ЗКО. г. Уральск
СОШ № 20
Пак.М.Н. учитель
физики,
высшей категории.
Тема: «Решение задач по механике с использованием
стробоскопических фотографий»
Класс: 9
Цели урока:
- образовательные
повторение
основных уравнений кинематики, законов сохранения, алгоритмов решения задач по
данной теме;
- развивающие
Развитие умений
анализировать условие задачи, ставить и решать проблемы, выражать свое мнение;
поиска нужной информации, навыков работы с различными видами представления
информации; развитие гибкости мышления.
- воспитывающие
Воспитание
целеустремленности, внимательности, формирование научного мировоззрения, чувства
ответственности, формирование самокритичного отношения к своей работе.
Оборудование:
интерактивный комплекс, дидактический материала, стробоскопические фотографии.
План урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, подготовка к уроку (учебники,
опорные конспекты.)
2. Постановка задач урока.
Сегодня на уроке мы будем решать задачи,
данные для которых будут представлены на стробоскопических фотографиях.
Успешное решение этих задач будет зависеть от умения анализировать
представленные фотографии.
Задачи, предлагаемые сегодня позволят
обобщить знания по разделу «механика», подготовиться к выполнению лабораторной
работы №1, а так же в дальнейшем успешно пройти итоговый контроль знаний при
сдаче Единого Национального Тестирования. (ЕНТ)
3. Решение задачи № 62 из сборника задач по физике. Составители А.П.
Рымкевич, П.А. Рымкевич.
На рисунке воспроизведено со
стробоскопической фотографии движение шарика по желобу из состояния покоя.
Известно, что промежутки времени между двумя последовательными вспышками равны
0,2 с. На шкале указаны деления в дециметрах. Доказать, что движение шарика
было равноускоренным. Найти , с каким ускорением двигался шарик в положениях, зафиксированных
на фотографии. Найти скорости шарика в положениях, зафиксированных на
фотографии.
I. Анализируя
условие задачи и данные фотографии, определяем:
1. шарик в начальный момент времени ,
2. находится в начале желоба, значит начальная координата равна нулю , 3.шарик начинает движение из состояния
покоя . 4.время
между двумя последовательными вспышками
равны 0,2 с.
5.первая вспышка
соответствует интервалу времени ;
6. вторая вспышка
соответствует интервалу времени ;
7. третья вспышка
соответствует интервалу времени ;
8. четвёртая
вспышка соответствует интервалу времени ;
II. Найдем
ускорение, с которым двигался шарик
; ; ,
1. ; ;
2. ; ;
3. ; ;
;
;
Шарик скатывается по желобу с постоянным
ускорением равным
III. Найдем скорости шарика
в положениях, зафиксированных на фотографии.
;
;
;
;
;
Скорость
тела увеличивается, так как <<<<
IV.
Результаты расчетов занесем в таблицу.
Вывод: 1.Шарик
начинает движение из начала отсчета , из состояния покоя ,
шарик скатывается с постоянным ускорением ; > , скорость шарика за любые равные
промежутки времени изменяется на
2. > ,
движение неравномерное, так как <<<<
– равноускоренное
движение (шарик разгоняется).
Решение данной задачи позволяет обобщить
и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении равнопеременного
движения, проверить знания формул расчета ускорения, скорости, перемещения при
равноускоренном движении. Ученики учатся читать и анализировать данные рисунка.
Работать с единицами измерения физических величин, производить перевод единиц
измерения из дециметров в метры, делать выводы о характере движения. В
некоторых случаях решение такой задачи может быть альтернативной выполнения
лабораторной работы №1, 9 класс «Определение ускорения тела при равноускоренном
движении» так как метод проведения эксперимента в лабораторной работе и способ
движения, описанный в условии задачи, одинаковые, законы которые применяются
при решении задачи и в лабораторной работе так же совпадают, а объём заданий,
поставленный условием задачи намного шире целей лабораторной работы.
Задача
№ 2. Пример дидактического материала к нескольким стробоскопическим фотографиям.
Рис
1. Рис 2.
Для
закрепления понятий пути и перемещения предлагается решение задачи:
1.
Каковы
начальные координаты движущихся шаров? Чем отличаются скорости перемещения
шаров? Какой путь прошел каждый из шаров за 1с? Каково перемещение каждого
шара за 1с? (Вспышки света происходили через каждые 0,1с.)
При
изучении скорости и перемещения равномерного прямолинейного движения, при
разборе основной задачи механики решаем задачи :
1.
Каковы
скорости шаров? Во сколько раз скорость первого шара больше второго?
2.
Чем
отличаются движения шаров, видимые на фотографиях? В чем они сходны?
3.
Напишите
уравнения движения обоих шаров.
Для
уяснения графического представления движения предлагаются задачи:
1.
На
одних и тех же осях координат постройте графики зависимости координаты от
времени и скорости от времени для обоих шаров.
2. Какой
стала координата первого (второго) шара через 1с (0,5с) после начала движения?
Через какое время координата первого шара будет равна нулю?
Дидактический
материал к стробоскопической фотографии (рис 3.)
Рис 3.
Рассматривая
скорость и перемещение при равномерном прямолинейном движении, предлагается
задача:
1.
Найдите скорость шара на горизонтальном
участке. Напишите уравнение движения шара на этом участке (вспышки света
происходили через 0,09 с.)
При ознакомлении
со стробоскопическим методом определения ускорения движущегося тела учащимся
предлагаются задачи:
1.
Определите ускорение шара при скатывании с
наклонной плоскости. Какую скорость имел шар через 0,27с после начала
движения? Через какое время он скатился на горизонтальный участок? Сравните
это значение результатами , полученными в решении задачи 1, и сделайте вывод.
2.
Выбрав систему координат, напишите
уравнение движения шара по наклонной плоскости
Изучение движения
под действием нескольких сил сопровождается решением задачи:
1. Определите
ускорение шара с учетом второго закона динамики.
Усвоение понятия
импульс тела закрепляется при решении задачи:
1. Найдите
импульс шара через 0,27с и 0,36с от начала движения, вычислите изменение
импульса за время между вспышками и по этим данным определите силу, под
действием которой шар скатывается с наклонной плоскости. Трение не учитывать.
При
рассмотрении закона сохранения и превращения механической энергии выполняется
работа по решению задачи:
1. Используя
фотографию, проверьте справедливость закона сохранения и превращения
механической энергии, сделайте вывод.
Огромный интерес такие задачи имеют,
потому что позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся, развивать
логическое мышление, учат анализировать предложенные ситуации, делать
умозаключения и выводы по результатам, полученным при решении задачи.
Эта
работа позволяет повторить и проверить:
1. Знание
основных законов кинематики и динамики.
2. Умение
читать и анализировать данные рисунка.
Саморазвития личности
Самоконтроля
3. Добиваться
Самостоятельного решения
Самооценки
Самопознания
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.