Главная / Русский язык и литература / Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина

Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина

5


Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина


Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины и природы в лирике Есенина, особенности поэтического мира автора; развивать навыки исследовательской работы в микрогруппах, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русской поэзии, чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, словарные карточки (имажинизм. Новокрестьянская поэзия, метафора, олицетворение, эпитет, анафора, аллитерация, ассонанс), книжная выставка, портрет поэта.


Ход урока

  1. Организационное начало.

  1. Приветствие.

  2. Психологический настрой.

Прослушивание музыкальной композиции на слова Есенина.

  1. Работа по теме урока.

  1. Вводное слово преподавателя.

Серебряный век русской литературы – удивительное время, когда на литературном небосклоне зажглись удивительные звезды. Кроме символистов, акмеистов и футуристов ярко о себе заявило течение новокрестьянская поэзия. Русская новокрестьянская поэзия 10-30-х годов 20 века вела наследную нить от Кольцова, Никитина, Сурикова. Смешиваясь с народной песней, сказкой былиной, библейской символикой, традициями Пушкина и Некрасова, она создала неподражаемые поэтические шедевры. Устами Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина говорила крестьянская Россия. Но, пожалуй, самым талантливым представителем новокрестьянской поэзии был Сергей Александрович Есенин. О нем Петр Орешин написал в 1926 году:

Дождичек осенний

Окропил наш сад.

Песенник Есенин,

Синеглазый брат.


Вековая просинь,

Наша сторона…

Если Пушкин – осень,

Ты у нас – весна!

  1. Определение темы, постановка цели урока.

Сегодня мы продолжаем погружаться в творческий мир С. Есенина. На прошлом уроке мы познакомились с биографией поэта. Давайте попробуем определить тему нашего урока. Вы будете работать в школе, какую тему вы предложите детям после того, как познакомите их с биографией автора?

Сегодня мы познакомимся с лирикой поэта, поговорим о ведущей теме лирики поэта – теме Родины и природы – ее художественном своеобразии. Так как с лирикой Есенина, мы все знакомимся впервые в раннем детстве и продолжаем открывать для себя все новые стихотворения поэта на протяжении всей жизни, предлагаю подойти особенно серьезно к анализу художественного мира поэта. В связи с этим мы разделили группу на микрогруппы, каждая из которых на уроке отчитается по той работе, которую она проделала. Давайте посмотрим на эти микрогруппы: биографы и историки, литературоведы и литературные критики, искусствоведы.

  1. Работа с портретами поэта.

Во многих наших домах есть портреты С. Есенина, на которых изображен златокудрых юноша с бездонными синими глазами, нежным овалом лица и задумчивым взором. Настоящий мифический Лель, прекрасный пастух-певец, сын богини любви Лады:


Я - пастух; мои хоромы -

В мягкой зелени поля.


Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Духовитые дубровы

Кличут ветками к реке.


Позабыв людское горе,

Сплю на вырублях сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.


  1. Работа с книжной выставкой.

На выставке книг представлены различные сборники стихотворений и прозы разных лет, сборники поэзии Серебряного века, куда входят и стихи Есенина. На книжной выставке также представлены детские книги, т.к. с творчеством Есенина начинают знакомиться очень рано.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

Когда вы будете работать в школе и давать уроке на практике, вы будете знакомить детей со стихами Есенина. Давайте назовем эти стихи. (Вспоминаем по несколько строчек из детских стихов Есенина).

  1. Сообщение студента «Истоки темы родины в творчестве Есенина».

С чего начинается Родина для каждого из нас? Конечно, с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос. Сергей Есенин в этом очень похож на всех нас. Для него Родина началась с его родного села Констанстиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клена, который рос под окнами, с родных берез. Тема России тесно связана с темой родной природы. «О чем бы я ни говорил, ни писал, о чем бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами… Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся, развивающийся.

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа:

1 – 1914 – 1917 – ранние стихи

2 – 1918 – 1923 – после революции

3 – 1924 – 1925 – последние годы.

7. Чтение и анализ стихотворения «Там, где капустные грядки» (1910)

Когда было написано стихотворение? О чем говорит эта дата?

Какую картину природы рисует Есенин? Что за время года, время суток?

Какие художественные средства вы заметили в стихотворении?

В чем особенности есенинского словообразования?

Какие цвета вы видите в стихотворении? В чем символика этих цветов?

Определите тему и идею стихотворения?

В ранних стихотворениях использует яркие метафоры, обычные эпитеты. Это еще только начальный, ученический период творчества Есенина. Но с 1914 года есенинский поэтический мир меняется, поэт вводит в него библейские образы.

8. Словарная работа.

Метафора – перенос признака с предмета на предмет на основе их ассоциативной связи, сходства. Выделяют 3 основных вида метафор:

олицетворение – перенос признака живого лица на неживой предмет («Как белое платье пело в луче… (А.Блок),

овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо – «Голосов людских обделываем дубы…» (В. Маяковский)

отвлечение – перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлеченное – «Тогда смиряется в душе моей тревога…» (М. Лермонтов).

Эпитет – образное определение.

Оксюморон – сочетание слов с противоположным значением.

Аллитерация – звукопись, повторение одинаковых или однородных согласных звуков, придающее стихотворению особую звуковую выразительность.

Анафора – единоначалие, повторение одинаковых слов или групп слов в начале строк.

    1. Чтение наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»

    2. Анализ стихотворения

В каком году вышло это стихотворение? Что можно сказать о истории его создания?

Стихотворение написано в 1914 и относится к ранним стихам, вошедшим в первый сборник «Радуница».

– Давайте определим тему стихотворения.

-- Давайте обратимся к первой строчке стихотворения. Как называет свою родину Есенин? Почему именно «Русь», разве так называлась страна в 1914? Дайте историческую справку.

Стихотворение написано в 1914 году, когда страна называлась Российская империя, с 1917 года – Российская Республика, с 1918 – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, с 1922 – Союз Советских Социалистических Республик. Русью страна называлась в 12-16 веках. Русь для Есенина – нечто святое, страна богомольцев, церковных праздников, веры. Есенин хотел подчеркнуть нерасторжимую связь времен, единство человека и природа во все времена.

Давайте найдем библейские образы. (Хаты-образа, кроткий Спас, рать святая, рай; лирический герой сравнивается с богомольцем).

В 1914 году Есенин пишет ряд стихов, в которых Бог, деревенский пейзаж и родина сливались воедино, природа виделась поэту божественным храмом, «Голубая Русь» казалась ему более любимым местом, чем рай:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С самого начала Русь у Есенина предстает как нечто святое. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

– Какие средства художественной изобразительности вы нашли?

Олицетворение: «синь сосет глаза».

Метафорические сравнения: «хаты – в ризах образа»; девичий смех звенит, как сережки.

Эпитет: «кроткий Спас», «веселый пляс», «мятая стежка», «рать святая»

Оксюморон: «звонно чахнут тополя». Почему Есенин употребил слово «звонно», а не «звонко». Поэт нашел звуковой образ, который использовал в своем творчестве: звон.

Сравним с другим стихотворением 1914 года:

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Аллитерация: «синь сосет глаза» – аллитерация на свистящие рождает выразительный звукописный образ слепящий до слез, разъедающей до боли глаза сини бескрайних русских просторов.

Какие звуки слышны в стихотворении?

Какие цвета – основные в этом стихотворении?

Определите размер стихотворения. (4-х стопный хорей)

Как раскрывается тема природы в ранней лирике Есенина:

идиллическое изображение деревенской России,

наличие пейзажных зарисовок,

православные образы,

близость к фольклору,

метафоричность и образность языка.

    1. Информационный проект «Цветопись Есенина».

В лирике Есенина встречается цветопись. Использование цвета у поэта не случайно. Ваша одногруппница подготовила информационный проект «Символика цвета в поэзии С.А. Есенина».

Целью моей работы было выявить символику цвета в поэзии С.А. Есенина. Для этого я познакомилась со стихотворениями поэта, созданными на разных этапах творчества. Также я проанализировала произведение Есенина «Ключи Марии» и книгу исследователя творчества С. Есенина Аллы Марковой «Поэтический мир Есенина».

Сергей Есенин обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. «Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи». Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой. В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива»,  «жёлтые долы», «жёлтая трава», «золотистые ветки».

В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть»,  «жёлтый тлен»,  «жёлтый скелет».

«Любимые цвета поэта – синий и голубой». Они усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «синие горы»,  «синие затоны», «голубая Русь», «небеса уж голубые») создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон», «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес», «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа.

 «Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью».

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение  – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон», «белый храм», «белый ангел», «одежда празднично белая». Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность». Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле»,  «дорога белая», «белых яблонь дым», «белый путь»,  «роза белая», «метель белая», «белая хата». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер», «зорька красная», «красные крылья заката», «красный костёр», «красные врата», «зарево красных зарниц», «капли красные сжигают города», «вечера красный подол». Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16. В стихах 1910–1916 годов чёрный не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные», «чёрные косы»,   «чёрная глухарка»,   «чёрное покрывало». В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть», «чёрная гибель», «чёрная судьба», «чёрный человек».

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр», «приволь зелёных лех», «в траве зелёная вода», «зелёные пригорки», «полог зелёный», «трава зелёная», «зелёные ели. До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

С помощью слов, соответствующих краскам, Есенин сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые тончайшие движения души лирического героя. Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

12. Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни» (1920).

– Прежде чем начать анализ этого стихотворения давайте обратимся за исторической справкой. Какие события произошли после 1914 года в стране?

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – Первая Мировая война (1914 – 1918), Революция 1917 года, Гражданская война 1917 – 1922.

– Как Есенин воспринимал события революции?

Есенин встретил 1917 год с надеждой на обновление, на счастливый порот в крестьянской доле. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Изменяется и тональность стихов Есенина. Постепенно поэт разочаровался в своих ожиданиях лучшей жизни для деревни. В его душе поселяются печаль и сомнения. Раскол в стране беспокоит поэта. Себя он все чаще видит в «Рус уходящей».

13. Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

Каким настроением пропитано стихотворение?

Это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы и человека уходит.

Как в стихотворении соотносится деревянное и железное?

Приближается чуждый древнему «деревянному» миру «железный гость» и новые поэты, которые не будут воспевать «дощатый мост», зеленые березки. В уходящем мире все было от природы, от дерева.

14. Анализ параграфа учебника «Метафоризм Есенина» ( о символике дерева).

Нужен ли поэт новому «железному миру»?

В новом «железном» мире поэту уже не петь. Поэтому поэт стоит за бедней «кадящих листвой берез».

Как вы понимаете слова «кадящие листвой березы»?

Березы «кадят», т.е. сбрасывают листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, символ осиротевшей, умирающей природы.

С какого слова начинается 2 четверостишие? Пчему?

2 четверостишие открывается глаголом «догорит». Этот глагол стоит в начале строфы, поэтому звучит особенно весомо.

Как вы понимаете слова «из телесного воска свеча»?

Свеча из «телесного воска», т.е. из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В 3 четверостишии говорится о причине гибели древнего деревянного мира. Кто же несет гибель старого мира?

«Железный гость» несет тройной смысл: машинная техника, противостоящий деревне город, новый механический мир, в котором главное – машина, а не человек.

Почему Есенин говорит о «железном госте», а не хозяине? Гость не работник, не хозяин, он чужд природе, т.к. рожден другим миром. У гостя «неживые, чужие ладони». При нем природа осиротеет.

Как перенесет природа наступление нового времени?

Ветер будет «панихидой справлять пляс». Это кощунственная пляска на дорогих герою могилах. Природа скорбит, как и поэт.

15. Чтение отрывка стихотворения «Сорокауст» (1920). Сравнительный анализ двух стихотворений.

Похожи ли два стихотворения «я последний поэт деревни» и «Сорокоуст»?

Найдите образы-символы в этом стихотворении.

У стихотворений одна тема – боль об уходящем старом мире, где человек жил в гармонии, в единстве с природой. Старый, милый Есенину мир деревни, символизирует «жеребенок», который наивен, как вся уходящая в прошлое жизни деревни. Образу «жеребенка» противостоит образ «паровоза», символизирующего бездушную цивилизацию, закованную в железо. В стихотворение также звучит мотив противостояния города и деревни.

Давайте сделаем вывод. Что остается и что меняется в образе Родины этого, послереволюционного, периода творчества Есенина?

– Остается деревенская Россия, образы родной природы.

– Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает гармония.

16. Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925).

17. Анализ стихотворения.

Когда было написано стихотворение. К какому периоду жизни и творчества относится это стихотворение?

Стихотворение датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли.

В какой строчке обобщен трудный исторический опыт поколения Есенина?

«Радуясь, свирепствуя и мучась…».

Какие традиционные поэтические образы представлены в стихотворении?

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Какие красочные эпитеты присутствуют в стихотворении?

Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом/ Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотой лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью.

Как звучит финал стихотворения?

Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Давайте проследим, как развивается тема родины в поэзии Есенина от ранних стихов до стихотворений позднего периода.

Тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

В стихотворении «Русь уходящая» Есенин писал:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать.

Скольжу и падаю другою.

Вывод по стихотворению 3 периода творчества:

В центре внимания по-прежнему родная деревня – символ России.

Стихотворение проникнуто грустью.

Появляется автобиографичность и исповедельность.

III. Итог урока.

Общий итог. Как меняется образ Родины на разных этапах жизни и творчества Есенина:

На глазах Есенина менялась страна, сам поэт тоже менялся, менялось его восприятие жизни. Незыбемой осталась одна любовь к Родине.

Особенности поэтического стиля Есенина:

фольклорное начало лирики,

образность

уникальность цвето-световой палитры,

максимальная приближенность образа лирического героя к автору,

ощущение кровной связи лирического героя со всем живым в мире.

IV. Задание на дом.

Напишите сочинение на тему:

  1. Тема природы в лирике С.А. Есенина.

  2. «Деревня и город («живое и «железное») в поэзии Есенина.

  3. Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока.



Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина

Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины и природы в лирике Есенина, особенности поэтического мира автора; развивать навыки исследовательской работы в микрогруппах, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русской поэзии, чувство патриотизма.

Ход урока

  1. Вводное слово преподавателя.

Автор Воробьева наталия Николаевна
Дата добавления 06.05.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 365
Номер материала MA-066746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓