Главная / Русский язык и литература / Тексты для работы по русскому языку с заданиями (11 класс)

Тексты для работы по русскому языку с заданиями (11 класс)


hello_html_me9a9d20.jpgВалентин Савич Пикуль (1928–1990) – российский писатель.




ТЕКСТ 5


(1) Не один год восемнадцатого столетия тяну­лась война с персами, и в этих-то войнах и про­славил себя Петр Степанович Котляревский...

(2) Впервые был ранен в чине штабс-капи­танском при штурме Ганджи; тогда ему было двадцать лет, но слава еще не пришла к нему. (3) Она коснулась его в ранге уже майорском. (4) Многотысячная армия персов, во главе с Аб­бас-мирзою, ринулась в пределы Карабаха. (5) Котляревский вел батальон егерей, когда Аб­бас-мирза насел на него всей армией. (6) Герои заняли горушку кладбища, укрываясь за плита­ми мусульманских могил. (7) Вспыхнула бит­ва – непохожая на все: батальон против целой армии! (8) К утру не стало половины солдат, сам Котляревский был ранен, и Аббас замкнул их в жестокой осаде.

(9) – Подождем, – сказал принц, – пока они сами не сдохнут...

(10) 150 человек стояли против 40 000 персов. (11) Легендарно!

(12) Ночью Котляревский отдал приказ:

(13) – Ребята! (14) Землю над могилами пав­ших сровняйте, чтобы враг не надругался над товарищами нашими. (15) Колеса пушечные обмотайте шинелями. (16) Поход будет страшен и... поцелуемся!

(17) Легенда продолжалась: бесшумные, как барсы, егеря из кольца осады устремились в сто­рону Шах-Булахского замка. (18) Котляревский решил взять эту крепость, чтобы засесть в ней, иначе в голом поле их перебьют. (19) Они уже подходили к замку, когда Аббас-мирза поднял свою армию по тревоге – в погоню.

(20) – Пушки вперед! – призвал Котляревс­кий к штурму.

(21) Шарахнули ядрами по воротам замка, и они сорвались с петель. (22) Выбили оттуда гар­низон и сами там сели. (23) Закрылись. (24) Двух лошадей егеря съели в осаде, потом рвали на дво­ре сухую траву...

(25) Аббас-мирза прислал к Котляревскому парламентера:

(26) – О львы, кормящиеся травой! (27) Наш принц Аббас предлагает вам всем высокое по­ложение и богатство на службе персидской. (28) Сдавайтесь, и обещание это да будет свято именем светлейшего шаха.

(29) – Четыре дня, – отвечал Котляревский, – и дадим ответ...

(30) Стихли выстрелы. (31) А невдалеке, средь неприступных гор, стояла еще одна кре­пость – Мухрат. (32) Вот если бы проскочить туда! (33) Срок перемирия подходил к концу, Котляревский поднялся на башню.

(34) – Мы согласны сдаться! – прокричал он. (35) – Но завтра утром!

(36) Всю ночь в лагере Аббас-мирзы шло лико­вание. (37) Котляревский слово сдержал: утром

персы вошли в крепость, но она была уже пуста – русские тихо ушли. (38) Аббас-мирза настиг их в пяти верстах от Мухрата. (39) На горных тро­пах началась жестокая битва. (40) Персы скопом лезли на пушки, егеря пушек им не отдавали. (41) Батальон шел к замку «на пробой»! (42) И вдруг... ров, дальше не пройти. (43) Тогда егеря стали ложиться в ров, умащивая его своими тела­ми. (44) «Идите!» – кричали они. (45) И по живым телам прошел батальон и протащил даже пушки. (46) Лишь двое встали изо рва. (47) Затворясь в Мухрате, еще восемь суток держались они в осаде, пока из Тифлиса не подошла подмога. (48) Зна­мена кавказских полков, овеянные славой, скло­нились до земли перед таким героизмом...

(49) – В чем секрет ваших побед? – спрашива­ли Котляревского.

(50) – Обдумываю холодно, а действую го­рячо...


(B.C. Пикуль)


1. Какая мысль не соответствует содержа­нию текста?


1) Аббас-мирза был восхищен мужеством рус­ских солдат.

2) Русские егеря сражались до последнего защитника, но так и не сдали Шах-Булахскую крепость.

3) Петр Степанович Котляревский обладал за­мечательным даром военачальника.

4) Петр Степанович Котляревский прославил­ся в войнах с персами.


2. Какое из перечисленных утверждений явля­ется ошибочным?


1) В предложениях 4–8 перечисляются факты.

2) Предложения 39– 43 содержат элемент опи­сания.

3) В предложениях 25–29 представлено рас­суждение.

4) Предложения 20–24 передают последова­тельность событий.


3. Какое слово использовано в тексте в пере­носном значении?


1) Тянулась (предложение 1),

2) неприступных (предложение 31),

3) кольцо (предложение 17),

4) крепость (предложение 37).


4. Из предложений 1–2 выпишите слово, об­разованное приставочно-суффиксальным спо­собом.

5. Из предложений 3638 выпишите все прила­гательные.

6. Из предложения 24 выпишите подчинитель­ное словосочетание со связью примыкание.

7. Среди предложений 1320 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безлич­ное. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 4348 найдите предло­жение с обособленным распространенным опре­делением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 1319 найдите сложно­подчиненное предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 3440 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью личного местоимения. Напишите но­мер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, состав­ленной на основе текста, который вы анализи­ровали, выполняя задания 110.

В этом фрагменте рассматриваются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.

Соблюдайте последовательность цифр при ответе.


«Автор не скрывает своего отношения к опи­сываемым историческим событиям, сочувствия к их участникам. Восхищение ратным подвигом русских егерей передано благодаря использова­нию таких тропов, как ______ «жестокая оса­да», «жестокая битва», «неприступных гор» и ______ (предложение 17), и такого синтаксичес­кого средства, как ______ (предложения 7, 11, 32, 41). Оживить рассказ, приблизить прошлое к читателю автору помогает такое синтаксичес­кое средство, как _______ (предложения 26–29, 49–50)».


Список терминов:


1) эпитеты,

2) метафоры,

3) фразеологизмы,

4) инверсия,

5) парцелляция,

6) ряды однородных членов,

7) диалог,

8) сравнительный оборот,

9) восклицательные предложения.


12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегай­те чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчи­ка). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объ­ясните почему. Свой ответ аргументируйте, опи­раясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учи­тываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

К ТЕКСТУ 5


1. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен в предложениях 1724?


1) Рассуждение и повествование,

2) рассуждение,

3) описание,

4) повествование.


2. В каких предложениях использованы языко­вые синонимы?


1) 4 и 5;

2) 18 и 19;

3) 36 и 37;

4) 39 и 40.


3. В каком предложении использованы анто­нимы?

1) 2;

2) 14;

3) 37;

4) 50.


4. Укажите способ образования слова укрыва­ясь (предложение 6).

5. Укажите способ образования слова осада (предложение 8).

6. Из предложений 7–8 выпишите все предлоги.

7. Из предложений 31–33 выпишите все пред­логи.

8. Из предложений 42–46 выпишите все час­тицы.

9. Из предложений 3739 выпишите субстан­тивированное прилагательное.

10. Из предложений 1216 выпишите имя су­ществительное, образованное путем перехода из одной части речи в другую.

11. Из предложения 5 выпишите словосочета­ние со связью согласование.

12. Из предложения 40 выпишите словосоче­тание со связью примыкание.

13. Из предложений 3637 выпишите словосо­четание со связью согласование.

14. Из предложения 39 выпишите словосоче­тание со связью управление.

15. Среди предложений 1419 найдите односо­ставное неопределенно-личное, являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

16. Среди предложений 2128 найдите од­носоставное определенно-личное, являющееся частью сложного предложения. Напишите но­мер этого сложного предложения.

17. Среди предложений 4047 найдите односо­ставное безличное, являющееся частью сложно­го предложения. Напишите номер этого сложно­го предложения.

18. Среди предложений 4248 найдите предло­жение с обособленным обстоятельством. Напи­шите номер этого предложения.

19. Среди предложений 2632 найдите предло­жение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 17–24 найдите слож­ное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого пред­ложения.


Тексты для работы по русскому языку с заданиями (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Е.В.Юминова.

(1) Не один год восемнадцатого столетия тяну­лась война с персами, и в этих-то войнах и про­славил себя Петр Степанович Котляревский...

(2) Впервые был ранен в чине штабс-капи­танском при штурме Ганджи; тогда ему было двадцать лет, но слава еще не пришла к нему. (3) Она коснулась его в ранге уже майорском. (4) Многотысячная армия персов, во главе с Аб­бас-мирзою, ринулась в пределы Карабаха. (5) Котляревский вел батальон егерей, когда Аб­бас-мирза насел на него всей армией. (6) Герои заняли горушку кладбища, укрываясь за плита­ми мусульманских могил. (7) Вспыхнула бит­ва – непохожая на все: батальон против целой армии! (8) К утру не стало половины солдат, сам Котляревский был ранен, и Аббас замкнул их в жестокой осаде.

(9) – Подождем, – сказал принц, – пока они сами не сдохнут...

(10) 150 человек стояли против 40 000 персов. (11) Легендарно!

(12) Ночью Котляревский отдал приказ:

(13) – Ребята! (14) Землю над могилами пав­ших сровняйте, чтобы враг не надругался над товарищами нашими. (15) Колеса пушечные обмотайте шинелями. (16) Поход будет страшен и... поцелуемся!

 

(17) Легенда продолжалась: бесшумные, как барсы, егеря из кольца осады устремились в сто­рону Шах-Булахского замка. (18) Котляревский решил взять эту крепость, чтобы засесть в ней, иначе в голом поле их перебьют. (19) Они уже подходили к замку, когда Аббас-мирза поднял свою армию по тревоге – в погоню. 

Автор Перевозова Виктория Евгеньевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1890
Номер материала 16116
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓