Главная / Русский язык и литература / "Технология пәнін оқытуда жаңа технологиялар қолдану тиімділігі"

"Технология пәнін оқытуда жаңа технологиялар қолдану тиімділігі"

Внеклассное мероприятие по русскому языку «СПРАВОЧНАЯ  СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».

Учитель:   Шутько Ирина Владимировна, учитель первой квалификационной  категории

Тип.            Интеллектуальная  игра.

Форма.       Состязание.

 Педагогические возможности.

  • Повышение уровня  мышления;

  • Углубление теоретических знаний;

  • Расширение кругозора;

  • Возникновение интереса к русскому языку;

  • Воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;

  • Способ организации свободного досуга учащихся;

  • Формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы;

  • Сплочение коллектива;

  • Формирование дружеских, товарищеских отношений;

  • Выявление творческих и организаторских способностей детей.

Цель:  прививать любовь к родному языку через игру.

Задачи: 

1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.

2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные  познавательные интересы;  поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;

3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся,  расширить кругозор и словарный запас.

4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Оборудование: чистые листы для решений, карточки,  ручки, листы с заданиями, компьютер,  проектор,  магнитофон.

Ход занятия:

Организационный момент.

 Вступительное слово учителя

Учитель:    (2 слайд).
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Поэт Вяземский сказал: 
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка и литературы мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В.Шефнер.

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!”

Чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать.

Сегодня у нас необычное занятие – занятие-«Справочная служба русского языка», на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.

Итак, начинаем наше занятие.

- Что такое «Справочная»?

Это служба, в которую мы обращаемся за некоторыми сведениями, мы можем позвонить и получить ответ на интересующий нас вопрос.

 В течение 45 минут к нам в класс тоже будут поступать звонки. Звонки  от героев К.И.Чуковского. Они нам будут задавать различные вопросы, а мы им будем отвечать. Сегодня я – дежурная «Справочной службы». Звонков будет много, мне нужны помощники.  Для этого нам нужно распределиться на 2 команды. Эти команды будут выполнять просьбы дозвонившихся  и в то же время  будут соревноваться между собой. Выбор названия и капитана команды.

-А теперь команды поприветствуют друг друга.     (3 слайд)

Приветствие команд:

1 команда:  Мы -  веселые ребята, и не любим мы скучать,

                 С удовольствием  на вопросы будем отвечать.

                 Мы ответим дружно, и здесь сомнений нет.

                 Сегодня будет дружба владычицей побед.

 2 команда:    И  пусть острей кипит борьба, сильней соревнование,

                     Успех решает не судьба, а только наши знания.

                     И, соревнуясь, вместе с вами мы останемся друзьями.

                     Пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.

Сегодня  наши команды будут поддерживать болельщики. Им слово для приветствия команд.

      Приветствие болельщиков      (4 слайд)

            За команды мы болеем и друзьям помочь сумеем!

            Пожелаем вам, друзья, сражаться дружно и отважно,                                                                                                

            Кому достанется победа со всем, со всем неважно!

Все вместе поют песню (на мотив песни «Улыбка»)

Любит игры наш веселый класс,

Вот начнётся состязание сейчас,

Вот болельщик, а вот и жюри,

Путь к победе труден, что не говори.

Припев: Нам доверено с тобой провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты могуч, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Учитель:  Работу команд будут оценивать ваши родители и любимые учителя.

За каждый правильный ответ жюри будет начислять вам баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов (жетонов), является победителем и знатоком русского языка. Если команда готова дать ответ, капитан поднимает руку и объявляет участника, который даёт ответ. Выкрики с места, хоровой ответ на вопросы не засчитываются. Первой отвечает команда, в которой раньше поднимет руку капитан (либо по очереди).

Вы готовы поработать в «Справочной службе»? Если вы готовы, то в добрый путь! Желаю успехов!

А вот и первый звонок.

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

- Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

 -Что вам надо?

Помогите, уважаемые, спасите. Вчера сыну задали домашнее задание. Как его делать - не пойму.

Первый звонок «Проще простого»              ( 5 слайд)

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

I команда:   Некоторые люди не умеют правильно  петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:

           Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)

II команда:   В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:

          Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)

Задание обеим командам:  “В каких словах ЕЛЬ растет?”

   Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит.  (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)

А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

-Мой милый, хороший,

Ты знаешь пословицы?

Пришли мне пословицы – хочу их отгадать.

- Постой, не тебе ли на прошлой неделе

Я выслал 10 отличных пословиц?

-Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе, я давно уже отгадал!

-Ребята, вы знаете  пословицы?

Второй звонок «Знаешь ли ты пословицы?»

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Учитель: Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь!

Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.

Вот ваше следующее задание: закончите пословицу по ее началу. Участники команд по очереди  читают начало пословицы и заканчивают её по памяти.

команде:                                                           ( 6 слайд)

1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).

 2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

 3. Один за всех - … (все – за одного).

 4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

 5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

2 команде:        

 1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

 2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).

 3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

 4. Поспешишь - … (людей насмешишь).

 5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).

Учитель:  Благодаря нашим русским пословицам и поговоркам мы все знаем, без чего нельзя добиться желаемого результата, в какой ситуации лошади легче бежать и что нужно сделать, чтобы всего один раз что-нибудь отрезать. Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу жизнь. Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль. Поговоркой можно подшутить над человеком или высмеять его недостатки.

Сейчас вы услышите ситуации, к которым надо подобрать пословицы. За каждую правильно подобранную пословицу жюри начисляет 1 балл.

( читают заранее подготовленные дети для каждой команды по очереди)

1.  Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы построить возле дома спортивную площадку, да ребята не знают, как это сделать.

- А вы обращались к кому-нибудь по этому вопросу? – спросил отец.

- Нет, не обращались.

- Надо ходить, добиваться, настаивать, а не сидеть сложа руки.- сказал отец и вспомнил пословицу. Какую? (Под лежачий камень вода не течет.)

2.  Подружки выбирали кофточки в магазине. Вера решила купить ярко – синюю, а Наташа выбрала скромную, бледно – сиреневую. «Не нравится мне этот цвет»,- поморщилась Вера. Что ответила на это Наташа? (На вкус и цвет товарища нет.)

3.  Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит – на другой клюет. Бросил он первую удочку -  и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик? (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

4.  Весь вечер ломали ребята голову над схемой самодельного автомобиля: все как будто в порядке, а автомобиль не работает. Наконец один из них встал и говорит: «Давайте-ка по домам, спать». И произнес одну пословицу. Какую? (Утро вечера мудренее.)

  1. Игорь проиграл  Борису партию в шахматы и, вместо того чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

  1. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять, а уроки пообещала сделать потом. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело. Делу время, потехе час.)

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать фразеологизмы?

Третий звонок  «Фразеологический »

Учитель: Фразеологизмы делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках... Встречаемся мы с ними, читая наши любимые книжки.

 Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...

(по 1 баллу за каждый правильный ответ).         ( 7 слайд)

 


Задание 1 команде. На карточках.
1.Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк)
Труслив как…(заяц)
Колючий как…(еж)
Надут как…(индюк)
Болтлив как…(сорока)
2. Собери фразеологический оборот (соедини стрелкой).
Волков бояться чье мясо съела
Нет дыма в лес не ходить
Куй железо и рак рыба
На безрыбье пока горячо
Знает кошка без огня
3. Замените одним словом
Рукой подать… (близко)
Перемывать косточки…(сплетничать)
Бок о бок…(рядом)


Задание 2  команде.
1.Добавить недостающее слово – название животного.
Хитер как…(лиса)
Здоров как…(бык)
Изворотлив как…(уж)
Нем как…(рыба)
Упрям как…(осел)
2. Собери фразеологический оборот (соедини стрелкой).
Старый друг тот против нас
Что посеешь лучше новых двух
Снявши голову пригодиться воды напиться
Не плюй в колодец по волосам не плачут
Кто не с нами то и пожнешь
3. Замените одним словом
Время от времени…(иногда)
Надуть губы…(обидеться)
Вылетело из головы…(забыл)

А потом позвонили мартышки:

- Найдите, пожалуйста, синонимы!

Четвертый звонок «Назови одним словом».

     Назови одним словом, придумайте синонимы с удвоенными       согласными.                                         ( 9 слайд)

1 команда:

Больничный лист- бюллетень

скорый поезд -  экспресс

помещение в школе – класс

обучение животных -  дрессура

день недели - суббота

2 команда:

змеиный дом -  террариум

вид плавания - брасс

дачная пристройка - терраса

игра на льду - хоккей

асфальтированная дорога - шоссе

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

- Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

Пятый  звонок  «Потерялись»

 Слова разбежались, их надо собрать. Из слов составить новые слова.

  (по 1 баллу за каждый правильный ответ).            ( 10 слайд)

   

             ГОРИ                               ДУХ                                                  ГОРИЗОНТ

   ГАЗ                ОСЫ         МАК                                                          ГАЗЕЛЬ

                 ТОЧКА                                                                                МАКУШКИ

   ВОЛ                      ЗОНТ                                                                     ВОЛОСЫ

                  ВЕС                               ЕЛЬ                                              ВЕСТОЧКА

   ВОЗ                               УШКИ                                                             ВОЗДУХ

А потом позвонили цапли:

- Помогите, пожалуйста, назвать детенышей животных:

Мы лягушками нынче объелись ,

И у нас животы разболелись.

Шестой  звонок  «Игра – кричалка».  Назвать детенышей животного мира.

        (по 1 баллу за каждый правильный ответ).        ( 11 слайд)

                                                                             

               1 команда                                2 команда

         Кошка – котёнок                        Собака – щенок

        Гусыня – гусёнок                    Скворец – скворчонок

    Лошадь – жеребёнок                     Свинья - поросёнок

       Корова – телёнок                           Овца – ягнёнок

Индюшка – индюшонок                   Курица – цыплёнок

      Змея – змеёныш                        Лягушка – лягушонок

                                     

А потом позвонила свинья:

- Нельзя ли ответить на вопросы?

Седьмой  звонок «Вопрос - ответ».

Каждой команде поочерёдно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы

Команды по очереди отвечают на 6 вопросов. Максимальное  количество баллов в этом конкурсе – 6.

1 команда:

  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

  • Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).

  • Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

  • В начале слова буква ё обозначает? (два звука)

2 команда

  • Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

  • Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?( гость)

  •  Гласных букв 10, а гласных звуков (6)

  • Как  можно превратить слово семя в слово семья? 

  • Сколько слогов в слове да? (1)

  •  Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (Буква.)

И снова медведь:

- О, спасите моржа!

Вчера он не составил имена девочек!

Восьмой звонок «Имена девочек»             (12 слайд)

Из набора букв составьте имена девочек. (по 1 баллу за каждый правильный ответ).                

             ИЯЮЛ (Юлия)                                         ВАРЕ (Вера)

             ЬАГОЛ (Ольга)                                        РИНАИ (Ирина)

             ЕЕАЛН (Елена)                                        АРМЯИ (Мария)

            АТЕЛСАНВ (Светлана)                           ЖДАДНЕА (Надежда)

            ТИААРЕКЕН (Екатерина)                       ЕВТАИНЛАН (ВАЛЕНТИНА)

И такая дребедень

Целый день:

Динь- ди-лень,

Динь- ди-лень,

Динь- ди-лень,

То тюлень позвонит, то олень.

Учитель: Пока наши команды выполняют задание, мы поиграем с нашими болельщиками.

Игра с болельщиками.

ЗАКОНЧИ ФРАЗУ

От радости матросы пели

Ура! Они достигли … (цели)

Живет у нас дремотное,

Пушистое … (животное)

Сколько солнца на опушке!

На носах у нас … (веснушки)

Я утром вышел рано-рано,

Гляжу, пасутся два ... (барана)

Ребята смеются, купаясь в реке

Плакучая … стоит вдалеке (ива)

Среди ветвей туман повис,

В траву слетает рыжий ... (лист)

2. « Найди пару».

Найди, к каждому  устойчивому сочетанию  (фразеологизму)  в левой колонке,  антоним в правой.

Сидеть -  сложа руки. - Работать не покладая рук.

Держать в ежовых рукавицах. - Отбиться от рук.

Сидеть на чужой шее. - Своим горбом жить.

Лясы точить.- Воды в рот набрать.

Рукой подать. – У черта на куличках.

Не ударить в грязь лицом.- Сесть в калошу.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

-Неужели

В самом деле

Падежи все позабыли?

-Ах, в уме ли вы, газели?

Не забыли падежи мы,

И вопросы вспомнили!

Девятый звонок «Падежи»

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Задание 1 команде.
1. В каком ряду все имена существительные стоят в предложном падеже?
а) на асфальте, при болезни, без халата
б) около стены, по городу, о повести
в) на машине, при гордости, в вагоне
г) о подруге, при товарище, над полем

2. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «и»
а) у бабушк.., в тайг…, на ромашк…
б) по ел…, без сорок…, на деревн…
в) в деревн…, к сирен…, для Кол…
г) по местност…, около тропк…, на скатерт…

Задание 2 команде.
1. В каком ряду все имена существительные стоят в родительном падеже?
а) на суше, по улице, без радости
б) для кровати, на картине, в злобе
в) через метель, от мудрости, навстречу судьбе
г) мимо деревни, из зависти, для важности
2. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «е»
а) на перин…, на окраин…, из жалост…
б) на елк…, у ветк…, благодаря известност…
в) на ферм…, по яблон…, на грядк…
г)на топол…, о волк…, по окрестност…

А вчера поутру Кенгуру:

Не знаете ли задание «Кто больше?»

Десятый звонок «Кто больше».

 (по 1 баллу за каждый правильный ответ).           ( 13  слайд)

   

Составь из слова  «наборщик» как можно больше слов.

(набор, щи, кино, бор, банщик, барон, барин, икра, роща, ар, бак.)

Я три ночи  не спал,  

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лег- звонок!

- Кто говорит?

- Носорог.

-Что такое?

-Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

-В чем дело?

-Спасите!

- Кого?

- Бегемота!

Наш бегемот не может вспомнить слова.

О, если вы не придете,-

Он не вспомнит слова,

Умрет, пропадет Бегемот.

- Ладно! Бегу! Бегу!

Если смогу, помогу!

Следующий звонок «Слово - змейка».

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Участники каждой команды выбегают к доске по очереди и записывают слова. Необходимо записать цепочку слов за 30 секунд, где последняя буква первого слова, является первой буквой следующего.

Учитель: Пока жюри совещается,

               Я называю  вам существительное в единственном числе,  а вы мне в ответ – во множественном:            ( 14 слайд)

                    I команда                                                    II команда

             Нога - … (ноги)                                       Рука - … (руки)

             Дуга - … (дуги)                                       Мука - … (не имеет мн. числа)

             Ведро - … (вёдра)                                   Бедро - … (бёдра)

             Метро - … (не имеет мн. числа)            День - … (дни)

             Цыплёнок - … (цыплята)                        Козлёнок - … (козлята)

«Верно – неверно»
Командам необходимо прослушать утверждение и поднять карточку «ДА» или «НЕТ»
1. Слова состоят из звуков? (да)
2. Звуки мы можем увидеть? (нет)
3. Звуки мы слышим и произносим? (да)
4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки? (да)
5. Гласные бывают твердые и мягкие? (нет)
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо? (да)
7. Ударный гласный слышится ясно? (да)
8. Парные согласные на конце слова проверять не надо? (нет)

        Подведение итогов.

Учитель: Ребята, сегодня вы молодцы! На столько вопросов ответили! Всем героям помогли! Вы показали свои знания о русском языке, свою любовь к изучению этого предмета, проявили смекалку. А главное – вы узнали много интересного материала и ещё больше полюбили русский язык. Мы вручаем всем участникам турнира памятные медали и грамоты, призы. Успехов вам в дальнейшем изучении русского языка!

( ученики читают стихотворения)

1ученик

Любит русский язык наш дружный класс

Вот закончился состязание сейчас

Вот болельщики, а вот жюри

Путь к победе, труден, что ни говори.

2 ученик

В стране грамматики сейчас

Закончился  праздник славный:

Турнир для грамотных ребят.

Был очень полезный.

3 ученик.

Мы знания здесь показали,

С любым заданьем справились,

В беде друг друга выручали,

Только быстро отвечали.

Сильнейший в бою победил.

Грамматика нас наградил.

4 ученик.

Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И правило четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться, –

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!



"Технология пәнін оқытуда жаңа технологиялар қолдану тиімділігі"
  • Русский язык и литература
Описание:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «СПРАВОЧНАЯ  СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».

Учитель:   Шутько Ирина Владимировна, учитель первой квалификационной  категории

Тип.            Интеллектуальная  игра.

Форма.       Состязание.

 Педагогические возможности.

  • Повышение уровня  мышления;
  • Углубление теоретических знаний;
  • Расширение кругозора;
  • Возникновение интереса к русскому языку;
  • Воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;
  • Способ организации свободного досуга учащихся;
  • Формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы;
  • Сплочение коллектива;
  • Формирование дружеских, товарищеских отношений;
  • Выявление творческих и организаторских способностей детей.

Цель:  прививать любовь к родному языку через игру.

Задачи: 

1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.

2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные  познавательные 

Автор Елубаева Булбул Нуртаевна
Дата добавления 06.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 294
Номер материала 55768
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓