Инфоурок Другое КонспектыТема самообразования "Формирование УУД на уроках биологии"

Тема самообразования "Формирование УУД на уроках биологии"

Скачать материал

 

 

 

Тема саморазвития

учителя биологии

МБОУ «Выльгортская СОШ №1»

Поповой Екатерины Павловны

На тему:

« Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии»

За 2013-2014гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие   сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.  Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться  в информационном пространстве  находить  нужное  и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках  биологии.        

         Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором  и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития .

 

 

Блоки УУД

  В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

В блок личностных УУД входят:

·        жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

·        действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.

·        ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .

 

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .

Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

 

        В блок регулятивных УУД входят:

 

·        действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

·       
планирование,  определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

·        составление плана и последовательности действий.

·       
 прогнозирование   предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона.

·       
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

·       
 оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.      

 

                                                                

В блоке познавательных УУД выделяют:

 

·        общеучебные действия, включая знаково-символические;

·         логические и действия постановки и решения проблем (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели).

·        поиск и выделение необходимой информации;

·        применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·        знаково-символические действия, включая моделирование;

·        умение структурировать знания ;

·        умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        рефлексия способов и условий действия;

·        контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·        смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

·        извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной  информации;

·        свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

·        понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·        умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

 

Также выделяются универсальные логические действия:

 

·        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

·        выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

·        установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений, доказательство;

·        выдвижение гипотез и их обоснование.                        

 

                                                                                       

   В блоке   коммуникативных УУД выделяют:

 

·        социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;

·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

 

Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

–  участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– самооценка события, происшествия;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 – «Найди отличия» (можно задать их количество);
– Поиск лишнего
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм

    Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– «Ищу ошибки»

     Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:                                                                      

   – работа в группах

     – составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий.

 

В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.

 

1.   Умение классифицировать –

 

это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

 

Рассмотрим несколько

примеров    6 класса.

 

1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.

 А – в семени две семядоли

 Б – в семени одна семядоля

В – корневая система стержневая

Г – корневая система мочковатая

Д – жилкование листьев сетчатое

Е – жилкование листьев параллельное

Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме

 З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.                                                          

Рассмотрим несколько

примеров    9 класса.

 

      2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.

 

А – дождевой червь

 Б – заяц-беляк    

 В – мукор

Г – волк

 Д – пшеница                     

 Е - клевер

Ж – голубь

 З – бактерии

 И – хламидомонада 

 

 Найдите соответствие:

 

А – Неклеточные формы Б – Прокариоты В – Эукариоты

1. Простейшие

2. Цианобактерии

 3. Вирусы

4. Бактерии

5.Грибы

6. Животные

 7. Растения

8. Фаги.

 

2.   Умение обобщать –

 

 это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.      

                 

Рассмотрим несколько примеров

6класс.

 

Что является лишним в данном перечне:

Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.

 

Рассмотрим несколько примеров

8 класс.

 

Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий)

·        кровь – кость

·        фибриноген – гемоглобин

·        ДНК – РНК

·         митохондрии – рибосомы

 

Рассмотрим несколько примеров

6 класс.

 

Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов.

 

Плод, почка, семя, цветок.

Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

 

 

 

3.   Умение проводить аналогии –

 

это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров

 

Рассмотрим несколько примеров

9 класс.

 

 Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.  

b) Целлюлоза – глюкоза = белок - ?

а – нуклеотиды

б– аминокислота

 в– глицерин

г– липид

д– углевод

Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.

 

 

4.   Умение сравнивать –

 

 это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? . Для этого необходимо:

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

 

Рассмотрим несколько примеров

 

  1. Работа с рисунками

9класс : Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении

6класс : Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?

 9класс : В чем сходство и различие митоза и мейоза?

 

 

 

2. Умение заполнения таблиц

8класс

Название анализаторов

Функции

Части анализатора

Воспринимающие раздражение

Проводящие возбуждение

Различающие раздражение

 

3. Умение составление  схемы

5класс

   

4.Умение составлением тематических  синквейнов,  текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 
3 строка – 3 глагола (описание действий), 
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема самообразования "Формирование УУД на уроках биологии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.09.2020 232
    • DOCX 35.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркова Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маркова Наталья Алексеевна
    Маркова Наталья Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95042
    • Всего материалов: 246

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе