Выбранный для просмотра документ преемственность сош №19 г.Заволжье.ppt
Скачать материал "Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы ка условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС."
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
между ступенями
общеобразовательной школы
как условие получения нового образовательного результата,
соответствующего
ФГОС.
Выступление на РМО учителей математики Городецкого района
Выполнил: Захарова Т.В., руководитель РМО начальных классов
2014/15 учебный год
Технология организации преемственности
2 слайд
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА -
ОСНОВНАЯ ШКОЛА -
СТАРШАЯ ШКОЛА -
научить учиться
научить общаться
научить социализироваться
(социальная практика
профессиональный выбор)
3 слайд
Состав фундаментального ядра общего образования
Основополагающие элементы научного знания:
- ведущие идеи и теории
- ключевые факты
-основные понятия
- методы
Универсальные учебные действия
личностные
регулятивные
- познавательные
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
4 слайд
УУД
Функция
универсальных учебных действий –
обеспечить
ключевую компетенцию обучающихся –
умение учиться
5 слайд
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
6 слайд
Традиционная дидактика
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Новая дидактика
Совместная деятельность учителя и ученика
7 слайд
Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ»
Предметные
опыт
получения, преобразования и применения предметных знаний …
Метапредметные
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться …
Личностные
ценностно-смысловые установки личностной позиции,
основы российской и гражданской идентичности …
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования»
ФГОС – это требования к …
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ
основной образовательной программы
УСЛОВИЯМ
Система оценки – новые задания на проверку действий!
Сделаны по нач.школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ
АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
8 слайд
Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра.
Системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности).
Три группы требований: к результатам, условиям и структуре.
Ориентация на развитие вариативности образования.
Восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов.
Инновационный характер нового стандарта:
9 слайд
ФГОС
1 поколение
Усвоение знаний, умений, навыков
Базировался на традиционном подходе
2 поколение
Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся
Базируется на деятельностном подходе
10 слайд
Наша задача:
помочь учащимся
принять такие ценности,
развить знания и умения,
которые позволят им
в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни
11 слайд
а также
Научиться учиться в течение всей жизни
Учиться переучиваться
Учиться делать
Учиться быть
Учиться жить и работать в команде
Учиться проектировать свою деятельность
12 слайд
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества
13 слайд
Системно- деятельностный подход к образованию
подразумевает как специальную организацию учебного процесса как организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды,
так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения.
14 слайд
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
15 слайд
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
16 слайд
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
17 слайд
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»
Как меняются требования к результату?
Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
В чем принципиально изменились требования к результату?
18 слайд
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
31 слайд
Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
32 слайд
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знака-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установление аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
33 слайд
В.А. Сухомлинский
«Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах».
34 слайд
Факторы, влияющие на личностный рост ребенка
35 слайд
Учебная деятельность
36 слайд
Аристотель
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».
Л.С. Выготский
«Обучение ведет за собой развитие».
37 слайд
Уровни освоения планируемых результатов (метапредметных и предметных)
Базовый («Выпускник научится…)
Освоение опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся
Повышенный («Выпускник получит возможность научиться..»)
Освоение опорного материала на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития
38 слайд
МАТЕМАТИКА
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы,
устанавливать , какие из предложенных математических задач могут им успешно решены.
39 слайд
Российские школьники-35 место
Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит в тупик не только "нешкольная" форма подачи тестов – в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод… Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы… Шаг в сторону – и уже не понимают, что от них требуется.
40 слайд
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов.
Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
41 слайд
Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.
42 слайд
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.
43 слайд
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку.
44 слайд
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
45 слайд
Преемственность новых стандартов
ФГОС
ФГОС
ФГОС
Официально принят, действует. Первые ученики пойдут учиться по нему 1 сентября 2011 года
Официально принят в начале 2011 года. Начался процесс экспертизы учебников 5-9 кл. под этот ФГОС. Самый поздний срок его введения – 1 сентября 2015 года
Проект опубликован, идет жаркое обсуждение и доработка.
Единая система целей-результатов
46 слайд
Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности?
Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы…
Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!!
Учитель начальной школы
Учитель основной школы
Содержание
Цели
Технологии
47 слайд
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1 и 2 ступеней обучения
Педагогическая:
воспитание функционально грамотных выпускников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения (универсальные учебные действия) для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и общественной морали.
Общеобразовательная:
обеспечение непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата, с использованием необходимых диагностических, дидактических и методических материалов.
48 слайд
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1) Внедрение алгоритма организации непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий.
2) Уточнение представления о новом образовательном результате.
3) Апробация системы развития универсальных учебных действий (ранее – общеучебных умений) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной, основной и старшей школы.
4) Создание и апробация комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.
49 слайд
СОДЕРЖАНИЕ преемственности – построение единой образовательной среды
Процесс
обучения
Что и как оценивается?
Внеклассная жизнь
Отношения:
Учителя –дети -родители
Оформление школы
Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов
Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач
Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Требования к педагогам и детям
50 слайд
Примерный алгоритм преемственности:
1.Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)
2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.
5.Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го кл. (комплексные работы)
6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения
7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов
8.Определение эффективности – диагностика, анализ
51 слайд
Начальная ступень
Основная ступень
Единая система универсальных учебных действий:
Цели
Содержание
Технологии
Единый комплекс:
-проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов
Единый УМК
Уровень 3-4 кл.
Уровень 5-6 кл.
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
52 слайд
Осуществление алгоритма «Преемственность»
53 слайд
Метод.объединение начальной и основной школы
Создание приказом администрации образовательного учреждения временного метод.объединения учителей начальной и основной школы.
Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно включать учителей, которые в момент образования объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые будут принимать этих детей в 5-м классе.
54 слайд
Положительный опыт:
Обычно диалог между учителями начальной и основной школы начинается, когда дети уже перейдут в 5-ый класс. Причем носит он, как правило, констатирующий характер («не научили..»). В данном же случае, через создание метод. объединения во втором полугодии 4-го класса, пока еще можно договориться и что-то исправить, мы сажаем педагогов за стол переговоров.
55 слайд
Трудности и методы их преодоления
Трудность: Не всегда в декабре известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах.
Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы администрация в дальнейшем имела возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки.
56 слайд
Согласование целей, содержания и технологий
Внутри методического объединения должна быть достигнута договоренность:
1. О едином понимании целей, то есть – об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах.
2. О соблюдении единых технологий и принципов УМК «Школа 2100», «Гармония», «Перспектива», «Планета знаний», «Школа21 века» и др.
57 слайд
Согласование целей, содержания и технологий
Компромисс между педагогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему. При этом педагоги опираются на программу развития общеучебных умений (универсальных учебных действий) разных УМК, достраивая их под себя.
58 слайд
Из программы развития универсальных учебных действий в Образовательной системе «Школа 2100»
Регулятивные УУД. Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)
59 слайд
Посещение и анализ уроков в 4-м классе
Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.
Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в комфортной для них обстановке.
В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют требования, предъявляемые к ученикам и корректируют необходимые умения (процедура устного
ответа, правила ведения
тетрадей и т.п.).
60 слайд
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС (в системе «Школа 2100»)
Учитель:________________________. Класс:___.
Предмет:__________. Тема:______________________
61 слайд
Совместные уроки в 4-м классе
Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета.
На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным.
62 слайд
Таким образом, мы можем рассматривать три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы:
3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока.
2) Учителя начальной и основной школы вместе готовят конспект, а проводит урок только учитель основной школы.
1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы.
63 слайд
3) Сотрудничество учителей основной и начальной школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют (при этом сам процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба).
+ Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».
64 слайд
Необходима:
диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а также психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.
замер уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы
Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать совместные договоренности о преемственных технологиях
65 слайд
Решение проблем адаптации
Регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение.
66 слайд
Положительный опыт:
создание коллектива единомышленников;
учителя стали прислушиваться друг к другу;
учитель начальных классов теперь – желанный гость.
учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей среднего звена;
учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность.
67 слайд
Трудности и их преодоление:
Трудность: разный диапазон владения предложенными технологиями по данному алгоритму.
Преодоление: заранее (годом раньше )привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу. Не ограничивать методобъединение одним годом.
68 слайд
Трудности и их преодоление:
Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся. По-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся
Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д.
Шире привлекать психолога к данной работе.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В данной работе говорится о технологии организации преемственности между ступенями общеобразователльной школы;
о научном содержании образования на основе выделения его фундаментального ядра;
о системно-деятельностном подходе как общепедагогической основы определения требований к результатам образования;
об УУД и их функциях, о ключевых компетентностях;
Об образовательных результатах;
об иновационном характере нового стандарта и обновлении школы;
о содержании преемственности новых стандартов - построении единой образовательной среды;
о примерном алгоритме "Преемственности" и его осуществлении.
6 656 234 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Захарова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.