Бостандық орта жалпы білім беретін мектебінің

орыс тілі пәнінің мұғалімі Н.Т Ажкеева.

Тема: Текст

Цели: 1.Дать понятие о тексте.

Задачи:

1.добиться усвоения знаний о тексте;

2.воспитать сознательность в усвоении учебного материала,внимание, наблюдательность, толерантность во время работы, чувство коллективизма;

3.развитие умения анализировать.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы урока: диалог,словесный, наглядный, практический,карточки,тестовая работа ,поиск

Оборудование: таблица, слайды, тексты,тесты,Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к проведению урока).

Психологическая подготовка учащихся к уроку.

Что для жизни нужно? Солнце!

Солнце!

Что для дружбы нужно? Сердце!

Сердце!

Что для сердца нужно? Счастье!

Счастье!

Что для счастья нужно? Мир! Мир!

ІІ.Проверка домашнего задания.

ІІІ.Повторение пройденного материала.

- Что такое диалог? Правило, примеры.

IY.Новая тема:

Объявления темы урока,целей и задач урока

Текст (от латинского textus- «сплетение, строение, связь»)- это единица речи, которое выражает законченное высказывание и состоит из ряда предложений.текст обладает смысловой и структурной завершенностью. Все его части связаны по смыслу и охвачены единой темой.

Чтобы лучше понять, что такое текст, вам необходимо рассмотреть таблицу, которая представляет собой лестницу.По этой лестнице вы переходили из класса в класс и изучали указанные в таблице языковые единицы.Попытайтесь объяснить, что такое звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст.





Текст

Предложения

Словосочетания

Слова

Звуки буквы



Тема, -ы,Основное содержание рассуждения изложения, творчества.

Тексты бывают разными по размеру, тематике и строению. Одно из самых важных условий владения речью – это умение правильно строить тексты.

В русском языке, так же, как и в казахском, выделяются следующие типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание может быть разным: описывать можно предметы, места, состояние окружающей среды, внешности и т.д.

В повествовании о следующих друг за другом действиях, событиях.

В рассуждении обычно выделяются две части. В первой содержится тезис,т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части приводятся аргументы и примеры, которые подтверждают высказанное утверждение.

V.Закрепление материала

Упражнение 301 (стр.196)

Выразительное чтение стихотворения подготовленной ученицей.

Словарь

  1. Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусство, Держа в руках свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой... В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А ,древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак)

Стр.196.1..Какие типы словарей вы знаете? Какими пользуетесь? 2.Известны ли вам имена В.И. Даля,Д.Н.Ушакова, С.И. Ожегова, С.Кенесбаева? 3.Какие типы словарей они составили?

Выступают учащиеся с сообщениями.

Словарь русского языка С. И. Ожегова - самый первый из вышедших России (СССР) после Октябрьской революциии на сегодняшний день уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь - нормативное доступное всем пособие, созданное для содействия повышению культуры речи широких слоев и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному образованию словоформ, правильному написанию и произношению. В этом словаре из всего огромного многообразия лексики современного литературного руского языка был сформирован ее экстракт, в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлго века. Работа над словарем, появившимся впервые в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора. С. И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру. В дополненном и переработанном варианте словарь издавался при его жизни два раза - 1960 г. и 1952 г. (остальные варианты были стереотипными). Второе и четвертое издания словаря, переработанные автором, в корне отличались от первого по объему (он стал больше почти на 40 авторских листов) а также по содержанию. С. И. Ожегов собирался подготовить к выходу в свет, переработанное и дополненное издание, но смерть помешала осуществлению этих планов.

http://biografia.kz/upload/Kenesbaev_s.jpg

Смет Кенесбаев (19071995) — филолог-тюрколог, академик АНКазССР (1946), доктор филологических наук (1945), профессор (1946), заслуженный деятель науки КазССР(1945) и Каракалпакской АССР (1977), лауреат Государственной премии КазССР (1978). В 1931 году окончил Ленинградский институт востоковедения. Затем по 1946 год преподавал в Казахском педагогическом институте. В 1946 году избран вице-президентом,только что созданной АН КазССР. С 1947 по 1978 директор Института языка и литературы, Институтаязыкознания АН КазССР (1947-1978).

Награждён орденами ЛенинаТрудового Красного ЗнамениКрасной Звезды. Исследования фонетикифонологиилексикографиифразеологииорфографии казахского языка. Основные научные работы Автор 250 научных работ. Толковый словарь казахского языка. (Один из составителей и ответственный редактор). Алма-Ата, 1959;1961.(казах.) Из опыта составления толкового словаря казахского языка. Алма-Ата, 1960. Современный казахский язык: лексика, фонетика. Учебник для вузов. Алма-Ата, 1962. (казах.) Современный казахский язык: фонетика и морфология. Алма-Ата, 1962 (соавтор) Фразеологический словарь казахского языка. Алма-Ата, 1977.(казах.) (соавтор)

http://0.avatars.yandex.net/get-entity_search/aHR0cDovL3N0Lmtpbm9wb2lzay5ydS9pbWFnZXMvYWN0b3JfaXBob25lL2lwaG9uZTM2MF8xMTM1MTQzLmpwZw--/S86x120Face

Владимир Даль русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» —  Дата и место рождения: 10 ноября 1801 г., местечко Луганск, Екатеринославская губерния, Российская империя Дата и место смерти: 22 сентября 1872 г. (70 лет), Москва, Российская империя ДетиЛев Владимирович Даль

http://0.avatars.yandex.net/get-entity_search/aHR0cDovL3VwbG9hZC53aWtpbWVkaWEub3JnL3dpa2lwZWRpYS9ydS9lL2VmL0RfVXNoYWtvdi5qcGc-/S120xU

Дмитрий Николаевич Ушаков русский филолог, один из организаторов реформы русской орфографии, член-корреспондент АН СССР Дата и место рождения24 января 1873 г., Москва Дата и место смерти17 апреля 1942 г. (69 лет), Ташкент

https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=c61bdec62e205fd620dcf6ebf7e14c67&n=21

Сергей Иванович Ожегов советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор Дата и место рождения: 22 сентября 1900 г., пос. Кувшиново, Тверская губерния Дата и место смерти15 декабря 1964 г. (64 года), Москва

Ожегов Сергей Иванович (1900-1964) русский языковед, лексикограф Созданный ученым «Толковый словарь русского языка» давно стал самым популярным справочным изданием по русскому языку, образцом для создания многих русско-национальных словарей, в которых фиксируется современная лексика. Сам Ожегов шутил, что по количеству изданных экземпляров его словарь не уступает трудам классиков марксизма-ленинизма. Биография Ожегова и его близких настолько насыщена сложными, драматическими событиями, что вполне могла бы стать основой самостоятельного труда, посвященного судьбам русской интеллигенции.   Ожеговы происходили из демидовских крепостных, работавших на уральских заводах («ожегом» называли палку, которую опускали в расплавленный металл, чтобы определить степень готовности массы). Дед Сергея работал лаборантом на Екатеринбургском заводе, всем своим четырнадцати сыновьям и дочерям он сумел дать высшее образование. Отец Сергея — Иван Иванович — стал инженером и получил место на бумажной фабрике Кувшиновой, славившейся своими техническими новшествами. Сама Кувшинова была близка социал-демократическим идеям и сумела создать в Каменном благоустроенный жилой поселок, в котором находились не только больницы и школы, но даже Народный дом. Молодой инженер получил четырехкомнатную квартиру, ставшую центром сбора местной интеллигенции. Известно, что там бывал и гостивший М. Горький.   Мать Ожегова работала акушеркой в фабричной больнице. Она родила трех сыновей, старшим из которых и был Сергей. Средний из братьев позже учился в Институте гражданских офицеров на архитектурном факультете, младший стал студентом Института путей сообщения.   В 1909 г. Ожеговы переехали в Петербург. Иван Иванович стал работать в Экспедиции заготовления государственных бумаг (будущем Гознаке). Он получил квартиру, в которой разместилась его большая семья. Сергей начал ходить в гимназию, увлекся шахматами, состоял в спортивном обществе. Закончив гимназию, он поступил в Петроградский университет, однако вскоре уехал к родственникам в городок Опочку.  5 декабря 1918 г. Сергей Ожегов зачислился вольнооп-ределяющим в Красную армию. Ему пришлось воевать под Нарвой в должности начальника штаба батальона. За бои в Карелии его наградили особым знаком «В память освобождения Советской Карелии от белофинских банд».  В середине 1920 года дивизию, в которой служил Ожегов, перебрасывают на Южную Украину. Он возглавляет полковую разведку, потом штаб полка. В то время велись интенсивные бои с войсками Врангеля, но Ожегову приходилось участвовать и в ликвидации местных банд. Вскоре его назначают начальником штаба тыла.   До 1922 года Ожегов служил на руководящих должностях в штабе Харьковского военного округа в Екатериносла-ве (ныне Днепропетровск). Ему предлагают продолжить образование в военной академии, но Сергей отказывается, демобилизуется по состоянию здоровья и возвращается в Петроград, продолжает учебу на филологическом факультете университета.   Незадолго до окончания университета Ожегов женился на студентке филологического факультета Педагогического института имени А. Герцена. Тесть Ожегова — священник — в свое время мечтал о консерватории, но судьба распорядилась иначе, и любовь к музыке он реализовывал в семейном кругу. В воспоминаниях сына Ожегова говорится, что дед виртуозно играл на фисгармонии как классическую, так и народную музыку. Уже на старших курсах Ожегов начал преподавать русский язык. В 1926 году он заканчивает Ленинградский университет, постепенно входит в круг ленинградских лингвистов. Своими учителями он называл будущих академиков В.В. Виноградова и Л.В. Щербу. Особую роль в судьбе Ожегова сыграл Д.Н. Ушаков, привлекший его к работе над четырехтомным толковым словарем русского языка. В то же время молодой филолог завязывает дружбу с А. Реформатским, позже написавшим ставший классическим учебник по курсу «Введение в языкознание».   Ожегов не относился к кабинетным затворникам, он любил дружеские компании и общение с друзьями считал лучшим отдыхом. Жена Ожегова умела создать доброжелательную и доверительную атмосферу в доме. В браке супруги прожили почти сорок лет, вырастив сына.   Незадолго до начала Великой Отечественной войны семья переезжает в Москву. Ожегов быстро привыкает к московскому образу жизни и получает редкую возможность наблюдать за разными по культурному уровню носителями языка. В это же время он начинает работать над «Словарем русского языка».   Ожегов задумал создать краткий словарь «популярного типа, стремящийся к активной нормализации современной литературной речи». Свои наблюдения позже он обобщил в статьях «О трех типах толковых словарей современного русского языка» и «О структуре словаря русского языка». Налаженная жизнь оборвалась с началом войны. Отправив семью к родственникам в Ташкент, Ожегов записывается в народное ополчение. Но, будучи известным ученым, он подлежал «бронированию» и, оставшись в Москве, возглавил Институт языка и письменности Академии наук до возвращения из эвакуации прежнего руководства.   В войну Ожегов потерял почти всех ленинградских родственников. Его пятилетняя племянница оказалась в детдоме. Позже Сергей Иванович нашел девочку, привез в Москву и удочерил ее.   После войны Ожегов продолжил научную деятельность, постоянно совершенствуя структуру и состав словаря. Всего он успел подготовить четыре переиздания, фиксируя в каждом новом выпуске изменения, происходившие в лексике современного русского языка. Успешная научная деятельность Ожегова была по достоинству оценена коллегами: ему присудили без защиты сначала степень кандидата, а потом и доктора филологических наук.   Работы Ожегова посвящены проблемам лексикологии, лексикографии, социолингвистики, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей. Ученый подготовил к изданию «Словарь к пьесам А.Н. Островского», однако его удалось выпустить только после смерти Ожегова.   Ученый редактировал «Орфографический словарь русского языка» (1956), другие словари-справочники — «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962). Современному читателю трудно даже представить, какая колоссальная работа стоит за простым перечислением словарных работ Ожегова. Ведь вместе со своими сподвижниками он практически подготовил реформу русского языка, приведшую к определенным изменениям устоявшихся норм.   С 1952 года Ожегов возглавлял сектор культуры речи Института русского языка АН СССР. Можно сказать, что Сергей Иванович является основоположником культуры речи как самостоятельной филологической дисциплины. Ему принадлежала идея организации общественной приемной, в которой до настоящего времени дежурят сотрудники института, терпеливо отвечающие на телефонные звонки, когда абоненты просят подтвердить правила употребления тех или иных слов. Ожегов также являлся основателем и главным редактором сборника «Вопросы культуры речи».   Смерть Ожегова стала неожиданностью для близких: после операции он заразился инфекционным гепатитом и скоропостижно скончался. Урна с прахом ученого покоится на Новодевичьем кладбище.

Упражнение 304 (стр.304) (Ученикам было задано опережающее задание) Ихсанов Заманбек: Мой дедушка Талпаков Ихсан родился в 1918 году в селе Бирик, Казталовского района. Западно – Казахстанской области. Получил 4 – х классное образование и окончил механизаторское училище в городе Уральск по профессии водитель. Потом в 1939 году участвовал в Финской войне и был ранен. Лечился 9 месяцев в госпитале и вернулся домой инвалидом 3 группы. Он участвовал в освобождении городов: Будапешт. Ростов-на- Дону. 3 Украйна.

В 1942 году военным комиссариатом был призван на войну. Пережил тежелые дни войны и за мужество был награждён медалями «За освобождение Будапешта». «За победу над Германией». Только в 1946 году вернулся на Родину. Он умер в 2006 году. Но остались правнуки, родные и близкие, которые помнят его и знают о его подвигах.

Я горжусь тобой, дедушка! Ты был достойным солдатом своей Родины! Тлепбергенова Аяулым:

Мать – единственное в мире божество, не знающее атеистов. Э. Легуве Что может быть на свете священнее имени матери? Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы чуткое сердце, оно ни к чему не останется равнодушным. Нам всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее жизнь. Моя мама – наше домашнее солнышко. Как бы трудно ей ни было, мама всегда улыбается. Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у нее круглое , а глаза черные, как уголь. Волосы короткие ,черные. Руки ласковые, мягкие. Иногда она кажется такой беззащитной, что хочется подойти, обнять и защитить от всех бед и невзгод. Мама моя добрая. Даже когда сердится, добрая и очень справедливая. Она настоящий друг, ей можно доверить любой секрет. Мама не только выслушает, но и поможет советом или просто посочувствует. Она любит помогать людям, потому что милосердна и сострадательна. Я без мамы очень скучаю, если с ней расстаюсь. Мне не хватает ее ласковой улыбки, ее нежных рук, ее доброго сердца. Моя милая мама – самая лучшая на свете. Со словом «мама» связано и само понятие «жизнь». Словарная работа: Лексикография- составление словарей, словарное дело Работа с тестовыми заданиями: 1.Укажите тип данного текста: Как рождается замысел? Вазникновение замысла, пажалуй, лучше всего обьяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда изумительную ясность в самые сложные вещи. А) описание с элементами повествования В) рассуждение С) повествование Д) сочетание повестовования с рассуждением Е) описание 2.Укажите тип данного текста: Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне.. А) рассуждение В) рассуждение с элементами повествования С) повествование Д) описание Е) сочетание повестования с рассуждением 3.Укажие тип данного текста: В старой землянке нашли временное убежище пятеро наших солдат, возвращавшихся в свою часть из медсанбата здесь они укрылись от яростной бомбежки. Вдруг входной проем чем-то закрыло. Солдаты вгляделись, и, к удивлению, увидели лису, которая в пасти держала лисенка, поджавшего от страха уши. А) рассуждение В) повествование С) рассуждение с элементами описания Д) сочетание повествования с рассуждением Е) описание 4. Укажие тип данного текста: Лес шумел ... В этом лесу всегда стоял шум-ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не касались еще пила и топор... А) рассуждение В) рассуждение с элементами повествования С) повествование Д) описание Е) сочетание повествования с рассуждением 5. Укажие тип данного текста: Человек дложен быть интеллигентным... Многие думают: интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошиее образование, много путешествовал. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным... А) повествование с элементами описания В) описание С) рассуждение Д) сочетание повествования с рассуждением Е) повествование

Карточка А (слабоуспевающему ученику)

Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле нашего дома есть кинотеатр.В автобусе едут пассажиры. Весело шагают ребята по улице в школу.

Карточка Б (слабоуспевающему ученику) Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле стадиона построили большой кинотеатр. Там идут новые фльмы.Сегодня в этом кинотеатре ребята смотрели интересную картину о животных. Она им очень понравилась.Дети любят свой кинотеатр. Составление кластера Составление синквейна 1Существительное Солдат 2прилагательных молодой,смелый 3глагола жил, работал,стал 4синоним боец 5 Предложение Жил молодой солдат,работал и стал героем.

Итог:











































Карточка А

Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле нашего дома есть кинотеатр.В автобусе едут пассажиры. Весело шагают ребята по улице в школу.

Карточка Б Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле стадиона построили большой кинотеатр. Там идут новые фльмы.Сегодня в этом кинотеатре ребята смотрели интересную картину о животных. Она им очень понравилась.Дети любят свой кинотеатр.



http://0.avatars.yandex.net/get-entity_search/aHR0cDovL3VwbG9hZC53aWtpbWVkaWEub3JnL3dpa2lwZWRpYS9ydS9lL2VmL0RfVXNoYWtvdi5qcGc-/S120xU

http://0.avatars.yandex.net/get-entity_search/aHR0cDovL3N0Lmtpbm9wb2lzay5ydS9pbWFnZXMvYWN0b3JfaXBob25lL2lwaG9uZTM2MF8xMTM1MTQzLmpwZw--/S86x120Face

  • Русский язык и литература
Описание:

Бостандық орта жалпы білім беретін мектебінің

орыс тілі пәнінің мұғалімі Н.Т Ажкеева.

Тема: Текст

Цели: 1.Дать понятие о тексте.

Задачи:

1.добиться усвоения знаний о тексте;

2.воспитать сознательность в усвоении учебного материала,внимание, наблюдательность, толерантность во время работы, чувство коллективизма;

3.развитие умения анализировать.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы урока: диалог,словесный, наглядный, практический,карточки,тестовая работа ,поиск

Оборудование: таблица, слайды, тексты,тесты,Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к проведению урока).

Психологическая подготовка учащихся к уроку.

Что для жизни нужно? Солнце!

Солнце!

Что для дружбы нужно? Сердце!

Сердце!

Что для сердца нужно? Счастье!

Счастье!

Что для счастья нужно? Мир! Мир!

ІІ.Проверка домашнего задания.

ІІІ.Повторение пройденного материала.

- Что такое диалог? Правило, примеры.

IY.Новая тема:

Объявления темы урока,целей и задач урока

Текст (от латинского textus- «сплетение, строение, связь»)- это единица речи, которое выражает законченное высказывание и состоит из ряда предложений.текст обладает смысловой и структурной завершенностью. Все его части связаны по смыслу и охвачены единой темой.

Чтобы лучше понять, что такое текст, вам необходимо рассмотреть таблицу, которая представляет собой лестницу.По этой лестнице вы переходили из класса в класс и изучали указанные в таблице языковые единицы.Попытайтесь объяснить, что такое звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст.

Текст

Предложения

Словосочетания

Слова

Звуки буквы

Тема, -ы,Основное содержание рассуждения изложения, творчества.

Тексты бывают разными по размеру, тематике и строению. Одно из самых важных условий владения речью – это умение правильно строить тексты.

В русском языке, так же, как и в казахском, выделяются следующие типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание может быть разным: описывать можно предметы, места, состояние окружающей среды, внешности и т.д.

В повествовании о следующих друг за другом действиях, событиях.

В рассуждении обычно выделяются две части. В первой содержится тезис,т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части приводятся аргументы и примеры, которые подтверждают высказанное утверждение.

V.Закрепление материала

Упражнение 301 (стр.196)

Выразительное чтение стихотворения подготовленной ученицей.

Словарь

  • I.Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусство, Держа в руках свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой... В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А ,древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак)

Стр.196.1..Какие типы словарей вы знаете? Какими пользуетесь? 2.Известны ли вам имена В.И. Даля,Д.Н.Ушакова, С.И. Ожегова, С.Кенесбаева? 3.Какие типы словарей они составили?

Выступают учащиеся с сообщениями.

Словарь русского языка С. И. Ожегова - самый первый из вышедших России (СССР) после Октябрьской революциии на сегодняшний день уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь - нормативное доступное всем пособие, созданное для содействия повышению культуры речи широких слоев и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному образованию словоформ, правильному написанию и произношению. В этом словаре из всего огромного многообразия лексики современного литературного руского языка был сформирован ее экстракт, в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлго века. Работа над словарем, появившимся впервые в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора. С. И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру. В дополненном и переработанном варианте словарь издавался при его жизни два раза - 1960 г. и 1952 г. (остальные варианты были стереотипными). Второе и четвертое издания словаря, переработанные автором, в корне отличались от первого по объему (он стал больше почти на 40 авторских листов) а также по содержанию. С. И. Ожегов собирался подготовить к выходу в свет, переработанное и дополненное издание, но смерть помешала осуществлению этих планов.

Смет Кенесбаев (19071995) — филолог-тюрколог, академик АНКазССР (1946), доктор филологических наук (1945), профессор (1946), заслуженный деятель науки КазССР(1945) и Каракалпакской АССР (1977), лауреат Государственной премии КазССР (1978). В 1931 году окончил Ленинградский институт востоковедения. Затем по 1946 год преподавал в Казахском педагогическом институте. В 1946 году избран вице-президентом,только что созданной АН КазССР. С 1947 по 1978 директор Института языка и литературы, Институтаязыкознания АН КазССР (1947-1978).

Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Исследования фонетики, фонологии, лексикографии, фразеологии, орфографии казахского языка. Основные научные работы Автор 250 научных работ. Толковый словарь казахского языка. (Один из составителей и ответственный редактор). Алма-Ата, 1959;1961.(казах.) Из опыта составления толкового словаря казахского языка. Алма-Ата, 1960. Современный казахский язык: лексика, фонетика. Учебник для вузов. Алма-Ата, 1962. (казах.) Современный казахский язык: фонетика и морфология. Алма-Ата, 1962 (соавтор) Фразеологический словарь казахского языка. Алма-Ата, 1977.(казах.) (соавтор)

Владимир Даль русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» — Дата и место рождения: 10 ноября 1801 г., местечко Луганск, Екатеринославская губерния, Российская империя Дата и место смерти: 22 сентября 1872 г. (70 лет), Москва, Российская империя Дети: Лев Владимирович Даль

Дмитрий Николаевич Ушаков русский филолог, один из организаторов реформы русской орфографии, член-корреспондент АН СССР Дата и место рождения: 24 января 1873 г., Москва Дата и место смерти: 17 апреля 1942 г. (69 лет), Ташкент

Сергей Иванович Ожегов советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор Дата и место рождения: 22 сентября 1900 г., пос. Кувшиново, Тверская губерния Дата и место смерти: 15 декабря 1964 г. (64 года), Москва

Ожегов Сергей Иванович (1900-1964) русский языковед, лексикограф Созданный ученым «Толковый словарь русского языка» давно стал самым популярным справочным изданием по русскому языку, образцом для создания многих русско-национальных словарей, в которых фиксируется современная лексика. Сам Ожегов шутил, что по количеству изданных экземпляров его словарь не уступает трудам классиков марксизма-ленинизма. Биография Ожегова и его близких настолько насыщена сложными, драматическими событиями, что вполне могла бы стать основой самостоятельного труда, посвященного судьбам русской интеллигенции. Ожеговы происходили из демидовских крепостных, работавших на уральских заводах («ожегом» называли палку, которую опускали в расплавленный металл, чтобы определить степень готовности массы). Дед Сергея работал лаборантом на Екатеринбургском заводе, всем своим четырнадцати сыновьям и дочерям он сумел дать высшее образование. Отец Сергея — Иван Иванович — стал инженером и получил место на бумажной фабрике Кувшиновой, славившейся своими техническими новшествами. Сама Кувшинова была близка социал-демократическим идеям и сумела создать в Каменном благоустроенный жилой поселок, в котором находились не только больницы и школы, но даже Народный дом. Молодой инженер получил четырехкомнатную квартиру, ставшую центром сбора местной интеллигенции. Известно, что там бывал и гостивший М. Горький. Мать Ожегова работала акушеркой в фабричной больнице. Она родила трех сыновей, старшим из которых и был Сергей. Средний из братьев позже учился в Институте гражданских офицеров на архитектурном факультете, младший стал студентом Института путей сообщения. В 1909 г. Ожеговы переехали в Петербург. Иван Иванович стал работать в Экспедиции заготовления государственных бумаг (будущем Гознаке). Он получил квартиру, в которой разместилась его большая семья. Сергей начал ходить в гимназию, увлекся шахматами, состоял в спортивном обществе. Закончив гимназию, он поступил в Петроградский университет, однако вскоре уехал к родственникам в городок Опочку. 5 декабря 1918 г. Сергей Ожегов зачислился вольнооп-ределяющим в Красную армию. Ему пришлось воевать под Нарвой в должности начальника штаба батальона. За бои в Карелии его наградили особым знаком «В память освобождения Советской Карелии от белофинских банд». В середине 1920 года дивизию, в которой служил Ожегов, перебрасывают на Южную Украину. Он возглавляет полковую разведку, потом штаб полка. В то время велись интенсивные бои с войсками Врангеля, но Ожегову приходилось участвовать и в ликвидации местных банд. Вскоре его назначают начальником штаба тыла. До 1922 года Ожегов служил на руководящих должностях в штабе Харьковского военного округа в Екатериносла-ве (ныне Днепропетровск). Ему предлагают продолжить образование в военной академии, но Сергей отказывается, демобилизуется по состоянию здоровья и возвращается в Петроград, продолжает учебу на филологическом факультете университета. Незадолго до окончания университета Ожегов женился на студентке филологического факультета Педагогического института имени А. Герцена. Тесть Ожегова — священник — в свое время мечтал о консерватории, но судьба распорядилась иначе, и любовь к музыке он реализовывал в семейном кругу. В воспоминаниях сына Ожегова говорится, что дед виртуозно играл на фисгармонии как классическую, так и народную музыку. Уже на старших курсах Ожегов начал преподавать русский язык. В 1926 году он заканчивает Ленинградский университет, постепенно входит в круг ленинградских лингвистов. Своими учителями он называл будущих академиков В.В. Виноградова и Л.В. Щербу. Особую роль в судьбе Ожегова сыграл Д.Н. Ушаков, привлекший его к работе над четырехтомным толковым словарем русского языка. В то же время молодой филолог завязывает дружбу с А. Реформатским, позже написавшим ставший классическим учебник по курсу «Введение в языкознание». Ожегов не относился к кабинетным затворникам, он любил дружеские компании и общение с друзьями считал лучшим отдыхом. Жена Ожегова умела создать доброжелательную и доверительную атмосферу в доме. В браке супруги прожили почти сорок лет, вырастив сына. Незадолго до начала Великой Отечественной войны семья переезжает в Москву. Ожегов быстро привыкает к московскому образу жизни и получает редкую возможность наблюдать за разными по культурному уровню носителями языка. В это же время он начинает работать над «Словарем русского языка». Ожегов задумал создать краткий словарь «популярного типа, стремящийся к активной нормализации современной литературной речи». Свои наблюдения позже он обобщил в статьях «О трех типах толковых словарей современного русского языка» и «О структуре словаря русского языка». Налаженная жизнь оборвалась с началом войны. Отправив семью к родственникам в Ташкент, Ожегов записывается в народное ополчение. Но, будучи известным ученым, он подлежал «бронированию» и, оставшись в Москве, возглавил Институт языка и письменности Академии наук до возвращения из эвакуации прежнего руководства. В войну Ожегов потерял почти всех ленинградских родственников. Его пятилетняя племянница оказалась в детдоме. Позже Сергей Иванович нашел девочку, привез в Москву и удочерил ее. После войны Ожегов продолжил научную деятельность, постоянно совершенствуя структуру и состав словаря. Всего он успел подготовить четыре переиздания, фиксируя в каждом новом выпуске изменения, происходившие в лексике современного русского языка. Успешная научная деятельность Ожегова была по достоинству оценена коллегами: ему присудили без защиты сначала степень кандидата, а потом и доктора филологических наук. Работы Ожегова посвящены проблемам лексикологии, лексикографии, социолингвистики, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей. Ученый подготовил к изданию «Словарь к пьесам А.Н. Островского», однако его удалось выпустить только после смерти Ожегова. Ученый редактировал «Орфографический словарь русского языка» (1956), другие словари-справочники — «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962). Современному читателю трудно даже представить, какая колоссальная работа стоит за простым перечислением словарных работ Ожегова. Ведь вместе со своими сподвижниками он практически подготовил реформу русского языка, приведшую к определенным изменениям устоявшихся норм. С 1952 года Ожегов возглавлял сектор культуры речи Института русского языка АН СССР. Можно сказать, что Сергей Иванович является основоположником культуры речи как самостоятельной филологической дисциплины. Ему принадлежала идея организации общественной приемной, в которой до настоящего времени дежурят сотрудники института, терпеливо отвечающие на телефонные звонки, когда абоненты просят подтвердить правила употребления тех или иных слов. Ожегов также являлся основателем и главным редактором сборника «Вопросы культуры речи». Смерть Ожегова стала неожиданностью для близких: после операции он заразился инфекционным гепатитом и скоропостижно скончался. Урна с прахом ученого покоится на Новодевичьем кладбище.

Упражнение 304 (стр.304) (Ученикам было задано опережающее задание) Ихсанов Заманбек: Мой дедушка Талпаков Ихсан родился в 1918 году в селе Бирик, Казталовского района. Западно – Казахстанской области. Получил 4 – х классное образование и окончил механизаторское училище в городе Уральск по профессии водитель. Потом в 1939 году участвовал в Финской войне и был ранен. Лечился 9 месяцев в госпитале и вернулся домой инвалидом 3 группы. Он участвовал в освобождении городов: Будапешт. Ростов-на- Дону. 3 Украйна.

В 1942 году военным комиссариатом был призван на войну. Пережил тежелые дни войны и за мужество был награждён медалями «За освобождение Будапешта». «За победу над Германией». Только в 1946 году вернулся на Родину. Он умер в 2006 году. Но остались правнуки, родные и близкие, которые помнят его и знают о его подвигах.

Я горжусь тобой, дедушка! Ты был достойным солдатом своей Родины! Тлепбергенова Аяулым:

Мать – единственное в мире божество, не знающее атеистов. Э. Легуве Что может быть на свете священнее имени матери? Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы чуткое сердце, оно ни к чему не останется равнодушным. Нам всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее жизнь. Моя мама – наше домашнее солнышко. Как бы трудно ей ни было, мама всегда улыбается. Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у нее круглое , а глаза черные, как уголь. Волосы короткие ,черные. Руки ласковые, мягкие. Иногда она кажется такой беззащитной, что хочется подойти, обнять и защитить от всех бед и невзгод. Мама моя добрая. Даже когда сердится, добрая и очень справедливая. Она настоящий друг, ей можно доверить любой секрет. Мама не только выслушает, но и поможет советом или просто посочувствует. Она любит помогать людям, потому что милосердна и сострадательна. Я без мамы очень скучаю, если с ней расстаюсь. Мне не хватает ее ласковой улыбки, ее нежных рук, ее доброго сердца. Моя милая мама – самая лучшая на свете. Со словом «мама» связано и само понятие «жизнь». Словарная работа: Лексикография- составление словарей, словарное дело Работа с тестовыми заданиями: 1.Укажите тип данного текста: Как рождается замысел? Вазникновение замысла, пажалуй, лучше всего обьяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда изумительную ясность в самые сложные вещи. А) описание с элементами повествования В) рассуждение С) повествование Д) сочетание повестовования с рассуждением Е) описание 2.Укажите тип данного текста: Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне.. А) рассуждение В) рассуждение с элементами повествования С) повествование Д) описание Е) сочетание повестования с рассуждением 3.Укажие тип данного текста: В старой землянке нашли временное убежище пятеро наших солдат, возвращавшихся в свою часть из медсанбата здесь они укрылись от яростной бомбежки. Вдруг входной проем чем-то закрыло. Солдаты вгляделись, и, к удивлению, увидели лису, которая в пасти держала лисенка, поджавшего от страха уши. А) рассуждение В) повествование С) рассуждение с элементами описания Д) сочетание повествования с рассуждением Е) описание 4. Укажие тип данного текста: Лес шумел ... В этом лесу всегда стоял шум-ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не касались еще пила и топор... А) рассуждение В) рассуждение с элементами повествования С) повествование Д) описание Е) сочетание повествования с рассуждением 5. Укажие тип данного текста: Человек дложен быть интеллигентным... Многие думают: интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошиее образование, много путешествовал. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным... А) повествование с элементами описания В) описание С) рассуждение Д) сочетание повествования с рассуждением Е) повествование

Карточка А (слабоуспевающему ученику)

Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле нашего дома есть кинотеатр.В автобусе едут пассажиры. Весело шагают ребята по улице в школу.

Карточка Б (слабоуспевающему ученику) Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле стадиона построили большой кинотеатр. Там идут новые фльмы.Сегодня в этом кинотеатре ребята смотрели интересную картину о животных. Она им очень понравилась.Дети любят свой кинотеатр. Составление кластера Составление синквейна 1Существительное Солдат 2прилагательных молодой,смелый 3глагола жил, работал,стал 4синоним боец 5 Предложение Жил молодой солдат,работал и стал героем.

Итог:

Карточка А

Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле нашего дома есть кинотеатр.В автобусе едут пассажиры. Весело шагают ребята по улице в школу.

Карточка Б Задание: являются ли группы предложений текстом?

Возле стадиона построили большой кинотеатр. Там идут новые фльмы.Сегодня в этом кинотеатре ребята смотрели интересную картину о животных. Она им очень понравилась.Дети любят свой кинотеатр.



Автор Жалмуханбетова Жазира Серикбаевна
Дата добавления 25.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 281
Номер материала MA-065856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓