Главная / Начальные классы / Текст,признаки текста

Текст,признаки текста

Тема урока : «Текст. Признаки текста».

Цель урока :- различать текст и не текст по набору признаков.

- знать определение текст,признаки текста.



Ход урока.



I.Минутка чистописания :

На доске : д,м,е,ë

Учитель : -Какие буквы я записала,назовите их.

(дети : строчные д,м,е, ë)

-Что общего у этих букв ?

(дети : у них есть элементы )

-Запишите эти буквы.

-Какие можно составить соединения с этими буквами ?

На доске : де,ме,дë,мë

(записывается )

Учитель:-Посмотрите внимательно на буквы.

-Какое слово можно из них составить ?

(дети : мëд)

-Да-мëд

Учитель:-Это слово входит в название всем вам хорошо известного животного. Какое это название ?

(дети : медведь)

II.Словарная работа.

Учитель : -Давайте посмотрим,как это слово пишется ?

На доске : медведь

(записывается)- образовалось в русском языке из двух слов (мëд и ведать ). Что значит вед? (т.е.ведать,знать).В современном русском языке есть слово «отведать».Что оно значит «Попробовать».

Учитель :-Кто же такой медведь ?

(дети : это животное,которое ведает,знает,где мëд).

Учитель :-А что вы знаете об этом животном ?

(дети : Это дикое животное.Внашей стране живет в лесной зоне бурый медведь.Бурые медведи отличные охотники,часто питаются лесными ягодами,кореньями,фруктами,выкапывают жуков и личинок,ловят лягушек и рыбу.Но больше всего медведь любит мед,он ходит за ним на пасеку,даже пчелиных укусов не боится,лишь бы полакомиться!)

Учитель :-Поэтому и назвали это животное медведь (мëд и ведаю,т.е. знаю)

-Теперь вам легко будет написать это слово ?

(дети да!)

-Теперь мы знаем ,как его можно проверить.

Учитель :запишите в тетрадь.

Учитель :-Составьте с этим словом любое предложение.

(дети проговаривают).

Учитель :-Ребята,какое предложение вам понравилось ?

-давайте запишем его на доске.

На доске :Медведь любит мëд.

(записывается )

Учитель :-Ребята! А теперь посмотрите на 5-ую строчку в своей тетради.Что на ней написано ?

(дети : слово)

Учитель : А на следующей строчке ?

(дети: предложение ).



III.Новая тема. Текст.

Учитель : -А теперь прочитайте упражнение № 1.

(дети: Медведь-крупный зверь.Зимой ему трудно прокормиться,трудно и двигаться по глубокому снегу.Поэтому осенью он находит надежное убежище.В нем медведь спокойно спит до весны.)

Учитель:-А что мы прочитали ?

(дети : прочитали рассказ или текст)

Учитель :-Случалось ли вам встречаться с текстом ?

(дети : Да,в детстве,в учебнике русского языка,математике,в литературном чтении).

Учитель :-Что мы знаем о слове ?

(дети :состоит из слогов.Они могут обозначать предмет, признак предмета,действие предмета,количество предметов).

Учитель :-Что мы знаем о предложении ?

(дети : предложение состоит из слов,связанных между собой по смыслу).

Учитель:-Что мы знаем о тексте ?

(На доске пишет :Текст).Далее ,в течении урока на доске заполняется таблица :

Знаю о тексте

Хочу узнать

Узнал

Текст-небольшой рассказ.

Слово «текст»-это русское слово ?



Какие признаки есть у текста ?

Текст(образовалось от латинского textus-ткань,сплетение,соединение)



Одно предложение-это не текст.

Должна быть группа предложений.

Все предложения должны быть связаны друг с другом по смыслу.

Должна быть общая тема у текста.



Учитель:-давайте постараемся ответить на эти вопросы.

Учитель:-Сначала ответим на первый вопрос (слово «текст»-русское слово?)Что нам поможет на него ответить ?

(дети : словарь иностранных слов).

Учитель :-Зачитайте.

(дети:Текст-от латинского слова textus- ткань,сплетение,соединение ).

Учитель:-Ребята,вот и в языке тоже есть ткань,это ткань языковая. Из чего эта (языковая) ткань состоит ?

(дети :из слов и предложений, они тесно соединены друг с другом).

Учитель :Давайте теперь постараемся ответить на следующий вопрос. (одно предложение-это текст или не текст ?)

-Для начала ответьте (показывая на записи ) можно ли считать текстом слово ?

(дети :нет ).

-А одно предложение ?

(дети : нет,это не текст).

( таблице : )

Одно предложение- это не текст.

Учитель:-А теперь давайте ответим,чтобы предложения стали текстом,какие признаки мы должны знать ? (прежде,чем ответить,я хочу у вас спросить)Что нужно ,чтобы получился текст ?

(дети : группа предложений).( в таблице)

Все предложения должны быть связаны друг с другом по смыслу.

Учитель :Открывает доску.

-Прочитайте и определите на слух,будут ли предложения являться текстом ?

(дети читают : Птицы улетели на юг. К больному приехал врач.Падает снег.Дети читают.Мама купила книгу.

Дети :Это не текст).

Учитель :-Давайте вернемся к упражнению № 1 о медведе.Почему это текст ?

(дети: все предложения связаны по смыслу.И во всех говорится о медведе,т.е. есть общая тема).

( в таблице)

Должна быть общая тема у текста.



Учитель :-Теперь выполним упражнение № 2.

(дети читают текст № 1.Рассуждают : Это не текст.Да все предложения про природу,но в них нарушен порядок.)

Учитель :-А может это все же текст?(состоит из группы предложений,есть общая тема (природа).

(дети: не текст ).

Учитель:-Докажите.

(дети: нет связи этих предложений по смыслу).

(далее текст № 2.Встреча.)

Учитель:-А это текст ?

(дети : Это текст ).

Учитель:-Докажите.

(дети : все предложения про зайца.Все они связаны по смыслу).

Учитель :-Итак,мы выяснили,что необходимо должно быть, чтобы получился текст ?

Учитель :-Давайте прочитаем определение на стр.202 (учебник).

(дети читают :

Текст-ряд предложений, расположенных в определенном последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью различных языковых средств.)

Учитель : -вернемся к нашей таблице.

-Что мы знали ?

-Что хотели узнать ?

-Что узнали ?

Учитель :-как вы думаете, за чем нам нужно знать признаки текста ? Чтобы точнее ответить на этот вопрос давайте выполним упражнение № 379 (стр.206).

-Познакомьтесь с текстом.

-Какие признаки текста ты можешь назвать ?

-А зачем мы это делаем,зачем это нужно ?

(дети:различать текст это или не текст ).

IV.Закрепление новой темы.

Далее работаем с упражнением № 3.

Учитель : -Что нам нужно сделать ?

(дети:составить текст ).

-Что нужно сделать,чтобы набор предложений стал текстом ?

(дети : надо их выстроить по смыслу ).

-Составьте этот текст.

Учитель :-Ребята,с каким новым словарным словом мы сегодня познакомились ?

Учитель :-Давайте выполним упражнение № 376 (стр.204),где речь идет о ком ?

(дети выполняют это упражнение).

Учитель : Получился ли текст ?

-Какие признаки у текста ?

V.Итог урока.

Учитель :-Подведем итого нашей работы.

- Был план.

-Все узнали ?

Учитель :-А для чего нам все это понадобилось ?

(дети : Это нужно в жизни. Для самих себя мы делаем задания, т.е работаем, сами составляем текст.)

Учитель :-А в жизни часто вам приходится составлять тексты ?

(дети : Да,ведь все,что мы говорим , это текст, но при условии,что это не просто набор слов и предложений,а тематически связанных между собой ).

Учитель :-Т.е. мы выполняем важное для нас умение.











Текст,признаки текста
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Признаки текста»

Цель: сформировать представление о тексте

Задачи:

а) выявить основные признаки текста;

б) развивать орфографическую зоркость, умение оформлять предложение на письме;

в) осознавать роль языка и речи в жизни людей, работать в парах, слушать и понимать других, высказывать свои предположения, понимать текст и выбирать подходящее заглавие;

г) воспитывать внимательное, бережное отношение к природе

Автор Фандеева Ольга Анатольевна
Дата добавления 12.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 311
Номер материала MA-062206
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓