Главная / Русский язык и литература / Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цели: 1) сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное

2) развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями

3) осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).

Тип: урок-анализ художественного текста

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).

Приём: слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой

Оборудование: интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)

Ход урока:

І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.

ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.

ІІІ. Опрос домашнего задания: 1 путь – репродуктивная, т.е. вопросно-ответная беседа.

Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)

Моя родина – аил Шекер... С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу...река, вскормившая всё в округе...

2 путь – использование эпиграфа.

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:

Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» - «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…

3 путь – высказывание своих мыслей, мнений:

Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?

Какой смысл таится здесь?

Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…

«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».

Вывод: Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.

Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)

Разве мальчик не должен жить с родителями?

И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).

4 путь – краткие пересказы содержания повести

Фабула повести:

  1. Мальчик (с дедом и бабушкой) в лесном кордоне.

  2. Первая радость – портфель с автолавки. Разговор с Сейдахметом.

  3. Расторопный Момун. Роль народной традиции в повести.

  4. Отношения деда и внука. Взаимосвязь поколений.

  5. Белый пароход – мечта мальчика.

Словарная работа:

Кордон-место малолюдное

Расторопный-елпек, елгезек

Отлынивать-уклоняться от какого-нибудь дела

ІҮ.Подробный анализ текста

Проблематика повести:

  1. Экологическая проблема. Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа.

  2. Философская проблема. Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.

  3. Нравственная проблема. Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества

Ү. Выводы и закрепление:

1.Поднимая экологическую проблему, мы убеждаемся:

Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к природе-матери.

2. Решая философскую проблему, мы говорим:

Каждый человек должен поставить перед собой цель и идти вперёд. 3. Нравственно подумав, мы заявляем:

Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.

ҮІ. На дом: анализ повести, чтение других произведений писателя.

ҮІ. Комментирование и выставление оценок учащихся.

Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цели: 1) сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное

2) развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями

3) осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).

Тип: урок-анализ художественного текста

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).

Приём: слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой

Оборудование: интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)

Автор Дауэнова Жанылхан Джаумбаевна
Дата добавления 02.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 2108
Номер материала 58750
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓