Главная / Математика / Технология системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО.Система оценивания.

Технология системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО.Система оценивания.

Технология системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО: система оценивания.

Подготовила: уч. Математики Гаврилова И.Ю.


До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уорд



Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.

Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки.

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т.д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения..

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

На своих уроках в оценочной деятельности стремлюсь реализовывать заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ стараюсь соблюдать принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Побуждаю детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения, задавая вопросы: Как ты оцениваешь свою работу? Работу другого? Что еще надо сделать в заданном направлении?

Модели оценочной деятельности: процедуры

Внутренняя оценка: Внешняя оценка:

Учитель, ученик, ОУ и родители государственная служба

Аттестация мониторинг:

Выпускник система образования


Экспертные и объективизированные процедуры


Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка

Оценка учителя оценка ученика

Состояние динамика

Индивидуальный прогресс самооценка вазимооценка

Диагностика срезовая

Стартовая текущая



В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, презентаций, выставок математических моделей и т.п. используются дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например сформированности вычислительных умений, умения слушать товарища, умение выделять главное, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год )и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных ( в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм. Такая система оценивания использовалась мною в учебном курсе по комбинаторике.

Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения.

Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)

При этом важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.

Признания права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высокого уровня учебных достижений.


На уроках и внеурочной деятельности стремлюсь повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся. Это способствует формированию умений само контороля и самооценки учащихся.

Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает информацию, накопленную за определенный период обучения об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения учебных математических навыков (навыков вычислений и рассуждений и т.д.), но и также достижения ребенка, как умение сотрудничать, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.


Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по математике, а также в ходе дополнительных занятий.

Это могут быть математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, самостоятельно придуманные задачи(по курсу « Комбинаторика»), математические модели( по темам « Круглые тела», «Параллелепипед», «Сечения» « Объемы» и т. д.), письменные ответы, демонстрирующие навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы и т.д.)


По результатам накопленной оценки, на основе материалов портфолио делаются выводы о:

  • сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования;

  • сформированности основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно- смысловой, познавательной, волевой и само регуляции.


В итоговую оценку по математике входят и комплексные работы, а также тестирования по предмету. На мой взгляд, данные работы должны быть разно уровневые, дабы не потерять личностную составляющую и ориентировать на дальнейший успех.

Накопительная оценка действует на протяжении всего процесса обучения в школе и характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по математике, а также уровень овладения мета предметными действиями.

Таким образом, на уроках стремлюсь выстраивать такую систему оценивания, которая способствовала бы реализации одного из наиболее важных принципов обучения в соответствии с требованиями ФГОС- принцип успешности ученика.

Технология системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО.Система оценивания.
  • Математика
Описание:

 

Технология системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС ООО: система оценивания.

 

Подготовила: уч. Математики Гаврилова И.Ю.

 

 

 

До цели четыре шага:

 

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

 

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

 

Уильям А. Уорд

 



 

  Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.

 

   Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

 

   Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки.

 

     Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

 

Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

 

Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения.

 

 Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом  превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)

 

При этом важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.

 

Автор Гаврилова Ирина Юрьевна
Дата добавления 12.01.2015
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 1408
Номер материала 53809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓