Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТексты для подготовки к олимпиаде

Тексты для подготовки к олимпиаде

Скачать материал

1. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

 

            Старый обширный тянувшийся по-за домом сад выходивший за село и потом проп...давший в поле заросший и заглохший казалось один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём карти…ом запустении. Зелёными обл...ками и неправильными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый коло…альный ствол берёзы лишённый верхушки отломленной бурею или грозою подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе как правильная мраморная сверкающая коло…а косой остроконечный излом его которым он оканчивался кверху вместо капители темнел на снежной белизне его как шапка или чёрная птица. Хмель глушивший внизу кусты бузины рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломанную берёзу. Достигнув середины её он оттуда свешивался вниз и начинал ц...плять вершины других дерев или же висел на воздухе завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья легко колебимые ветром. Местами расходились зелёные чащи оз…рё….ые солнцем и показывали (не) освещё…ое между ними углубление зиявшее как тёмная пасть. Оно всё было окинуто тенью и чуть чуть мелькали в чёрной глубине его старый дряхлый ствол ивы седой чапыжник густой щетиною вытыкавший  из-за ивы иссохшие от страшной глушины перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья и наконец молодая ветвь клёна протянувшая (с)боку свои зелёные лапы листы из-под которых забравшись бог весть каким образом солнце превращало его вдруг в прозрачный и огне…ый чудно сиявший в этой густой темноте.

 

2. Определите тип текста по коммуникативному назначению. Чем вы руководствовались при этом?

 

3. Найдите в тексте слова, имеющие стилистическую окраску. Объясните их значение. Для какого стиля они характерны?

 

4. Выпишите из текста слова, правописание которых основано на фонетическом принципе.

 

5. Охарактеризуйте выделенное предложение, объясните знаки препинания в нём. Найдите в этом предложении варианты грамматических форм, укажите их стилистические оттенки.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тексты для подготовки к олимпиаде"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1) В тексте расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

 В саду

На ра...ей з...ре когда ещё кр...чат п...тухи и (по) ч...рному дымятся избы ра...п...хнёш? бывало окно в прохладный сад наполне...ый туманом скво...ь который бл...стит (кое) где утре...ее солнце и побежиш? умываться на озеро. Вода за ноч? стала прозрач?ная студёная и как (будто) тяж...лая. Она мгнове...о прогоняет ноч?ную лень и позавтракав горячей к...ртошкой печё...ой на жару и ч...рным хлебом с насл...ждением отпр...вляеш?ся на прогулку.

В пор...девшем лесу далеко видна дорога к больш...му ш...л...шу усыпа...ая соломой и самый ш...лаш?. Всюду сильно пахнет яблоками а тут особе...о. Около ш...л...ша вырыта земля....ая печ?ка. В (пол) день на ней варится великолепный кулеш вечером греет?ся самовар и тогда по саду стел...т?ся голубоватый дымок.

Вечером вырисовывает?ся сказоч?ная к...ртина пылает около ш...л...ша б...гровое пламя вокруг него двигают?ся чьи(то) ч...рные точ?но выреза...ые из дерева силуэты.

Поздней осенью когда в деревне погаснут огни а высоко в небе заблещ...т бри...иантовые созвездия ещё раз побежиш? в сад. Тихим ш...потом провожает тебя листва и падающие звёзды чертят небо огне...ыми полосками. Долго глядиш? в его тёмно (синюю) глубину. Пока не поплывёт земля под ногами. Тогда встрепенёш?ся и пряча руки в рукава быстро побежиш? по а...ее к дому.

Как хорошо всё (таки) живётся на свете!

 2) Найдите в тексте предложения, в которых употреблены глагольные формы 2-го лица ед.ч. Определите тип этих предложений.

3) Выпишите из текста разносклоняемые существительные. Раскройте суть термина «разносклоняемые». Сколько их в русском языке?

4) Охарактеризуйте синтаксическую структуру третьего предложения, объяснив знаки препинания.

5) Определите способ образования слов: прохладный, в поредевшем, наслаждением, тёмно-синяя, поплывёт, вырезанные.

6) Распределите по лексико-грамматическим разрядам следующие имена-существительные: лень, листва, наслаждение, глубина, дом, яблоко, вода, шалаш, солома, картошка, печка.

 1) В тексте расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Желание

Всякий раз в утре...ие часы когда я выхожу в опустевший покинутый птицами сад и один хожу меж яблонь по шуршащим тропинкам по жёлтым островам листьев когда вижу на мокрой траве сквозные лучи низкого солнца вдыхаю уже северную свежесть осе...его холодка сырость земли от пор...девших клумб где в конце лета ра...пустились георгины и флоксы эти предвес?ники зябких осе...их зорь то меня охватывает сладкая тревога предупредительного звонка на вокзале моей жизни и мучает не покидает осознание того что где (то) есть обетова...ые края прозрачная синева тепловатые туманы морских побережий (не) знакомые улицы далёких городов. Пёстрые в...трины на пусты...ых начных набережных которые я должен обязательно увидеть.

Почему в сентябрьскую пору я чувствую бе...покойство желание ехать куда (то) в поисках (не) изведа...ой благ...дати эдемских земель чужих садов.

Может быть всё это потому что осе...ие утра особе....о тихи влажны свежи покойно солнечны и скромная красота их (не) пост...жима.

2) Укажите стилистическую функцию кратких прилагательных в роли именной части сказуемого в последнем предложении. Возможна ли их замена полными прилагательными? Что изменится?

3) Найдите 3-4 относительных прилагательных, укажите грамматические признаки.

4) Как определить переходность-непереходность глаголов? Подтвердите 2-3 примерами из текста на каждый случай.

 5) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

1. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

Старый обширный тянувшийся по-за домом сад выходивший за село и потом проп...давший в поле заросший и заглохший казалось один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём карти…ом запустении. Зелёными обл...ками и неправильными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый коло…альный ствол берёзы лишённый верхушки отломленной бурею или грозою подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе как правильная мраморная сверкающая коло…а косой остроконечный излом его которым он оканчивался кверху вместо капители темнел на снежной белизне его как шапка или чёрная птица. Хмель глушивший внизу кусты бузины рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломанную берёзу. Достигнув середины её он оттуда свешивался вниз и начинал ц...плять вершины других дерев или же висел на воздухе завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья легко колебимые ветром. Местами расходились зелёные чащи оз…рё….ые солнцем и показывали (не) освещё…ое между ними углубление зиявшее как тёмная пасть. Оно всё было окинуто тенью и чуть чуть мелькали в чёрной глубине его старый дряхлый ствол ивы седой чапыжник густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья и наконец молодая ветвь клёна протянувшая (с)боку свои зелёные лапы листы из-под которых забравшись бог весть каким образом солнце превращало его вдруг в прозрачный и огне…ый чудно сиявший в этой густой темноте.

2. Определите тип текста по коммуникативному назначению. Чем вы руководствовались при этом?

3. Найдите в тексте слова, имеющие стилистическую окраску. Объясните их значение. Для какого стиля они характерны?

 4. Выпишите из текста слова, правописание которых основано на фонетическом принципе.

5. Охарактеризуйте выделенное предложение, объясните знаки препинания в нём. Найдите в этом предложении варианты грамматических форм, укажите их стилистические оттенки.

1. Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания и буквы. Озаглавьте текст.

Стояла глубокая осень. Слякотная погода с ночными заморо...ками и холодными ветрами которые пробовали закрутить свежую карусель редко см…нялись погожими днями. (За)то в такое дни окружающие город леса и парки были полны народа стар и млад пр…ходили сюда что(бы) отдохнуть.

В один из таких погожих дней я забрёл в лес. Ш..л по лесной дороге (н..) (о) (чём) (не) думая. Надо сказать впервые я поймал себя на мысли что хорошо вот так просто идти спокойно находясь в забытьи любоваться окружающей природой.

Но обратном пути на одной из полянок я замедлил шаги. Это замедление хотя оно и произошло непроизвольно было конечно чем(то) вызвано. Однако я (не) думал разб…раться в этом. Тем не менее сделав ещё несколько шагов я остановился. Поляну окружали ели сосны дубы. А кое (где) виднелись зар..сли крушины. И то что я увидел меня не только поразило но и прямо потрясло. На одном и том же кусте крушины я заметил и жёлтые листья готовые оторваться и упасть и зелёные полные жизни и ещё только начавшие набухать почки готовые вот-вот ра…пуститься в бутоны и цветы в полном своём блеске и красоте.

Меня пор...зил этот круговорот жизни на одном дереве. Правда я и раньше зам...чал некоторые откл...нения в ц…кле развития которые пр…сущи крушине но что(бы) это было представлено в такои разнообразии я увидел в первый раз.

2.Найдите в тексте слова и словосочетания, имеющие стилистическую окраску, подберите к ним синонимы. Какова роль их стилистическая роль в тексте?

3. Приведите все известные вам значения (прямые и переносные) прилагательного глубокий. В каком значении употреблено это прилагательное в тексте?

4. В каком положении изменяются глухие и звонкие согласные? Подтвердите примерами из теста.

5. Укажите начальную форму местоимения ни о чём, его разряд по значению, падеж и правописание.

6. Выпишите из текста все числительные и охарактеризуйте из: укажите начальную форму, разряд по значению и составу, падеж. Отметьте, если имеются, особенности этих числительных.

7. Определите вид глагола поймал (начальная форма поймать) и образуйте его видовую пару. В чём особенность этого глагола?

8. Произведите полный синтаксический разбор 3-го предложения.

1. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Тамань самый скверный городишко из всех пр…морских городов России. Я там чуть не умер с голода да ещё (в)добавок меня хотели утопить. Я пр…ехал на перекл…дной тележке поз?но ночью. Ямщик ост…н…вил усталую тройку у ворот единстве…ого каме…ого дома что при въезде. Часовой черноморский казак услыш…в звон колокольчика закричал спросонья диким голосом Кто идёт? Вышел урядник и десятник. Я им объяснил что я офицер еду в действующий отряд по казё…ой надобности и стал требовать казё...ую квартиру. Десятник повёл нас по городу. К которой избе (н…) подъедем занята. Было холодно я три ночи (не) спал дрож? пробегала по телу я измучился начинал сердит?ся. Веди меня куда (н…будь) разбойник хоть к чёрту только к месту закричал я. Есть ещё одна фатера ответил десятник почёсывая затылок только вашему благородию (не) понрави?тся. (Не) поняв точного значения последнего слова я велел ему идти вперёд и после долгого странствования мы подъехали к (не)больш…й хате на самом берегу моря.

2. Выпишите слова с Ъ и Ь знаками. Определите роль этих букв в этих словах.

3. Найдите историзмы, определите их значение. Какую роль выполняют эти слова?

4. Выпишите наречия в сочетаниях со словами, к которым они примыкают. Укажите разряд наречий по значению, их морфемный состав.

5. Найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Выполните синтаксический разбор.

1. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Объясните графически постановку знаков препинания.

Море гудело под ним грозно выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное теря…щееся в пространстве оно лежало глубоко внизу д…леко б…лея сквозь сумр…к бегущими к земле гривами пены. Страшен был и бе…порядочный гул старых тополей за оградой сада мрачным островом выр…ставшего на ск…листом пр…брежье. Чувствовалось что в этом бе…людном месте влас…но царит теперь ночь поз…ней осени и старый больш…й сад забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброше…остью. Одно море гудело ровно победно и казалось всё величавее в сознани… своей силы. Влажный ветер в…лил с ног на обрыве и мы долго не в состояни… были насытиться его мягкой до глубины души прон…кающей свежестью. Потом скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревя…ых лестниц мы стали спускаться вниз к сверкающему пеной пр…бою. Ступив на гравий мы тотчас же отск…чили в сторону от волны разбившейся о камни. Высились и гудели чёрные тополи а под ними как бы в ответим жадным и беше..ым пр.. боем играло море. Высокие долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег крутились и сверкали целым водопадом снежной пены рыли песок и камни и убегая назад увлекали спута…ые водоросли ил и гравий который гремел и скрежетал в их влажном шуме и весь воздух был полон тонкой прохладной пылью всё вокруг дышало вольной свежестью моря.

2. В каком стиле написан текст. Докажите. Определите тип речи данного текста. Докажите.

3. Выделите группу слов, участвующих в создании мрачного, тревожного ночного пейзажа.

4. Выпишите все причастия и деепричастия, добавьте частицу НЕ и прокомментируйте слитное и раздельное написание.

5. Найдите безличные и возвратные глаголы.

6. Выпишите качественные прилагательные. Определите их синтаксическую роль.

7. Выполните морфологический разбор действительного причастия настоящего времени.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 207 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2466
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3169
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 578
    • DOCX 13.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Спиридонова Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Спиридонова Елена Михайловна
    Спиридонова Елена Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7001
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек