Лист, его строение и значение.

Тема урока: Лист, его строение и значение.

Название документа Динамическая пауза.docx

Динамическая пауза.


Листочки

Листочки мы подняли, солнцу показали.              поднимают  руки


Листочки опускали, травке показали.                   опускают  руки


Листья повстречались, а потом расстались.        соединяют руки, а потом разводят


Ветерок летал, листики качал.                               поднимают руки вверх-вниз


Листики устали, тихо полежали.                           приседают                                                      

Ветер листики поднял.                                           встают на ноги


Сильно дует ветерок, улетает наш листок.          делают круговые движения

кистями рук и пальцами


Можно повторить два раза.



Название документа Приложение №1.docx

Инструктивная карта

«Листья простые и сложные. Черешковые и сидячие»

« Виды листорасположения»

Цель: изучить внешнее строение листьев. Способы листорасположения.

Алгоритм работы.

1. По гербарию и рисунку 51 изучите внешнее строение листа. Проговорите все его основные части.

2.​ Пользуясь рисунком в учебнике 52 (верхний ряд листьев) и гербарием (№1), найдите и сгруппируйте листья, у кого имеется черешок и у кого его нет.

Как эти группы листьев называются?

3.​ Рассмотрите рисунок 52 и предложенные вам листья в гербарии (№2). Найдите среди них сложные и простые.

Как вы думаете, чем они отличаются?

Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.

4.Поработайте по гербарию №3, рассмотрите как располагаются листья на стебле. Прочитайте их названия, осмыслите, проговорите способы листорасположения. Найдите на предложенных вариантах разные способы листорасположения.

4.​В паре  обсудите полученные результаты.

5. После работы, гербарии аккуратно сложите и вместе с инструктивной картой положите на край стола.











Название документа Приложение №2.docx

Клеточное строение листа.

(Так таблица должна выглядеть, но на уроке дети заполняют три первых столбца, а остальные дома)

Название части листа

Название ткани

Описание клеточного строения ткани

Значение ткани

Примечания

Кожица листа (эпидерма)





Покровная

Образована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клеткиустьца.

Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц – газообмен листа с внешней средой.

Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений – на верхней, у листьев, расположенных вертикально, - на обеих сторонах.

Мякоть листа (мезофилл)

Основная фотосин-тезирую-щая

а) столбча-тая ткань







Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов.






Фотосинтез, газообмен.


Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.

б) губчатая ткань



Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше



Газообмен, фотосинтез

Жилки листа

Прово-дящая ткань

ксилема

(древесина)

Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.

Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям.


Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность

Прово-дящая ткань

флоэма

(луб)

Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения .

Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения.



Название документа Приложение №3.docx

Тест по теме: «Внешнее строение листа.


1. У папоротника лист:


а) простой;C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\File0037.bmp

б) сложный;

в) с цельным краем.







2. У белокрыльника цветущего лист:

а) простой;C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\File0032.bmp

б) сложный;

в) сидячий.








3. Для однодольных растений характерны листы с жилкованием:

а) сетчатым;

б) только параллельным;

в) параллельным и дуговым.


4. Сложные листья характерны:

а) только для однодольных растений;

б) только для двудольных растений;

в) для однодольных и двудольных растений.


5. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:


а) листовая C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\лист.bmp

пластинка;

б) черешок;

в) прилистник.




6. Листорасположение у ветреницы:


а) очередное;C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\File0035.bmp

б) мутовчатое;

в) супротивное.





7. Листорасположение у подсолнечника:

а) очередное;

б) мутовчатое;C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\подсолнечник.bmp

в) простое.








8.У тимофеевки луговой лист:C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\File0038.bmp

а) черешковый;

б) сидячий;

в) с пильчатым

краем.










9. Жилкование у капусты:

а) сетчатое;

б) дуговое;

в) параллельное.C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\File0039.bmp












10. Нарисуйте черешковый лист. Укажите части листа.












Название документа Технологическая карта к уроку.docx

Разработка урока по биологии в 6 классе

 «Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

МОУ СОШ №1 р.п. Пачелма

Учитель биологии: В.И. Гришина

УМК: И.Н. Пономарёвой.

Тема урока: Лист, его строение и значение.

Цели урока: 

Деятельностная: при сравнении разных листьев учащиеся должны научиться различать сложные листья и простые, световые и теневые; определять видоизменение листьев в связи с их выполняемой функцией; изучить внешнее и внутреннее строение листьев; понять какие функции выполняют листья у растений.

Предметно- дидактическая:

образовательные:

через формирование умений самостоятельного поиска информации и навыков работы с учебником, инструктивной карточкой сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения; научить их различать простые и сложные листья; сформировать знания о значение листа для растений.

Развивающие:

развивать познавательную деятельность через работу с учебником, наглядным и раздаточным материалом; формировать умения выделять главное, развивать мышление, память, творческие способности учащихся.

воспитательные:

воспитание бережного отношения к природе; дисциплинированности, аккуратности.

Планируемые результаты: __1) обеспечить достижение личностных результатов обучения: формирование способности обучающихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам; оценивать собственный вклад в работу группы: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


2) обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия для развития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения классифицировать и самостоятельно выбирать основания классификации; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


3) обеспечить достижение предметных результатов обучения: формирование системы научных знаний о строение растений; формирование представления о строении и функциях листа, многообразии листьев; формирование морфологических понятий – части листа (листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники), простые и сложные листья, жилкование листа, видоизменение листьев; формирование умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать простые и сложные листья


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: частично- поисковый, исследовательский, репродуктивный, иллюстративный, эвристическая беседа.


Необходимое оборудование ___мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Строение и функции листа», гербарий «Простые и сложные листья», «Жилкование листьев», инструктивные карточки для описания листьев, комнатные растения (пуансетия, алоэ, колеус, нефролепис), чашка Петри, листья алоэ,препаровальные иглы, таблица «внешнее и внутреннее строение листа»;











Технологическая карта урока


Этапы урока

Методы обучения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

Организационный момент


приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку, организует внимание

учащихся

приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте, аккуратно их раскладывают на парте.

Личностные: самоопределение; регулятивные: организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка цели урока.

Мотивация

учебной

деятельности.

Эвристическая

беседа.

Подводит учащихся к формулировке темы урока.

Какие две группы органов вы знаете у растений? Назовите все вегетативные органы растений.

Какие вегетативные органы мы с вами уже изучили? Как вы думаете, что нам с вами осталось изучить из вегетативных органов?

Как вы думаете какова тема сегодня нашего урока? Слайд 1.

Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу:

Назовите, какие здесь изображены растения. (слайд№2)

По каким признакам вы определили эти растения. А что ещё необходимо, на ваш взгляд, узнать про листья?

Побуждает учащихся формулировать цели урока, задавая им наводящие вопросы.

Все ли листья одинаковые по размеру? Например, лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3-х миллиметров, а лист виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре (слайд 3)

Как вы думаете, почему форма листьев тоже разная? Слайд 4 кактус, усики гороха, почечные чешуи, листья алоэ, мясистые листья лука.








Отвечают на вопросы.















Формулируют тему урока.













Называют растения.



Называют размеры и формы листьев, которые могут вспомнить.





















Ставят цели урока


личностные: мотивация учебной деятельности

регулятивные: целеполагание

коммуникативные: формулировка ответов.







познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли.

Актуализа-ция знаний УУД в начале урока








Эвристическая беседа

Проверяет знания учащихся о листе как части побега. Что такое побег? Какие почки вы знаете? Из каких почек и почему развиваются листья? Давайте вместе сформулируем проблему, которую необходимо решить по строению листьев? Каким образом листья растений отличаются друг от друга? Можно ли эти отличия объяснить строением листа, как частью побега. Что нам нужно для этого сделать?






учащиеся отвечают на вопросы.






Формулируют проблему.











Поиск решения проблемы

(сравнение разных листьев по внешнему строению, изучить внутреннее строение, понять какие функции выполняют листья))














Личностные: оценивание уровня осваиваенного содержания

Коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Познавательные:

Поиск путей решения возникшей поблемы

Первичное усвоение новых знаний














































































































Динамическая пауза

(приложение)









Исследовательский метод






















Репродуктивный

метод








Беседа.













Частично -поисковый






























Частично-поисковый

















Иллюстративный

Направляет деятельность детей на выявление общих признаков в строении листьев, на составление классификации листьев.

Организует работу по инструктивным карточкам в парах по гербарию (приложение1).Слайд5



Организует взаимопроверку в парах, подводит детей к формулированию итога работы по внешнему строению листа: основываясь на знаниях о строении листа составьте классификацию листьев (слайд6).













Сообщает знания о видах жилкования

Слайд 7.







Но что же у листа внутри? Из чего он состоит?  Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня мы погрузимся с вами в тайны внутреннего строения и функционирования листьев.

Направляет деятельность детей на выявление внутреннего строения листа.

Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). 

С чем связано различие формы и размеров клеток листа?

Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциями?

Какие ткани образуют лист?

Так что же нам с вами нужно узнать? Как это сделать?


У вас в чашке Петри лежат листья алоэ. Какая ткань находится сверху и снизу? Потрогайте её руками, какова ее функция?

Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алоэ? 


Организует работу по рисунку учебника №54. Слайд 8.

Вопросы слайда 9.

Учитель контролирует работу и помогает заполнить таблицу по внутреннему строению листа

(Приложение 2)











Теперь мы с вами знаем особенности внешнего строения и внутреннего и готовы, как вы думаете, ответить на какой вопрос? Учитель подводит учащихся к постановке проблемы - какое значение листа для растения?

Учитель в помощь даёт основополагающие слова: путь решения проблемы. Слайды 10-13

Хлорофилл (фотосинтез)

Устьица (испарение,газообмен)

Губчатая ткань (газообмен)

Осень (листопад)





Организует самостоятельную работу по тексту учебника о значении листопада










Организует паузу: читает стихотворение и показывает движения.








учащиеся выполняют задания, работают в паре.







взаимопроверка в парах



Делают выводы по разнообразию внешнего строения(простые,сложные черешковые, сидячие и о видах листорасположения-

очередное, супротивное ,мутовчатое)






Усваивают,запоминают, работают по гербарию, находят виды жилкования и несколько раз их проговаривают .Делают вывод о видах жилкования.




Дети отвечают








 





 



Формулируют проблему.





Предлагают пути решения проблемы.



Работают индивидуально с листьями алоэ.





Дети работают в парах по рисунку по вопросам слайда и заполняют таблицу в тетради, кроме третьего столбца (заполняют дома) (приложение 2)

Делают вывод о внутреннем строении листа.




Учащиеся формулируют постановку вопроса-

значение листа для растения.






Учащиеся устно стараются отвечать, опираясь на ранее изученный материал и делают вывод о значении листа.







Читают стр.51 «Листопад» .

Осмысливают и проговаривают в парах.

Делают вывод о значении листопада.








повторяют движения за учителем

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданной целью э

Коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;








Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний
























Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

Познавательные анализ объектов











Личностные: осознание своих возможностей в учении;

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.

















Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии



Первичная

проверка понимания знаний.


Учитель демонстрирует 4 комнатных растения: колеус и алоэ, нефролепис и пуансетию

и предлагает решить проблему: эти растения можно объединить в пары . Подумайте и объясните, по какому признаку это можно сделать?

ведут дискуссию,

выявляют отличия : 1 пара – черешковые листья и сидячие; вторая пара – сложные и простые листья.


Личностные:

уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

Познавательные: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения

6.Первичное

Закрепление знаний

Иллюстративный

Организует тестирование по слайдам (приложение 3)

Дети закрепляют полученные знания,

осуществляют самоконтроль (справились, не справились)

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;



7.Рефлексия


Организует работу в тетрадях по составлению синквейна на слово –лист

(дети знают правило составления синквейна)

Контролирует и выявляет «слабые», недоработанные места у учащихся.

Учащиеся, используя полученные знания, пошагово составляют синквейн на слово-лист. По ходу этой работы дети систематизируют знания по данной теме и осуществляют самоконтроль (справились или не справились)

Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: вступают в диалог

Регулятивные: оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала




Домашнее задание. Дальнейшее изучение вы продолжите дома.

Обязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 48-51, поработать по рисункам в учебнике, до конца заполните таблицу по внутреннему строению листа.

Дополнительный уровень – решить биологическую задачу: стр.72. «Выскажите своё мнение», задание №2.


Тема урока: Лист, его строение и значение.
  • Биология
Описание:

Цели урока:

Деятельностная: при сравнении разныхлистьев учащиеся должны научитьсяразличать сложные листья и простые, световые и теневые; определять видоизменение листьев в связи с их выполняемой функцией; изучить внешнее и внутреннее строение листьев; понять какие функции выполняют листья у растений.

Предметно- дидактическая:

образовательные:

через формирование умений самостоятельного поиска информации и навыков работы с учебником, инструктивнойкарточкой сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения; научить их различать простые и сложные листья; сформировать знания о значение листа для растений.

Развивающие:

развивать познавательную деятельность через работу с учебником, наглядным и раздаточным материалом; формировать умения выделять главное, развивать мышление, память, творческие способности учащихся.

воспитательные:

воспитание бережного отношения к природе; дисциплинированности, аккуратности.

Планируемые результаты: __1) обеспечить достижение личностных результатов обучения: формирование способности обучающихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам; оценивать собственный вкладв работу группы: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

2) обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия дляразвития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения классифицировать и самостоятельно выбирать основания классификации; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

3) обеспечить достижение предметных результатов обучения: формирование системы научных знаний о строение растений; формированиепредставления о строении и функциях листа, многообразии листьев; формирование морфологических понятий – части листа (листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники), простые и сложные листья, жилкование листа, видоизменение листьев; формирование умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать простые и сложные листья

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: частично- поисковый, исследовательский, репродуктивный, иллюстративный, эвристическая беседа.

Необходимое оборудование ___мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Строение и функции листа», гербарий «Простые и сложные листья», «Жилкование листьев», инструктивные карточки для описания листьев, комнатные растения (пуансетия, алоэ, колеус, нефролепис), чашка Петри, листья алоэ,препаровальные иглы, таблица «внешнее и внутреннее строение листа»;


Автор Щепочкина Надежда Федоровна
Дата добавления 23.11.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 105
Номер материала MA-068705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы