Главная / Русский язык и литература / Тема урока: «Корень зла и жестокости» в стихотворении Олжаса Сулейменова «Волчата»

Тема урока: «Корень зла и жестокости» в стихотворении Олжаса Сулейменова «Волчата»

8 класс


Тема урока:

Тема урока: «Корень зла и жестокости» в стихотворении Олжаса Сулейменова «Волчата»

Цель:

формирование коммуникативной компетенции

Задачи

  • образовательная: познакомить учащихся с произведением О. Сулейменова «Волчата»; показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в стихотворении соотносится мир природы и мир человека;

  • развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить анализ текста; умения работать в коллективе;

  • воспитательная: прививать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока: 

урок-исследование

Ожидаемый

результат



А: Понимает основную мысль стихотворения; выстраивает правильную монологическую речь по теме урока

В: Выражать свою точку зрения; определяет основную мысль стихотворения

С: Анализирует, аргументирует, интерпретирует, убедительно высказывает свою точку зрения.

Ключевые идеи

Внедрение и интеграция семи модулей программы Кембриджского университета активизирует мыслительную деятельность и мотивирует учебную деятельность учащихся.

Формы обучения

Фронтальная, коллективная: групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Методы обучения

Частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный.

Ассоциация.

Обмен идеями

Словарная работа.

Презентация

Оборудование

Интерактивная доска, слайды по теме, стикеры; карточки с уровневыми заданиями.

Эпиграф на плакате к уроку:
Человек – вершина природы,

но природа – ее подножье.

Уничтожая природу, человек

неизбежно уничтожает себя.

Р. Рождественский

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика




I. Вызов


2мин





4мин


Приветствие

Психологический настрой на урок

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

Лист успешности

Читают хором

1.Я умею выразительно читать стихотворение с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций

2. Я могу работать с произведением и ориентироваться в тексте стихотворения

3. Я могу рассуждать, высказывать свою точку зрения по теме урока

4. Я могу анализировать данное поэтическое произведение и раскрыть нравственный смысл стихотворения.


- Жизнь и творчество Павла Николаевича Васильева являются ярким доказательством той связующей нити между Россией и Казахстаном. Его поэзия, как и Иртыш, соединяет Павлодар и Омск, Казахстан и Россию. П. Васильев одним из первых ввел тему Казахстана в русскую поэзию. Почти все его стихи – о Казахстане. В них он выразил беззаветную любовь к родному краю, которую он в своем сердце пронес через всю жизнь, где бы он ни был. Образ просторной, необъятной родины, образ жителей степного края оживают в страницах стихотворений: «По Иртышу», «Ярмарка в Куяндах», «Верблюд», «Павлодар», «Азиат»,, «Песни киргиз-казахов», «Стихи Мухана Башметова». С удивительным вдохновением воспевал он казахскую степь.

Проверка домашнего материала

Чтение наизусть стихотворения Васильева «Иртыш»


Лист успешности

Читают хором

1.Я умею выразительно читать стихотворение с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций

2. Я могу работать с произведением и ориентироваться в тексте стихотворения

3. Я могу рассуждать, высказывать свою точку зрения по теме урока

4. Я могу анализировать данное поэтическое произведение и раскрыть нравственный смысл стихотворения.




II. Осмысление






3мин


-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним Эпиграф на плакате к уроку:
Человек – вершина природы,

но природа – ее подножье.

Уничтожая природу, человек

неизбежно уничтожает себя.

Р. Рождественский

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к окружающим, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный мир Олжаса Сулейменова, анализируя его стихтворение «Волчата».

Ассоциации к слову ВОЛК устно

Тема нашего урока – “Корень зла и жестокости ”. 

Цель – выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с природой.

Учащиеся передают лист бумаги на котором по очереди пишут, что знают о писателе

Ученики по баллам ставят у себя на оценочных листах

III. Рефлексия

5мин







4мин










3мин



Видеофрагмент

(чтение стихотворения О.Сулейменовым)

Несколько учеников читают стихотворение

Чтение стихотворение

2. Словарная работа по учебнику

лощина — алқап, волчата — бөлтіректер, қасқырдың күшіктері, волчатник — охотник за волками, заросли — ну, қопа, оскалив пасть — аранын ақситып, месть — кек, өш.


3. Анализ текста

Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения.

-Что заставило вас задуматься?

-Что интересного в стихотворении?

-Какая картина предстала перед человеком в густой лощине?

-Как вы думаете, какие мысли и чувства вызывала она у волчатника?

-В чем нарисованная поэтом трагедия?

-Почему не назван в стихотворении ее истинный виновник?

-Какова главная мысль стихотворения?


Оценивание учителем с помощью стикеров зеленый 3, желтый 2, красный 1

4. Условно на какие части можно поделить стихотворение? Объясните?

hello_html_m7693a827.jpg


hello_html_708f3206.jpg

— Нужно всегда помнить, что волк — хищник, таким его создала природа, и он охотится, чтобы выжить и продолжить свой род. Волки, как и люди, могут испытывать привязанность. Это умные, находчивые. Хитрые и осторожные животные. Они вынуждены нападать на домашний скот, когда голодно зимой и весной






























Читают по частям

-Можно разделить текст на две части. Первая часть состоит из трех четверостиший.

Неизвестно, кто убил волчицу, но можно предположить, что она погибла, добывая пищу для своих детенышей, чтобы спасти им жизнь.







Вторая часть стихотворения — это страшная сцена: голодные волчата жадно пьют густую, холодеющую кровь матери, и вместе с ней в них вливается жажда мести.







5мин



























































III. Этап закрепление

Индивидуально-групповая работа по карточкам.

Задание I уровня.

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение О. Сулейменова «Волчата», какое настроение оно вызывает? Какую проблему поднимает автор?

2. Почему поэт назвал стихотворение «Волчата»? Придумайте другие название для него


Задание II уровня.

1.Известный казахстанский писатель — натуралист Максим Зверев утверждал:

" Потомки не простят нам, если мы не протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас»

Какое значение имеет, по-вашему, такое понимание природы для современного общества? Каким образом мы должны протянуть руку природе?

2. Какие произведения казахских и русских писателей или поэтов о взаимоотношениях человека и животных вы читали?


Задания III уровня.

1.Какие мифологические представления несет в себе образ волка?

3. Какая роль отводится волку в устном народном творчестве? Вспомните известные вам пословицы, поговорки, сказки об этом сером хищнике.




Обратите внимание на эпиграф  урока. Строки из «Монолога Царя зверей».

— О чем предупреждает Лев?

— Человек — вершина природы, но природа — ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя.

— Имеет ли права человек, считающий себя единственным властелином природы, распоряжаться жизнью «меньших братьев», которые тоже хотят жить?

— Нет, конечно. Всякая тварь имеет свое предназначение и создана не зря.

Соединяя жизнь людей и природы, Сулейменов выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать еѐ, любить и охранять.



РАФТ 5-10 предложений

Эссе от имени волчат

Эссе от имени людей

Статья в местную газету

IV. Рефлексия

— Что вам дал сегодняшний урок?

— Как полученные знания вам пригодятся в жизни?

- Оцените свою работу на уроке по критериям

Включаю грамзапись песни «Волчата» на слова Олжаса Сулейменова

V.   Комментирование оценок

Дифференцированное домашнее задание

  1. Придумайте другой конец стихотворения

  2. Составьте синквейн на тему «экология»

  3. Выучите стихотворение

(можно переложить на музыку)
























Выстуление одного ученика от группы

Самоанализ урока

Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности идей семи модулей:



Новые подходы в преподавании и обучении.-

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучение критическому мышлению__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценивание для обучения и оценивание обучения___________________________________________________________________________________________________________________

Использование ИКТ в преподавании и обучении__________________________________________________________________________

Обучение талантливых и одаренных учеников____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников___________________________________________________________________________________________________________________

Управление и лидерство в обучени___________________________________________________________________________

Что не получилось?_________________________________________________________________________________________________________________________________



Волчьи амулеты и обереги у славян и тюркских народов. Удивительное сходство обнаруживается в вере тюркских и индоевропейских народов в волчьи обереги и амулеты, имеющие лечебную силу. Например, у славянских народов и у узбеков, которые никогда не встречались, существовали в качестве амулетов зубы и кости волка. И славяне, и узбеки лечились тем, что ели волчье сердце, с той разницей, что узбеки перетирали это сердце в порошок.
Казахи, принадлежащие, как и узбеки к тюрко-язычным народам, растирали болезненную сыпь на человеке волчьим хвостом. Славяне носили при себе волчий хвост от болезни. (17 )
О похищении и "воспитании" волками детей человека. В Южной Франции и в Индии в наше время и в XIX в. отмечены случаи, когда попавшие к волкам маленькие дети "воспитывались" волчицами. Редьярд Киплинг, вероятно, использовал факты долгого, иногда более одного года, проживания детей у волков, при написании знаменитой повести "Маугли".
В древности такие случаи могли быть и более частыми, а рассказы о них, обрастая мифическими подробностями, передавались из поколения в поколение.
Мифы евразийских народов о воспитании волками детей пришли к нам из глубокой древности. Их сохранность свидетельствует об их популярности. Детальное совпадение мифов о "воспитательной способности волков" отмеченной в наших наблюдениях, позволяет утверждать, что они восходят к общеевразийскому мифу, когда евразийцы были единым народом.
Существует еще два парадокса, требующие объяснения. В обрядах народов Европы, призванных способствовать получению хорошего урожая, фигурирует Хлебный Волк (1) как дух плодородия зерна. Волк, связанный с урожаем?! Это ли не удивительно!

Волк почитался римлянами, поскольку РОМУЛ и Рем, дети Марса и легендарные основатели Рима, были вскормлены волчицей.

У римлян явление волка перед битвой могло расцениваться в качестве символа будущей победы, так как он связывался с богом войны Марсом Чингисхан тоже похвалялся своим происхождением от серо-голубого, с высоких небес спустившегося “избранного волка”.

Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей - льва дрессируют в цирке.)

Волк - это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.

Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты.

Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье.

Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

Волк в овечьей шкуре” - символ лжепророков-соблазнителей, цель которых - погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: “Доверить волку пасти овец”; “С волками жить, по-волчьи выть” (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.

Впрочем, современные исследования поведения животных свидетельствуют о том, что волк не заслуживает своей плохой репутации и целенаправленным обхождением, с учетом его рефлексов, его можно побудить к сосуществованию с человеком, который выступает в роли вожака стаи. В положительном смысле о волке упоминает уже Бёклер (1688): “Волк имеет значение бдительности и осмотрительности, и в этом качестве имя этого животного и его образ используется в гербах; волк заполучает свою добычу с таким умом, что редко попадается охотнику”.



Тема урока: «Корень зла и жестокости» в стихотворении Олжаса Сулейменова «Волчата»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель:

формирование коммуникативной компетенции

Задачи

Ø образовательная: познакомить учащихся с произведением О. Сулейменова «Волчата»; показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в стихотворении соотносится мир природы и мир человека;

Ø развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить анализ текста; умения работать в коллективе;

Ø воспитательная: прививать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Тип урока

  • урок изучения нового материала

Форма урока:

  • урок-исследование

Ожидаемый

результат

  • А:Понимает основную мысль стихотворения; выстраивает правильную монологическую речь по теме урока

В: Выражать свою точку зрения; определяет основную мысль стихотворения

  • С: Анализирует, аргументирует, интерпретирует, убедительно высказывает свою точку зрения.

Ключевые идеи

  • Внедрение и интеграция семи модулей программы Кембриджского университета активизирует мыслительную деятельность и мотивирует учебную деятельность учащихся.

Формы обучения

Фронтальная, коллективная: групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Методы обучения

Частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный.

Ассоциация.

Обмен идеями

Словарная работа.

Презентация

Оборудование

Интерактивная доска, слайды по теме, стикеры; карточки с уровневыми заданиями.

Эпиграф на плакате к уроку:
Человек – вершина природы,

но природа – ее подножье.

Уничтожая природу, человек

неизбежно уничтожает себя.

Р. Рождественский

Автор Курмантаева Айман Реймовна
Дата добавления 02.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1225
Номер материала 58751
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓