Технология «проблемного диалога» в преподавании химии
Селезнева Елена Вадимовна
учитель химии МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы №1
"Вы
помните крупные значки на груди у торговцев "Гирболайфом"? Там было
написано "Если хочешь похудеть - спроси меня "как"?
"Как?" - это вопрос века. Ибо ответ на него - технология, а
технология - это ключ к успеху.
Технология
проблемного диалога -
это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как
учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком
"открытия" знаний.
В
словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный"
означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть
проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск
решения".
Постановка
проблемы - это
этап формулирования темы урока или вопросов для исследования.
Поиск
решения - это
этап формирования нового знания.
Слово
"диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны
выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.
Различают
два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены и обеспечивают
разную учебную деятельность, поэтому имеют разный развивающий эффект.
Побуждающий
диалог представляет
собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать
по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников.
На этом этапе постановки проблемы побуждающий диалог выглядит следующим
образом: сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем,
специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать
проблему. На этом этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и
проверять гипотезы, то есть обеспечивает "открытие" знаний путём проб
и ошибок.
Подводящий
диалог представляет
собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог развивает
логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово
подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает
логическую цепочку к новому знанию.
Итак,
на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим
диалогом помогает ученикам поставить проблему, а затем организует поиск ее решения.
Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает
"открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание
материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.
Представляю фрагменты своих уроков с использованием
«проблемного диалога» .
химия 8 класс
Тема: Генетическая связь между классами неорганических
соединений
Проблема: Материальный мир, в котором мы живем и крохотной
частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен.
Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении.
Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и
взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Подтвердите или опровергните
его.
Цель: Создание условий для успешного решения поставленных
задач.
Задачи:
Обучающая: Развивать интерес к изучению химии, расширить систему
специальных предметных умений и навыков учащихся о свойствах основных классов
неорганических соединений в свете ТЭД.
Развивающая: Развивать систему метапредметных умений и навыков
(наблюдательность, логическое мышление в процессе деятельности на уроке,
анализировать , делать выводы), систему общеучебных умений и навыков (работа со
схемой).
Воспитывающая: Воспитывать бережное обращение с оборудованием и
реактивами, соблюдать правила безопасного обращения с оборудованием и
реактивами
Поставленные цели и задачи решаются через
индивидуальные и групповые формы работы.
Актуализация знаний проводится с использованием таких
методов обучения как беседа, химический диктант, работа со схемами, работа с
текстом.
Изучение нового материала – это выполнение
лабораторной работы.
И здесь проблема такова: Известно, что все родственники обладают
сходными признаками и похожи друг на друга. Родственные признаки передаются по
наследству. Как вы думаете, возможно ли такое явление в химии?
Решая данную проблему , учащиеся вначале из
предложенного перечня формул выбирают те, которые можно отнести к одной группе
по какому - либо признаку, затем располагают их в порядке усложнения,
осуществляют практически составленные ими самими переходы.
Защита практических работ, обсуждение полученных результатов и
подводящий диалог позволяют окончательно решить поставленные перед уроком
задачи.
Для того чтобы
активизировать мыслительную деятельность учащихся на своих уроках я применяю и
проблемные вопросы при постановке химического эксперимента. Они помогают мне вовлечь
учащихся в более интенсивную умственную работу.
Проблемные
вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся:
- строить гипотезы;
- разрешать
теоретические вопросы;
- делать
правильные выводы;
- прогнозировать
свойства веществ.
Ясность и
четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся и
развивает у них память, волю, воображение, эмоциональную сферу,
самостоятельность, систематизирует знания.
Особое внимание
важно обратить на активизацию деятельности всех учащихся, включая
слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены
в работу. Совершенно очевидно, что развитие химического мышления учащихся
невозможно при использовании только традиционного, преимущественно
иллюстративного и констатирующего химического эксперимента. Стандартные
химические опыты, применяемые в школьном курсе достаточно давно, не дают возможности
многогранного, целостного рассмотрения многих вопросов, изучаемых школьниками в
настоящее время.
В качестве
примера можно привести традиционные, стандартные опыты взаимодействия металлов
с растворами солей. Выполнение только этих экспериментов приводит учеников к
поверхностному решению вопроса о взаимодействии металлов с растворами солей.
Ведь в этих экспериментах не учитываются различные факторы, влияющие на
направление реакций между металлами и растворами солей (возможность
взаимодействия металла с водой, гидролиз соли и т. д.). А других экспериментов
в школе нет. То же самое наблюдается и при изучении многих других вопросов и
разделов школьного курса.
Следовательно,
необходимо своевременно и постепенно знакомить учащихся с такими химическими
экспериментами, которые позволят выработать новые модели изучаемых процессов.
Моделирование в сочетании с объяснением новых проблемных опытов будет
способствовать развитию знаний учащихся и их мышления. В качестве примера можно
привести следующий фрагмент урока.
9класс
«Металлы. Химические свойства»
Проблемный ситуация : При взаимодействии натрия с сульфатом меди (II) один
из учеников предполагал получить медь, а получил синий осадок и наблюдал
выделение газа. Означает ли это, что он перепутал реактивы? Помогите школьнику
разобраться в своей работе. (Нет. Сначала натрий взаимодействует с водой, с
выделением газа водорода и образованием щелочи. Затем щелочь реагирует с
сульфатом меди (II) с образованием синего осадка. И только потом натрий
реагирует с сульфатом меди (II) с выделением меди).
Или еще один проблемный вопрос при изучении темы «Алюминий» и
тоже с использованием химического эксперимента.
9 класс.
«Алюминий»
Проблемный вопрос : Если гидроксид алюминия нерастворимое основание, то
почему оно реагирует со щелочами?
Проблемные вопросы и проблемные ситуации можно
создавать и при изучении темы «Оксиды»
8 класс
«Оксиды. Классификация. Свойства»
Проблемный вопрос: Если к оксидам кальция и фосфора прилить воду, а
затем в образовавшиеся растворы капнуть несколько капель фенолфталеина, то в
стакане с оксидом кальция раствор окрасится в малиновый цвет, а в стакане с
оксидом фосфора – нет. Почему?
Таким образом, я
считаю, что на современном этапе развития школы необходимо сочетание
традиционных опытов и нового нестандартного проблемно-развивающего обучения,
включая и химический эксперимент. Они не только иллюстрируют изучаемые явления,
но и дают ученикам необходимую информацию, чтобы анализировать материал,
применять теоретические знания, получать самостоятельные выводы.
Я думаю , что
именно такое решение проблемы поможет в значительной мере обогатить содержание
школьного курса, даст возможность учителю систематически применять проблемные и
исследовательские формы организации учебной деятельности школьников.
Литература
1.
http://festival.1september.ru/articles/592602/
2.
http://diplomnaya.sokolbank.ru/himiya/himicheskiiy-eksperiment-po-neorganicheskoiy-himii-v-sisteme-problemnogo-obucheniya.html
3.
Рудзитис Г. Е. Химия:
неорган. химия. Учебник для 8 кл общеобраоват. учреждений/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г.
Фельдман.-12 –е изд., перераб.- М:Просвещение, 2013.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.