Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№1
Если хоч..ш.. душу
леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его (в)верх или
(в)низ.
Водная дрож… от
солнца броса…тся тенью на ствол ели на травы и тени б…гут по стволам и по
травам и в дрож… этой рожда..тся звук и чуд…(т,ть)ся будто травы р..стут под
музыку и вид..ш.. согласие теней.
А вот б..л..шой
завал и тут вода как(бы) ропщ..т и д..леко слыш..н этот ропот и переплеск. Но
это (не)слабость и (не)отч..яние и (не)жалоба вода этих чу…ств (не)знает каждый
ручей увер..н в том что он добежит до свободной воды и если встрет..тся даже
гора как Эльбрус то он разреж..т пополам Эльбрус а рано(ли) поздно(ли) добежит.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что
это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль
и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Составьте
перечень орфограмм, с которыми вы встретились в этом тексте.
5.Составьте схему
первого предложения, выполните его синтаксический разбор.
Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№2
Точно
из д..лёкого детства кто(то) взгл..нул на меня г..лубыми гл..зами – с такою
радос..ной силой почу..ствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Л..ловая дымка
накрывала луга и поля. Г..л..сами.. певчих птиц зв..нели з..лёные перелески.
Широко ра(с,сс)т..лались луга осыпа(н,нн)ые цветами. По закрайкам дорог..
(по)прежнему цв..ла м..дуница а в её пышных (м..дово)ж..лтых с..цветиях
(не)движно др..мали осыпа(н,нн)ые цветочною пылью жуки. На вен(?)чиках
скл..нившихся цветов л..ниво в..зились шм..ли. Прониз..вая воздух над головой
зв..нели пч..лы напр..ж..нная деловитость чу..ствовалась в их полёте. Праз..нуя
брачные дни п..рхали над цветами бабочки и (не)стерпимый стон стоял от
кузнеч..ков дождём ра(с,сс)ыпавш..хся из(под) моих ног. Радуя глаз б..гатая
ур..дилась.на полях рож… . Вдыхая м..довые запахи этих трав я проходил полевыми
тр..пинками по плечи утопая в нежно(зелёных) хлебах.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что
это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль
и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Определите тему,
идею текста, озаглавьте его.
5.Найдите тропы.
Какие виды тропов преобладают?
7.По толковому
словарю В.Дала найдите толкование слова ЗАКРАЕК.
8.Расскажите о
правописании сложных прилагательных в этом тексте.
9.Объясните знаки
препинания в последнем предложении и сделайте его синтаксический разбор.
Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№3
В воздухе в саду было
пусто и только нежная музыка наполняла эту пустоту какой(то) (не)передаваемой
прелестью.
Наташа кончила играть и
ра(с,сс)ея(н,нн) пр..гнувшись к роялю задумчиво засмотрелась в окно.
Апл..д..сменты слушателей с те(р,рр)а(с,сс)ы вывели её из задумчивости.
Она встала вышла на
те(р,рр)а(с,сс)у весело поздоровалась и заявила А мамы и Зины нет дома.
Это конечно очень грус..но
пр..небрежительно ответил Корнев но так и быть могут подоьше на этот раз
(не)являя(т,ть)ся.
Ну пожалуйста махнула
рукой Наташа. И пр..сев на ступеньки заглядывая на небо и в сад сказала Скоро
потянет прохладой.
А пока положительно дышать
(не)чем ответил Корнев пр..саживась около неё.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что
это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль
и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Объясните
значение слова ТЕ(Р,РР)А(С,СС)А.
5.Найдите русский
синоним французскому слову АПЛ..Д..СМЕНТЫ. К какой группе лексики относится это
слово?
6.В каком значении
употреблено в тексте слово ПОЛОЖИТЕЛЬНО? Какие ещё значения может иметь это
слово? Как такие слова называются?
7.Расскажите о
постановке знаков препинания при прямой речи и диалоге в данном тексте.
8.Найдите
односоставные предложения, определите их тип.
9.Найдите в тексте
слово, в котором нет согласной буквы, но есть согласный звук.
Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№4
Тем
врем..нем море обведё(н,нн)оепо г..р..зонту золотой нитью ещ.. спало лиш.. под
обрывом в лужах береговых ям вздымалась и оп..дала вода. Стальной у берега цвет
спящего океана переходил в серый и ч..рный. За золотой нитью небо вспыхивая
сияло огромным веером света белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие
божестве(н,нн)ые цвета светились в них. На ч..рной дали легла уже треп..тная
снежная бел..зна пена бл..стела и б..гровый разрыв вспыхнув средь золотой нити
бросил по океану к ногам алую рябь.
Из зар..сли поднялся
к..рабль он всплыл и (а,о)ст(а,о)новился на самой середине з..ри. Из этой дали
он был виден ясно как обл..ка. Ра..брасывая веселье он пылал как вино роза
кровь уста алый бархат и пунц..вый огонь.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Определите стиль
и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
3.Подберите
синонимы к слову УСТА. К какой группе лексики относится это слово? В каких
устойчивых выражениях употребляется в современном языке?
4.Найдите в тексте
обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания.
5.Найдите
уточняющие обособленные члены предложения. Какой второстепенный член
предложения уточняется?
6.Найдите слово, в
котором все согласные звуки мягкие.
7.Как связаны
предложения последнего абзаца?
8.Какие изобразительно-выразительные
средства использованы в тексте?
9.Найдите в тексте
устаревшие слова.
10.Найдите в
тексте частицы.
11.Составьте
перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте.
12.Расскажите о
правописании –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях.
Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№5
Томление и зной
усиливались.
Замолкли птиц.. мухи
осоловели на окнах. К вечеру ни..кое солнце скрылось в р(а,о)скалё(н,нн)ой
мгле…
Сумерки настали быстро.
Было совсем темно н(и,е) одной звезды и вот в мертвее(н,нн)ой тишине глухо и
важно зашумели вётлы долетели и(с,з)пуга(н,нн)ые крики грачей. Шум становился
всё крепче торжестве(н,нн)ее. Нал..тевший ветер засв..стел завыл в трубах и
углах дома. Где-то бухнуло окно зазвенели ра..битые стёкла.
Весь сад теперь шумел
скр..пели стволы к..чались (не)вид..мые вершины.
И вот бело(синим)
осл..пительным светом ра..крылась ноч.. . (На)мгновение ч..рными очертаниями появились
ни..ко накл..нивш..ся деревья. И снов.. тьма. И грохнуло обрушилось всё небо.
Хлынул дождь сильный обильный потоком.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Определите стиль
и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
3.Подберите
синонимы к словам БУХНУЛО, ОСОЛОВЕЛИ.
4.Объясните
особенности произношения и правописания слов низкое, солнце, разбитые.
5.Проведите анализ
предложений текста по их структуре.
6.Найдите в тексте
служебные части речи и охарактеризуйте их.
7.Приведите
примеры слов, употреблённых в переносном значении.
8.Расскажите о
постановке (,) и (;) в БСП.
Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№6
Прошла
неделя другая. Дни были ещё жаркие а ночи – прохладные и в городе наступила
такая тишина что было слышно как рвё(ться, тся) под лёгким ветерком первая
сентябрьская паутина. И вот в такую(то) бе..шумную ночь Таня проснувшись
услышала… Трудно сказать что она услышала потому что это были (не)звуки а
как(бы) (полу)забытые воспоминания (не)заметно переходившие одно в другое.
И хотя Таня условилась
ра..будить Петьку она полежала ещё (не)много думая о том как трепещ..т листья
осины как зелёный поблескивающий листве(н,нн)ый дым окружает берёзу.
Потом эти звуки стали влажными точно по
дороге к ней они окунулись в речку и Таня вспомнила как она с одной девочкой
проплыла поз..ним вечером по по серебря(нн,н)ой дорожке которую по Немухинке
прол..жила луна.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что
это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Как вы понимаете
выражения звуки стали влажными, лиственный дым?
4.Какую роль играет
в этом тексте многоточие? Когда ещё оно ставится?
5.Найдите в тексте
обособленные члены предложения и охарактеризуйте их.
6.В СПП найдите
придаточные предложения и определите их вид.
7.Найдите в тексте
слово, в котором все согласные звуки звонкие.
Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№7
Какие сильные живые
бл..годарные впеч..тления возбуждает один Кремль. Над его св..ще(н,нн)ыми
стенами над его высокими башнями пролетело несколько веков. Я (не)могу
истолковать себе тех чу..ств которые возбуждаются во мне при взгляде на
Кремль!.. Одна ст..р..на Кремля открылась перед нами. Шумные клики говор народа
треск экипажей и частый лес мачт с разв..вающимися разноцветными флагами
белокаме(нн,н)ые стены Кремля его высокие башни всё это вместе пор..жало меня
возбуждало в душе уд..вление и тёмное смеш..(н,нн)ое чу..ство удовольствия. Я
почу..ствовал что нахожусь в первопр..стольном граде в сер..це царства
русского.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что
это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Объясните
значение слова клики, подберите к нему синонимы.
4.Объясните
значение выражений первопр..стольный град, сер..це царства русского.
5.Найдите в тексте
слово, в котором все согласные звуки глухие.
6.Найдите в тексте
сложные слова, объясните, как они образовались.
7.Определите
способы образования слов первопр..стольный, несколько, истолковать,
разноцветными.
8.Объясните
постановку знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных
членах предложения, подчеркните однородные члены.
Комплексный
анализ текста (9 класс)
Текст
№8
Можно
ис..ледовать химический состав технологию производства р..цепты тайны
мастерства и всё точно узнать почему ф..рфоровая чашка звенит красиво и ярко а
просто глиня(нн,н)ая издаёт глухой звук.
Но мы (ни,не)когда
(не)узнаем почему одни фразы стихотворные строки строфы бывают звонкими а
другие глухими.
Дело (во)все не в глухих
согласных ш..пящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово (без)исключения
может звенеть будучи поставле(н,нн)ым на своё место. Слова одни и те(же) но в
одном случае из них получается ф..рфор бронза медь а в другом случае сырая
клёклая глина.
Один поёт а другой хрипит.
Один чеканит а другой мямлит. Одна строка как(бы) светится (из)нутрии другая
тускла и даже гр..зна. Одна похожа на драгоце(н,нн)ый камень другая на к..мок
зама..ки.
Задания:
1.Восстановите
деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Определите тип
текста и докажите своё мнение.
3.Текст построен
на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают»
на этот приём?
4.Найдите в тексте
профессиональную лексику. Для чего автор использует её?
5.Объясните
значение слова клёклая. К какой группе лексики относится это слово?
6.Найдите в тексте
слово, в котором звуков больше, чем букв.
7.Укажите неполные
предложения. Какой член предложения в них пропущен?
8.Начертите схему
первого предложения. Расскажите о видах связи в нём.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.