Главная / Русский язык и литература / Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Название документа Открытый урок по литературе в 5.docx



Открытый урок по литературе в 5-м классе.

Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Цель: продолжить работу над анализом басни как жанра; показать, что литература есть отражение жизни народа; отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям; прививать учащимся чувство патриотизма.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к его произведениям, листы оценивания выразительного чтения (на каждого учащегося).

Тип урока: комбинированный.



Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

  1. Презентация иллюстраций к басням И.А. Крылова.

Каждый из учащихся комментирует свою иллюстрацию и наизусть зачитывает мораль этой басни.

  1. Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (читают подготовленные учащиеся)



  1. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.



- 1812год. Что вы знаете об этой дате?

- Кто такой Наполеон?

- Что такое эзопов язык?

- Как вы считаете, как дата 1812 года и понятие из предыдущего вопроса будут связаны с сегодняшним уроком?



  1. Постановка цели и задач урока

  2. Работа над темой урока

  1. Выразительное чтение басни учителем

  2. Беседа о прочитанном

а)словарная работа

-Что такое псарня, овчарня?

- Кто такой забияка, ловчий?

2.Беседа

- Назовите героев данной басни.

- О какой волчьей натуре идет речь? Почему волка не любят?

- Как волк хотел избежать наказания?

- Какие черты характера он проявил?

- Определить. В чём проявилась аллегория в данной басне?



  1. Историческая справка

Практически в каждой басне И.А. Крылова изначально заложен определённый смысл, отражающий действительность, в которой жил баснописец. В большинстве случаев злободневность крыловских басен остаётся для нас неизвестной. «Крылов, - как пишет один из критиков, - никогда и никому не рассказывал, по какому случаю написана им какая басня, но когда близкий и приятный ему человек сообщал ему свою догадку, он отрицал таким образом, что отрицание его можно было принять за подтверждение догадки». Однако секрет басни «Волк на псарне» знает каждый школьник. В ней, как будто в шкатулке, спрятан исторический сюжет, о котором вы даже и не догадывались, читая её первый раз.

В басне отражены события 1812 года, когда французский император Наполеон напал на Россию.

Но наступил переломный момент: М.И. Кутузов смог разработать план, который спас всю Россию, а Наполеон был готов подписать соглашение о мире. Бородинское сражение стало решающим в войне 1812 года. И теперь уже условия ставил М, Кутузов, а Наполеона вместе с его войском с позором погнали из страны. Победа русских в Отечественной войне была неоспорима.

Басню Крылова «Волк на псарне» знала наизусть вся Россия.

  1. Запись темы урока

- Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

5. Повторное выразительное чтение басни в ролях подготовленными учащимися. Заполнение листов оценивания выразительного чтения.



  1. Анализ басни с учётом полученных сведений

- Какая часть речи в басне преобладает? (глагол)

- О чём это говорит? (о динамичности событий)

- Что создаёт картину переполоха? Какую роль играет огонь? Как это ассоциируется с событиями 1812 года7

- В образе кого изображены в басне Наполеон и Кутузов?

- Как автор описывает волка? Зачитать.

- Какие синонимы автор подбирает к слову волк? (забияка, вор)

- Как автор относится к своим героям? Доказать цитатами из басни.

- Как вы считаете, с какой целью была написана басня?



5.Рефлексия

- Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова?

- Какая басня вам особенно понравилась и почему?

- Какие афоризмы вы запомнили и что они выражают?

Что на вас произвело самое яркое впечатление?

-Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним?



6.Домашнее задание

Прочитать сказку «Спящая царевна».





  1. «На закуску»

Исторический анекдот об И.А. Крылове.



По улице шли студенты, а перед ними вышагивал важно И.А. Крылов. Ребята решили пошутить, намекая на его необъятные размеры:

- Туча идёт!

Крылов обернулся и сказал:

- И… лягушки заквакали!



- О каких чертах характера И.А. Крылова говорит эта история?

- Каким для вас запомнился великий баснописец?





Название документа Патриотическая позиция И.pptx

Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 18...
Цель урока: показать, что литература есть отражение жизни народа; продолжить ...
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации, листы оценивания Тип урока: ...
Ход урока 1. Опрос по домашнему заданию. 1)Презентация иллюстраций к басням и...
Рисовал Савельев Данил. Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши! Потапов...
Рисовал 	 Теплых Данил	 Когда в товарищрх сргласья нет, на лад их дело не ...
Рисовал Юдаков Артём Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; ...
Рисовал Васильев Степан У сильного всегда бессильный виноват. Потапова Г. И....
Рисовала Ниведомских Ангелина Хоть видит око, Да зуб неймёт. Потапова Г. И. ...
Рисовал Мурашов Евгений Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье И в...
2) Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (инсценировка) Потапова Г....
Вопрос классу: что в басне аллегоричного, иносказательного, а что могло прои...
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. - 1812 год. Ч...
3. Постановка цели и задач урока. 4. Работа над темой урока. 1. Выразительное...
2) Беседа - Назовите героев данной басни - О какой волчьей натуре идёт речь? ...
3. Историческая справка (сообщение подготовленного ученика) «Крылов никогда н...
«… и поднялась дубина народной войны…» Л.Н. Толстой Потапова Г. И. учитель ру...
-Что изображено на картине художника - Какими мы видим завоевателей? Расскажи...
4. Запись темы урока - Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом...
5. Анализ басни с учётом полученных сведений. Действие в басне развивается бы...
6. Повторное выразительное чтение басни (по ролям) Потапова Г. И. учитель рус...
7. Рефлексия - Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Кры...
8. Домашнее задание: Выучить наизусть одну из басен «Свинья под дубом» или «В...
9. «На закуску» Послушайте исторический анекдот об И.А. . Крылове. По улице ...
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812
Описание слайда:

Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне» Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 2 Цель урока: показать, что литература есть отражение жизни народа; продолжить раб
Описание слайда:

Цель урока: показать, что литература есть отражение жизни народа; продолжить работу над анализом басни как жанра; отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям; прививать учащимся чувство патриотизма. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 3 Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации, листы оценивания Тип урока: ком
Описание слайда:

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации, листы оценивания Тип урока: комбинированный Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 4 Ход урока 1. Опрос по домашнему заданию. 1)Презентация иллюстраций к басням и ко
Описание слайда:

Ход урока 1. Опрос по домашнему заданию. 1)Презентация иллюстраций к басням и комментарий к ним. Каждый ученик кратко рассказывает о том, что он изобразил на своём рисунке и какова мораль басни. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 5 Рисовал Савельев Данил. Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши! Потапова Г
Описание слайда:

Рисовал Савельев Данил. Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши! Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 6 Рисовал 	 Теплых Данил	 Когда в товарищрх сргласья нет, на лад их дело не пой
Описание слайда:

Рисовал Теплых Данил Когда в товарищрх сргласья нет, на лад их дело не пойдёт. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 7 Рисовал Юдаков Артём Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но
Описание слайда:

Рисовал Юдаков Артём Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 8 Рисовал Васильев Степан У сильного всегда бессильный виноват. Потапова Г. И. уч
Описание слайда:

Рисовал Васильев Степан У сильного всегда бессильный виноват. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 9 Рисовала Ниведомских Ангелина Хоть видит око, Да зуб неймёт. Потапова Г. И. учи
Описание слайда:

Рисовала Ниведомских Ангелина Хоть видит око, Да зуб неймёт. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 10 Рисовал Мурашов Евгений Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье И все
Описание слайда:

Рисовал Мурашов Евгений Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 11 2) Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (инсценировка) Потапова Г. И.
Описание слайда:

2) Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (инсценировка) Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 12 Вопрос классу: что в басне аллегоричного, иносказательного, а что могло произой
Описание слайда:

Вопрос классу: что в басне аллегоричного, иносказательного, а что могло произойти в жизни Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 13 2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. - 1812 год. Что
Описание слайда:

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. - 1812 год. Что вы знаете об этой дате? - Кто такой Наполеон? А Кутузов? - Что такое эзопов язык? А кто такой Эзоп - Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 14 3. Постановка цели и задач урока. 4. Работа над темой урока. 1. Выразительное чт
Описание слайда:

3. Постановка цели и задач урока. 4. Работа над темой урока. 1. Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учителем. 2.Беседа о прочитанном. Словарная работа - Что такое псарня, овчарня? - Кто такой забияка, ловчий? - Какие ещё слова вам непонятны? Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 15 2) Беседа - Назовите героев данной басни - О какой волчьей натуре идёт речь? Поч
Описание слайда:

2) Беседа - Назовите героев данной басни - О какой волчьей натуре идёт речь? Почему волка не любят? - Как волк хотел избежать наказания? Какие черты характера он проявил? - Что означают слова ловчего «Ты сер, а я, приятель, сед»? - В чём проявилось иносказание в данной басне? Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 16 3. Историческая справка (сообщение подготовленного ученика) «Крылов никогда нико
Описание слайда:

3. Историческая справка (сообщение подготовленного ученика) «Крылов никогда никому не рассказывал, по какому случаю им написана какая басня, он отрицал таким образом, что отрицание его можно было принять за подтверждение догадки». Однако секрет басни «Волк на псарне» знает каждый школьник. В ней, как будто в шкатулке, спрятан исторический сюжет, о котором вы даже не догадывались, читая её первый раз. В басне отражены события 1812 года, когда французский император напал на Россию. Но наступил переломный момент: М.И. Кутузов разработал план, который спас всю Россию, а Наполеон был готов подписать соглашение о мире. Бородинское сражение стало решающим в войне 1812 года. И теперь уже условия ставил Кутузов, а Наполеона с его войсками с позором прогнали из страны. Басню Крылова «Волк на псарне» знала наизусть вся Россия.

№ слайда 17 «… и поднялась дубина народной войны…» Л.Н. Толстой Потапова Г. И. учитель русск
Описание слайда:

«… и поднялась дубина народной войны…» Л.Н. Толстой Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы Бегство французов из России Конец бесславного похода Наполеона на Россию.

№ слайда 18 -Что изображено на картине художника - Какими мы видим завоевателей? Расскажите
Описание слайда:

-Что изображено на картине художника - Какими мы видим завоевателей? Расскажите о них подробнее. - Запишите в раздел «Картинная галерея» художника картины и её название. ? Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 19 4. Запись темы урока - Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом? С
Описание слайда:

4. Запись темы урока - Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом? Слово патриотизм записать в тетрадь. Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 20 5. Анализ басни с учётом полученных сведений. Действие в басне развивается быстр
Описание слайда:

5. Анализ басни с учётом полученных сведений. Действие в басне развивается быстро, динамично. - Что создаёт картину переполоха? Какую роль играет огонь? Как это ассоциируется с событиями 1812 года? - В образе кого изображены в басне Наполеон и Кутузов? - Как автор описывает волка? Зачитайте. - Какие синонимы подбирает Крылов к слову волк? Как он его называет? (вор, забияка) - Какова портретная особенность ловчего? (седой) - Как вы считаете, с какой целью была написана эта басня?

№ слайда 21 6. Повторное выразительное чтение басни (по ролям) Потапова Г. И. учитель русско
Описание слайда:

6. Повторное выразительное чтение басни (по ролям) Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 22 7. Рефлексия - Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылов
Описание слайда:

7. Рефлексия - Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова? - Какая басня вам особенно понравилась? - Какие афоризмы вы запомнили? Что они выражают? - Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним? Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 23 8. Домашнее задание: Выучить наизусть одну из басен «Свинья под дубом» или «Волк
Описание слайда:

8. Домашнее задание: Выучить наизусть одну из басен «Свинья под дубом» или «Волк на псарне». Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

№ слайда 24 9. «На закуску» Послушайте исторический анекдот об И.А. . Крылове. По улице шли
Описание слайда:

9. «На закуску» Послушайте исторический анекдот об И.А. . Крылове. По улице шли студенты, а перед ними вышагивал важно И.А. Крылов. Ребята решили пошутить, намекая на его необъятные размеры: - Туча идёт! Крылов обернулся и сказал: - И… лягушки заквакали! О каких чертах характера И.А. Крылова говорит эта история? Потапова Г. И. учитель русского языка и литературы

Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок по литературе в 5-м классе.

Тема: Патриотическая позиция И.А. Крылова. Отражение событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Цель: продолжить работу над анализом басни как жанра; показать, что литература есть отражение жизни народа; отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям; прививать учащимся чувство патриотизма.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к его произведениям, листы оценивания выразительного чтения (на каждого учащегося).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  • 1.Проверка домашнего задания
  • 1.Презентация иллюстраций к басням И.А. Крылова.
  • Каждый из учащихся комментирует свою иллюстрацию и наизусть зачитывает мораль этой басни.
  • 2.Выразительное чтение басни «Свинья под дубом». (читают подготовленные учащиеся)
  • 2.Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
  • - 1812год. Что вы знаете об этой дате?
  • - Кто такой Наполеон?
  • - Что такое эзопов язык?
  • - Как вы считаете, как дата 1812 года и понятие из предыдущего вопроса будут связаны с сегодняшним уроком?
  • 3.Постановка цели и задач урока
  • 4.Работа над темой урока
  • 1)Выразительное чтение басни учителем
  • 2)Беседа о прочитанном
  • а)словарная работа
  • -Что такое псарня, овчарня?
  • - Кто такой забияка, ловчий?

2.Беседа

- Назовите героев данной басни.

- О какой волчьей натуре идет речь? Почему волка не любят?

- Как волк хотел избежать наказания?

- Какие черты характера он проявил?

- Определить. В чём проявилась аллегория в данной басне?

  • 3.Историческая справка
  • Практически в каждой басне И.А. Крылова изначально заложен определённый смысл, отражающий действительность, в которой жил баснописец. В большинстве случаев злободневность крыловских басен остаётся для нас неизвестной. «Крылов, - как пишет один из критиков, - никогда и никому не рассказывал, по какому случаю написана им какая басня, но когда близкий и приятный ему человек сообщал ему свою догадку, он отрицал таким образом, что отрицание его можно было принять за подтверждение догадки». Однако секрет басни «Волк на псарне» знает каждый школьник. В ней, как будто в шкатулке, спрятан исторический сюжет, о котором вы даже и не догадывались, читая её первый раз.
  • В басне отражены события 1812 года, когда французский император Наполеон напал на Россию.
  • Но наступил переломный момент: М.И. Кутузов смог разработать план, который спас всю Россию, а Наполеон был готов подписать соглашение о мире. Бородинское сражение стало решающим в войне 1812 года. И теперь уже условия ставил М, Кутузов, а Наполеона вместе с его войском с позором погнали из страны. Победа русских в Отечественной войне была неоспорима.
  • Басню Крылова «Волк на псарне» знала наизусть вся Россия.
  • 4.Запись темы урока
  • - Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?
  • 5. Повторное выразительное чтение басни в ролях подготовленными учащимися. Заполнение листов оценивания выразительного чтения.
  • 5.Анализ басни с учётом полученных сведений
  • - Какая часть речи в басне преобладает? (глагол)
  • - О чём это говорит? (о динамичности событий)
  • - Что создаёт картину переполоха? Какую роль играет огонь? Как это ассоциируется с событиями 1812 года7
  • - В образе кого изображены в басне Наполеон и Кутузов?
  • - Как автор описывает волка? Зачитать.
  • - Какие синонимы автор подбирает к слову волк? (забияка, вор)
  • - Как автор относится к своим героям? Доказать цитатами из басни.
  • - Как вы считаете, с какой целью была написана басня?
  • 5.Рефлексия
  • - Чем вам запомнилось знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова?
  • - Какая басня вам особенно понравилась и почему?
  • - Какие афоризмы вы запомнили и что они выражают?
  • Что на вас произвело самое яркое впечатление?
  • -Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним?
  • 6.Домашнее задание
  • Прочитать сказку «Спящая царевна».
  • 6.«На закуску»
  • Исторический анекдот об И.А. Крылове.
  • По улице шли студенты, а перед ними вышагивал важно И.А. Крылов. Ребята решили пошутить, намекая на его необъятные размеры:
  • - Туча идёт!
  • Крылов обернулся и сказал:
  • - И… лягушки заквакали!
  • - О каких чертах характера И.А. Крылова говорит эта история?
  • - Каким для вас запомнился великий баснописец?
Автор Потапова Галина Иннокентьевна
Дата добавления 15.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1052
Номер материала 59991
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓