Технология
системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО: система
оценивания.
Подготовила: уч. Математики Гаврилова И.Ю.
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения
жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит
личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к
самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному
анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования
сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях
все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который
включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и
нормореализация), рефлексивный анализ
собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные
способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к
саморазвитию.
Немалую роль в саморазвитии ученика
играет умение контролировать себя, критически
оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт
проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы
контроля и оценки.
Оценивание
является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в
образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется
диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное,
рубежное, итоговое) оценивание.
Система оценивания включает в
себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же
содержательной и критериальной основе.
Внешняя оценка — оценка,
которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными
вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками,
педагогами, школьным психологом, администрацией и т.д.). Она выражается в
текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки
учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными
психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении
педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на
следующую ступень обучения..
Оцениваться
с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их
формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно
только то, чему учат.
Система оценивания должна выстраиваться
таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность,
приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
На своих уроках в оценочной деятельности стремлюсь
реализовывать заложенный в стандарте принцип распределения ответственности
между различными участниками образовательного процесса. В частности, при
выполнении проверочных работ стараюсь соблюдать принцип добровольности
выполнения задания повышенной сложности.
Побуждаю детей размышлять о своем учении,
об оценке собственных работ и процесса их выполнения, задавая вопросы: Как ты
оцениваешь свою работу? Работу другого? Что еще надо сделать в заданном
направлении?
Модели
оценочной деятельности: процедуры
Внутренняя
оценка: Внешняя оценка:
Учитель,
ученик, ОУ и родители государственная служба
Аттестация
мониторинг:
Выпускник
система образования
Экспертные и объективизированные процедуры
Модели
оценочной деятельности: внутренняя оценка
Оценка
учителя оценка
ученика
Состояние
динамика
Индивидуальный
прогресс самооценка вазимооценка
Диагностика
срезовая
Стартовая
текущая
В
текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы
(наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы,
основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом
оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их
достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом,
презентаций, выставок математических моделей и т.п. используются
дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например
сформированности вычислительных умений, умения слушать товарища, умение
выделять главное, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и
т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Выбор
формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными
целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое
оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть,
полугодие, год )и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой
как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе
целенаправленного сбора данных ( в том числе с помощью итоговых тестов) или
практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов
деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм. Такая система
оценивания использовалась мною в учебном курсе по комбинаторике.
Раздельной оценки требует достижения
базового и повышенных уровней освоения.
Оценивания
удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение
опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение
опорного уровня дает дополнительные баллы)
При этом
важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и
возможность ее исправления.
Признания
права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высокого уровня учебных
достижений.
На уроках и внеурочной деятельности стремлюсь повысить эффективность процесса
обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся. Это
способствует формированию умений само контороля и самооценки учащихся.
Как уже отмечалось, наиболее целесообразно
проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка
предполагает информацию, накопленную за определенный период обучения об учебных
достижениях школьника. К ним относятся не только достижения учебных
математических навыков (навыков вычислений и рассуждений и т.д.), но и также
достижения ребенка, как умение сотрудничать, освоение первичных навыков
организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также
данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
Оптимальным способом организации
накопительной системы оценки является портфолио учащихся.
Портфолио – это не только современная
эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода
важных педагогических задач, позволяющее:
·
Поддерживать
высокую учебную мотивацию школьников;
·
Поощрять
их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
·
Развивать
навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
учащихся;
Формировать умение учиться – ставить цели,
планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Выборки детских работ – формальных и творческих,
выполненных в ходе обязательных учебных занятий по математике, а также в ходе
дополнительных занятий.
Это могут
быть математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, самостоятельно
придуманные задачи(по курсу « Комбинаторика»), математические модели( по темам
« Круглые тела», «Параллелепипед», «Сечения» « Объемы» и т. д.), письменные
ответы, демонстрирующие навыки устного счёта, рассуждений, доказательств,
выступлений, сообщений на математические темы и т.д.)
По результатам накопленной оценки, на
основе материалов портфолио делаются выводы о:
·
сформированности
универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний,
обеспечивающих возможность продолжения образования;
·
сформированности
основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки
и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
·
индивидуальном
прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно- смысловой,
познавательной, волевой и само регуляции.
В итоговую оценку по
математике входят и комплексные работы, а также тестирования по предмету. На
мой взгляд, данные работы должны быть разно уровневые, дабы не потерять
личностную составляющую и ориентировать на дальнейший успех.
Накопительная оценка действует на
протяжении всего процесса обучения в школе и характеризует выполнение всей
совокупности планируемых результатов. А оценки за итоговые работы характеризуют
уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по математике, а также
уровень овладения мета предметными действиями.
Таким
образом, на уроках стремлюсь выстраивать такую систему оценивания, которая
способствовала бы реализации одного из наиболее важных принципов обучения в
соответствии с требованиями ФГОС- принцип успешности ученика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.