Главная / Русский язык и литература / Тема: "Указательные местоимения"

Тема: "Указательные местоимения"

Тема: Указательные местоимения

 


                             ( Урок- игра в 6 классе)      

Цели:

-определить уровень усвоения учащимися изученного  материала;

попутно повторить некоторые орфограммы и пунктограммы;

-развивать речь учащихся, их внимание, память, обучая ясно и точно

формулировать и выражать свои мысли;

-воспитывать любовь к родному языку.

 

Оборудование:

учебники, раздаточный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

Ход урока:

 

1.Повторение темы «Имя числительное», работая с датой: определить часть речи и морфологические признаки.

 

2.Лексическая разминка (угадать задуманный разряд местоимений по объяснениям товарищей).

 

 3.Сообщение темы урока.

 

4.Рефлексия: учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели урока.

 

5. Учитель комментирует условия игры. Работаем по принципу игры «Морской бой». Условные обозначения : карточка «Открытая книга»- вопрос по теме урока, карточка «Стрелка» - вопрос на повторение, карточка «Звёздочка» - практическое задание . Каждый ученик выходит к доске, открывает для себя карточку (Игровое поле – на экране интерактивной доски) и выполняет задание. Через 15 минут – физкультминутка: молчаливая характеристика предложений по схемам (условные движения отработаны в системе). Через 15 минут ещё одна физкультминутка: среди предложенных слов узнай предложенное (если местоимение, встать и сделать хлопок над головой).

 

 

Дидактический материал:

 

Вопросы по теме урока (карточка «Открытая книга»):

 - по какому принципу делятся указательные местоимения?

 -  какое значение у местоимений  такой, таков, этакий?

-  какое значение у местоимений  этот, тот?

-  какие местоимения указывают на количество, названное ранее?

 - какие указательные местоимения изменяются как прилагательные?

- в чем особенность значения местоимений тот и этот?

 

 

- что вам известно об изменениях указательного местоимения таков?

- какое указательное местоимение склоняется, но не изменяется по родам и числам?

                                                                                                                            

Вопросы на повторение (карточка «Стрелка»):

- чем местоимения отличаются от другой части речи?                               

- особенности изменения местоимений 1-го и 2-го лица?

- какое местоимение не имеет именительного падежа?

-какие непостоянные признаки у него можем определить?

- назвать притяжательные местоимений? почему они так называются?

- местоимения какого разряда могут выступать в роли притяжательных?

 

Практические задания:

- 1 человек у доски выписывает все местоимения из предложенного упражнения,

- исключим третье лишнее (с комментариями):

Твой, такой, свой.

Себя, столько, тот.

Тобой, вами, собой.

Нами, они, этот.

(по 1 человеку у доски, остальные - в тетрадях производят морфологический разбор «лишнего» местоимения)

- разгадаем шараду: Мой первый слог найдёшь тогда,

                                   Когда  в котле кипит вода.

                                   Местоименье – слог второй.

                                  А в целом – столик школьный твой. (Пар-та)

- народная мудрость: пословицы учат.

 Восстановить пословицу, подчеркнуть местоимения, определить разряд.

Какой привет - …(такой ответ). Растолковать значение.

Что посеешь, …(то и пожнешь). Растолковать значение.

 

5. Творческая минутка.

Придумать концовку поговорке:

Счастлив тот, кто …; Счастлив тот,  у кого….

Составить  схему предложения. Желающие читают свои предложения.

 



6. Обобщение:

- с какими разрядами местоимений работали?

назовём местоимения и их группы.

- у каких из них есть особенности? В чем они заключаются?

- какими членами предложения могут быть?                                                 

 

 7.Рефлексия. Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что…

 

 8. Оценки за урок, домашнее задание.                                                           

 




































ТЕМА: «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»


Цели:

образовательные:

формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа;

 развивающие:

-учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.


Ход урока

1.      Актуализация знаний

ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы.

 1.Какое время лишнее?

А прошедшее

 Б наступившее

 В будущее

 Г настоящее


2.У глагола можно определить…

А падеж

 Б склонение

 В наклонение

 Г преклонение


3.Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…

А что буду делать?

 Б что делаю?

 В что делал?

 Г что сделал?


4.Начальной формой глагола считается….

А форма прошедшего времени

 Б форма настоящего времени

 В инфинитив

 Г форма будущего времени





5. Глаголы ТЕРПЕТЬ, ДЕРЖАТЬ являются глаголами…

А 1-го спряжения

 Б 2-го спряжения

 В разноспрягаемыми

 Г неспрягаемыми


6. Сколько спряжений у глагола?

А 1

 Б 2

 В 3

 Г 4


7. В каком случае напишем Ь?

А учит…ся он в школе

 Б весело смеят..ся

 В они мчат…ся

 Г к вечеру вернут..ся вместе


8. Сколько лиц у глагола?

А 1

Б 2

В 3

Г 4


2.      Изучение новой темы

Задание. Найдите в стихотворении все глаголы движения, подчеркните

 Стихотворение, написанное второпях

 Ты спешишь, и время – тоже.

Мчится дням наперерез:

Мимо зеркала в прихожей –

С рюкзаком наперевес.

 

Ты с портфелем рвешься в школу,

По двору несешься вскачь

Как задиристый, веселый,

Непослушный рыжий мяч.

 

А потом степенно с папкой

Продвигаешься к авто

 




Или бежишь, минуя давку,

Из трамвая на метро.

 

Время - вот суровый тренер!

Год за годом гонит прочь.

И уже на старте племя

Молодое – сын и дочь.

 

Ну, а ты сползаешь чинно

К серой финишной черте,

Дребезжа им вслед: «Обидно,

Нынче скорости не те!»

 

 

? 1.Выделите окончания у записанных глаголов,

2.В какой форме стоят глаголы?

3.Сделайте вывод, как пишутся эти глаголы (гл. 2 лица ед.ч.).

 /Чтение правила по учебнику стр.283/

 

3.      Выполнение тренировочных упражнений.

1 уровень - ученический.

Задание 1. Упражнение «Помоги Карлсону».

Карлсон получил задание написать глаголы 2 – го лица ед.ч. Вот что он написал:

Постучишь, промолчишь, зашьёшь, тишь, помощь, режешь, пилишь, тушь, дрожь, дочь, снять, глотать.

 


1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.


Задание 2.Вставь пропущенные буквы  в глаголы 2-го лица ед. ч., учитывая спряжение глагола.

Мечта___      (1 спр.) о любви, вер_____   (2 спр.)  в сказку, встреча_____(1 спр.)      богатырей, езд_____     (2 спр.)  на лошади, наблюда_______    (1 спр.)  за псом, прибира_____ (2 спр.)  в доме.

Задание 3.  Кроссворд. Поставить глаголы в форму 2 лица ед.ч.: рисковать, торопиться, думать, веселиться, удержаться, ошибаться, бороться

 кроссворд русский язык

 2 уровень – стандартный.

Задание1.1. Прочитай отрывок. Из какого произведения взяты эти строчки?

        2.Вставь пропущенные буквы (выдели орфограммы) и знаки    препинания.

        3.Графически объясни постановку знаков препинания.

 

"Ветер  ветер  Ты могуч… ,

Ты гоняеш…  стаи туч…,

Ты волнуеш…  сине море,

Всюду вееш…   на просторе,

Не боиш…ся никого

Кроме бога одного”.________________________________________________________

Задание 2. Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму "Мягкий знак в окончаниях глагола 2-го лица единственного числа”

Образец: идёшь (2-е л., ед.ч.).

Днём раньше посееш…– неделей раньше пожнёш….

Глубже вспашеш…– больше хлеба возьмёш….

Волков разбудиш…–и сам не уснёш….


3  уровень - эвристический.

Задание. Прочитайте  пословицу по рисунку, запишите. Выделите изученную орфограмму.

 

4  уровень – творческий.

Задание. Составьте инструкцию «Как приготовить салат из овощей», используя глаголы во 2-м л., ед. ч.

 





Повторение изученного "Грамматическая основа предложения"

 


Тема  Повторение « Грамматическая основа предложения»

Цели урока:

1.             Повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения.

2.             Обобщить материал по теме «Словосочетание».

3.             Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

4.             Научить детей  различать двусоставные предложения от односоставных, определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, правильно определять тире между подлежащим и сказуемым.

5.             Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ,

Учебник Русский язык 7 класс.

Ход  урока:

l. Орг. класса.

llГруппа учащихся индивидуально работает по карточкам:

  lll. Кроссвордный диктант по теме «Повторение».

1.      К какой группе славянских языков относится русский язык?

(Восточнославянской)

2.      Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.

(Синтаксис)

3.      Раздел науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания.           (Пунктуация)

4.      Наука о звуках речи                         (Фонетика)

5.      Устойчивые словосочетания                     (Фразеология)

6.      Наука, изучающая богатый словарный запас, толкование слов.

(Лексика)

7.      Слова, близкие по значению                                                 (Синонимы)

8.      Слова с противоположным значением                                (Антонимы)

9.      Слова, использующиеся среди определенных народностей.

(Диалектные)

10.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, интонационно составляют что?                                 (Текст)



І. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами систематизируем и обобщим  все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого и сложного предложения.

Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Государственной  итоговой  аттестации.

V. Синтаксическая пятиминутка.

*** У доски.     Запись на доске!

         Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор предложения.

Прик..сновение  к  природ..  неизбежно  возбужда..т  чу..ства  и порожда..т  мысли .

         Выписать словосочетания:                          на доске

(сущ. + сущ.)  прикосновение к природе

(гл. + сущ. )     возбуждает чувства

(гл. + нар. )       возбуждает неизбежно

- Что такое словосочетание?

( Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов,связанных между собой по смыслу и грамматически).

- Какие виды словосочетаний по наличию главного  слова вы знаете? / глагольные, именные,  наречечные. /

- Какие виды связи в словосочетании вы знаете?

/сочинительная и подчинительная/

- Какие способы подчинительной связи вы знаете?

/согласование, управление, примыкание/.

Vl. Найдите и выделите грамматическую основу предложения.

*** У доски .

(Учащиеся выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют предложение.)

1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).

2.На перевале караван задержался.

3.     Присаживаемся к костру.

4.     Густой туман. Изморось.

5.     Дождь гонит ветер с гор.

6.     С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

8.К вечеру похолодало.

Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях?

/Двусоставные и односоставные/


Vll . У доски.

Запись предложений под  диктовку  учителя.

Определите, простое предложение или сложное.
1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2.      Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

3.      Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4.      Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

5.      Язык – душа нации.(А.Н.Толстой).

6.      Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.(К.Федин).

7.      Он выдержал экзамен и был принят в институт.

 

Что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым?

  

Vlll.  После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод:

Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

1). Чтение теоретического материала

2). Письмо по памяти.   (В) зарослях зеленых отзвенели трели,

И березы тронуты желтой акварелью.  (Н.Рыленков).

- Какая картина возникает?

 Поработайте волшебниками и превратите задание в человека

Больница – больной

Художество – художник

Живопись - живописец

Школа – школьник

Дача – дачник

Удача - удачник

 

lX.  Работа с учебником.

*** упр.4,5    -   устно.

Дайте толкование слов:  комментировать,орфоэпия,морфология.

 

. Проверка знаний,закрепление изученного.

Мы в стране вопросов

1.      Что называется подлежащим?

2.      Что называется сказуемым?

3.      Как называется подлежащее и сказуемое?

( Главные члены предложения,грамматическая основа )

4.. Что такое предложение?

( Предложение – основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.                     

  Предложение содержит высказывание о ком – то (о чем-то).

5. Чем предложения отличаются от словосочетаний? 

 

 

-        -          А это значит, что тема урока вами усвоена. (Сообщение оценок за урок.)

-          Xl Домашнее задание:  закончить работу по карточкам ,найти двусоставные и односоставные предложения, выписать 4 предложения, разобрать.Повторить.

Xll. Итог урока.

Урок окончен. Спасибо.

 




















Тема: "Указательные местоимения"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

-определить уровень усвоения учащимися изученного материала;

попутно повторить некоторые орфограммы и пунктограммы;

-развивать речь учащихся, их внимание, память, обучая ясно и точно

формулировать и выражать свои мысли;

-воспитывать любовь к родному языку.Оборудование:

учебники, раздаточный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

1.Повторение темы «Имя числительное», работая с датой: определить часть речи и морфологические признаки.

2.Лексическая разминка (угадать задуманный разряд местоимений по объяснениям товарищей).

3.Сообщение темы урока.

4.Рефлексия: учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели урока.

5. Учитель комментирует условия игры. Работаем по принципу игры «Морской бой». Условные обозначения : карточка «Открытая книга»- вопрос по теме урока, карточка «Стрелка» - вопрос на повторение, карточка «Звёздочка» - практическое задание . Каждый ученик выходит к доске, открывает для себя карточку (Игровое поле – на экране интерактивной доски) и выполняет задание. Через 15 минут – физкультминутка: молчаливая характеристика предложений по схемам (условные движения отработаны в системе). Через 15 минут ещё одна физкультминутка: среди предложенных слов узнай предложенное (если местоимение, встать и сделать хлопок над головой).

Автор Джанабаева Жулдыз Куралбаевна
Дата добавления 24.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 535
Номер материала MA-065158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓