Муниципальное
образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 1 р. п. Пачелма
Тема: «Семья и
Отечество в моей жизни»
Подготовила и провела
учитель истории и обществознания
Якунина Елена Николаевна
МОУ СОШ
№ 1, р.п. Пачелма
р.п. Пачелма, 2016 г.
Задачи: способствовать формированию представлений о
жизненном идеале семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего
Отечества, развивать речь, мышление, воображение; прививать понимание «Семья -
ячейка общества, неотъемлемая часть нашей Родины».
Оборудование. Компьютер, доска, презентация, иллюстрации,
фото
Эпиграф на доске.
«Любовь к Родине начинается с любви к
семье» (Ф.Бэкон)
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Введение в ситуацию.
3.
Беседа «Что такое семья»,
4.
Обсуждение проблемного
вопроса.
5.
Задание для микрогрупп
6.
Викторина
7.
Традиции и обычаи семьи
8.
Рефлексия. Самоанализ.
9.
Подведение итогов.
Ход урока:
1.
Организационный
момент. Дети рассаживаются по кругу, учитель делит их на микрогруппы (2-3
человека)
Учитель:
- Ребята, здравствуйте. Я рада вас
видеть сегодня на нашем уроке. Обратите внимание на доску (читает эпиграф), о
чем мы будем сегодня говорить? (дети отвечают)
Учитель знакомит детей с правилами
разговора в «кругу».
2.
Введение в
ситуацию.
- Учитель:
15 мая -Международный день семьи,
учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году. Согласно «Толковому словарю»
С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников», семья
– это «объединение людей, сплоченных общими интересами».
- А как вы понимаете это слово
«семья»?
(дети отвечают поочередно, говорят
свою версию)
3. Беседа «Что такое семья»?
Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его
произносите?
(Обсуждение и высказывания групп).
- Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». Каждому из нас нужно такое
место, где не надо притворяться, где
тебя не обманут, где тебе спокойно и
хорошо, где можно отдохнуть душой.
Такое место – это ваш дом, ваша
семья.
4. Проблемный вопрос: Каждый ли человек в своей жизни имеет и семью,
и Отечество?» (дети отвечают)
Учитель: Человек, который не ценит семью, как правило, не
ценит и Отечество. И есть люди, которым дорога семья, но они особо не
задумываются, что значит для них Родина, и только в сложные моменты в жизни
страны они понимают, как дорого им их Отечество.
5. Задание. Продолжите предложение: « Семья – для человека – это…» Приведите
слова-синонимы к понятию
Учитель рисует на доске солнышко, в
центре которого написано слово семья. Дети говорят, учитель пишет под лучиками
ответы детей.
Продолжите предложение: «Отечество для человека – это...» Приведите
слова-синонимы к понятию.
Затем пишет Отечество и также рисует
солнышко и пишет под лучиками ответы детей.
Учитель: Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это
близкие люди, мама, папа, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами,
отношением к жизни. Отечество- это Родина, Держава, Отчизна, государство,
страна, семья тех, кто здесь родился.
- Что сближает, на ваш взгляд, эти
два понятия? Работа в микрогруппах (обсуждение)
- Как вы понимаете поговорку «Крепка
семья – крепка Держава»
Задание для микрогрупп: создайте словесный образ хорошей и достойной
семьи. (дети обсуждают)
Учитель: Именно люди, выросшие в такой семье, творят историю своей
семьи, любят Родину, свое Отечество, вкладывают свой труд в доброе будущее
своей семьи и своего государства.
Задание для микрогрупп:
- Каким будет наше Отечество через 25
лет? Попытайтесь создать словесный образ своей Родины.( обсуждают и отвечают)
- Что надо сделать нам самим, чтобы
семья и Родина были нашей гордостью? (ответы детей по кругу)
6. Викторина
Учитель:
- Ну а сейчас мы немного поиграем,
отвечая на вопросы о семье.
Викторина «Вопросы о семье».
Вопросы:
Это дорогое всем слово есть практически
во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение
«хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это
за слово? (Родина.)
Вот русская пословица: «Жить для
себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа –
светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Как говорят о тех, кто разглашает
внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Назовите совсем неподходящий месяц
для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
Геометрический символ брака – это…
(Два кольца.)
Назовите самую семейную
геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто
это? (Моя сестра.)
Какое растение олицетворяет собой
одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
В каком месяце отмечается
Международный день семей? В мае
В какой сказке Андерсена нарушено
право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не
позволено их разлучать»? («Снежная Королева».Из дома бабушки Снежная Королева
увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
В какой сказке К.И. Чуковского
именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
Учитель: Молодцы!
- А сейчас замечательное
стихотворение о семье нам прочитает Татьяна.
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами
растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
7. Обычаи и традиции в семье.
Учитель:
- Возможно, каждый из вас встречал
счастливые семьи, в которых уже несколько поколений существуют свои обычаи и
традиции в семье. Одни из них собирают материалы по истории своего рода и семьи
и передают их по наследству, другие всей семьей собираются за столом по
вечерам, вспоминают интересные случаи, рассказы, третьи по выходным
отправляются на пруд или в лес. Существует множество традиций и обычаев, они
являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда
традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную
позицию всех ее членов.
Учитель:
- Посмотрите фото различных семей, проанализируйте их и выделите
семейные ценности, которые, на ваш взгляд, проявляются в данных историях.
Учитель:
Каждая семья стремится создать уют,
атмосферу гостеприимности, неповторимости, чтобы, находясь вдали от дома,
каждый из членов семьи понимал, что его ждут дома, обязательно выслушают и
поймут, окажут поддержку и помощь в трудную минуту. Кроме того, это особенно
важно для каждого из нас, это помогает ощутить себя значимой частью фамилии,
развивает чувство защищенности и уверенности, а также это ценности, это
неизменно.
Учитель: А теперь я хочу послушать, какие семейные традиции и
обычаи есть в семье у вас. (дети рассказывают)
Учитель:
- Ребята, семья, школа, улица – это
маленькое Отечество. Отчий дом- это ваша квартира, дом, там мама, папа,
бабушка, дедушка, родные люди. Отечество- место, где ты родился. Вы и я
родились в районном поселке Пачелма и мои и ваши родные тоже, это для нас
родина, а находится наш поселок в России, значит Россия - моё Отечество.
Отечество, отчий дом, отец - однокоренные слова. Отец является самым главным
членом семьи, её надеждой и опорой. Мать, мамочка, матушка даёт нам жизнь. Отец
и мать - два главных человека в жизни каждого человека. Нашу Родину называют
«матушка Россия». Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека. Место,
где ты родился и вырос, где твои корни - это Отечество. Семья - это малая
Родина, наш отчий дом. Родина, Отечество, Отчизна. Эти слова мы произносим с
гордостью и пишем их с большой буквы.
Учитель:
- Предлагаю вам послушать
стихотворение об Отчизне
Отчизна (читает ученик)
Какое слово светлое –
Отчизна.
Оно, как свет, струящийся по листьям.
Оно, как шёпот в травах родника.
Как белые, зимой в полях, снега.
Какое слово тёплое – Отчизна.
Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.
Как детский сон под маминым крылом.
Как трель скворца весною за окном.
Какое слово гордое – Отчизна.
Я в нём читаю деда с фронта письма,
Он не пришёл тогда назад с войны,
Его победе – слышишь, нет цены!
Какое слово мудрое – Отчизна.
Оно, как русло бесконечной жизни:
Живая в нём и мёртвая вода
Смешались в сплав единый навсегда.
Всего семь букв – и сколько сразу смысла.
Какое слово ёмкое – Отчизна…
(С. Каргашин)
Учитель: Подумайте, о чем в стихотворении говорится? (ответы
детей)
Задание: А сейчас вы побудите в роли журналистов. Каждому из
вас предстоит написать письмо – признание в любви семье, Отечеству. (Дети
пишут). Зачитывают по желанию
8. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Я думаю,
что каждый из вас узнал много интересного, важного.
- Ребята, давайте с вами ответим, о
чем же мы с вами сейчас беседовали, что интересного вы узнали, а что закрепили
в своем сердце навсегда.
- Что же самое главное и важное для
каждого человека? (семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным и
т.д.)
- Что для каждого из вас Отечество?
Важно ли его любить, быть патриотом своей страны? Должны ли вы защищать свою
Родину?
9.Подведение итогов.
- Я в свою очередь хочу выразить вам
благодарность за участие. Мне было
приятно с вами общаться. Мне очень
хочется вам пожелать, чтобы ваш дом
был радостным и уютным. Закончить наш
урок мне хотелось словами В.А. Сухомлинского «Семья – это та среда, где
человек учится творить Добро»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.