Главная / Физика / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ



Технология обучения, основанная на системном подходе, адоптирована для работы в системе среднего образования с 1994г. Эта технология предполагает использование блочного системного структурированного представления изучаемого материала.

Для меня особый интерес в работе по данной технологии вызывает вопросы преобразования учебной информации, создания структурных схем. В работе по сворачиванию информации в лаконичные структурные схемы наблюдается значительный рост активности учащихся, развитие навыков мышления. Блочные системные, структурные схемы помогают быстро запомнить материал. Увидеть его с разных сторон, понять взаимосвязи элементов в теории, увязать материал с действительностью. Для полноценной реализации технологии системного подхода необходимо проводить обучение в соответствии со всеми элементами технологии, а не выборочно.

Работа по технологии требует соблюдения следующих моментов:

- показ изучаемого материала с выделением ведущей идеи, входной контроль с актуализацией опорных знаний и информацией о коррекции знаний;

- обучение рациональным способом сворачивания информации, что позволяет лучше понять и быстро запомнить её;

- обучение умениям системного мышления: обобщению, анализу, сравнению выделению главного, установлению причинно- следственных связей;

- проведение исследовательской работы (если позволяет учебный материал) с учебником или схемой по выявлению влияющих факторов, проблем по изучаемым явлениям. Исследовательскую работу я провожу либо в группах с распределением ролей, либо всем классом по типу « мозгового штурма»; работа по выявлению и учету влияющих факторов и их последствий оживляет материал, позволяет увидеть связи с другими науками, сферами жизни;

- возможность для учащихся иметь на каждом уроке оценку (самооценку или взаимооценку, оценку по текстам), соответствующую целям обучения, что повышает ответственное отношение к уроку;

- развитие навыков самоконтроля, самооценки для включения механизмов самоуправления в учёбе и поведении.

По философской основе это гуманистическая педагогическая технология, её фундаментом является система воззрений, признающая ценность человека как личности.

По концепции усвоения это развивающая педагогическая технология, поскольку организация обучения осуществляется по теоретическому типу, наиболее благоприятному для умственного развития ребёнка.

По подходу к ребёнку её можно классифицировать как личностно ориентированию, так она ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов (здесь четко прослеживается связь со здоровье сберегающими технологиями).

По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, и работу в парах.

И, наконец, по категории обучающихся, то есть по контингенту учащихся, к которым было бы применима данная технология обучения, технология Т.Т. Галиева идеально подходит как для работы с учащимися, требующими педагогической коррекции и поддержки, поэтому её можно было бы назвать технологией компенсирующего обучения, таки для учащихся массовой общеобразовательной школы

Обучение по технологии, основанной на системном подходе, я строю в форме непрерывной дидактической игры, которая состоит из нескольких этапов

- целеполагания;

- планирования;

- реализации цели;

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Я стараюсь чётко поставить цель обучения и спрогнозировать педагогический результат.

На первом этапе провожу входной контроль знаний и умений (по вопросам, связанным с изучаемой темой) для определения готовности учащихся к активной познавательной деятельности и возможной коррекции знаний учащихся. По результатам входного контроля и в зависимости от адаптации к учебному процессу распределяю роли: консультант, успевающие, неуспевающие, причём эти роли меняются в зависимости от успехов в учёбе. Консультанты привлекаются к собеседованию с неуспевающими для коррекции их знаний.

На втором этапе осуществляю планирование самостоятельной деятельности. Учащиеся знакомятся с карточками самоуправления, которые содержат вопросы для оценки знаний. Уровней знаний и умений отмечаются самими учащимися (чаще всего они вполне объективные), я ставлю аналогичную оценку в свой журнал. Карточка самоуправления хороша тем, что в ней отмечаются характерные черты познавательной активности (отношение к занятиям, умение исследовать, умение обобщать, умение решать проблемы, умение сотрудничать, самостоятельность), что реализует и воспитательную функцию оценки.

Третий этап – организация учебной деятельности. По технологии, основанной на системном подходе, возможны два пути достижения системных знаний у детей это:

- особое структурирование учебного материала;

- обучение школьников методам научного познания.

Наиболее оптимальным вариантам является сочетание обоих этих путей. Изучение информации на уроке я начинаю с блочной системной структурной схемы, которая состоит, как правило, из нескольких частей: блока основной теории; системного анализа; влияющих факторов; проблем, которые могут сопутствовать основной теории или существовать в ней, практики, опыта, эксперимента.

После изучения основной теории, я предлагаю учащимся заняться системным анализом изучаемой информации, её составом, связями, функциями, изучением терминов, понятий.

Затем учащиеся приступают к выполнению практических работ с включением опыта, знаний и дальнейшим подробным изучением данного блока информации.

Схемы, сконструированные по логике системного подхода к представлению изучаемого материала, используются в качестве инструментария для активизации познавательной деятельности и творческого мышления обучаемых.

На заключительном этапе изучения темы я ещё раз обращаю внимание учащихся на общую схему с целью закрепления и уточнения взаимосвязи между отдельными её компонентами. В процессе своей деятельности, учащиеся постепенно осваивают отмеченные в карточках самоуправления вопросы, предварительно оценивая себя и затем корректируя эти знания с преподавателем или консультантом.

Для самоконтроля и аттестации учащихся я использую карточки трёхуровневых заданий, которые содержу контрольные вопросы, задания трёх уровней сложностей: высокого, среднего и низкого. Уровень задания учащиеся выбирает сами, что позволяет им входе учебного процесса откорректировать самооценку до адекватной. В конце каждого информационного блока предусматривает объективный контроль знаний в виде текстов.

Работая по технологии системного подхода на основе учебного системного структурированного представления изучаемого материала, я поняла, что обучение, входе учебной деятельности решает такие проблемы.

1) формирование навыков активного системного мышления на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов;

2) организации деятельностных зон общения учащихся на деловом и духовом уровнях общения;

3) учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся через реализацию сотрудничества, разно уровневых заданий, карточек самоуправления;

4) включения психологических механизмов самоконтроля, самообучения, самоусовершенствования;

5) постепенный переход обучения в самообучения;

6) значительное сокращение времени на изучение тем;

7) систематический контроль знаний и умений, возможность обучение без учебников.

И в итоге следует отметить, что использование даже некоторых элементов технологии способствует рождению внутренней мотивации к обучению (карточка самоуправления, самоконтроль, решения проблемных вопросов с учетом влияющих факторов, карточка трёхуровневых заданий), что,

несомненно, является проблемой традиционной школы. Решение этих вопросов способствует раскрытию и использованию творческих способностей учащихся, выявлению его исследовательских возможностей по получению новой информации, возможность утвердиться, показать свои знания, применить знания на практике, увидеть их значимость.

В технологии обучения системного подхода заложено многоуровневое развитие внешней и внутренней мотивации, воли личности обучаемого, самоуправления со свободой выбора целей, уровней заданий, ценностей. Познавательная деятельность в технологии нацелена на осознанное восприятие и построено соответственно пути познания (синтез 1+ анализ + сравнение + выделение главного + синтез 2), на что сориентированы и отбор содержания, методов и форм организации учебного процесса.

Сотрудничество ученика с учителем и одноклассниками рождает в совместном труде рефлексивные знания о собственных возможностях, а развиваемое в результате сотрудничества самосознание повышает эффективность деятельности и является исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития образовательных потребностей, а вслед за осознанием самого себя постепенно на деле начинают надёжно развиваться процессы самовыражения, самореализации и само регуляции.


Список используемой литературы:


1. М.Р. Ковжасарова «Технологизация учебного процесса»


2. Г.К. Селевко «Теоретические основы технологии системного подхода»

3. Т.Т. Галиев «Технология обучения, основанная на системном подходе»









Приложение 1

КАРТОЧКА САМОУПРАВЛЕНИЯ







































































































































Предмет

Русский язык 10 класс








Раздел (тема)

Имя прилагательное





Познавательная деятельность





Дата

















вопросы

















фамилия, имя

уровень знаний и умений

теория

практика

3-х уровневые задачи

самостоятельная работа

контроль

самостоятельная работа

Конт

роль

отношение к занятиям

интерес к изучаемому материалу

умение работать с литературой

самостоятельность

творчество

познавательная активность

итого












1 2

1 2

1 2

1 2

1 2


1

2

3

4

5

6

7

8

25

26

А1 А2

А3 А4

А5 А6

А7 А8

А9 А10

А11 А12


Демчук Виталий

5

















4

















3
















Понятия





































































ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ
  • Физика
Описание:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ

 

 

Технология обучения, основанная на системном подходе, адоптирована для работы в системе среднего образования с 1994г. Эта технология предполагает использование блочного системного структурированного представления изучаемого материала.

     Для меня особый интерес в работе по данной технологии вызывает вопросы преобразования учебной информации, создания   структурных схем. В работе по сворачиванию информации в лаконичные структурные схемы наблюдается значительный рост активности учащихся, развитие навыков мышления. Блочные системные, структурные схемы помогают быстро запомнить материал. Увидеть его с разных  сторон, понять взаимосвязи элементов в теории, увязать материал с действительностью.              Для полноценной реализации технологии системного подхода необходимо проводить обучение в соответствии со всеми элементами технологии, а  не выборочно.  

      Работа по технологии требует соблюдения следующих моментов:

- показ изучаемого материала с выделением ведущей идеи, входной контроль с актуализацией опорных знаний  и информацией  о коррекции знаний; 

 - обучение рациональным способом сворачивания информации, что позволяет лучше понять и быстро запомнить её; 

- обучение умениям системного мышления: обобщению, анализу, сравнению  выделению главного, установлению причинно- следственных  связей; 

- проведение исследовательской работы (если позволяет учебный материал) с учебником  или схемой по выявлению влияющих факторов, проблем по изучаемым  явлениям. Исследовательскую работу я провожу  либо в группах с распределением   ролей, либо всем классом по типу « мозгового штурма»; работа по выявлению и учету влияющих факторов и их последствий  оживляет материал, позволяет увидеть связи  с другими  науками, сферами  жизни; 

- возможность для учащихся иметь на каждом уроке оценку (самооценку или взаимооценку, оценку по текстам), соответствующую целям обучения, что повышает ответственное отношение к уроку; 

- развитие навыков самоконтроля, самооценки для включения механизмов самоуправления в учёбе и поведении.

      По философской основе это гуманистическая педагогическая технология,  её фундаментом является система воззрений, признающая  ценность человека как личности.                                                                                                

      По концепции усвоения это развивающая педагогическая  технология, поскольку организация обучения осуществляется  по теоретическому типу, наиболее благоприятному для умственного развития ребёнка.

      По подходу  к ребёнку её можно классифицировать как личностно ориентированию, так она ставит в центр образовательной  системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов (здесь четко прослеживается связь со здоровье сберегающими технологиями).

      По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, и работу в парах.  

       И, наконец, по категории  обучающихся, то есть  по контингенту учащихся, к которым  было бы  применима данная технология обучения, технология  Т.Т. Галиева  идеально  подходит как для работы с учащимися, требующими педагогической коррекции и поддержки, поэтому её можно было  бы назвать технологией компенсирующего обучения, таки для учащихся  массовой общеобразовательной школы

        Обучение  по технологии,  основанной на системном подходе, я строю в форме непрерывной  дидактической игры, которая состоит из нескольких этапов

                                       - целеполагания;                  

                                       - планирования;

                                       - реализации цели;

                                       - анализа результатов, в которых  личность полностью реализует себя как субъект. Я стараюсь чётко поставить цель обучения и спрогнозировать педагогический результат.

       На первом этапе провожу входной контроль знаний и умений (по вопросам, связанным с изучаемой темой) для определения готовности учащихся к активной познавательной деятельности и возможной коррекции  знаний учащихся. По результатам входного контроля и в зависимости от адаптации к учебному процессу распределяю роли: консультант, успевающие, неуспевающие, причём эти роли меняются в зависимости от успехов в учёбе. Консультанты привлекаются к собеседованию с неуспевающими для коррекции их знаний.

       На втором этапе осуществляю планирование самостоятельной деятельности. Учащиеся знакомятся с карточками самоуправления, которые содержат вопросы для оценки знаний. Уровней знаний и умений отмечаются самими учащимися (чаще всего они вполне объективные), я ставлю аналогичную оценку в свой журнал. Карточка самоуправления хороша тем, что в ней отмечаются характерные  черты  познавательной   активности (отношение к занятиям, умение исследовать, умение обобщать, умение решать проблемы, умение сотрудничать, самостоятельность), что реализует и воспитательную функцию оценки.

        Третий этап – организация учебной деятельности. По технологии, основанной на системном подходе, возможны два пути достижения системных знаний у детей это:

        - особое структурирование учебного материала;

        - обучение школьников методам научного познания.

        Наиболее оптимальным вариантам является сочетание обоих этих путей. Изучение информации на уроке я начинаю с блочной системной структурной схемы, которая состоит, как правило, из нескольких частей: блока основной теории; системного анализа; влияющих факторов; проблем, которые могут сопутствовать основной теории или существовать в ней, практики, опыта, эксперимента.

        После изучения основной теории, я предлагаю учащимся заняться системным анализом изучаемой информации, её составом, связями, функциями, изучением терминов, понятий.

        Затем учащиеся приступают к выполнению практических работ с включением опыта, знаний и дальнейшим подробным изучением данного блока информации.

        Схемы, сконструированные по логике системного подхода к представлению изучаемого материала, используются в качестве инструментария для активизации познавательной деятельности и творческого мышления обучаемых.

        На заключительном этапе изучения темы я ещё раз обращаю внимание учащихся на общую схему с целью закрепления и уточнения взаимосвязи между отдельными её компонентами. В процессе своей деятельности, учащиеся постепенно осваивают отмеченные в карточках самоуправления вопросы, предварительно оценивая себя и затем корректируя эти знания с преподавателем или консультантом.

        Для самоконтроля и аттестации учащихся я использую карточки трёхуровневых заданий, которые содержу контрольные вопросы, задания трёх уровней сложностей: высокого, среднего и низкого. Уровень задания учащиеся выбирает сами, что позволяет им входе учебного процесса откорректировать самооценку до адекватной. В конце каждого информационного блока предусматривает объективный контроль знаний в виде текстов.

        Работая по технологии системного подхода на основе учебного системного структурированного представления изучаемого материала, я поняла, что обучение, входе учебной деятельности решает такие проблемы.

       1) формирование навыков активного системного мышления на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов;

       2) организации деятельностных зон общения учащихся на деловом и духовом уровнях общения;

       3) учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся через реализацию сотрудничества, разно уровневых заданий, карточек самоуправления;

       4) включения психологических механизмов самоконтроля, самообучения, самоусовершенствования;

       5) постепенный переход обучения в самообучения;

       6) значительное сокращение времени на изучение тем;

       7) систематический контроль знаний и умений, возможность обучение без учебников.

        И в итоге  следует отметить, что использование даже некоторых  элементов технологии способствует  рождению внутренней  мотивации к  обучению (карточка самоуправления, самоконтроль, решения проблемных вопросов с учетом  влияющих факторов, карточка трёхуровневых заданий), что,

несомненно,  является проблемой  традиционной школы. Решение этих вопросов способствует  раскрытию и использованию  творческих  способностей  учащихся, выявлению его исследовательских  возможностей  по получению  новой  информации, возможность утвердиться, показать свои знания, применить знания на практике, увидеть их значимость.

В технологии обучения системного подхода  заложено многоуровневое развитие внешней и внутренней мотивации, воли личности обучаемого, самоуправления  со свободой выбора целей, уровней заданий, ценностей. Познавательная деятельность в технологии нацелена  на осознанное восприятие и построено соответственно  пути познания (синтез 1+ анализ + сравнение + выделение главного + синтез 2), на что сориентированы и отбор содержания, методов и форм организации учебного процесса.                                  

        Сотрудничество ученика с учителем и одноклассниками  рождает в совместном труде рефлексивные знания о собственных возможностях, а развиваемое в результате сотрудничества самосознание повышает эффективность деятельности и является исходным началом  мотивации, которое усиливается по мере развития образовательных потребностей, а вслед   за осознанием самого себя  постепенно на деле начинают надёжно развиваться процессы  самовыражения, самореализации и само регуляции.

 

Список используемой литературы:

 

1. М.Р. Ковжасарова  «Технологизация  учебного процесса»

 

2. Г.К. Селевко  «Теоретические основы технологии системного подхода»

3. Т.Т. Галиев «Технология  обучения, основанная на системном подходе»

 

 

 

 

 

 

 

Автор Радионова Екатерина Яковлевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 45237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓