Главная / География / Технология развития критического мышления на уроках географии

Технология развития критического мышления на уроках географии

Введение

Представлена система деятельности педагога на примере урока географии в 6-9 кл.

Особенность обучения школьника в 5-9 кл. является переход от традиционного обучения на ФГОС второго поколения, который выдвигает проблемы. Эти проблемы возникают в связи предъявляемых высоких требований к развитию личности ребенка.

Соавторами в организации и осуществлении ИР являются учитель, психолог и администрация школы.

Система деятельности выстраивается со школьниками средними и низкими показателями.

Работа над внедрением системы длится в течении 4 лет

  1. подготовительный

  2. экспериментальный

  3. внедрение в учебный процесс

  4. результативный

Актуальность

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

В настоящее время новые требования к образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. Современные учащиеся испытывают трудности в работе с информацией, не готовы к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению. У меня возникает профессиональная проблема выбора необходимых технологий, методов работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность.

Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Выявленное противоречие обусловливает актуальность разработки приемов по организации такой деятельности учащихся, где основным принципом как раз и является сближение между собой процесса обучения с процессами исследования, творчества.

Важнейшей задачей современной системы образования, отраженной в тексте ФГОС, является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Овладение учащимися познавательными универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новыми знаниями, умениями и компетентностями на основе формирования умения учиться. Развитие умений у школьников возможно только в том случае, если учитель будет целенаправленно и системно использовать технологии развития мышления в учебной работе с детьми. Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Научиться работать с информацией – актуальная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития критического мышления.

Формирование критического мышления- одна из актуальнейших задач современного обучения. Она обусловлена требованиями общества и государства к образованию.

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Развитие критического мышления» позволяет мне как педагогу создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом.

Цель:


Развитие познавательных УУД через использование технологии критического мышления учащихся


Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования познавательной компетенции школьников.

2. изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам применения технологии критического мышления.

3. провести психолого-педагогические диагностики, позволяющие частично отслеживать эффективность применения элементов критического мышления в учебном процессе с целью формирования познавательных компетенций обучающихся.

4. на основе применения элементов критического мышления создать на уроках и внеурочных занятиях по географии предпосылки формирования познавательной компетенции школьников.



4. Ожидаемые результаты:

1. повышение учебной мотивации и качества обучения учащихся.

2. повышение уровня развития критического мышления учащихся.

3. появление группы учителей-единомышленников по внедрению технологии развития критического мышления в школе

Основная часть

Современная жизнь предъявляет нам свои требования: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать и моделировать ее. То есть современный человек должен мыслить критически. Для формирования этого типа мышления и была создана новая педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

В США в 1980-е годы развитие критического мышления было специально выделено в перечнях декларируемых образователь­ных целей в большинстве штатов и школьных систем страны. В 1990-е годы развитие критического мышления стало одной из основных образователь­ных целей и в подавляющем большинстве европейских стран.

В последнее время проблема развития критического мышления анализируется и российскими исследователями (Е.В.Волков, Е.О.Галицких, Р.М.Грановская, С.И.Заир-Бек, А.В.Федоров и др.).

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова,

Уроки географии способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности

ТРКМ представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Эта технология учит современного школьника:

  • критически мыслить;

  • проявлять активность в познании окружающего мира;

  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;

  • аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;

  • чувствовать уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы;

  • эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;

добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов:

- стадия вызова;

- смысловой стадии;

- стадии рефлексии.

Приемы и формы технологии критического мышления

В технологии критического мышления существует множество приемов и различных форм. Я применяю приемы данной технологии, которые развивают умение:

  • воспринимать информацию;

  • прогнозирование;

  • работать с текстом;

  • формирования понятий;

  • осуществлять самоконтроль и самооценивание.



1 стадия - «Вызов».


Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учитель использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.


Прием “Ассоциация”.


Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “Ветер”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.

Например: на доске записана тема урока: «Вулканы». Каждый ученик записывает в свой лист ассоциации, связанные со словом «Вулканы», а далее эти фразы по цепочке зачитываются вслух и фиксируются на экране (учитель на доске записывает фразы учащихся «Вулканы - это…»). Заслушиваются все фразы.




Прием «Кластеры» (гроздь).


Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Разбивку на кластеры можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.



Правила очень простые:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.


Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

2 стадия - «Осмысление материала».

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.


Прием «Инсерт» (пометки на полях).


Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;

V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

Учитель фиксирует на доске утверждения, известные ученикам прежде, новые знания, вопросы, утверждения, вызывающие сомнения. Педагог обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения. Он предлагает учащимся объяснить свою позицию и ответить на вопросы той группы, у которой подобных вопросов не возникло.


V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

-

(исправить неверные предположения

?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше






3 стадия - «Рефлексия».

На этой стадии решаются следующие задачи:

- корректировка и систематизация знаний;

- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;

- закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.



Прием «Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».


Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Приём заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова). На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:


Знаю

Хочу узнать

Узнал




1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.У школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.


Прием "Концептуальная таблица".

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Данный приём можно использовать при изучении темы «Человеческие расы».

На стадии вызова учащимся предлагаются портреты людей – представителей разных рас и предлагается сравнить их внешние признаки.

На стадии осмысления в ходе работы с текстом ученики выделяют главное, обсуждают информацию в группе, выделяют линии сравнения и записывают их на отдельных листах.

На стадии рефлексии учащимся предлагается презентовать «свои» линии сравнения. Учитель исключает повторяющиеся линии сравнения и предлагает учащимся заполнить таблицу.


Москва

Линии сравнения

С-Петербург


1.В какой части страны расположен город?



2.Выход к морю



3.Транспортное положение



4.Положение на реке



5.Планировка города

А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

Б) явный центр города

В) год основания

Г) достопримечательности





Прием «Синквейн».

Синквейн используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Синквейны полезны:

  • Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в

нескольких словах.

  • Ученику в качестве инструмента для объединения сложной информации.

  • Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

  • Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.


Вселенная

Большая, красивая

Манит, влечёт, пугает

Вселенная - это большой мир

Космос

Земля

Живая, красивая

Кормит, дышит, живёт

На Земле есть атмосфера

Жизнь






Прием «Тонкие» и «толстые вопросы».

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Толстые

Тонкие

Дайте объяснения, почему...?

Кто…?

Объясните, почему...?

Что…?

Почему Вы думаете ...?

Когда…?

Почему Вы считаете ...?

Мог ли…?

В чем различие ...?

Согласны ли Вы...?

Предположите, что будет, если...?

Верно ли...?


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому, важно грамотно детей разделить на группы.


Контрольно-оценочный блок

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирования позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе учебной деятельности.

Для самооценки обучающихся и выяснения затруднений, я предлагаю листы самооценивания работы на уроке.

Отметь по каждой шкале, то, что относится к тебе:

1-вариант

1. Активность

Активно работал

Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4

3




2-вариант

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

  2. Ты помогал другим или помогали тебе?

  3. Что вызвало наибольший - интерес

          1. - затруднение

  4. Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, неосознанные и т.д.)?


.

Изучая технологию РКМ, я столкнулась с проблемой недостаточного разработанного диагностического инструментария для определения эффективности использования технологии РКМ. На мой взгляд, основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка)

Диагноз (В чем причина)

Самоконтроль (Каковы недостатки)

Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).

Прогноз (Постройте прогноз).

На основе данных показателей я составила анкету «Критичность мышления»

Анкета

А - всегда- 100%; Б – иногда-50%; В – не могу – 0%

Оценка

Я могу найти ошибку в своих или чужих суждениях.

Диагноз

2. Могу найти причину ошибочных суждений

Самоконтроль

3. Могу увидеть недостатки в своих суждениях

Критика

4. Могу опровергнуть какие-либо доводы, привести контраргументы

Прогноз

5. Могу сделать прогноз какого-либо явления, процесса.

Для определения уровня развития критического мышления, в конце года провожу анкетирование, с целью выявления самооценки и даю задания, позволяющие объективно оценивать уровень развития критического мышления. Например:

6 класс

Найдите ошибку и укажите причину ошибочных суждений:

А) Для совершения самого длинного кругосветного путешествия нужно выбрать только определенный меридиан.

Б) Для определения местоположения какого-либо объекта, достаточно указать в каких широтах он находится.

В)

Горные породы

магматические осадочные

глубинные излившиеся строительные топливные

2. Опровергните следующие суждения:

Осадочные породы делятся на обломочные, песок, гальку, известняки.

3. Представьте, что на Европейской части нашей страны стоит ясная, морозная погода. В то же время воздух над северной частью Атлантического океана более теплый и влажный. Что произойдет, если ветры с океана принесут этот воздух на сушу?

. Самое ценное, что данная технология развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. Использование технологии РКМ развивает географическое мышление детей.

До применения данной технологии уровень познавательного интереса, который влияет на успешность обучения, в 8-9 классах снижался. Сейчас я наблюдаю устойчивый интерес к географии в старших классах


Для того чтобы успешно применять данную технологию, необходимо: -Здание образовательного учреждения, набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса,

-уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

-Материально-техническое оснащение образовательного процесса

-укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:

- помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские),

-информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами

-Организация дополнительных выездных занятий в музеи

- цифровые образовательные ресурсы, наличие выхода в интернет

-наличие интерактивной доски, проектора.

Заключение

Используя метод наблюдения, я определила следующее: более 50,% обучающихся считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания, большинство учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому  в основе моей работы использованы элементы критического мышления.

Грамотно организованный урок - это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.

Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Исходя из вышесказанного, делаю вывод о необходимости создавать на уроках и внеурочных занятиях по географии предпосылки формирования критического мышления обучающихся, т.е. создавать условия для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой риобретал бы опыт реализации учебно-познавательных компетенций.










Список литературы



  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.)

  2. Д. Халперн «Психология критического мышления» Санкт – Петербург,

  3. Заир – Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.: М.: АПКиПРО, 2002.— 24 с.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

  7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: СПб. – Питер, 2004. – 541 с.

  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования./ Народное образование. №2 2003.






Технология развития критического мышления на уроках географии
  • География
Описание:

Длительность работы над опытом

Работа над данной темой в течение трех лет показала, что большинство

учащихся испытывают интерес к предмету гораздо больший, чем при

традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом,

чувствуют себя более комфортно. При подаче материала , используя элементы

технологии РКМЧП перед ними вырисовывается целая картина по изучаемой

теме, учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные

формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами,

инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах,

взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Учитель же

 

управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

Автор Нуриева Райхан Хайдаровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2007
Номер материала 36946
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓