Главная / Начальные классы / Технология организации повышения орфографической зоркости учащихся средствами словарной работы с использованием ИКТ.

Технология организации повышения орфографической зоркости учащихся средствами словарной работы с использованием ИКТ.

Технология

организации повышения

орфографической зоркости учащихся

средствами словарной работы

с использованием ИКТ.













Учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Клинова Лариса Михайловна













Рязань- 2015.


Содержание


I. Объяснительная записка

  1. Актуальность системной организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

  2. Цели и задачи технологии.

  3. Принципы построения технологии.

  4. Система заданий по развитию орфографической зоркости учащихся.

  5. Результативность.


II. Средства и способы организации словарной работы на уроках русского языка в

начальной школе.

1. Словарная работа в период обучения грамоте и на уроках русского языка

в 1 классе.

2. Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе.

3. Изучение словарных слов на уроках русского языка в 3 классе.

4. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми буквами

в 4 классе.




















Берегите наш язык, наш прекрасный русский

язык, этот клад, это достояние… Обращайтесь

почтительно с этим могущественным орудием:

в руках умелых оно в состоянии совершать

чудеса!

И. С. Тургенев.

I. Объяснительная записка.


1. Актуальность системной организации словарной работы.


Мысль совершается в слове.

Л.С. Выготский

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал, что «значение слова представляет собой акт мышления в собственном смысле слова. Но вместе с тем значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в той же мере, как и царству, мысли». Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Труды отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, педагога К.Д. Ушинского, учёных-лингвистов М.С.Соловейчик, А.В.Текучева посвящены работе со словом. Среди многочисленных работ Л.В. Выготского ключевое место занимает монография «Мышление и речь». Центральным моментом в ней является вопрос об отношении мысли к слову.

Русский язык в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребёнка как Человека, а словарная работа - это систематическая, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся все годы обучения. Поэтому предметом моего исследования является тот структурный компонент обучения, который подчинён цели: знакомству со словом, осознанию и умелому использованию, как всего слова, так и его составляющих.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы русского языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Объект словарной работы ­­­– слово, которое является сложной многогранной единицей языка.

Словарная работа направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.

Также словарная работа преследует грамматические цели, а именно: усвоение детьми некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднение.

Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарная работа в школе иногда носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Мои учащиеся в первом классе допускали ошибки при написании большого количества слов с непроверяемым написанием. Одна из причин данного положения – маленький словарный запас у детей, незнание лексического значения простейших слов. Как учитель, для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование действительно эффективной методики обучения правописанию словарных слов, которая помогла бы моим ученикам преодолеть возникшие трудности .

Я создала технологию организации словарной работы, которая представляет собой определённую последовательность действий, операций учителя по тематическому отбору, разработке, подготовке словарных слов, включению учащихся в проектную деятельность, подведению итогов, результатов работы.

На моих уроках словарная работа – это не эпизод, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка. Словарные упражнения провожу с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов, прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения.

Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами веду планомерную словарно-орфографическую работу с использованием ИКТ, что позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

Выводы о сформированности речевой культуры учащихся делаю на основе анализа динамики формирования словарного запаса учащихся и по выделенным критериям обученности.

Критерии обученности:

  • соблюдение орфоэпических норм;

  • проявлять познавательный интерес к слову;

  • иметь эмоционально-ценностное отношение к богатству русского языка;

  • владеть нормами речевого этикета;

  • использовать словарный запас в устной и письменной речи.

Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами орфографии. Прочное усвоение их написания достигаю путём частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по взаимности связанных с изучаемой темой на уроках русского языка.

2. Цели и задачи.

Цели и задачи технологии направлены на формирование речевой культуры личности школьника.

Цели: Задачи:

1. Формирование 1. Применять эффективные методы и приёмы,

культуры речи обеспечивающие результативность

младших школьников учащихся.

2. Создавать условия для формирования

коммуникативно-речевых умений

учащихся.

2. Формирование умений 1. Вовлекать учащихся в активную учебную

использовать деятельность.

словарный запас в 2. Пробуждать познавательный интерес к

жизненных ситуациях. родному слову, стремление к самопознанию

и самосовершенствованию.

3. Формирование 1. Вовлекать учащихся в работу над словом,

у младших школьников используя словари русского языка.

умения работать со 2. Содействовать соблюдению учащимися

словарями, справочниками, орфоэпических норм русского языка и

энциклопедиями. правильной интонации.

3. Ожидать эмоционально-ценностного

отношения к словарному богатству русского

языка.

3. Принципы технологии.


Решая поставленные задачи, руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип комплексного подхода к изучению словарных слов (изучение словарных слов ведётся по темам, системно включаются задания на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем);

  • принцип по спирали (каждый год некоторые темы повторяются, но на более высоком качественном уровне, то есть идёт расширение и углубление тем новыми словарными словами);

  • принцип последовательности, дающий логически выстроенный результат и формирующий взаимосвязи между темами;

  • принцип ориентации на успех, на веру в собственные знания (в процессе обучения решается одна из важнейших задач – создавать ученику ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; исключить прямое принуждение; предоставлять возможность детям реализовывать себя в положительной деятельности);

  • принцип сознательности (материал, предложенный учителем на уроке, должен активизировать стремление учащихся проявлять познавательный интерес к слову, к самостоятельному расширению лексического запаса и формированию культуры речи, к умению использовать словарный запас в жизненных ситуациях);

  • принцип доступности (словарные слова могут быть усвоены лишь в том случае, если их этимологическое и лексическое значение раскрыто путём чёткого, понятного, доступного учащимся объяснения);

  • принцип наглядности (учащимся легче запомнить материал с помощью схем и таблиц, рисунков и анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал);

  • принцип обязательного учёта знаний учащихся (фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки).

Обобщив и систематизировав материал по работе над словарными словами, составила схему словарных диктантов, используемых на уроках русского языка, которые позволяют творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала, разнообразить её, сделать более эффективной.

4.Система заданий по развитию орфографической зоркости учащихся.

Комплексное развитие детского интеллекта идёт в направлении усвоения и активного использования речи как средства мышления. Весь урок русского языка - это работа со словом. Через слово ученики узнают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так выражен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. В начальных классах словарь школьника ежедневно обогащается словами. Общее развитие интеллекта определяется, однако, не столько по количеству слов в памяти, сколько по активности словаря, по точному и моментальному выбору слова, по механизмам построения предложений и текста, по строгости логики речи.

Обогащение словаря школьников должно быть мотивировано через:

  • развитие познавательных интересов;

  • поиск занимательных форм и методов работы;

  • облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и чёткому структурированию дидактического материала и разнообразию методических приёмов;

  • введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.

Язык объединяет в себе огромное количество знаков – это слова, словосочетания, предложения. По богатству словаря судят о знаниях человека, его образованности.

Мышление детей начальной ступени обучения образно - наглядное и оно тесно связано с ситуациями, требующими практической мыслительной деятельности.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо,

2) заинтересованность: легче запомнить то, что интересно,

3) яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает эмоции,

4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, лучше механического запоминания.

Развивая оперативную память, применяю упражнения на запоминание. Выбираются такие виды заданий, которые позволяют включать в действие факторы: зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный, мыслительный. Дети запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид и даже начертание отдельных букв в «опасном» слове, запоминают не только звуковой состав произносимого слова, но и фонемный состав.

Орфографическое проговаривание - важный шаг в работе над орфографической зоркостью при написании слов с непроверяемой безударной гласной.

Методы и приёмы обучения письму непроверяемых гласных


Метод языкового анализа

фонетический разбор

орфографическое комментирование

Приёмы запоминания:

зрительное,

кинестетическое

(речедвигательное,

рукодвигательное)

-зрительный диктант, списывание с различными заданиями,

-проверка слов по словарику, использование таблиц,

использование тестов, тренажёров

-выделение орфограмм цветом, подчёркивание их в тетрадях,

-повторное письмо слов.

Сопоставление и противопоставление




-слов одной тематической группы, однокоренных слов,

форм слова, значений слов,

-зрительного и слухового образов слова (слуховые диктанты)

Включение учащихся

в творческую деятельность:

решение и составление кроссвордов, ребусов, сочинение стихотворений, юморесок, загадок, конкурсы

Выработка словесных ассоциаций

составление словосочетаний, предложений, включение слов и словосочетаний в устные рассказы, сочинения, изложения и др.


Работу над каждым, словом связываю с изучаемым на уроке материалом. Всегда представляю учащимся возможность написать нужное слово и осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, в связном тексте.

В своей работе использую методику запоминания словарных слов с помощью ассоциаций.

Для каждого словарного слова представлена иллюстрация, ассоциативный образ связан со словарным словом цветом, формой, звучанием, вкусом. Для лучшего запоминания ребёнком ассоциативного образа к каждому слову подобраны стихи – загадки или стихи. Отгадкой является запоминаемое словарное слово, а слово – образ звучит в контексте с самой загадки, поэтому его легко запомнить. Также применена мнемоника: система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нём надо писать. Имея придуманную к слову опору, дети уже не допускают ошибок в написании. В играх и упражнениях использую присущую каждому ребёнку способность к воображению. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти.

Приёмы и методы запоминания слов я разделила на несколько групп:

1.Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к изучаемому слову.

(Например: капуста – дождик поливает капусту: кап, кап.)

2.В слове спряталось другое слово.

(Валенки – валенки у Ленки).

3.Состав слова.

(Весело, хорошо, быстро, направо, налево, скоро – суффикс -о-).

4.Разъяснение лексического значения слова, углубление в этимологию слова.

(Погода – погоду наблюдаем по годам)

5.Нахождение проверочного слова.

(Ботинки – боты).


В своей работе использую следующие виды словарно-орфографической работы:


Диктанты

Использование

словарей

Лексико-графические

упражнения

Работа с книгой

Игровая деятельность

Зрительный

Выборочный

Картинный

Творческий

По памяти

Комментирован-

ный

Контрольный и т.д.


Этимологичес-

кий

Орфоэпический

Толковый

Обратный

Орфографичес-

кий


Фразеология

Антонимы

Синонимы


Научно-популярная,

художественная

литература,

устное

народное

творчество и т.д.

Кто лучше?

Кто быстрее?

Кто больше?

Кто правильнее?

Кто лучше и интереснее?

«Снежный ком» и т. д.


Использование разных видов диктантов позволяет учителю с учениками «проработать» слово со всех сторон (его толкование и происхождение, употребление с разными словами, антонимы и синонимы, однокоренные слова, фразеологические обороты), а также способствует развитию словообразовательных навыков. На своих уроках я использую следующие виды диктантов:


Словарные диктанты.

Простые


Слуховые: Зрительные:

1. Предупредительный. 1. Предупредительный.

2. Объяснительный. 2. Объяснительный.

3. Выборочный. 3. Выборочный.

4. По памяти. 4. По памяти.

5. По загадкам. 5. По загадкам.

6. По описательному обороту. 6. По описательному обороту.

7. С использованием сигнальных 7. По перфокартам.

карточек. 8. С пропущенными буквами.


Творческие

Слуховые: Зрительные:

1. Группировка по орфографическим 1. Группировка по орфографическим

признакам. признакам.

2. Подбор родственных слов. 2. Подбор родственных слов.

3. Подбор слов с общим признаком. 3. Подбор слов с общим признаком.

4. Подбор синонимов, антонимов. 4. Подбор синонимов, антонимов.

5. Составление цепочки слов. 5. Запись слов цепочкой.

6. Запись слов по алфавиту.

7. Запись с исправлением ошибок.

8. Работа с деформированными

словами.

9. Работа с деформированным

текстом.

10. Запись слов с аналогичной

орфограммой.

11. Составление словосочетаний.

12. Использование ребусов, кроссвордов.

13. С использованием словаря.

14. Составление рассказа по опорным

словам.


Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.

Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,

творческие способности;

· усилить мотивацию учения;

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить

коммуникативные способности;

· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу.

Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели.

Группы слов расположены в порядке проведения словарной работы по неделям в течение года.

Технологическая цепочка организации словарной работы на уроках складывается из нескольких этапов:

  1. Подготовительный

  • распределение словарных слов по тематике

  • составление вопросов, кроссвордов, ребусов

  • составление электронных карточек

  1. Процессуальный

  • постановка проблем

  • выяснение степени готовности к изучению словарных слов

  • нахождение путей достижения поставленных целей

  1. Закрепляющий

  • подбор упражнений, которые позволяют решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи

  • отработка знаний в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности

  1. Завершающий

  • оцениваются итоги обучения, развития учащихся

  • диагностика

Мною создан электронный пакет материалов по теме «Повышение орфографической зоркости учащихся средствами словарной работы с использованием ИКТ».

В этот пакет входят:

  • Презентации к каждой теме словарных слов.

  • Электронные карточки, которые используются как тренажеры при закреплении.

  • Тесты.

Презентация темы включает в себя:

  • зрительное восприятие темы;

  • орфографическое и орфоэпическое произношение слов;

  • знакомство с лексическим значением слов;

  • этимологический анализ слова;

  • фонетические ассоциации;

  • состав слова;

  • рубрика "Это интересно".

Например, изучая тему «Огород» учащиеся зрительно воспринимают тему, прочитывают слова орфографически и орфоэпически.

Определяем лексическое значение каждого слова, называем родственные слова.

Ещё одна работа над словарными словами является важной для лингвистического развития – это этимологический анализ. Применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам.

Использую также фонетические ассоциации по схожести звучания слов. Суть в подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Также с каждым словом проводятся задания грамматико-орфографического характера.

Следующий вид работы – тренажёры.

Тренажёры включают в себя:

  • подбор родственных слов;

  • составление цепочки слов;

  • подбор синонимов и антонимов;

  • работа с электронным словарём;

  • игра «Подсказка»;

  • загадки, кроссворды, ребусы;

  • составление текста по опорным словам;

  • работа с фразеологизмами и т.д.

Тестирование включает в себя:

  • зрительный диктант;

  • картинный диктант;

  • допиши предложение словарными словами;

  • игра «Цепочка слов»;

  • игра «Кто больше запомнит»;

  • «Угадай слово»;

  • «Вставь букву» и т.д.

Анализ проведенных уроков, результаты тестирования, диагностика свидетельствуют о том, что использование современных компьютерных технологий позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшить при этом учебную нагрузку учащихся, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление, культуру речи учащихся.

6. Результативность.


Для оценки результативности работы диагностики выделяю следующие качества у учащихся, над которыми необходимо работать учителю:

  • ответственность, обязательность, добросовестность;

  • организованность;

  • трудолюбие;

  • целеустремлённость;

  • творчество;

  • инициативность;

  • настойчивость;

  • умение работать в паре;

  • умение работать самостоятельно;

  • умение слушать;

  • умение правильно говорить, выражать свою мысль.

Все параметры оцениваются методом субъективной оценки, выражаются в следующих формулировках:

  • неусвоена тема (3 ошибки и более);

  • тема усвоена частично (2 ошибки);

  • тема усвоена хорошо (1 ошибка);

  • тема усвоена отлично (без ошибок).

Для построения диаграммы им присваиваются соответственно коэффициенты: 0; 1; 2; 3.

Определяется средний показатель среди учеников класса. Заполняются карточки индивидуального развития на учеников класса и на класс. Данные заносятся после изучения каждой темы.

Это позволяет увидеть динамику процесса:

  • фактические ошибки (отсутствие, уменьшение или увеличение);

  • темпы усвоения у каждого учащегося и класса в целом.

Анализ даёт направление дальнейшей деятельности учителя по данным темам.

Выводы о сформированности речевой культуры делаются на основе анализа динамики формирования словарного запаса учащегося начальной школы и по выделенным критериям.

Критерии сформированности речевой культуры учащихся к концу 4 класса:

  • наличие знаний, соответствующих школьному стандарту для данной ступени;

  • умение пользоваться словарями русского языка;

  • соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации;

  • проявлять познавательный интерес к родному слову;

  • иметь эмоционально-ценностное отношение к словарному богатству русского языка;

  • стремиться к самопознанию и самосовершенствованию;

  • владеть нормами речевого этикета в жизненных ситуациях;

  • умение использовать словарный запас в устной и письменной речи.



II. Средства и способы организации и

проведения словарной работы

на уроках русского языка в начальной школе.


1. Словарная работа в период обучения грамоте и

на уроках русского языка в 1 классе.


Первоначальные сведения о словарных словах дети получают уже в период обучения грамоте, работая по «Прописи». Первоклассники наблюдают над написанием, а также запоминают правописание таких слов, как картина, ворона, пенал, Москва, барабан, собака, завод, яблоко, огород, герой, работа, ученик, пальто, коньки, страна, машина, молоко, колхоз, Родина, лисица, товарищ, корабль, телефон, корова и др.

В этот период обучения при изучении словарных слов на уроках письма я использую загадки. Загадки развивают познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление, помогают запомнить словарные слова. Я использую на уроках письма такие загадки:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака).


Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко).


Льётся речка – мы лежим.

Лёд на речке – мы бежим. (Коньки).


Ходит город-великан

На работу в океан. (Корабль).


Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь,

А слышно там. (Телефон).


Сама пёстрая,

Ест зелёное, даёт белое. (Корова).


Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лисица).



Для успешного навыка грамотности письма начинаю знакомить учащихся с азами пользования справочной литературой. Эту работу я начинаю с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной и многогранной задачи на более поздний период обучения младших школьников.

Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, написание которых он не знает, даже известное правило применить не всегда может. Какой путь он выберет в этом случае? А путь такой: пишет, как слышит. Или спросит у взрослых, товарищей. Или: выберет из двух-трёх известных слов самое простое, использованное ранее, чем сознательно обедняет свою речь. Ни один из этих путей не ведёт к повышению грамотности. Поэтому учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

Формирование прочного навыка работы со словарём начинаю с первых шагов ученика в школе, то есть с обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постепенно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. Заучивание алфавита проводится как одна из физкультминуток, в игровой форме. Например, называя гласные буквы, дети хлопают в ладоши один раз, а, называя согласные буквы, хлопают в ладоши два раза. Это заставляет проговаривать буквы ритмично, не отставая от товарищей. Провожу игру с мячом «Быстро назови следующую букву».

Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого использую такие игры-задания:

«Построй свой ряд по алфавиту», «Расставь книги известных писателей на полочке так, чтобы их быстро можно было найти», «Ты работаешь в регистратуре больницы, наведи порядок на стеллажах с карточками больных», «Ты авиадиспетчер. Запиши названия городов, в которые летят самолёты по алфавиту» и др.

На этом этапе учащиеся выполняют задания от 5 до 10 слов. Затем работа усложняется. Проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое – визуальное: учащиеся видят, что словари бывают большие, узнают, что в них содержится много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдёшь. Работая с «Орфографическим словарём», составленным С. Е. Крючковым, предлагаю самые простейшие задания:

  1. Найдите своё имя в списке имён в приложении к «Словарю».

  2. Прочитайте слова на букву А, правильно соблюдая ударение (1-2 столбика). Известные вам слова из данного столбика выпишите.

  3. Выпишите несколько слов из словаря на заданную букву.

  4. Посчитайте, сколько страниц занимают слова на букву П и Ф. Как вы думаете, почему такая разница?

  5. Пользуясь словарём, решите ребусы.

На третьем этапе работы учащимся предлагается использовать «Словарь» при выполнении различных видов самостоятельных работ. Вопросы могут быть такими:

  • Найдите нужное слово, вставьте его в предложение.

  • Составьте предложение по картинке, о написание трудных слов справляйтесь в «Словаре».

В дальнейшем «Орфографический словарь» становится для учащихся настольной книгой при выполнении творческих работ.







Темы словарных слов, изучаемые в 1 классе.

1. 6.

карандаш Россия

тетрадь Родина

пенал столица

ножницы Москва

город

работа


2. 7.

собака мороз

корова иней

медведь каток

лисица коньки

заяц лопата


3. 8.

посуда одежда

тарелка валенки

стакан пальто

сахар платок

молоко сапоги

варежки


9.

4. воробей

ворона

ребята сорока

девочка соловей

мальчик петух

10.

5. овощи

класс картофель

ученик капуста

дежурный морковь

учитель огурец

горох

помидор



2. Словарная работа на уроках русского языка

во 2 классе.


Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели.

Группы слов расположены в порядке проведения словарной работы по неделям в течение года.

2 класс.

1. 2. 3.

ребята карандаш класс

девочка тетрадь ученик

мальчик пенал учитель

товарищ русский язык учительница

алфавит дежурный

4. 5. 6.


Родина завод деревня

Россия машина колхоз

Москва работа колхозник

столица рабочий корова

город молоко


7. 8. 9.


воробей собака мороз

ворона медведь иней

сорока медведица каток

соловей заяц коньки

петух лисица лопата


10. 11. 12.

одежда быстро посуда

валенки весело тарелка

пальто скоро стакан

платок хорошо сахар

сапоги



13. 14. 15.

весна овощи месяц

берёза горох сентябрь

солнце капуста октябрь

весенний картофель ноябрь

ранний морковь декабрь

утренний огурец январь

помидор февраль




Слова по темам написаны на таблицах. Орфограмма, которую надо запомнить, выделена красным цветом. На обратной стороне написаны эти же слова, но с пропущенной орфограммой. Например, таблица со словами на тему «Зима»:

мороз м.роз

иней ин.й

каток к.ток

коньки к.ньки

лопата л.пата


Таким образом, налицо два варианта работы над словом. С таблицей дети работают тщательно и кропотливо, особенно в начале изучения темы. Затем проверяю усвоенное, используя обратную сторону таблицы.

Таблица со словами вывешивается на доску. Дети с учителем читают слово, находят орфограмму. Учитель объясняет лексическое значение каждого слова, например, по теме «Зима»:

Мороз – очень холодная погода.

Иней – тонкий слой льда, образующийся на деревьях и траве.

Каток – ледяная площадка для катания на коньках.

Коньки – узкие стальные лезвия, прикрепляемые к обуви.

Лопата – ручное орудие для копания и сгребания.

При этом показываю рисунок данного предмета. Затем детям предлагаю составить устно рассказ на тему «Зима», используя словарные слова. Например:

Зима.

Наступили морозы. Деревья и кустарники покрылись инеем. Выпало очень много снега. Ребята взяли лопаты и стали расчищать каток. Дети любят кататься на коньках.

Словарные слова записываются детьми в словарики.

При проверке словарных слов во втором классе использую различные формы работ. Правильность написания в устной форме устанавливается при помощи сигнальных карточек, специально изготовленных учащимися для такой работы, а также устным комментированием, орфографическим чтением.

В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти, а также слуховая память, которая выполняет роль связующего звена. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.

Орфографическое чтение в классе провожу хором, и не один раз, а трижды: сначала нормальным голосом, потом тише, потом шёпотом. А затем мысленно проговаривают слово «в уме» так же отчётливо, не произнося ни звука. Использую на уроках устные орфографические диктанты. Я читаю текст обычным чтением, а дети произносят слова орфографическим чтением. Если в каком-то слове допускается ошибка, то она становится заметна на фоне правильного звучания. И тогда слово следует повторить.

Часто использую такой приём:

-- Ребята, сегодня будем работать над темой «Школа». Сейчас я прочитаю слова так, как они произносятся, а вы повторите их хором так, как будете писать.

При работе над словарными словами не забываю игровые моменты. Учащимся нравится, когда урок начинаю такими словами:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили.

На доске представлены слова:

робей

рона

тух

рока

ловей


Использую игру «Подсказка», особенно если тема вызывает затруднение. Но обязательно говорю тему. Например, «Птицы»:

-- о – о -- -- --

-- о – о -- --

-- о – о -- --

-- о – о -- -- --

-- е -- -- --

Нередко дети пишут по памяти слова из темы. Кто назовёт последнее слово, тот выиграл.

Часто с детьми выполняем следующую работу: у доски два ученика. Они и весь класс пишут одну из тем словаря под диктовку учителя. По окончании работы вызываю двух «учителей» проверить слова. Оцениваю работу учеников и «учителей».

Учитель или сами ребята готовят кроссворды со словарными словами на изучаемую тему. Это оживляет урок, делает его занимательным, развивает у детей интерес к русскому языку как предмету. Например, тема «Животные»:


1. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

2. Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек пугает. (Лиса).


3. Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова).


4. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака).


5. Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц).



hello_html_65f97892.jpg


Использую также на уроках приём записи слов с аналогичной орфограммой (по принципу «забегания вперёд»). На доске помещены слова, например: дежурный, тетрадь, уч.ник, учит.ль, р.бята, м.дведь, п.нал, п.тух.

Я говорю детям: «Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы».

Первые два слова записываю полностью, так как ученики, не усвоившие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других словах допустить ошибку и написать их с буквой и.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающие, и как контролирующие виды работ с трудными словами.

Картинный диктант использую в трёх вариантах:

  1. показываю картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его по памяти;

  2. показываю картинку, дети называют предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставя знак ударения;

  3. показываю картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочные диктанты. Я предлагаю детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания к ним:

  1. записать в первый столбик слова – названия животных, во второй столбик слова – названия растений;

  2. записать в первый столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную о, во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную а, в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную е (деревня, машина, посуда, тарелка, сахар, берёза, город, колхоз и т. д.)

  3. читается связный текст, ученики выбирают только словарные слова, записывают их в тетрадь, при этом выделяя безударную гласную и ставя ударение, например:


Зима.

Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.


Миша – школьник.

Миша – ученик второго класса. Папа купил ему новый портфель. Мальчик положил в него учебники, тетради, пенал. Миша хорошо учится в школе.


Диктант с использованием загадок.

Я читаю загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют орфограмму, например:

  1. С людьми дружит, дом сторожит.

  2. Без рук, без ног, а рисовать умеет.

  3. Жидко, а не вода, бело, а не снег.

  4. Мал, невелик, чик-чирик.

  5. Кто в сарае стоит, жвачку жуёт, молоко даёт?

  6. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведёт, там заметку кладёт.

7. Без окон, без дверей, полна горница людей.

8. Сто одёжек и все без застёжек.


Использую такой вид работы, как ответы на вопросы словами из словаря, например:

  1. Кто живёт в лесу?

  2. Кто следит за чистотой в классе?

  3. Что даёт нам корова?

  4. Куда идут рабочие?

  5. Что выпускает завод?

  6. Кто верный друг человека?

  7. Какие овощи растут на огороде?

Такое задание выполняется по-разному:

  • Вопросы пишутся на доске, учащиеся пишут полные ответы в свои тетради.

  • Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.

  • Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).

Использую такой вид работы, как дописать предложение словами из словаря. Провожу этот вид работы также по-разному:

  • На доске записываются предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.

  • Слова для вставок записываются учителем на доске. Учитель диктует предложение, дети выбирают нужное по смыслу слово и дописывают предложение.

  • Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке слова.

Например:

  1. Весело чирикает … .

  2. В лесу живут … , … и … .

  3. В конуре живёт … .

  4. Дети катаются на … .

  5. Столица нашей Родины -- … .

  6. На грядках растут … , … , … .

  7. На ветке каркает … .

  8. Ручки лежат в … .

  9. Я живу в большом … .

  10. У нас просторный … .






3. Изучение словарных слов на уроках

русского языка в 3 классе.


В третьем классе изучение словарных слов также как и во втором классе ведётся по тематике. Некоторые темы дополняются новыми словами, а также появляются новые группы слов, связанные по тематике или по орфограмме.


1. 2. 3.

родина народ город

столица солдат адрес

Москва герой улица

Красная площадь победа аптека

Кремль памятник магазин

союз революция библиотека



4. 5. 6.


завод огород ягоды

работа овощи яблоня

рабочий горох яблоко

машина морковь смородина

метро капуста крыжовник

автобус картофель малина

трамвай огурец земляника

троллейбус помидор арбуз

лимон


7. 8. 9.


квартира зима одежда

комната мороз пальто

мебель каток варежки

диван коньки платок

кровать иней валенки

картина лопата сапоги

костюм

ботинки





10. 11. 12.


завтрак деревня горизонт

обед колхоз север

ужин комбайнёр юг

посуда комбайн запад

кастрюля трактор восток

тарелка урожай заря

стакан солома

компот корова

сахар молоко


13. 14. 15.


растение здравствуйте аккуратно

берёза лестница аллея

орех праздник коллектив

осина солнце коллекция

овёс чувство масса

пшеница килограмм

тонна

хоккей


16. 17. 18.

животное отец погода

заяц инструменты ветер

лисица молоток лагерь

медведь лопата песок

медведица топор пловец

собака ладонь


19. 20. 21.


корабль шёл совет

космос жёлтый до свидания

космонавт тяжёлый благодарю

ракета пчёлы спасибо

расстояние шёлк пожалуйста

дорога ещё

чёрный






22. 23. 24.


птицы быстро вчера

ворона весело завтра

воробей вокруг сегодня

сорока хорошо однажды

соловей вместе скоро

петух потом



25. 26. 27.


календарь неделя класс

месяц понедельник ребята

январь вторник девочка

февраль среда мальчик

сентябрь четверг товарищ

октябрь пятница дежурный

ноябрь суббота ученик

декабрь воскресенье учитель



28.


русский язык

рассказ

рисунок

тетрадь

пенал

карандаш

алфавит



Изучение словарных слов продолжается по темам. Некоторые из них повторяются, такие как «Школа», «Овощи», «Одежда» и др., некоторые дополняются новыми словами. Появляются новые группы словарных слов, связанные между собой не тематически, а по определённым орфограммам, изучаемым в третьем классе (удвоенные согласные, непроизносимые согласные, слова с ё после шипящих).

В третьем классе словарная работа проводится аналогично работе второго класса, но при этом добавляются новые виды работ, в связи с изучением нового материала по русскому языку.

Так, например, изучая тему «Состав слова» дети знакомятся с такими понятиями как родственные, однокоренные слова и учащимся можно предложить следующие виды упражнений:

1. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.


Вот и лето подоспело – земляника покраснела. Земляничка, земляничка –

красненькая невеличка беленький цветочек и тройной листочек.

Но ежели вы вежливы и жили возле земляничника, значит вареньем

земляничным вы угощали всех.


Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

2. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина, 2) осиновый лес, 3) гриб с красной шляпкой.


3. Прочитайте и объясните различие в значение каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь – морковка, жёлтый – желтоватый, чёрный – чёрненький, ветер – ветрище, корова – коровёнка.

При изучении темы «Правописание слов с двойными согласными» использую кроссворды, например:

hello_html_m5d5c4493.jpg

  1. Игра на льду на коньках в шайбу.

  2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.

  3. Место, где продают билеты.

  4. Человек, который совершает поездку на поезде.

  5. Дорога, покрытая асфальтом.

При изучении темы «Род имён существительных» использую упражнения со словарными словами разной тематики.

Задание: распределите слова по родам в три столбика (город, метро, капуста, морковь, яблоко, трамвай, солнце, лестница, коллектив, масса, шоссе, картофель, осина, молоко, урожай). При проверки этого задания я вижу, как дети усвоили тему «Род имён существительных».

Аналогичная работа проводится при изучении темы «Склонение имён существительных».

Для успешного закрепления написания словарных слов использую следующие виды упражнений:

  • Выпишите из словаря подходящие по смыслу слова в предложения:

  1. Сапоги, ботинки – это обувь, а … -- это одежда.

  2. Заяц, …, -- это звери, а … , … , … -- это птицы.

  3. Пенал, …, … -- это учебные принадлежности, а …, … -- это инструменты.

  4. Морковь, …, …, … -- это овощи, а …, …, … -- это ягоды.

  • Игра «Цепочка слов». Учитель называет или записывает на доске первое слово, дети продолжают эту цепочку, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывается 10 – 12 слов. Например: Берёза, аккуратно, овёс, сахар, рисунок, колхоз, завод, деревня, яблоко, обед, диван, народ, дежурный.

  • Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.

В этом задании даются слова одной тематики. Например:

  1. Зима, мороз, иней, лопата, каток, коньки.

  2. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

  3. Завод, работа, рабочие, горд, машина, хорошо.

  4. Колхоз, корова, молоко, солома, трактор.

  • В некоторых случаях для изучения словарных слов использую стихотворения детских поэтов. Так названия дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера «Муха-цокотуха»:

Жила была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном

Клубничном

Варенье.

В понедельник –

В вишнёвой наливке.

Во вторник –

В томатной подливке.

В среду –

В лимонном желе.

В четверг –

В киселе и смоле.

В пятницу –

В простокваше.

В субботу –

В компоте.

Для развития памяти учащихся провожу словарные диктанты под названием «Кто больше запомнит». Я произношу один раз цепочку, например, из трёх слов, или демонстрирую её на доске (карточке) в течение 9-15 с (примерно по 3-5 с на каждое слово) и больше не повторяю. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читаю новую цепочку из трёх слов и опять делаю паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели написать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов. После написания учащиеся подсчитывают друг у друга (или каждый у себя) количество слов. За правильно записанное слово начисляется по одному очку, а за пропущенное или заменённое слово и за орфографическую ошибку – по штрафному очку. Я на доске демонстрирую правильно записанные слова, и учащиеся могут проверить точность своих подсчётов.

Такой вид диктанта ориентирует детей на запоминание серии слов, в отличии от обычного диктанта.

При проведении зрительного диктанта учащиеся несколько быстрее справляются с цепочкой любой протяжённости, чем при слуховом. Объясняется это большей пропускной способностью зрительного анализатора, чем слухового.

Время овладения цепочкой слов определённой длины зависит и от способа организации цепочки. Самыми лёгкими являются серии слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидор; топор, пила, молоток; пенал, тетрадь, карандаш. Наиболее трудными, а значит, наиболее эффективными (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящихся к разным частям речи и разным тематическим группам, например: воробей, трамвай, аккуратно; чувство, тяжёлый, ботинки. Такие серии почти исключают возможность логического запоминания. Затем цепочки слов увеличиваются до пяти. При регулярном применении диктантов в течение нескольких месяцев, чётко фиксируются его достоинства:

  1. повышается орфографическая грамотность учащихся;

  2. совершенствуется речевая память школьников;

  3. увеличивается скорость письма;

  4. повышается интерес к предмету.

Диктант «Кто больше запомнит» продолжаю и в четвёртом классе, применяя более сложные комбинации слов.







4. Творческий подход к изучению слов

с непроверяемыми буквами

в 4 классе.


1 2 3


город Россия родина

аптека правительство салют

адрес столица герой

улица Москва союз

лифт Красная площадь победа

метро Кремль свобода

магазин народ оборона

памятник солдат

библиотека революция

революционный

4 5 6


ветер деревня машина

погода колхоз трактор

облако председатель комбайн

заря хозяйство сеялка

горизонт земледелие веялка

север хлебороб тепловоз

запад урожай электровоз

восток овёс трамвай

пшеница

7 8 9


дорога космос путешествие

шоссе космонавт экскурсия

расстояние ракета вокзал

автомобиль корабль перрон

электростанция самолёт пассажир

шофёр командир багаж

капитан билет

вагон






10 11 12

аллея профессия беседа

берёза агроном газета

осина инженер рассказ

орех директор искусство

сирень комбайнёр картина

смородина рабочий коллекция

малина учитель портрет

яблоня поэт рисунок


13 14 15

жилище здравствуйте человек

квартира до свидания женщина

комната спасибо мужчина

мебель пожалуйста отец

кровать благодарю фамилия

телевизор приветливый отчество

телефон

радио

электричество


16 17 18

восемь однажды вдруг

одиннадцать сегодня вместе

двенадцать сейчас впереди

шестнадцать потом издалека

восемнадцать теперь около

двадцать иногда везде

здесь вокруг

скоро


19 20 21


быстро направо адресовать

легко налево беседовать

лучше справа командовать

аккуратно слева здравствовать

медленно снизу интересоваться

хорошо сверху квартировать

весело назад переписывать

вперёд горевать


Помимо изучения новых тем в 4 классе также повторяются словарные слова, изученные во 2 и 3 классах по темам «Огород», «Зима», «Животные», «Инструменты», «Одежда», «Месяца», «Дни недели» и др.

Организация словарно-орфографической работы с трудными словами в 4 классе предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.

На уроках использую следующие виды упражнений:

1. Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном.

Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

2. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти

слова.

Русский воин бережёт родной страны покой и славу.

Только взял боец трёхрядку, сразу видно гармонист.

Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт в атаку смело, победит

врага в бою.

3. Подбери к каждому из слов противоположное по значению слово из словаря.

Справа, сверху, завтра, здравствуйте, пожалуйста.

4. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.

Друг – товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец.

К каждому из перечисленных упражнений предлагаю задания грамматико-орфографического характера (подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить; определить часть речи, склонение и т. д.) Знакомя детей с лексическим значением слова, рассказываю о том, что с развитием общества развивается и наш язык: одни слова устаревают, выходят из употребления, на смену им появляются другие.



Использую на уроках русского языка тематические беседы «Знаешь ли ты?»

  1. Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено оно из двух древнегреческих частей: библион – книга, тэке – хранилище. Теперь вам понятно значение этого слова. Можете ли вы, зная происхождение слова библиотека, объяснить написание первой гласной и в этом слове?

  2. Знаете ли вы, что слово завтра образовалось путём слияния предлога за и существительного утро в форме родительного падежа единственного числа? Лет двести назад так и говорили: заутра, то есть на следующий день. Теперь в нашей речи употребляется только слово завтра.

  3. Подумай, какое из слов в каждой группе появилось в нашей речи раньше других, а какое совсем недавно. Обоснуй свой ответ.

Электровоз, паровоз, тепловоз.

Космонавт, авиатор, лётчик, пилот.

Использую на уроках рубрику «Это интересно». Например:

Это интересно! Как появилось в нашем языке слово агроном? Истоки этого слова мы находим в греческом языке. По-гречески агрос – поле, пашня, земля, а номос – это закон. Значит, агроном – это человек, знающий законы земледелия. Пришло это слово из французского языка.

Изучение слов с непроверяемыми написаниями даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Это позволяет показать учащимся фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь школьников фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологические обороты в предложении и умело использовать их в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для детей фразеологизмов, которые можно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: прокатить с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога там, другая здесь; яблоку негде упасть и др.

Вот примеры упражнений, которые можно предложить учащимся для наблюдения над фразеологизмами:

1. Прочитайте. Объясните, когда так говорят. Что они обозначают.

В нашей речи есть выражения: «исчезнуть с горизонта», «появиться на

горизонте».

Выражение «исчезнуть с горизонта» употребляется тогда, когда говорят о человеке, давно уже не появлялся в кругу его знакомых, близких. Вот предложение, где встречается это выражение: «Этот человек совсем исчез с моего горизонта, и я не знаю, где он».

А теперь вы можете объяснить значение выражения «появился на горизонте»?

2. Прочитайте и расскажите о чём этот текс. Озаглавьте его.

Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода в море нужен был попутный ветер. Ветер надувал паруса и направлял судно вперёд. Выражение «попутный ветер» стало употребляться и в другом значении: пожелать кому-либо попутного ветра – значит, пожелать удачи.

3. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.

4. Заменить данные сочетания слов выражениями из слов для справок.

  • Обмануть.

  • Очень много.

  • Неизвестно когда.

  • Очень давно.

  • Свободный для транспорта путь.

  • Очень быстро.

Слова для справок: зелёная улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, после дождичка в четверг, при царе Горохе, прокатить с ветерком.

5. Подготовьтесь объяснить смысл пословицы.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

В каких случаях так говорят?

При знакомстве детей с написанием трудных слов работаю над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах, правильного употребления в речи неизменяемых имён существительных (пальто, метро, шоссе), имён существительных в форме Р. п. мн. ч., словосочетаний некоторых существительных (картофель, помидор) с другими словами. Кроме того, знакомство с «волшебными словами» (здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношения друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным.

Вот несколько примеров упражнений, способствующих развитию у детей культуры речи.

1. Подготовьтесь правильно прочитать слова вслух:

километр – километры – километров – километровый;

килограмм – килограммы – килограммов – килограммовый.

Составьте и запишите предложение с одним из слов.

2. Прочитайте.

Сегодня, сегодняшний.

Подготовьтесь правильно произнести эти слова вслух.

3. По ритму стиха определите, как произносится слово комбайнер.

Комбайнер жатвою пропах.

Он раньше птиц на старте.

Могучий полевой размах

Вошёл в его характер.

(Е. Шевелёва)

Друзья о космосе мечтают,

Я комбайнёром быть хочу.

Ну что ж! Ребята пусть летают,

А я им хлеб намолочу!

(В. Сибирский)

Прочитайте стихи вслух. Заметьте – слово комбайнер допускает двоякое произношение: комбайнер и комбайнёр. Правильнее произносить комбайнер.

4. Прочитайте. Найдите в предложение слово, которое не изменяется. Как определить падеж этого существительного?

  1. Недалеко от шоссе стояла одинокая сосна.

  2. По шоссе идут колонны грузовиков.

  3. С просёлочной дороги автомобиль свернул на шоссе.

Составьте своё предложение с этим словом и определите падеж.

5. Прочитайте. Спишите любое предложение, вставляя подходящее по смыслу слово благодарности из слов для справок.

  1. -- …, мамочка, обед был очень вкусный! – сказала Таня, вставая из-за стола.

  2. -- …, тётя Лена, за книгу, она мне очень понравилась, -- произнесла тихо Вера.

  3. Папочка, … тебе от всех ребят. Им очень понравилась экскурсия,-- сказал сын отцу.

Слова для справок: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.

В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении слов из словаря, я предлагаю детям игры типа «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?», «Кто больше?», «Кто лучше?».

1. «Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибётесь:

Герой, комбайн, жёлтый, осина.

2. «Кто больше?» К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).

Сирень, помидор, морковь, огурец, осина.

(Чёрный, жёлтый, командир).

3. «Кто быстрее?» К данным словам подберите противоположные по значению слова из «Словаря»:

Белый, юг, запад, грустно, медленно, прощай, плохо.

4. «Кто быстрее?» Вспомните, о ком так говорят:

Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока.

5. «Кто правильнее?» Кого так называют:

Тракторист, шофёр, агроном, инженер, директор.

  • «Кто быстрее и правильнее?» К данным словам подберите слова из «Словаря», чтобы получились правильные словосочетания и напишите их.

Жареный …, восточный …, солёный …, тракторный …, зелёная …, сытный …, школьный …, прекрасная …, огородные ….

Переходить (что?)…, рисовать (чем?)…, выращивать (что?)…, гордиться (кем?)….

7. «Кто лучше и интереснее?»

1) Составьте текст-описание на любую из данных тем.

  • Ну и огурчик!

  • Молодая осинка.

  • Ох уж эта лисица.

  • Заяц-беляк.

2) Составьте небольшой текст повествовательного характера на одну из данных тем.

  • Как я помогал бабушке убирать урожай.

  • Как приготовить винегрет.

  • День Победы.

  • Моя Родина.

3) Составьте небольшой текст-рассуждение на одну из данных тем.

  • Почему я хочу стать художником?

  • Шофёр – самая лучшая профессия.

  • Какая профессия самая лучшая.

4) Какую бы картину ты нарисовал к такому выражению:

  • Ждать у моря погоды.

  • Яблоку негде упасть.

  • Одна нога здесь, другая там.

8. Игра «Кто больше?»

    • Вспомните загадки, отгадками которых являются словарные слова. Загадайте их товарищам.

    • Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух.

    • Вспомните литературные произведения, в названиях которых есть словарные слова.

    • Вспомните стихи, в содержании которых есть словарные слова, прочитайте их.

9.Разгадайте кроссворд «Спрятанные слова».

Впишите в клетки словарные слова, обозначающие:

  1. Указание местожительства.

  2. Упакованные вещи, которые пассажир берёт в дорогу.

  3. Вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

  4. Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями и кустарниками.

hello_html_5b303044.jpg

Для правильного закрепления написания словарных слов использую вопросы шуточного характера, например:

  • В каких словах живёт рак? (ЗавтРАК, РАКета).

  • В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, Дорога).

  • Какие слова любит ворона? (КАРандаш, КАР ТИНА, КАРтофель).

  • А лягушка? (КВАртира, МосКВА).

  • В каких словах ель растёт? (УчитЕЛЬ, понедЕЛЬник, картофЕЛЬ).

Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

Мой первый слог – крик птицы.

Два других на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда. (Картина).


Прибавьте О к единице длины,

И вмиг она преобразится.

А как? Подумать вы должны.

Скажу лишь: под землёй помчится. (Метро).


Ещё одна работа над словарными словами является важной для лингвистического развития и даёт положительные результаты при усвоении слов с непроверяемым написанием. Учителя русского языка в среднем звене применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимание его точного смысла, умение связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным (упрощённым). Ученикам нравится, когда все вместе «разгадываем» написание того или иного трудного слова.

Так, в 4 классе изучаем слова телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть теле- пришла в русский язык из греческого и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов.

В латинском языке есть приставки кон-, ко-, ком-, кол-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомлю учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета, команда, командир, коммунист, комиссия, компот, коллекция, коллективный.

Также хорошо усваивают слова с латинской приставкой де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация и т. д.

Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использую замену развёрнутого определения одним словом из словаря. Учащиеся получают задания типа «Ответь письменно одним словом»:

  • Комната для занятий в школе.

  • Человек, который едет в поезде.

  • Площадка, с которой производится посадка на поезд.

Или другие задания.

1. Ответить на вопрос одним словом:

  • Кто продаёт билеты в кассе?

  • Какую единицу массы составляет тысяча граммов?

  • Как называется группа лиц, объединённых общей работой?

  • Как называется рисунок в книге?

2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова:

  • Сообщение по телеграфу -- … .

  • Килограмм -- это тысяча … .

  • Смотр готовности войск -- … .

  • Специалист в области земледелия -- … .

  • Огородное растение, растущее кочаном -- … .

  • Учреждение, в котором выдают книги -- … .

Для детей этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении степень запоминания значительно повышается.

Упражнения по картине и тексту как виды речевой деятельности ставят учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений, они предполагают обогащение словаря учащихся, с помощью которых можно проводить анализ картины, создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия. Сюда входят следующие упражнения:

  1. Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем.

  2. Работа с карточками контекстуальных синонимов. Например: «Прочитайте слова на карточке (художник, живописец, автор). Используйте эти синонимы в беседе по картине. Попробуйте составить свои предложения с этими словами и записать.

  3. Объяснение значений слов с помощью различных приёмов: определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и т. д.

Диктанты являются одним из основных видов орфографических упражнений. По своим целям, характеру, способам они отличаются большим разнообразием. Особое внимание уделяю таким его видам, как творческий, свободный, выборочный, словарный.

Выборочный диктант – это такой вид упражнений, когда из предложенного текста учащиеся выписывают лишь отдельные языковые единицы. Данный вид диктанта требует от учащихся осознанного отношения к воспринимаемому тексту, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, экономит время и может быть больше по объёму, чем обычный, поскольку записывается не весь текст и позволяет использовать более сложные речевые конструкции.

Можно предложить такие варианты выборочного диктанта: выбор и запись слов в том виде, в котором они встречаются в тексте и выборочная запись с предварительным изменением слов. В качестве наглядного материала на уроке используется репродукция картины, если содержание текста связано с ней. Это помогает учащимся лучше усваивать слова. Эти диктанты обычно проводятся на заключительном этапе изучения темы. Работа на этом этапе может быть как коллективная, так и самостоятельная. Пример текста для выборочного диктанта:

Борьба за урожай.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям богатый урожай.

Среди важных дел – уход за овощами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы колхозникам летом. Нужно умело подкормить капусту, вовремя прополоть морковь, помидоры, картофель. Большую помощь оказывают им агрономы. Почётна эта работа на селе.

Свободный диктант представляет собой вид упражнения, сочетающий в себе черты и диктанта, и изложения. При записи текста учащиеся имеют право на некоторое его изменение. Текст диктуется, как правило, не по предложениям, а по абзацам или группе предложений. Достоинством данного вида работы является направленность на обогащение словаря детей, на развитие умения пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли.

Примером текста для такого диктанта может служить описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Наклонной линией разделены фрагменты, по которым диктуется текст.

Грачи прилетели.

На картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил простой уголок русской природы./

Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. Всё в природе освещено весенним солнцем./

На берёзах в своих гнёздах радостно галдят, суетятся грачи. Они вернулись домой./

Рядом течёт неспешная жизнь людей. Из трубы дома струится дымок. На фоне неба выделяется стройный силуэт сельской церкви./

Мир картины хорошо знаком и дорог нам. В нём живёт душа нашей Родины.

Творческий диктант может иметь два варианта: с изменением и дополнением текста. Первый вариант предполагает замену одних слов другими. Второй вариант предполагает вставку в исходный текст отдельных слов или словосочетаний.

Творческий диктант по картине занимает особое место, поскольку способствует формированию не только орфографических, но и коммуникативно-речевых умений.

Урок, на котором проводится творческий диктант, имеет следующие этапы: рассматривание репродукции картины, беседа по её содержанию, знакомство с заданием, требующим изменения или дополнения текста, чтение учителем диктанта, составление плана, подбор языковых единиц, которыми дополняется или изменяется текст, повторное чтение текста учителем и написание, проверка.

Языковая подготовка к написанию творческого диктанта. Учитель сообщает учащимся, о том, что они должны будут вставить прилагательные во время пауз при чтении текста. Чтобы выполнить это задание, дети вновь рассматривают картину, выделяют основные микротемы и коллективно подбирают прилагательные к существительным. На основе этой работы на доске появляется следующая запись:

Солнце – яркое, жгучее, прекрасное.

Небо – голубое, прозрачное, лазурное.

День – летний, жаркий, прекрасный.

Дворик – московский, уютный, тихий.

Трава – весенняя, зелёная, свежая.

Кусты – ветвистые, густые, пахучие.

Дома – невысокие, деревянные, деревенские.

Церковь – старинная, небольшая, красивая.

Ребятишки – маленькие, шаловливые, весёлые.

Ведро – тяжёлое, полное, железное.

Лошадёнка – неказистая, лохматая, рыжая.

При письме прилагательные можно подбирать самостоятельно и пользуясь таблицей, при этом необходимо подчеркнуть прилагательные волнистой линией, выделить в них окончание, определить их число и падеж.

Московский дворик.

Перед нами картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».

Начало лета. … солнце освещает … дворик. … трава кажется изумрудной. За … кустами сирени почти скрыт барский дом. Вдали видны крыши … домов. Горят на солнце купола … церкви. Своим сиянием они усиливают ощущение зноя … дня. Но пейзаж дополнен и другими образами. Идёт с … ведром женщина. На … траве играют … ребятишки. Ждёт своего хозяина … лошадёнка.

Картина привлекает нас чистотой и звучностью цвета, создаёт настроение покоя и тишины.

На уроках использую словарные диктанты, позволяющие усваивать лексику, помогающую младшим школьникам проводить анализ картину, писать сочинения.

Например, учитель диктует развёрнутое определение, учащиеся записывают одно слово, обозначающее данное понятие:

  1. Произведение живописи. (Картина).

  2. Изображение человека на картине. (Портрет).

  3. Коллективное посещение музея с познавательной целью. (Экскурсия).

  4. Очень красивый, очень хороший. (Прекрасный).

  5. Создание художественных образов с помощью красок. (Живопись).

  6. Область искусства, ограниченная определённым кругом тем. (Жанр).

  7. Рисунок к тексту, поясняющий его. (Иллюстрация).

  8. Краски, разводимые водой. (Акварель).

  9. Человек, который пишет картины. (Художник).

  10. Набросок к будущей картине, незаконченный рисунок. (Эскиз).

  11. Рисунок, выполненный с натуры. (Этюд).

  12. Картина с изображением предметов: цветов, утвари, снеди. (Натюрморт).

  13. Картина с изображением природы. (Пейзаж).

  14. Размер (длина и высота) произведения искусства. (Формат).

Этот вид упражнений помогает не только формировать орфографический навык, но и способствует развитию речи и мышления младших школьников. Он может проводиться и на основе слов, не включающих непроверяемые орфограммы для лучшего усвоения детьми этих понятий.

Такие слова, как картина, портрет, экскурсия, прекрасный входят в состав слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, изучаемыми в начальных классах. Написание других слов учащиеся должны усвоить для того, чтобы потом осознанно использовать их в будущих творческих работах.

Активная роль отводится на уроке презентации. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяю, чаще всего при помощи программы Power Point , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована с помощью мультимедийного проектора.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков русского языка мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой словарной темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Для построения контрольно-тренировочных программ по русскому языку предпочтение отдаю обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных» правил, то есть правил, имеющих один и тот же опознавательный или дифференцирующий признак орфограммы. Предлагаю также дополнительную информацию, отсутствующую в школьном учебнике, например, фрагменты из научно-популярных книг о языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее реализовать возможности компьютера. При этом отбираю заранее занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие языковую догадку и чутье. Кроме того, такой материал сопровождается наглядным раскрытием языковых явлений: рисунками, мультипликацией.

Форма подачи материала различна:

1.Повторение формулировок правил, представленных в учебнике.

2. Наглядное «раскрытие» правила.

Использую таблицы.

Например:

  1. традиционные словарные таблицы, содержащие конкретный языковый материал;

  2. таблицы- схемы, моделирующие те или иные орфографические правила;

  3. алгоритмы, отражающие структуру и содержание орфографических правил;

  4. опорные конспекты и сигналы как разновидность схем.

Возможность и дидактическая значимость использования таблиц-схем в методике преподавания русского языка доказаны, так как они раскрывают модель правила и вооружают учащихся ориентирами для его применения. Кроме того, подобные таблицы дают возможность представить материал в компактной форме. При построении таблиц использую графические возможности компьютера, прежде всего привычные для школьников условные обозначения (но не исключены и дополнительные): цвет, высвечивание наиболее существенной информации, мигание, мультипликация (движущиеся рисунки).

Как известно, в методике обучения русскому языку выделяют три основных этапа формирования орфографического навыка:

  1. нахождение орфограммы;

  2. выбор соответствующего орфограмме правила;

  3. применение правила в конкретной ситуации.

С помощью компьютера можно обеспечить работу на всех этих этапах.

Перечисленные виды работ над словами с непроверяемыми написаниями позволяют мне заинтересовать детей значением изученных слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Я думаю, что только при правильной организации словарно-орфографических упражнений, когда они проводятся в широком плане и во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей и не замыкаются в узкие рамки» заучивания» слов, -- только при этом условии данная работа становится и содержательной, и интересной для детей, а стало быть и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.

Новизна технологии.

Новизна данной технологии заключается в применении новых информационных технологий в традиционном начальном образовании, что позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.








































































Технология организации повышения орфографической зоркости учащихся средствами словарной работы с использованием ИКТ.
  • Начальные классы
Описание:

Русский язык в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребёнка как Человека, а словарная работа - это систематическая, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся все годы обучения. Поэтому предметом моего исследования является тот структурный компонент обучения, который подчинён  цели: знакомству со словом, осознанию и умелому использованию, как всего слова, так и его составляющих.

Автор Клинова Лариса Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1694
Номер материала 20017
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓