Главная / Другое / Тема самообразования "Формирование УУД на уроках биологии"

Тема самообразования "Формирование УУД на уроках биологии"




Тема саморазвития

учителя биологии

МБОУ «Выльгортская СОШ №1»

Поповой Екатерины Павловны

На тему:

« Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии»

За 2013-2014гг.















Введение


Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие   сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.  Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться  в информационном пространстве  находить  нужное  и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках  биологии.        

        Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором  и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития .



Блоки УУД

  В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

В блок личностных УУД входят:

  • жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

  • действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.

  • ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .


Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .

Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.


        В блок регулятивных УУД входят:


  • действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.


  • планирование,  определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  • составление плана и последовательности действий.


  •  прогнозирование   предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона.


  •  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.


  •  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.      


                                                               

В блоке познавательных УУД выделяют:


  • общеучебные действия, включая знаково-символические;

  • логические и действия постановки и решения проблем (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели).

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические действия, включая моделирование;

  • умение структурировать знания ;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной  информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)


Также выделяются универсальные логические действия:


  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений, доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.                        


                                                                                       

   В блоке   коммуникативных УУД выделяют:


  • социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  


Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

–  участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– самооценка события, происшествия;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 – «Найди отличия» (можно задать их количество);
– Поиск лишнего
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм

    Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

«Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– «Ищу ошибки»

     Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:                                                                      

   – работа в группах

  – составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;









































Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий.


В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.


  1. Умение классифицировать –


это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.


Рассмотрим несколько

примеров    6 класса.


1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.

А – в семени две семядоли

 Б – в семени одна семядоля

В – корневая система стержневая

Г – корневая система мочковатая

Д – жилкование листьев сетчатое

Е – жилкование листьев параллельное

Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме

З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.                                                          

Рассмотрим несколько

примеров    9 класса.


      2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.


А – дождевой червь

Б – заяц-беляк    

В – мукор

Г – волк

Д – пшеница                    

Е - клевер

Ж – голубь

З – бактерии

И – хламидомонада 


Найдите соответствие:


А – Неклеточные формы Б – Прокариоты В – Эукариоты

1. Простейшие

2. Цианобактерии

3. Вирусы

4. Бактерии

5.Грибы

6. Животные

7. Растения

8. Фаги.


  1. Умение обобщать –


это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.      

                 

Рассмотрим несколько примеров

6класс.


Что является лишним в данном перечне:

Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.


Рассмотрим несколько примеров

8 класс.


Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий)

  • кровь – кость

  • фибриноген – гемоглобин

  • ДНК – РНК

  • митохондрии – рибосомы


Рассмотрим несколько примеров

6 класс.


Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов.


Плод, почка, семя, цветок.

Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.




  1. Умение проводить аналогии –


это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров

 

Рассмотрим несколько примеров

9 класс.


Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.  

b) Целлюлоза – глюкоза = белок - ?

а – нуклеотиды

б– аминокислота

в– глицерин

г– липид

д– углевод

Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.



  1. Умение сравнивать –


это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? . Для этого необходимо:

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.


Рассмотрим несколько примеров


  1. Работа с рисунками

9класс : Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении

6класс : Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?

 9класс : В чем сходство и различие митоза и мейоза?




2. Умение заполнения таблиц

8класс

Название анализаторов

Функции

Части анализатора





Воспринимающие раздражение

Проводящие возбуждение

Различающие раздражение







3. Умение составление  схемы

5класс

   

4.Умение составлением тематических  синквейнов,  текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 
3 строка – 3 глагола (описание действий), 
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).






























Тема самообразования "Формирование УУД на уроках биологии"
  • Другое
Описание:

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии.

Автор Быкова Екатерина Павловна
Дата добавления 18.12.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1155
Номер материала MA-063288
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓