Инфоурок Химия Другие методич. материалыТехнология «проблемного обучения» в преподавании химии

Технология «проблемного обучения» в преподавании химии

Скачать материал

Технология «проблемного диалога» в преподавании химии

 

Селезнева Елена Вадимовна

 

учитель химии  МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы №1

 

"Вы помните крупные значки на груди у торговцев "Гирболайфом"? Там было написано "Если хочешь похудеть - спроси меня "как"? "Как?" - это вопрос века. Ибо ответ на него - технология, а технология - это ключ к успеху. 

Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. 

Поиск решения - это этап формирования  нового знания.

Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены и обеспечивают разную учебную деятельность, поэтому  имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников. На этом этапе постановки проблемы побуждающий диалог выглядит следующим образом: сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этом этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает "открытие" знаний путём проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, а затем организует поиск ее решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Представляю фрагменты своих уроков с использованием «проблемного диалога» .

химия 8 класс

Тема: Генетическая связь между классами неорганических соединений

Проблема: Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и  взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Подтвердите или опровергните его.

Цель: Создание условий для успешного решения поставленных задач.

Задачи:

Обучающая: Развивать интерес к изучению химии, расширить систему специальных предметных умений и навыков учащихся о свойствах основных классов неорганических соединений в свете ТЭД.

Развивающая: Развивать систему метапредметных умений и навыков (наблюдательность, логическое мышление в процессе деятельности на уроке, анализировать , делать выводы), систему общеучебных умений и навыков (работа со схемой).

Воспитывающая: Воспитывать бережное обращение с оборудованием и реактивами, соблюдать правила безопасного обращения с оборудованием и реактивами

Поставленные  цели и задачи решаются через индивидуальные  и групповые формы работы.

Актуализация знаний проводится с использованием таких методов обучения как беседа, химический диктант, работа со схемами, работа с текстом.

Изучение нового материала – это выполнение  лабораторной работы.

И здесь проблема такова: Известно, что все родственники обладают сходными признаками и похожи друг на друга. Родственные признаки передаются по наследству. Как вы думаете, возможно ли такое явление в химии?

Решая данную проблему , учащиеся вначале из предложенного перечня формул выбирают те, которые можно отнести к одной группе по какому -  либо признаку, затем располагают их в порядке усложнения, осуществляют практически составленные ими самими переходы.

         Защита практических работ, обсуждение полученных результатов и подводящий диалог позволяют окончательно решить поставленные перед уроком задачи. 

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на своих уроках я применяю и проблемные вопросы при постановке химического эксперимента. Они помогают мне   вовлечь учащихся в более интенсивную умственную работу.

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся:

-   строить гипотезы;

-   разрешать теоретические вопросы;

-   делать правильные выводы;

-   прогнозировать свойства веществ.

Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся и развивает у них  память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания.

Особое внимание важно обратить на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу. Совершенно очевидно, что развитие химического мышления учащихся невозможно при использовании только традиционного, преимущественно иллюстративного и констатирующего химического эксперимента. Стандартные химические опыты, применяемые в школьном курсе достаточно давно, не дают возможности многогранного, целостного рассмотрения многих вопросов, изучаемых школьниками в настоящее время.

В качестве примера можно привести традиционные, стандартные опыты взаимодействия металлов с растворами солей. Выполнение только этих экспериментов приводит учеников к поверхностному решению вопроса о взаимодействии металлов с растворами солей. Ведь в этих экспериментах не учитываются различные факторы, влияющие на направление реакций между металлами и растворами солей (возможность взаимодействия металла с водой, гидролиз соли и т. д.). А других экспериментов в школе нет. То же самое наблюдается и при изучении многих других вопросов и разделов школьного курса.

Следовательно, необходимо своевременно и постепенно знакомить учащихся с такими химическими экспериментами, которые позволят выработать новые модели изучаемых процессов. Моделирование в сочетании с объяснением новых проблемных опытов будет способствовать развитию знаний учащихся и их мышления. В качестве примера можно привести следующий фрагмент урока.

9класс

«Металлы. Химические свойства»

Проблемный ситуация : При взаимодействии натрия с сульфатом меди (II) один из учеников предполагал получить медь, а получил синий осадок и наблюдал выделение газа. Означает ли это, что он перепутал реактивы? Помогите школьнику разобраться в своей работе. (Нет. Сначала натрий взаимодействует с водой, с выделением газа водорода и образованием щелочи. Затем щелочь реагирует с сульфатом меди (II)  с образованием синего осадка. И только потом натрий реагирует с сульфатом меди (II) с выделением меди).

         Или еще один проблемный вопрос при изучении темы «Алюминий» и тоже с использованием химического эксперимента.

 

 

9 класс.

«Алюминий»

Проблемный вопрос : Если гидроксид алюминия нерастворимое основание, то почему оно реагирует со щелочами?

Проблемные вопросы и проблемные ситуации можно создавать и при изучении темы «Оксиды»

8 класс

«Оксиды. Классификация. Свойства»

Проблемный вопрос:  Если к оксидам кальция и фосфора прилить воду, а затем в образовавшиеся растворы капнуть несколько капель фенолфталеина, то в стакане с оксидом кальция раствор окрасится в малиновый цвет, а в стакане с оксидом фосфора – нет. Почему?

Таким образом, я считаю, что  на современном этапе развития школы необходимо сочетание традиционных опытов и нового нестандартного проблемно-развивающего обучения, включая и химический эксперимент. Они не только иллюстрируют изучаемые явления, но и дают ученикам необходимую информацию, чтобы анализировать материал, применять теоретические знания, получать самостоятельные выводы.

Я думаю , что именно такое решение проблемы  поможет  в значительной мере обогатить содержание школьного курса, даст возможность учителю систематически применять проблемные и исследовательские формы организации учебной деятельности школьников.

 

Литература

1.     http://festival.1september.ru/articles/592602/

2.     http://diplomnaya.sokolbank.ru/himiya/himicheskiiy-eksperiment-po-neorganicheskoiy-himii-v-sisteme-problemnogo-obucheniya.html

3.     Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Учебник для 8 кл общеобраоват. учреждений/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман.-12 –е изд., перераб.- М:Просвещение, 2013.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технология «проблемного обучения» в преподавании химии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. 

Поиск решения - это этап формирования  нового знания.

Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены и обеспечивают разную учебную деятельность, поэтому  имеют разный развивающий эффект. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 381
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Селезнева Елена Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Селезнева Елена Вадимовна
    Селезнева Елена Вадимовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 54939
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 38 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции