Главная / Начальные классы / Тема самообразования

Тема самообразования

Муниципальное образовательное учреждение МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ








Тема: « Формирование познавательной активности младших школьников»







Составитель: Бакирова Р.К., учитель начальных классов
















Пензятка 2014 г.






Содержание



Пояснительная записка………………………………………………………3

Основное содержание темы:

Глава 1. Познавательная активность младшего

школьника как педагогический феномен……………………………….….4

1.1. Сущность понятия «познавательная активность». ………………..…4

1.2. Влияние некоторых психических процессов

на развитие познавательной активности младшего школьника. ………….6

Глава 2 . Методы и приемы, направленные на развитие познавательной активности на уроках в начальной школе…………………………………….9


2.1 Задания, направленные на развитие познавательных процессов. ……

2.2. Проблемное обучение. ………………………………………………..….11

2.3. Групповое обучение. ……………………………………………….……15

2.4. Формирование познавательной активности младших школьников средствами межпредметных связей. ………………………………………….20

Заключение. Результативность ……………………………….………….26

Литература. ………………………………………………………………..27









Пояснительная записка


Проблема развития познавательной активности младших школьников особенно актуальна в настоящее время. Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Задача учителя - помочь сознанию ученика перейти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), сделать так, чтобы она приобрела для него личностный смысл. Тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения учащегося. Это возможно, когда обучение и воспитание строятся через проникновение в сознание школьника и происходит пересечение сознаний учителя и ученика. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ученика, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике. Развитию исследовательских форм поведения способствует побуждение ребенка к доступной активности в изучении окружающего мира.

Цель работы: Выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательной активности младшего школьника .

Задачи: Изучить основные характеристики познавательной активности младшего школьника; Изучить педагогический опыт по формированию познавательной активности младших школьников; разработать методику организации учебно-познавательной деятельности на занятиях выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности младших школьников Одной из задач нашей работы является выявление условий, эффективных методов и форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, способствующих росту познавательной активности.

Необходимо помнить, что формирование познавательной активности не должно стать самоцелью, это лишь одно из средств развития личности учащегося в целом.

Новизна заключается в следующем:

  • теоретически обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние компьютерных технологий, проблемного, группового обучения в процессе активной познавательной деятельности младших школьников;

  • выявлен и обоснован комплекс педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников средствами данных технологий на уроках.


Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Актуальность формирования познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС в том, чтобы научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой в процессе развития, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию. Главное – помочь ему стать самим собой, реализовать его личный индивидуальный потенциал. Конкуренция и успех - понятия несовместимые. В ситуации конкуренции нет стремления к пониманию, взаимопомощи, сотрудничеству, нет эмоционального комфорта в познавательной деятельности здоровых межличностных отношений. В настоящее время школьники принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Эти мероприятия должны быть условиями для проверки интеллектуальных и нравственных сил и возможностей учащихся, достижения ими высот в познании, а не для победы над другим человеком. Подлинный успех – это победа над собой.

Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания, групповая работа ,интегрированные уроки и другие.

В своей работе описываю эти методы и приемы работы.


Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен.

1.1. Сущность понятия «познавательная активность».

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность».

Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.

Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути.

Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.

Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.

Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.

Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, т. е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человек.

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
. Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
. Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство

личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.



1.2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника.

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.

Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как мышление, внимание и память на обучение младших школьников.

Мышление.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действий с ними.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.

Внимание.

Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста.
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и родителей.1 Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 – 7 лет, т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Память.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного отношения к ним.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план.

Формирование познавательной активности школьников во внеурочной деятельности достигается в процессе их общения как особого вида взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.


Глава 2. Методы и приемы, направленные на развитие познавательной активности на уроках в начальной школе.

2.1 Задания и задачи, направленные на развитие познавательных процессов

Главное лицо в учебном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться.

Из чего же состоит это умение?

Умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, умений, навыков. Эти действия специфичны не по содержанию, а по выполняемой ими функции.

Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения материала.

На уроках стараюсь давать учащимся такие задания и задачи, которые

направлены на развитие познавательных процессов:

-умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

-находить закономерности, строя простейшие предположения;

-проверять их, делать выводы;

-иллюстрировать их на примерах.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей.

На столе стоят 5-6 игрушек. Ребята внимательно рассматривают их,

закрывают глаза. В это время игрушки меняю местами. Ребята открывают глаза, ищут, что изменилось.

Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания младших школьников: постепенно увеличивает его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Задания, совершенствующие воображение.

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

*составление из счетных палочек различных геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника…);

*деление геометрической фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной геометрической фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

*определение взаимного расположения фигур: внутри, вне, на.

Задания, развивающие память.

Игра «Запомни изученные слова».

Называю слова: математика, круг, считать, столько же, налево, направо, после, квадратный, вверху, седьмой, прямоугольник. Один ученик называет слова, который запомнил, остальные считают их количество. Дети добавляют неназванные слова.

Выполняя такие упражнения, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность.

Задания, развивающие мышление.

Приоритетное внимание на уроках математики в начальной школе уделяется развитию мышления. С этой целью стараюсь давать учащимся задания, которые не требуют вычислений, однако учат строить правильные суждения, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.

Для формирования умения анализировать, использую следующие задания:

на установление временных отношений, отношений равенства и неравенства, пространственных отношений.

Умение сравнивать формируется при выполнении заданий, в которых необходимо искать сходство и различие между двумя предметами, между группами предметов на одном рисунке, между группами предметов на двух рисунках.

Обобщать и делать выводы учат логические задания:

- на нахождение и использование закономерности,

- на поиск признака отличия одной группы геометрических фигур,

- на отыскание нескольких возможных решений путем перебора всех комбинаций, удовлетворяющих условию задачи.

Систематическое использование таких заданий на уроках будет способствовать как более глубокому усвоению программного материала, так и развитию познавательных возможностей детей, расширению их кругозора и интеллектуального уровня.


2.2 Проблемное обучение.

Сущность проблемного обучения.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в навой ситуации (изобретает, конструирует и др.).

Основные функции проблемного обучения.

Исходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемного обучения. Их можно разделить на общее и специальное. Можно указать следующие общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности,
- развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,
- формирование диалектического мышления школьников,
- формирование всесторонне развитой личности.

- формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Организация проблемного обучения.

Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.

Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых задач; составление задач и их решение; логических анализ текста; ученическое исследование; сочинение; рационализация и изобретение; конструирование и др.

Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной
(поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного
(иди коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Методы проблемного обучения:

-постановка проблемы;

-поиск решения;

- продуктивные задания.

К постановке проблемы можно соотнести побуждающий диалог, подводящий диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся. Подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы и знаний, развивает речь, логическое мышление. Побуждающий диалог дает больше возможностей для групповой работы, чем подводящий. Типы продуктивных заданий: опорный сигнал (символ, схема, таблица) и т.д.

Приведу пример использования технология проблемно - диалогового обучения на уроке русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ь знака у имен существительных после шипящих».

I этап 1) Учитель вызывает к доске двоих учеников. Диктует слова с шипящими на конце: ночь, дочь, душ, стриж, мышь и т.д. После написания слов учитель спрашивает детей:

-Сравните написания, как они выполнили? Почему писали по- разному, задание было одно?

Учитель уточняет, с помощью побуждающего диалога подводит к выводу темы урока.

2) А можно еще подводящим диалогом к этому привести. Вешаю на доску эти слова.

- Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? Чем отличаются? Какая же тема сегодняшнего урока?

3) Можно к этому привести мотивирующим приемом «яркое пятно»

«Заспорили как-то

Слова ночь и ключ…». Давайте разрешим спор и изучим тему.

II этап. Поиск решения. Выдвигаем правильную гипотезу. Пишем эти слова в два столбика.

-Когда же пишется ь знак после щипящих? Проверяем. Прочитаем правило в учебнике.

III этап . Групповая работа. Формулирование опорной схемы к теме.

Проблемно - диалоговое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств. Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.

2.3 Групповое обучение.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:


- классно-урочную организацию;


- лекционно-семинарскую систему;


- формы дифференциации учебного процесса;


- дидактические игры;


- бригадно-лабораторный метод;


- метод проектов.

Выделяется пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.


2. Работа в статичных парах.


3. Групповая работа на принципах дифференциации.


4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).


5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на

уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

При групповой форме работы уч-ся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при изучении текстов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются педагогическим выигрышем.

Урок чтения в 3 классе.

Тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

Цель: расширить представление учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева; работать над совершенствованием навыка чтения: выразительностью, художественными средствами языка (сравнение, олицетворение). Научить работать вместе. Работать над выяснением авторской позиции, умением выражать свое отношение к прочитанному, воспитывать любовь к природе.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

а) Работа по группам

Чтение наизусть «Ласточки пропали» (выбрать лучшего чтеца). Каждая группа выбирает лучшие рисунки, иллюстрирующие последовательность событий.

б) Конкурс чтецов (по 2 человека от группы по «телевизору читают)

III. Подготовка к изучению нового материала.

а) - О каком времени года говорится в стихотворении

«Ласточки пропали»?

- Вот как смогли его проиллюстрировать (показ рисунков с обсуждением)

б) Беседа о Ф.И.Тютчеве (выставка портретов Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина).

-Кто из поэтов вам знаком?

-Какие известные стихи этих поэтов вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф.Тютчева и узнаем, как он описывает в своих стихах времена года.

в) Выступление учащихся (биография Ф.Тютчева).

г) Подготовка к восприятию стихотворения «Зима недаром злится».

Учитель: В природе весной нередко случается, что перед потеплением вдруг сойдет снег, потом похолодает, а вскоре становится настолько тепло, что природа оживает. Весна и Зима как бы борются. Кто кого? Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Ф.Тютчева, который удивительно ярко нарисовал такие перемены погоды весной, борьбу Весны с Зимою.

V. Изучение нового материала.

  1. Фонограмма «Зима недаром злится».

- какие чувства вызывает у вас стихотворение?

-Увидели ли вы в своем воображении картину борьбы Весны и Зимы?

  1. Чтение стихотворения по четверостишиям.

    1. части.

–Почему Зима злится? Как вы себе представляете, что Весна «стучится» и «гонит Зиму»?

3-я часть.

-Сразу ли ушла Зима увидев Весну? Что она делала (Нахождение в тексте). Как вела себя Весна?

4-5 части

-Как вы представляете себе эти картины?

3) Повторное чтение, работа со словарем.

Творческая работа в группах.

Девочкам:

- Какой представляете Весну?

Мальчикам:

- Какой представляете Зиму?

После прослушивания рассмотреть иллюстрации «Весна», «Зима», сопоставить и обсуждать их.

- А теперь найдем слова – действия, подходящие для Весны и Зимы и распределим их в столбики по парам:

Стучится, гонит, хохочет, шумит, умылась, стала румяной, злится, хлопочет и т.д.

- Как Тютчев отзывается о Зиме? О Весне?

- С кем сравнивает и почему?

4) Работа над выразительностью.

-Каким тоном будем читать строки о Зиме? Почему?

- Как станете читать о Весне? Почему? А в целом как будем читать стихотворение? (Бодро, весело, радостно).

Повторное чтение учителем. Расстановка пауз, логических ударений.

5)Чтение стихотворения в парах, хором. Слова Зимы читают одни дети, слова Весны – другие.


YI.Итог урока. Обобщение.

- На чьей стороне симпатии поэта?

- А ваши?

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, подобрать пословицы по парам о зиме и весне.




2.4 Формирование познавательной активности младших школьников средствами межпредметных связей.

Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно – воспитательного процесса. Умелое их использование создает благоприятные условия для решения главных задач, стоящих перед школой: всестороннее развитие личности.

Проблема межпредметных связей всегда существовала в педагогике. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

В современной педагогике разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.М.Максимова, Т. Ф. Федорец и другие, высказывающие свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.

Каково же значение межпредметных связей в учебном процессе начальной школы?

  1. Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого.

  2. Расширение кругозора младших школьников.

  3. Наиболее широкая возможность для развития речи учащихся.

  4. Развитие умственной деятельности

В последние годы в связи с научно-техническим прогрессом общества, необходимостью решения комплекса задач, стоящих перед школой, возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.

Объединяются литературное чтение и русский язык; математика и труд; физкультура и музыка; ИЗО и музыка; окружающий мир и литературное чтение и др.

С “приходом” в начальную школу иностранных языков появилась возможность интегрировать такие предметы, как русский язык и иностранный язык, литературное чтение и иностранный язык, природоведение и иностранный язык.

Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки).

Межпредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга.

Развитие речи – один из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения, возможность использования межпредметных связей. Так как слово неотделимо от мысли, то развитие речи – это прежде всего развитие мышления. Эффективным средством развития речи учащихся начальных классов является изобразительное искусство. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства. Именно поэтому изобразительное искусство занимает прочное место на уроках русского языка и литературного чтения, где произведения живописи используются для активизации познавательной деятельности школьников, ее стимулирования и мотивации. Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств способствуют развитию у младших школьников глубокого восприятия произведений искусства.

Но не обладая связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства. Рассматривание картин на уроке, беседа, сочинение по картине служат эффективным средством формирования личности ребенка. Эти виды деятельности возбуждают эмоции, умственную самостоятельность, приучают детей осмысливать, оценивать увиденное, развивают наблюдательность, учит находить причинно - следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Сочинение по картине – сложная работа. Нужно уметь описать не только то, что изображено на ней, но и выразить свои впечатления. Младшие школьники живо откликаются на восприятие окружающего мира с помощью цвета. Целью таких сочинений является: 1)закрепление знаний по естествознанию; 2) развитие мышления; 3) развитие зрительного восприятия; 4) развитие детей средствами искусства.

Основная задача – хорошо рассматривать картину как произведение искусства. Надо дать план, на что обратить внимание (выбор). Например, разбирая картину «Дети, бегущие от грозы», спрашиваю: что вы чувствуете? Радость, печаль, жалость? Почему? Ставится проблемный вопрос: Где они были? Как вы догадались? Что они сделают? Как поступят? Почему? Как бы вы поступили? и т.д.

Приемы работы над картиной.

  1. Вхождение в картину;

  2. создание поисковой ситуации;

  3. прием установления причинно – следственных связей;

  4. прием акцентирования деталей;

  5. прием «Найди ошибку»;

  6. прием «Угадай картину»;

  7. самоподготовка (учитель дает для каждой группы вопросы и задания);

  8. прием «Наши вопросы» (каждая группа составляет вопросы);

  9. картинная галерея.

Формирование знаний и умений учащихся под влиянием межпредметных связей происходит тем эффективнее, чем больше внимания уделяет учитель стимуляции их познавательных интересов, особенно к мировоззренческим вопросам, к комплексным проблемам. Межпредметные связи, являясь самостоятельным стимулом познавательного интереса учащихся, перестраивают процесс обучения: усиливают синтетический, обобщающий характер содержания изучаемого материала, поисковую направленность учебной деятельности, ее коллективность, взаимопомощь учащихся в ее организации; расширяют деловые контакты между учащимися и учителями. При этом повышается стимулирующая роль всех источников познавательного интереса учащихся.

Заключение.

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- Естественное стремление школьников к познанию;

- Положительное отношение к учебе;

- Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

- Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы, учителя, участвуем в ее формировании и развитии.

Мной были обнаружены следующие способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:

- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность.

- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний.

- комбинирование различных форм организации учебной работы: проблемного, группового обучения, определение их места на каждом этапе занятия.

- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий.

- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы.

- эмоциональная насыщенность занятия. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.

- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога.

- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности.

- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Провожу мониторинги. Например:

Мониторинг мотивации

Цель: изучение мотивации успеха учащихся

показатели

Диагностический инструментарий

Метод сбора информ

Мотивация учебной деятельности

Диагностика "Интерес к предметам"

Анкета для определения школьной мотивации

тестирование




Уровень познавательного интереса

Черты любимого

учителя

Анкета "Как Вы относитесь к учёбе."


тестирование

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся

Цель: изучение индивидуальных возможностей учащихся и учёт их в процессе обучения

показатели

Диагностический инструментарий

Метод сбора информ

Форма представления информации

Память

тест умственных способностей Р. Алитхаузер,

методика "Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти

анкетирование

диагностические карты

Мышление

т. Алитхауэра

м. исключение понятий

м. количественные отношения

м. аналогии

Изучение мотивационной сферы учащихся помогают учителю правильно выбрать приёмы работы, спланировать познавательную деятельность как на уроке, так и внеурочную. Перед педагогом стоит задача оказания помощи ребёнку в адекватном выборе цели дифференцированно подходить в оценивании результатов. Познавательный интерес формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, и способности оцениваются позитивно.

Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. Благодаря этому качество знаний по предметам возросло.

Проследив качество знаний по русскому языку и математике можно увидеть следующее:

Русский язык



2011-2012год в (%)


2012- 2013 год в (%)


45

57







Математика




2011-2012год в (%)


2012- 2013 год в (%)



55

63



По данным таблиц видно, что качество знаний по русскому языку ,по математике стало выше . Активизировалась учебная деятельность, внедрялись нестандартные формы работы с учащимися и новые технологии обучения для развития познавательного интереса.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным. Развивая познавательную активность, воспитываю стремление к знаниям, развиваю личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.




























Литература.


  1. Бабаева Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности. / Под ред. В.И.Панова. - М., 1997, с. 69

  2. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с.560

  3. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.

  4. Вальчук Е.В. Устные и письменные сочинения по картине в начальной школе. - Саранск. 2009.

  5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974, с. 86

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89

  7. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М. : Просвещение, 1991.

  8. Козырева Н.Н. Совершенствование навыков чтения учащихся 1-4 классов. Повышение профессионального мастерства педагогов. Волгоград. 2009.

  9. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе уч-ся. / Сов. педагогика - 1962,№2 с. 16-27

  10. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.

  11. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис,А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990

  13. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.

  14. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — Сс. 186—203. 19.Матюшкин А.М.

  15. Шаповалов.В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации. Начальная школа №7, 2009.

  16. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208

  17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -М., Просвещение, 1979, с. 160

  18. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В. Давыдова,В.П. Зинченко. - М., 1989, с. 56-61

27


Тема самообразования
  • Начальные классы
Описание:

Проблема развития познавательной активности младших школьников особенно актуальна в настоящее время. Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности.

Задача учителя - помочь сознанию ученика перейти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), сделать так, чтобы она приобрела для него личностный смысл. Тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения учащегося. Это возможно, когда обучение и воспитание строятся через проникновение в сознание школьника и происходит пересечение сознаний учителя и ученика. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ученика, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике. Развитию исследовательских форм поведения способствует побуждение ребенка к доступной активности в изучении окружающего мира.

Цель работы: Выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательной активности младшего школьника .

Автор Бакирова Роза Каримовна
Дата добавления 19.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2633
Номер материала 60090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓