Инфоурок Математика Другие методич. материалыТехнология системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО.Система оценивания.

Технология системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО.Система оценивания.

Скачать материал

Технология системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО: система оценивания.

Подготовила: уч. Математики Гаврилова И.Ю.

 

До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уорд



  Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.

   Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

   Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки.

     Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т.д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения..

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

На своих уроках в оценочной деятельности стремлюсь реализовывать заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ стараюсь соблюдать принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

 Побуждаю детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения, задавая вопросы: Как ты оцениваешь свою работу? Работу другого?  Что еще надо сделать в заданном направлении?

Модели оценочной деятельности: процедуры

Внутренняя оценка:                                                 Внешняя оценка:

Учитель, ученик, ОУ и родители                           государственная служба

                                                                                   Аттестация                мониторинг:

                                                                                   Выпускник    система образования

 

Экспертные и объективизированные процедуры

 

Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка

Оценка учителя                                                                   оценка ученика

Состояние    динамика

                        Индивидуальный прогресс                        самооценка     вазимооценка

Диагностика    срезовая

 Стартовая         текущая

 

 

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, презентаций, выставок математических моделей и т.п. используются дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например сформированности вычислительных умений, умения слушать товарища, умение выделять главное, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год )и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных ( в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм. Такая система оценивания использовалась мною в учебном курсе по комбинаторике.

Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения.

 Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом  превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)

При этом важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.

Признания права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высокого уровня учебных достижений.

 

  На уроках и внеурочной деятельности стремлюсь повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся. Это способствует формированию умений само контороля и самооценки учащихся.

Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает информацию, накопленную за определенный период обучения об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения учебных математических навыков (навыков вычислений и рассуждений и т.д.), но и также достижения ребенка, как умение сотрудничать, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.

 

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:

·         Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·         Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·         Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по математике, а также в ходе дополнительных занятий.

Это могут быть математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, самостоятельно придуманные задачи(по курсу « Комбинаторика»), математические модели( по темам « Круглые тела», «Параллелепипед», «Сечения» « Объемы» и т. д.), письменные ответы, демонстрирующие навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы и т.д.)

 

По результатам накопленной оценки, на основе материалов портфолио делаются выводы о:

·         сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования;

·         сформированности основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

·         индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно- смысловой, познавательной, волевой и само регуляции.

 

В итоговую оценку по математике входят и комплексные работы, а также тестирования  по предмету. На мой взгляд, данные работы должны быть разно уровневые, дабы не потерять личностную составляющую и ориентировать на дальнейший успех.

Накопительная оценка действует  на протяжении всего процесса обучения в школе и характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по математике,  а также уровень овладения мета предметными действиями.

 Таким образом, на уроках стремлюсь выстраивать такую систему оценивания, которая способствовала бы  реализации одного из наиболее важных принципов обучения в соответствии с требованиями ФГОС- принцип успешности ученика.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технология системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО.Система оценивания."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технология системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО: система оценивания. Подготовила: уч. Математики Гаврилова И.Ю. До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию. Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе. Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения. Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы) При этом важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.02.2020 664
    • DOCX 23.1 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козак Светлана Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козак Светлана Леонидовна
    Козак Светлана Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84070
    • Всего материалов: 209

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 859 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе