Главная / Начальные классы / ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».

ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».

hello_html_m5ab8e0db.gifhello_html_m5ef115b2.gifhello_html_m5ef115b2.gifhello_html_m6bfcb7d.gifhello_html_17e6086e.gifhello_html_58cb4130.gifhello_html_4517a0bf.gifhello_html_m37d304.gifhello_html_51de6a73.gifhello_html_79451ad0.gifhello_html_6060db92.gifhello_html_6617f579.gifhello_html_56190e83.gifhello_html_m78bb57d6.gifhello_html_m573f9b89.gifhello_html_e51fb83.gifhello_html_555eaca2.gifhello_html_76450f47.gifhello_html_76450f47.gifhello_html_m6bf72514.gifhello_html_76450f47.gifhello_html_25e21dc0.gifhello_html_4c43103c.gifhello_html_mff02960.gifТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».


Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.

В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течении всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:

  • правильно называть произведение и книгу;

  • находить и называть фамилию автора и заголовок;

  • определять тему чтения и жанр произведения.

Система уроков литературного слушания – это путь воспитания развития ученика - читателя. Уроки литературного чтения соответствуют словам А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».

Во II классе все произведения для слушания включены в учебник. Начинающий читатель второклассник может самостоятельно перечитать прослушанное произведение, выполнить задание в учебнике и тетради. Для дополнительного чтения разработана учебная хрестоматия «Литературное чтение.2 класс». На каждом уроке, работая с текстом произведения, мои семилетние читатели не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Ученики моего класса открывают мир литературы через слушание, чтение, наблюдение, и сравнение произведений разных по форме и содержанию, учатся высказывать свои суждения.

Ребята сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное выразить свою мысль словом

Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений- это умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения, на своих уроках я применяю метод моделирования - введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, дополнительным заместителем является цвет, он раскрывает тему произведения, а также составление схематических планов, модели обложки ( геометрические фигуры).

Во втором классе, когда дети уже хорошо начинают писать и читать, то даётся такое задание при работе с произведениями.

- Найдите и запишите: Фамилия автора

Название произведения


- Укажите, что написал автор (жанр) и на какую тему? (дети вспоминают систему «заместителей»)

Сравните свои модели с моделью на доске.

1.Работа с произведением В. Сутеева «Снежный зайчик»




Сутеев



















Снежный

зайчик



- Дополните модель обложки

- Что вы читали дома сказку, или рассказ?

Покажите модели.

- О ком или о чём этот рассказ?

- Как называется рассказ Сутеева?

Впишите в модель обложки.




2 Работа с моделями.

На доске предлагаются две модели. Дети соотносят их с прочитанными произведениями, называют их, определяют жанр. Проводится в итоговой теме «Проверь себя» по произведениям о родной природе.

На доске

?

?






?

?





- Что общего у этих произведений?

(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилия автора, авторское произведение )

- Чем различаются? (стихи и рассказы, разные авторы)

- Назовите авторов и название произведений подходящих к этим моделям.

А. Пушкин « уж небо осенью дышало…» (2)

Г. Скребицкий «Осень» (1)

М. Пришвин «Осеннее утро» (1)

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ

Важным направлением учебной деятельности на уроках чтения является работа с текстом произведения. Прежде всего учу второклассников видеть текст, его структурные элементы(часть, главу, абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Спрашиваю у детей: «Сколько частей в тексте, глав.»

Знание частей текста ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по объему частей с разными навыками чтения. Например, одна группа самостоятельно читает I часть, а самую большую основную часть готовят хорошо читающие дети.

Для проверки понимания содержания текста после самостоятельного чтения использую на уроках схематические планы.

  1. Деление текста на части;

Составление схематического плана по ключевым словам (Учитель работает на доске, дети- на листочках)

Н. Носов «Заплатка»

Молодцы!

Заплатка

Бобка и мама

Солдатские штаны



- На сколько частей можно разделить весь текст?

По такому плану даже слабый ребёнок при помощи наводящих вопросов сможет пересказать текст.

  1. Составление схематического плана- цепочки событий.

Учитель на доске показывает пример составления плана, а дети продолжают самостоятельно.

М. Зощенко «Самое главное»

?

?

?

Андрюша и мальчик

Андрюша и мама


- Расскажите по плану о событиях от имени Андрюши.

3. Составление плана- схемы с «заместителями» героев. (Учитель на доске, дети- на листочках)

Татарская сказка «Три сестры»

Мл.

дочь

М

- - мать - младшая дочь

Б

Ст. дочь


- старшая дочь - белочка

П

Ср.

дочь

- средняя дочь - пчёлка




М

М

Б

Б

Б

П


Б

Мл

Ср

Ст

Ср

Ст

Мл





-Рассказать сказку по плану «от лица» белочки. (Сильные ученики)

- Рассказать сказку для себя (слабые ученики)

- Рассказать сказку для одноклассников (средние ученики)

Составление таких видов планов помогает выполнять следующие учебные действия:

  • Перечитывать текст;

  • Делить его на части;

  • Прослеживать сюжетную линию;

  • Включить каждого ребёнка в работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.

Почему я использую схематические планы на своих уроках?

  1. Это способ «углубления » и «погружения» в произведение.

  2. Схематический план помогает овладеть разными видами пересказа (

подробный, сжатый, выборочный)

  1. Схематический план позволяет включать детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить текст; предугадать, что будет дальше)

  2. Схематический план позволяет детям сочинять свои истории с героями изученных произведений.

На уроке схему можно использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки читательских умений:

  • Читать вслух и молча;

  • Читать отдельные отрывки выразительно;

  • Работать с текстом произведения;

  • Пересказывать произведения или его части;

  • Рассказывать об отношениях героев произведения.

Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д.

На каждом уроке закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно- этическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять что есть добро и зло. На каждом уроке работая, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя.



Литература


  1. Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.

  2. Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.

  3. Беседы с учителем: 1 - 2 класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.

  4. Учебники и пособия по УМК «Начальная школа XXI века», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007-2009 г.

  5. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».




ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».
  • Начальные классы
Описание:

   Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые  стоят перед  учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.

 

Автор Никулина Наталья Валерьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 477
Номер материала 46018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓