География
9 класс.
Тема урока: ЭГП,
природные условия, ресурсы, население
Цель:
познакомиться с ЭГП, природными условиями, ресурсами, населением Северного
Казахстана.
1. Обучающие
задачи: изучить
особенности географического положения Северного Казахстана, и его влияние на
занятость населения района, показать роль района в развитии экономики страны.
2. Развивающие
задачи:
Уметь давать
хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам, работать со статистическим
материалом.
3. Воспитательная
задача:
любить свою малую родину
Тип урока: Комбинированный, урок- коллаж
Форма обучения:
Дифференцированно - групповая.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование: Учебник «Экономическая и
социальная география Казахстана» Усикова В.В., географический атлас,
статистический материал, контурная карта, презентация.
Ход урока:
1. Организационный
момент:
Психологический
настрой « Подари улыбку»
2. Мотивационная
часть:Приём
“Необъявленная тема”
Учитель записывает
на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят
внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.
Учитель: Ребята,
извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно!
Вот вам загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука
отказалась записать тему урока?
(Данный
вопрос записывается в уголке классной доски).
Учитель: Ребята,
вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности,
отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с
хорошо знакомого материала…
3. Актуализация
прежних знаний и умений:
Повторение мы
проведём в виде игры «Веер».
(Учитель держит
вопросы в форме веера, ученик выбирает вопрос, задаёт его другому, называя
имя.После ответа отвечающий выбирает вопрос и задаёт его другому и т.д.)
1. О каком
экономическом районе идет речь:«Расположен в бассейне небольших бессточных рек
Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
2. Сколько
областей входит в состав этого района? (1, Карагандинская)
3. Какой
экономический район Казахстана является самым большим по площади? (Западный
Казахстан) Показать.
4. Главное
богатство Западного Казахстана? (Нефть)
5. Какой из
районов Казахстана полностью располагается на горной территории? (Восточный
Казахстан) Показать.
6. Какое
место по уровню урбанизации занимает Восточный Казахстан? (последнее, пятое)
7. 3акончите
мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются
(электорэнергетика, угольная промышленность и черная металлургия)
8. Какой из
районов Казахстана называют сокровищницей природных ресурсов? (Восточный
Казахстан)
9. По запасам
хрома Казахстан занимает 1 место в мире. В каком районе налажено промышленное
производство хрома? (в Западном)
10. Главная проблема
Центрального Казахстана? (Нехватка водных ресурсов)
11. Отрицательные
показатели агроклиматических ресурсов Казахстана? (резко-континентальность,
малое количество осадков, непродолжительный вегетационный период)
4. Формирование
новых знаний:
4.1.
Сегодня
на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района.
На фоне слайдовой
презентации «Экономический район» учитель зачитывает текст: «Уникальные
пейзажи низких гор, леса и озера, расположенные на территории национального
парка-заповедника «Бурабай», экзотические пещеры Баяналы на юге, богатство
флоры и фауны заповедника «Коргалджин» - одни из главных природных богатств этого
района».
Ребята, как вы
думаете, о каком экономическом районе будем говорить на уроке?
(ученики
называют Северный Казахстан)
4.2.
Несколько
слов скажу о нашей работе. Для этого разделимся на группы.
(Распределение на
5 групп по схеме-карте Экономические районы Казахстана – каждая группа должна
собраться по цвету. В каждой группе избираются Спикер, Секретарь, Тайм- спикер,
Оратор и т.д. )
Цель каждой группы
мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя
при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы
каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете
активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы,
постарайтесь решить их у себя в группе.
4.3.
Каждая
группа получает задания. Учащиеся читают свой текст по учебнику, обсуждают его,
отвечают на вопросы и задания в карточках. Итог – презентация своей работы на
плакате.
4.4.
Работа
групп по заданиям:
(Учитель
предлагает Спикерам выбрать карточку с заданиями)
Задание первой группе:
1.
Работая с политико-административной картой Казахстана в атласе и текстом
учебника § 46,с. 240-241 изучите ЭГП Северного Казахстана.
2.
Используя план, дайте характеристику ЭГП района.
А)
расположение
Б)
состав (показать)
Г)
пограничные районы
Д)
площадь
3.
Составьте презентацию (кластер).
Задание второй группе
1. Дайте
оценку экономико-географическому положению района. Выявите и обсудите положительные
и отрицательные стороны ЭГП.
2. Оцените
влияние ЭГП района в развитии экономики Казахстана?
3. Составьте
презентацию (кластер).
Ответ:
Северный Казахстан расположен на севере республики, в его состав входят
Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо- Казахстанская области. ЭР
граничит со всеми экономическим районами, кроме Южного, а также с районом
Западной Сибири Российской Федерации. Площадь — 565 тыс. кв.км.
Вывод:
ЭГП района можно считать выгодным, потому что …
Задание третьей группе:
1. Ознакомьтесь
с текстом учебника § 46,с. 241, картами в Атласе, изучите природные условия
данного экономического района.
2. Оцените
природные условия Северного Казахстана. Для этого, используя имеющиеся знания и
текст учебника, заполните таблицу. Сделайте вывод об использовании территории
района в хозяйственной деятельности населения.
Территория
Северного Казахстана
|
Природные
зоны
|
Среднегодовое
количество осадков
|
Почвы
|
Виды
сельскохозяйственных работ
|
Тип
|
Содержание
гумуса
|
Северная
|
Лесостепь,
степь
|
|
|
3-8
%
|
|
Южная
|
Степь,
полупустыня
|
|
|
8-4%
|
|
3. Составьте
презентацию (кластер).
Ответ: в рельефе
Северного Казахстана преобладают равнинные территории. Климат- умеренно-
континентальный, амплитуда годовых температур составляет 38°- от -20° зимой до
+20° летом, среднегодовое количество осадков- от 200 до 400 мм. Типы почв с
севера на юг- серые лесные, черноземы, каштановые. Продолжительность
вегетационного периода, в среднем, составляет 180-200 дней. Северный Казахстан
является главной житницей страны. Здесь размещены основные зерновые районы
республики. В целом, природные условия района достаточно благоприятные
Задание четвертой группе:
1. Определите
степень обеспеченности областей Северного Казахстана различными природными
ресурсами. Заполните таблицу:
Область
|
Ресурсы
|
Водные
|
Почвенные
|
Растительные
|
Минеральные
|
Рекреационные
|
Акмолинская
|
|
|
|
|
|
Костанайская
|
|
|
|
|
|
Павлодарская
|
|
|
|
|
|
Северо-Казахстанская
|
|
|
|
|
|
2. Ответьте
на вопросы:
А) Какая область
наиболее обеспечена минеральными ресурсами? Назовите их.
В) Какая область
наиболее обеспечена водными ресурсами? За счет, каких источников?
3. Составьте
презентацию (кластер).
Ответ:
при работе с картой мы определили, что Северный Казахстан богат полезными
ископаемыми: топливными, рудными и нерудными. На территории района расположен
крупные угольные бассейны- Экибастузский (крупнейший в мире угольный разрез
«Богатырь»), Майкубенский, на территории Костанайской области расположены
крупные месторождения железных руд- Соколовско- Сарбайское и Лисаковское.
Имеются также: месторождение бокситов- в г.Аркалыке, асбеста- в Жетыгаре,
золота- Обуховское, Васильковское.
Водными
ресурсами район обеспечен хорошо- по его территории протекают реки Есиль,
Ертис, Тобол, много степных озер. Площадь территории районам достаточно
большая, осваивается на 75%. Богат район также и рекреационными ресурсами- это
Щучинско- Боровская курортная зона, санаторно - оздоровительные центры в
Павлодарской области.
Задание пятой группе:
1. Ознакомьтесь
с текстом § 46,с. 241, картами в Атласе, изучите особенности населения
Северного Казахстана.
2. Проанализируйте
данные по населению региона по следующим вопросам:
Численность
населения?
Плотность
населения?
Уровень
урбанизации?
Преобладающие
формы расселения?
Национальный
состав
Доля
экономически активного населения
Преобладающий
вид хозяйственной деятельности.
3. Построите
круговую диаграмму « Сферы занятости населения» по данным: сельское хозяйство –
46%
Промышленность-
14%
Сфера услуг-40%
Сделайте вывод.
Ответ:
Общая численность населения СК - более372655 чел, что составляет 24% от общей
численности населения страны. Средняя плотность – 6,3 чел/км² (2 место в
республике). Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области
(76%). Преобладает городское население – 58%. Экономически активное население –
91,5%. Уровень безработицы – 98,5% от ЭАН. Этносы: казахи, украинцы, русские,
белорусы, поляки и т.д. преобладающим видом хозяйственной деятельности является
сельское хозяйство- выращивание зерновых культур, животноводство.
4.4.Презентации
работ по микрогруппам.
4.5. Определение
учащимися темы, цели, задач урока.
5.Закрепление
нового материала
Сегодня
мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на
следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему, при этом
использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить, на сколько вы
усвоили материал.
5.1.
Составьте синквейн: - 3 минуты.
1
существительное
2
глагола
3
прилагательных
Предложение
из 3-4 слов
Синоним
существительному
1
группа- ЭГП
2
группа- Природные условия
3
группа- Природные ресурсы
4
группа- Население
5
группа- Уникальность СК
5.2.
Стратегия: 5 минут
Оцени
богатства Северного Казахстана. Представь себя в следующей ситуации: Ты
крупный бизнесмен (монополист). Правительство страны предложило тебе создание
в Северном Казахстане какого-либо предприятия. Причем данное предприятие будет
не только тебе приносить доход, но работать на благо населения. Подумай, какое
предприятие ты мог бы построить. Создай план действий и опиши конечный
результат.
Оформи
материал в виде кластера.
5.3.
Презентации микрогрупп – 2 минуты
6.Рефлексия: « Смайлики»
7. Домашнее задание: § 46, заполнить
контурную карту.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.