Тема
саморазвития
учителя
биологии
МБОУ
«Выльгортская СОШ №1»
Поповой
Екатерины Павловны
На
тему:
« Формирование универсальных учебных действий на уроках
биологии»
За
2013-2014гг.
Введение
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки
и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом
преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на
протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать
новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и
необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому,
что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для
школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться
в информационном пространстве находить нужное и уметь
правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет
учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии.
Универсальные учебные
действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его
культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится
развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать
«архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных
действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего
образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и
специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития .
Блоки УУД
В программе развития универсальных учебных действий
выделены четыре блока УУД:
В блок личностных УУД входят:
·
жизненное, личностное,
профессиональное самоопределение.
·
действия смыслообразования и
нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой
ориентации учащихся.
·
ориентации в социальных ролях
и межличностных отношениях .
Применительно к учебной
деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно
ориентированном обучении.
Первый тип – действие смыслообразования,
т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её
мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим
деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить
ответ на него .
Второй тип – это действие
нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
В
блок регулятивных УУД входят:
·
действия, обеспечивающие
организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.
·
планирование, определение цели, функций участников, способов
взаимодействия.
·
составление плана и
последовательности действий.
·
прогнозирование предвосхищение результата и уровня
усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа
действия и его эталона.
·
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием
и его продуктом.
·
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
В блоке познавательных УУД выделяют:
·
общеучебные действия, включая
знаково-символические;
·
логические и действия постановки и решения проблем (самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели).
·
поиск и выделение необходимой информации;
·
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
·
знаково-символические действия, включая моделирование;
·
умение структурировать знания ;
·
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
·
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
·
рефлексия способов и условий действия;
·
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
·
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
·
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
·
свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей;
·
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
·
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание
текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста
(соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
Также выделяются универсальные
логические действия:
·
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
·
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
объектов; подведение под понятия, выведение следствий;
·
установление причинно-следственных связей;
·
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
·
выдвижение гипотез и их обоснование.
В блоке
коммуникативных УУД выделяют:
·
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
·
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка
действий партнёра;
·
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Задания для диагностики и
формирования УУД
Для формирования личностных универсальных
учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
–
участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– самооценка события, происшествия;
Для диагностики и формирования
познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды
заданий:
–
«Найди отличия» (можно задать их количество);
– Поиск лишнего
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных
действий возможны следующие виды заданий:
–
«Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– «Ищу ошибки»
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных
учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– работа в группах
– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
Приёмы
формирования познавательных логических универсальных учебных действий.
В ходе усвоения учебного
материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ,
синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление
причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно
развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные
приемы.
1. Умение классифицировать –
это умение распределять
какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих
признаков.
Рассмотрим несколько
примеров 6 класса.
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для
растений класса однодольных и двудольных.
А – в
семени две семядоли
Б
– в семени одна семядоля
В –
корневая система стержневая
Г –
корневая система мочковатая
Д –
жилкование листьев сетчатое
Е –
жилкование листьев параллельное
Ж –
запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме
З –
запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
Рассмотрим несколько
примеров 9 класса.
2. Найдите среди названных организмов производителей,
потребителей, разрушителей органических веществ.
А –
дождевой червь
Б –
заяц-беляк
В –
мукор
Г –
волк
Д – пшеница
Е -
клевер
Ж –
голубь
З –
бактерии
И –
хламидомонада
Найдите соответствие:
А –
Неклеточные формы Б – Прокариоты В – Эукариоты
1.
Простейшие
2.
Цианобактерии
3.
Вирусы
4.
Бактерии
5.Грибы
6.
Животные
7.
Растения
8.
Фаги.
2. Умение обобщать –
это умение выражать основные
результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо.
Обобщение – мыслительный
процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Рассмотрим несколько примеров
6класс.
Что является лишним в данном перечне:
Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня,
осина, береза.
Рассмотрим несколько примеров
8 класс.
Что общего между парами
понятий (обобщите пары понятий)
·
кровь – кость
·
фибриноген – гемоглобин
·
ДНК – РНК
·
митохондрии – рибосомы
Рассмотрим несколько примеров
6 класс.
Выстроить логические цепочки,
т.е. упорядочить набор слов.
Плод, почка, семя, цветок.
Клетка, лес, растительность,
береза, ядро, лист.
3. Умение проводить аналогии –
это умение находить сходство,
в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим
несколько примеров
Рассмотрим несколько примеров
9 класс.
Между первым и вторым
понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим
и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
b) Целлюлоза – глюкоза = белок
- ?
а – нуклеотиды
б– аминокислота
в– глицерин
г– липид
д– углевод
Подобные
вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.
4. Умение сравнивать –
это умение устанавливать
черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование
навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как
его выполнить. Как сравнивать объекты? . Для этого необходимо:
1. Определить объекты
сравнения.
2. Выделить признаки, по
которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и
другого и сделать выводы.
Рассмотрим несколько примеров
1. Работа с
рисунками
9класс
: Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и
различие в их строении
6класс :
Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
9класс : В чем
сходство и различие митоза и мейоза?
2. Умение заполнения таблиц
8класс
Название анализаторов
|
Функции
|
Части анализатора
|
|
|
|
|
Воспринимающие раздражение
|
Проводящие возбуждение
|
Различающие раздражение
|
|
|
|
|
|
3. Умение составление
схемы
5класс
4.Умение
составлением тематических синквейнов, текст
которых состоит из пяти строк и 11 слов:
1
строка – 1 существительное (тема),
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),
3 строка – 3 глагола (описание действий),
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть
темы).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.