Тема урока
: «Текст. Признаки текста».
Цель урока :-
различать текст и не текст по набору признаков.
- знать
определение текст,признаки текста.
Ход
урока.
I.Минутка
чистописания :
На доске : д,м,е,ë
Учитель : -Какие
буквы я записала,назовите их.
(дети : строчные д,м,е, ë)
-Что общего у этих букв ?
(дети : у них есть элементы )
-Запишите эти буквы.
-Какие можно составить соединения с этими
буквами ?
На доске : де,ме,дë,мë
(записывается )
Учитель:-Посмотрите
внимательно на буквы.
-Какое слово можно из них составить ?
(дети : мëд)
-Да-мëд
Учитель:-Это
слово входит в название всем вам хорошо известного животного. Какое это
название ?
(дети : медведь)
II.Словарная
работа.
Учитель : -Давайте
посмотрим,как это слово пишется ?
На доске : медведь
(записывается)- образовалось в русском
языке из двух слов (мëд и ведать ). Что значит вед? (т.е.ведать,знать).В
современном русском языке есть слово «отведать».Что оно значит «Попробовать».
Учитель :-Кто
же такой медведь ?
(дети : это животное,которое
ведает,знает,где мëд).
Учитель :-А
что вы знаете об этом животном ?
(дети : Это дикое животное.Внашей стране
живет в лесной зоне бурый медведь.Бурые медведи отличные охотники,часто
питаются лесными ягодами,кореньями,фруктами,выкапывают жуков и личинок,ловят
лягушек и рыбу.Но больше всего медведь любит мед,он ходит за ним на пасеку,даже
пчелиных укусов не боится,лишь бы полакомиться!)
Учитель :-Поэтому
и назвали это животное медведь (мëд и ведаю,т.е. знаю)
-Теперь вам легко будет написать это слово
?
(дети да!)
-Теперь мы знаем ,как его можно проверить.
Учитель :запишите
в тетрадь.
Учитель :-Составьте
с этим словом любое предложение.
(дети проговаривают).
Учитель :-Ребята,какое
предложение вам понравилось ?
-давайте запишем его на доске.
На доске
:Медведь любит мëд.
(записывается )
Учитель :-Ребята!
А теперь посмотрите на 5-ую строчку в своей тетради.Что на ней написано ?
(дети : слово)
Учитель : А
на следующей строчке ?
(дети: предложение ).
III.Новая
тема. Текст.
Учитель : -А
теперь прочитайте упражнение № 1.
(дети: Медведь-крупный зверь.Зимой ему
трудно прокормиться,трудно и двигаться по глубокому снегу.Поэтому осенью он
находит надежное убежище.В нем медведь спокойно спит до весны.)
Учитель:-А
что мы прочитали ?
(дети : прочитали рассказ или текст)
Учитель :-Случалось
ли вам встречаться с текстом ?
(дети : Да,в детстве,в учебнике русского
языка,математике,в литературном чтении).
Учитель :-Что
мы знаем о слове ?
(дети :состоит из слогов.Они могут
обозначать предмет, признак предмета,действие предмета,количество предметов).
Учитель :-Что
мы знаем о предложении ?
(дети : предложение состоит из
слов,связанных между собой по смыслу).
Учитель:-Что
мы знаем о тексте ?
(На доске пишет :Текст).Далее ,в течении
урока на доске заполняется таблица :
Знаю о
тексте
|
Хочу
узнать
|
Узнал
|
Текст-небольшой
рассказ.
|
Слово «текст»-это
русское слово ?
Какие
признаки есть у текста ?
|
Текст(образовалось
от латинского textus-ткань,сплетение,соединение)
Одно
предложение-это не текст.
Должна
быть группа предложений.
Все
предложения должны быть связаны друг с другом по смыслу.
Должна
быть общая тема у текста.
|
Учитель:-давайте
постараемся ответить на эти вопросы.
Учитель:-Сначала
ответим на первый вопрос (слово «текст»-русское слово?)Что нам поможет на него
ответить ?
(дети : словарь иностранных слов).
Учитель :-Зачитайте.
(дети:Текст-от латинского слова textus-
ткань,сплетение,соединение ).
Учитель:-Ребята,вот
и в языке тоже есть ткань,это ткань языковая. Из чего эта (языковая) ткань
состоит ?
(дети :из слов и предложений, они тесно
соединены друг с другом).
Учитель :Давайте
теперь постараемся ответить на следующий вопрос. (одно предложение-это текст
или не текст ?)
-Для начала ответьте (показывая на записи
) можно ли считать текстом слово ?
(дети :нет ).
-А одно предложение ?
(дети : нет,это не текст).
( таблице : )
Одно предложение- это не текст.
Учитель:-А
теперь давайте ответим,чтобы предложения стали текстом,какие признаки мы должны
знать ? (прежде,чем ответить,я хочу у вас спросить)Что нужно ,чтобы получился
текст ?
(дети : группа предложений).( в таблице)
Все предложения должны быть связаны друг с
другом по смыслу.
Учитель :Открывает
доску.
-Прочитайте и определите на слух,будут ли
предложения являться текстом ?
(дети читают : Птицы улетели на юг. К
больному приехал врач.Падает снег.Дети читают.Мама купила книгу.
Дети :Это не текст).
Учитель :-Давайте
вернемся к упражнению № 1 о медведе.Почему это текст ?
(дети: все предложения связаны по смыслу.И
во всех говорится о медведе,т.е. есть общая тема).
( в таблице)
Должна быть общая тема у текста.
Учитель :-Теперь
выполним упражнение № 2.
(дети читают текст № 1.Рассуждают : Это не
текст.Да все предложения про природу,но в них нарушен порядок.)
Учитель :-А
может это все же текст?(состоит из группы предложений,есть общая тема
(природа).
(дети: не текст ).
Учитель:-Докажите.
(дети: нет связи этих предложений по
смыслу).
(далее текст № 2.Встреча.)
Учитель:-А
это текст ?
(дети : Это текст ).
Учитель:-Докажите.
(дети : все предложения про зайца.Все они
связаны по смыслу).
Учитель :-Итак,мы
выяснили,что необходимо должно быть, чтобы получился текст ?
Учитель :-Давайте
прочитаем определение на стр.202 (учебник).
(дети читают :
Текст-ряд предложений, расположенных в
определенном последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью
различных языковых средств.)
Учитель : -вернемся
к нашей таблице.
-Что мы знали ?
-Что хотели узнать ?
-Что узнали ?
Учитель :-как
вы думаете, за чем нам нужно знать признаки текста ? Чтобы точнее ответить на
этот вопрос давайте выполним упражнение № 379 (стр.206).
-Познакомьтесь с текстом.
-Какие признаки текста ты можешь назвать ?
-А зачем мы это делаем,зачем это нужно ?
(дети:различать текст это или не текст ).
IV.Закрепление
новой темы.
Далее работаем с упражнением № 3.
Учитель : -Что
нам нужно сделать ?
(дети:составить текст ).
-Что нужно сделать,чтобы набор предложений
стал текстом ?
(дети : надо их выстроить по смыслу ).
-Составьте этот текст.
Учитель :-Ребята,с
каким новым словарным словом мы сегодня познакомились ?
Учитель :-Давайте
выполним упражнение № 376 (стр.204),где речь идет о ком ?
(дети выполняют это упражнение).
Учитель : Получился
ли текст ?
-Какие признаки у текста ?
V.Итог
урока.
Учитель :-Подведем
итого нашей работы.
- Был план.
-Все узнали ?
Учитель :-А
для чего нам все это понадобилось ?
(дети : Это нужно в жизни. Для самих себя
мы делаем задания, т.е работаем, сами составляем текст.)
Учитель :-А
в жизни часто вам приходится составлять тексты ?
(дети : Да,ведь все,что мы говорим , это
текст, но при условии,что это не просто набор слов и предложений,а тематически
связанных между собой ).
Учитель :-Т.е.
мы выполняем важное для нас умение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.