Главная / Начальные классы / Тексты для изложений (4 класс)

Тексты для изложений (4 класс)

Примерные тексты для изложений (4 класс)

***

Война. Мать прощалась с сыном. Он уезжал на фронт. У края просёлочной дороги росло одинокое старое дерево. Сын остановился. Дерево было покрыто влажными и блестящими листьями. Это дерево в летнюю сушь не сбрасывало на землю своих детей – лишние увядшие листья. Дерево любили птицы. Они там вили гнёзда. Сын сорвал один лист и положил за пазуху. Мать смахнула слезу.

Подготовительные вопросы:

- Куда уезжал сын?

- Что привлекло его внимание?

- Какое это было дерево ?

- Зачем сын сорвал со старого дерева лист и положил за пазуху ?



О Бородино, Бородино ! Кто из русских людей… не мечтал постоять посреди твоего поля?!

1812 год и 1941 год сочетаются здесь в трепетном и величественном соответствии : оба раза люди стояли грудью перед Москвой. Оба раза защищали Родину.

Поле русской славы – Бородинское поле !

Дважды измерила тобою Россия самоотверженность, отвагу, любовь и непобедимость славных сыновей своих.

(О. Берггольц)

Задание : выпишите имена существительные собственные

После боя.

Шёл бой. Со всех сторон гудели, свистели, рвались снаряды. На носилках несли раненого. Это был почти мальчик с блестящими глазами и тонкими губами. Он стонал, по щекам текли слёзы.

Мы устали и остановились на берегу лесного ручья. Ручей извивался, булькал, звенел и пел свою лесную песню. В косых лучах солнца светились водяные лилии. Раненый прислушался к песне ручья. Вот он увидел стрекозу. На лице появилась улыбка. Он успокоился и следил глазами за стрекозой.

Врачи спасли бойца. Но я крепко верю, что им помогли песня ручья и голубая стрекоза.

Подготовительные вопросы:

- Каким вынесли бойца с поля битвы ?

- Почему автор считал, что спасти бойца врачам помогли песня ручья и голубая стрекоза ?

- Каким был ручей ?

-Отчего на лице раненого появилась улыбка ?

Два охотника.

Среди тайги в селе живут два друга, два старых охотника - дед Егор и дед Иван.

Дед Иван – великан. И зверя ему подавай побольше : медведя, кабана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку, соболя.

Дом у деда Ивана большой. Дым из трубы как вывалит, на другом конце села видно. У Егора избёнка маленькая. И дымок над ней, как белый хвостик, подымается. Оба охотника известные.

Задание : выписать антонимы.

Сапог великана.

Великий сказочник Андерсен родился и жил в простой семье. Отец его всю жизнь шил сапоги. На одном из праздников знатные господа решили посмеяться над сказочником:

- Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?

Андерсен гордился своим отцом, но сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты. Он загрустил.

Три месяца Андерсен сидел дома. Около скамейки на полу лежали обрывки кожи, нитки, иглы. Наступил Новый год. Он пригласил ребятишек. У входа гостей встречало чудо. Большой блестящий сапог им кланялся.

Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог. Много лет сапог хранится в музее Дании.

Подготовительные вопросы:

- Зачем Андерсен сшил этот сапог?

- Что этим он хотел доказать насмешникам?

- Почему этот сапог хранится в музее ?

***

Нюрка.

Вера Васильевна Чаплина воспитала многих животных. Моржонок Нюрка очень привязалась к ней.

Зимой толстого, курносого моржонка перевели в закрытое помещение. Он неуклюже ходил на своих четырёх ластах.

Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитаннице. Нюрка была в бассейне. Женщина тихо окликнула её. Нюрка мигом очутилась на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струйки воды.

Вера Васильевна ушла. Нюрка долго смотрела ей вслед. У неё текли слёзы. Целый день она ничего не ела.

Подготовительные вопросы:

- Расскажи о встрече друзей после разлуки?

- Как горевала Нюрка, когда ушла Вера Чаплина?

***

Почтальоны.

Многие жители города держали голубей. На крыше нашего сарая была голубятня. Отец с фронта не вернулся. Голубятня опустела. Однажды к нам приехал фронтовой товарищ отца. Он подарил матери и мне почтовых голубей. Я назвал их Кай и Герда. Каждое утро я бежал к голубятне. Я очень привязался к Каю и Герде. Летом я гостил у бабушки. Из деревни я посылал весточку маме. Моими почтальонами были голуби.

- В какое время происходит то, о чём рассказывается в тексте ?Как ты узнал об этом?

- Как ты думаешь, зачем были подарены голуби?

***

Серёжки и Алёшки.

У меня есть два брата, Алёша и Сережа. Они очень любят смотреть диафильмы, особенно Алёша. Вот один раз смотрели они диафильм «Кто как зимует?». Алёша читал подписи под картинками. Вот он и прочитал:

- Тетерева питаются серёжками.

А Серёжа вдруг обиделся и сказал :

-Нет, пусть они лучше питаются Алёшками !

***

Как рождаются родники

Из земли бьёт родник. Вода в нём прозрачная, ледяная. Кинулись ребята к роднику, а ноги в глине увязли. Комки её в ручеёк сползли, вода стало мутной. Ребята решили ручеёк благоустроить. Подход к нему выложили дёрном. Стенки русла обложили камнями, а дно галькой. Деревянный потолок соорудили под ключом. Напилили круглянок из брёвен. Теперь каждый может посидеть и отдохнуть около родника. Ребята нарезали прутьев из ивы и вдоль сырого берега высадили. Ива быстро растёт. Она всю местность украсит.

Подготовительные вопросы :

- Почему надо беречь и бла-го-уст-ра-и- вать родники?

-Как ты думаешь, один ли корень у слов родник,родина, родной .



Тексты для изложений (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

В 4 классе закрепляются навыки, связанные с работой над словом, предложением, текстом. Выделяется работа над планом, изложением с элементами описания, рассуждения, повествования. Задания к текстам подбираются таким образом, чтобы отработать основные понятия,связанные с развитием речи, как устной,так и письменной. (тема,основная мысль, заголовок, части текста ,их связь;связь между предложениями;виды текстов; художественно-изобразительные средства )

Таким образом, в процессе работы над текстом должны учитываться три его стороны: содержание, структура, изобразительные средства.

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 13.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 908
Номер материала MA-062252
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓