Главная / Математика / Технология уровневой дифференциации на уроках математики

Технология уровневой дифференциации на уроках математики

ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В АДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ГБОУ СОШ №1652 Щепиной О.И.

Когда Ренуара спросили: «Что важнее в искусстве: «как» или «что?», он ответил: «Кто».

Под технологией понимают педагогически и экономически обоснованный процесс достижения запланированных результатов на основе специально переработанного содержания и поэтапного тестирования.

Признаки технологичности учебного процесса:

- Диагностичность целей

- Алгоритмизированность

- Поэтапный контроль

Благодаря этому, можно не только учить эффективно, но и измерять эту эффективность.

Одна из многих технологий обучения – технология уровневой дифференциации. Автор – В.В.Фирсов.

Цели УД состоят в обеспечении достижения базового уровня подготовки – стандарта образования, а также создании условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к предмету.

Ориентация методов обучения на возможно более высокий уровень усвоения ВСЕМИ учащимися ВСЕГО принципиально неверна. Это недостижимо для большинства учащихся, снижает их уровень мотивации и препятствует осознанию себя как личности, как субъекта обучения.

«Взаимодействие между интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие эффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем разрушение тканей мозга». Карл Изард.

В данной технологии базовый уровень содержания образования – стандарты, задающие не верхнюю границу, а определяющие нижнюю границу усвоения.

Этот нижний уровень должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. Он должен быть фундаментом для последующих ступеней обучения.

  2. Он способствует ликвидации перегрузок учеников.

  3. Он даёт возможность направить усилия ученика в область его склонностей и интересов.

  4. Он позволяет ученику испытывать успех при выполнении нормы: оценка «3» получается методом сложения. Всё, что выше нормы – это личное дело ученика.

Достижение учащимися базового уровня в технологии УД – это первый элемент. Второй элемент – это система зачётов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОВНЕЙ и СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Задания:

А1 и А2 – для слабых учеников. Усваивают на уровне узнавания и понимания. Уровень выполнения – репродуктивный (по образцу, как в учебнике). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Б1 и Б2 – для средних учеников. Усваивают материал на уровне применения в стандартных ситуациях. Уровень исполнения – репродуктивный (по образцу, но чуть сложнее). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В1 и В2 – для сильных учеников. Усваивают материал на уровне применения не только в стандартных ситуациях. Интерпретируют материал, выбирают наиболее рациональный способ решения, адекватно оценивают полученный результат. Уровень исполнения – от репродуктивного к частично-поисковому (на применение знаний в новых ситуациях). Задачи повышенной сложности. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1 вариант (в методике В.В.Фирсова)

Выполнение обязательной части оценивается как «зачёт» или «незачёт». Ученик, получивший «зачёт», может получить ещё одну оценку: «4» или «5».

За любое задание обязательной части выставляется 1 балл. На этом минимуме каждое задание имеет «одинаковую цену».

К каждому заданию даются критерии выставления оценки:

- обязательная часть – «зачёт» или «незачёт».

- дополнительная часть – «4» или «5».

2 вариант (адаптированный)

Точно так же, за любое задание обязательной части выставляется 1 балл.

Обязательная часть:

- ниже 70% - отметка не выставляется

- 70% выполнения – «3» - «обязательная тройка»

- от 70% до 100% - «4» - «обязательная четвёрка»

- 100% - «5» - «обязательная пятёрка»

Дополнительная часть:

- от 70% до 100%- «4» - «дополнительная четвёрка»

- 100% - «5» - «дополнительная пятёрка»

Например:





Обязательная часть из 10 заданий

Решено заданий

7

8

10

Отметка

3

4

5

Дополнительная часть из 4 заданий

3

4

4

5



Правила для ученика

  1. Ученик имеет право при выполнении обязательной части

(охватывает весь материал по теме) и дополнительной частей менять порядок выполнения заданий.

  1. Ученик не может переходить к выполнению дополнительной части, не выполнив задания из обязательной

  2. Если ученик не получил даже «3» за выполнение обязательной части, он эту часть пересдаёт, но не всю, а только нерешённые задания.

  3. Пересдавать дополнительную часть ученик может только по согласованию с учителем.

  4. Получить за четверть «3», «4» или «5» ученик может только в том случае, если у него не было ни одной работы, выполненной ниже 70%.

  5. Учитель может по своему усмотрению предоставить ученику время, чтобы он мог повысить свою оценку, пересдав задания основной или дополнительной части (в зависимости от уровня притязания ученика.)

  6. Перед изучением темы учащиеся могут ознакомиться со списком ЗУНов, которыми они должны овладеть.



ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКЕ

(проводится по окончанию изучения раздела учебной программы, включающего несколько тем)

  1. Ученикам ещё раз сообщаются обязательные требования.

  2. На зачётном уроке применяются знакомые ученикам формы контроля.

  3. На зачётном уроке ученик имеет право выбрать индивидуальный маршрут по согласованию с учителем:

- От уровня А до уровня Б – Маршрут №1

- От уровня Б до уровня В – Маршрут №2

- Уровень В полностью – Маршрут №3

4. Оценка выставляется в журнал. Если задания выполнены ниже, чем на 70% - клетка остаётся пустой.

5. Результат заносится в «Сводную ведомость класса».

Зачётный урок №1.

Тема _____________________________________

Ф.И.

МАРШРУТ

1 ( АБ )

МАРШРУТ

2 (БВ )

МАРШРУТ

3 ( В )

1




















2




















3




















4




















5




















6




















7






















В каждом уровне планируются варианты заданий (в данном случае №1 и №2), для того, чтобы работа выполнялась учениками полностью самостоятельно.

Каждый ученик работает в полную силу, каждому можно помочь.

Технология уровневой дифференциации на уроках математики
  • Математика
Описание:

В своей разработке я хочу поделиться опытом использования технологии уровневой дифференциации в старших классах на зачётных уроках, которые проводятся по окончанию изучения раздела учебной программы, включающего несколько тем.

Цель технологии уровневой дифференциации - обеспечить достижение базового уровня подготовки  - стандарта образования, а также создать условия для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к предмету. На зачётных уроках использую карточки-изадания, состоящие из обязательной и дополнительной части, ученик имеет право сам выбрать индивидуальный маршрут.

Автор Щепина Оксана Ивановна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 979
Номер материала 13056
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓