Главная / Химия / Технология «проблемного обучения» в преподавании химии

Технология «проблемного обучения» в преподавании химии

Технология «проблемного диалога» в преподавании химии


Селезнева Елена Вадимовна


учитель химии МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы №1


"Вы помните крупные значки на груди у торговцев "Гирболайфом"? Там было написано "Если хочешь похудеть - спроси меня "как"? "Как?" - это вопрос века. Ибо ответ на него - технология, а технология - это ключ к успеху. 

Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. 

Поиск решения - это этап формирования нового знания.

Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены и обеспечивают разную учебную деятельность, поэтому имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников. На этом этапе постановки проблемы побуждающий диалог выглядит следующим образом: сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этом этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает "открытие" знаний путём проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, а затем организует поиск ее решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Представляю фрагменты своих уроков с использованием «проблемного диалога» .

химия 8 класс

Тема: Генетическая связь между классами неорганических соединений

Проблема: Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Подтвердите или опровергните его.

Цель: Создание условий для успешного решения поставленных задач.

Задачи:

Обучающая: Развивать интерес к изучению химии, расширить систему специальных предметных умений и навыков учащихся о свойствах основных классов неорганических соединений в свете ТЭД.

Развивающая: Развивать систему метапредметных умений и навыков (наблюдательность, логическое мышление в процессе деятельности на уроке, анализировать , делать выводы), систему общеучебных умений и навыков (работа со схемой).

Воспитывающая: Воспитывать бережное обращение с оборудованием и реактивами, соблюдать правила безопасного обращения с оборудованием и реактивами

Поставленные цели и задачи решаются через индивидуальные и групповые формы работы.

Актуализация знаний проводится с использованием таких методов обучения как беседа, химический диктант, работа со схемами, работа с текстом.

Изучение нового материала – это выполнение лабораторной работы.

И здесь проблема такова: Известно, что все родственники обладают сходными признаками и похожи друг на друга. Родственные признаки передаются по наследству. Как вы думаете, возможно ли такое явление в химии?

Решая данную проблему , учащиеся вначале из предложенного перечня формул выбирают те, которые можно отнести к одной группе по какому - либо признаку, затем располагают их в порядке усложнения, осуществляют практически составленные ими самими переходы.

Защита практических работ, обсуждение полученных результатов и подводящий диалог позволяют окончательно решить поставленные перед уроком задачи.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на своих уроках я применяю и проблемные вопросы при постановке химического эксперимента. Они помогают мне вовлечь учащихся в более интенсивную умственную работу.

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся:

-   строить гипотезы;

-   разрешать теоретические вопросы;

-   делать правильные выводы;

-   прогнозировать свойства веществ.

Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся и развивает у них память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания.

Особое внимание важно обратить на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу. Совершенно очевидно, что развитие химического мышления учащихся невозможно при использовании только традиционного, преимущественно иллюстративного и констатирующего химического эксперимента. Стандартные химические опыты, применяемые в школьном курсе достаточно давно, не дают возможности многогранного, целостного рассмотрения многих вопросов, изучаемых школьниками в настоящее время.

В качестве примера можно привести традиционные, стандартные опыты взаимодействия металлов с растворами солей. Выполнение только этих экспериментов приводит учеников к поверхностному решению вопроса о взаимодействии металлов с растворами солей. Ведь в этих экспериментах не учитываются различные факторы, влияющие на направление реакций между металлами и растворами солей (возможность взаимодействия металла с водой, гидролиз соли и т. д.). А других экспериментов в школе нет. То же самое наблюдается и при изучении многих других вопросов и разделов школьного курса.

Следовательно, необходимо своевременно и постепенно знакомить учащихся с такими химическими экспериментами, которые позволят выработать новые модели изучаемых процессов. Моделирование в сочетании с объяснением новых проблемных опытов будет способствовать развитию знаний учащихся и их мышления. В качестве примера можно привести следующий фрагмент урока.

9класс

«Металлы. Химические свойства»

Проблемный ситуация : При взаимодействии натрия с сульфатом меди (II) один из учеников предполагал получить медь, а получил синий осадок и наблюдал выделение газа. Означает ли это, что он перепутал реактивы? Помогите школьнику разобраться в своей работе. (Нет. Сначала натрий взаимодействует с водой, с выделением газа водорода и образованием щелочи. Затем щелочь реагирует с сульфатом меди (II) с образованием синего осадка. И только потом натрий реагирует с сульфатом меди (II) с выделением меди).

Или еще один проблемный вопрос при изучении темы «Алюминий» и тоже с использованием химического эксперимента.



9 класс.

«Алюминий»

Проблемный вопрос : Если гидроксид алюминия нерастворимое основание, то почему оно реагирует со щелочами?

Проблемные вопросы и проблемные ситуации можно создавать и при изучении темы «Оксиды»

8 класс

«Оксиды. Классификация. Свойства»

Проблемный вопрос: Если к оксидам кальция и фосфора прилить воду, а затем в образовавшиеся растворы капнуть несколько капель фенолфталеина, то в стакане с оксидом кальция раствор окрасится в малиновый цвет, а в стакане с оксидом фосфора – нет. Почему?

Таким образом, я считаю, что на современном этапе развития школы необходимо сочетание традиционных опытов и нового нестандартного проблемно-развивающего обучения, включая и химический эксперимент. Они не только иллюстрируют изучаемые явления, но и дают ученикам необходимую информацию, чтобы анализировать материал, применять теоретические знания, получать самостоятельные выводы.

Я думаю , что именно такое решение проблемы поможет в значительной мере обогатить содержание школьного курса, даст возможность учителю систематически применять проблемные и исследовательские формы организации учебной деятельности школьников.


Литература

  1. http://festival.1september.ru/articles/592602/

  2. http://diplomnaya.sokolbank.ru/himiya/himicheskiiy-eksperiment-po-neorganicheskoiy-himii-v-sisteme-problemnogo-obucheniya.html

  3. Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Учебник для 8 кл общеобраоват. учреждений/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман.-12 –е изд., перераб.- М:Просвещение, 2013.






Технология «проблемного обучения» в преподавании химии
  • Химия
Описание:

Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. 

Поиск решения - это этап формирования  нового знания.

Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены и обеспечивают разную учебную деятельность, поэтому  имеют разный развивающий эффект. 

Автор Селезнева Елена Вадимовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 433
Номер материала 47234
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓