Инфоурок Математика Другие методич. материалыТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Скачать материал

Валентина Тимофеевна Савельева,

преподаватель высшей квалификационной категории,

ГБПОУ РО «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна им. В.В. Самарского»,

г. Волгодонск

 

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Одной из актуальных задач образования является повышение качества обучения. Решение этой проблемы невозможно без применения современных педагогических технологий. В своей работе я использую технологию модульного обучения. Эта технология дает возможность решить многие проблемы, с которыми педагоги сталкиваются на уроках:

-       организация самостоятельного учения,

-       дифференциация и индивидуализация обучения,

-       развитие интеллекта, самостоятельности,

-       формирование умений и навыков самоуправления,

-       активизация познавательной деятельности обучающихся.

При использовании технологии модульного обучения существенно меняется роль преподавателя, который

-  становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе,

-  осуществляет мотивационное управление учением каждого студента, оказывает педагогическую помощь и поддержку, создает ситуацию успеха,

-  демонстрирует полное доверие студенту, веру в его возможности.

Основные правила, которыми пользуется преподаватель, работающий по этой технологии следующие:

                1. Содержание учебного материала представлено в самостоятельных, законченных комплексах с краткими конспектами теоретического материала, заданиями для самостоятельной работы и методическими рекомендациями к их выполнению.

                2. Обучающиеся большую часть учебного времени работают самостоятельно; учатся работать с учебной литературой, деловому общению; учатся планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

                3. Преподаватель общается со студентами посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет, подбадривает.

                4. В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль. Оценивание при этом только содержательное.

                5. После завершения работы по каждому микромодулю проводится проверочная самостоятельная работа, оценки выставляются в журнал. По окончании изучения модуля темы проводится выходной контроль в виде письменной контрольной работы, выставляется оценка. На основании оценок за проверочные самостоятельные работы и оценки за контрольную работу ставится оценка за тему.

 Изучение каждого модуля, который соответствует определенной теме учебной программы, начинается с сообщения темы, объема учебного материала и системы контроля. Каждый студент получает лист контроля темы, в котором указаны критерии выставления оценок:

- оценка «3» - выполнены все задания со знаком  (уровень обязательной подготовки);

- оценка «4» - дополнительно к предыдущим заданиям правильно выполнена большая часть задания со знаком     (типовые задания, решение которых состоит из нескольких действий);

- оценка «5» - в дополнение к предыдущим заданиям правильно выполнена большая часть задания со знаком * («нестандартные» задачи, требующие логических рассуждений).

Планирование уроков соответствует структурированию деятельности обучающегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация, контроль. Обычно изучение одного микромодуля (см. приложение 1) рассчитано на три пары (3 занятия).

Занятие 1.  Соответствует первому этапу учебной деятельности – восприятию, осмыслению, запоминанию. Тип урока – изучение и усвоение новых знаний, формирование умений, навыков. Вид урока – лекция с использованием компьютерных технологий, (киноурок с последующим анализом и обобщением). Организационный этап занятия начинается с сообщения темы и целей, мотивации учебной деятельности и установок на воспроизведение, осмысление, запоминание материала.

Каждая последующая тема обычно вытекает из предыдущей, поэтому один из важнейших этапов урока – актуализация опорных знаний и способов познавательных действий. Это объективное условие прочного запоминания и осознанного усвоения знаний.

Актуализация плавно переходит в следующий этап – формирование новых понятий и способов действий. Используя готовые конспекты, мультимедийный комплекс, таблицы и плакаты преподаватель излагает новый материал. Студенты в этот момент не делают никаких записей, они слушают, отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы. Активизация познавательной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, задаваемых обучающимися.

После краткой лекции учебный материал записывается в конспект: на каждом столе имеется конспект лекции. При записи конспекта происходит первичное усвоение новых понятий.

Следующий этап учебной деятельности соответствует осмыслению, запоминанию и применению полученной информации. На этом этапе все работают по зачетным листам (см. приложение 2): выполняют задания обучающей самостоятельной работы . При выполнении обучающей самостоятельной работы можно использовать учебник, рекомендации к выполнению заданий, имеющиеся в зачетном листе, обсуждать решение с соседом по парте, задавать вопросы преподавателю. Такая организация учебной деятельности способствует созданию «ситуации успеха» - каждый решает на уровне, который доступен, каждый реализует свои возможности. Данный этап урока полностью зависит от содержания  заданий самостоятельной работы: они не должны быть однообразными, каждое последующее должно опираться на предыдущее. Проверка обучающей самостоятельной работы проводится по решебникам: студент получает решение и сверяет свои записи. При этом каждый заполняет лист контроля (см. приложение 3). На основании этих листов преподаватель делает выводы об усвоении учебного материала и учитывает их при проведении второго занятия по этому микромодулю.

 Подведение итога занятия проводится методом беседы по ключевым вопросам темы. Домашнее задание – материал, записанный в конспекте, изучить по учебнику, выполнить упражнении диагностической самостоятельной работы в объеме, сделанных на занятии.

Занятие 2. Продолжается второй этап учебной деятельности – применение и обобщение. Основные этапы этого занятия:

                                    1.    Организационный.

  Сообщается тема, цели, план работы.

                                    2.    Проверка по решебникам диагностической самостоятельной работы

(ДС) и заполнение листов контроля.

Преподаватель при этом выборочно просматривает домашнее задание (ДС), проверяет наличие его у каждого. По окончании проверки преподаватель объясняет решение заданий, вызвавших затруднения.

                                    3.    Выполнение заданий обучающей самостоятельной работы (ОС).

Учащиеся продолжают выполнять работу, начатую на предыдущем занятии. Форма организации такая же, как на предыдущем занятии.

                                    4.    Проверка обучающей самостоятельной работы по решебнику,

 заполнение листов контроля и самооценка.

                                    5.    Задание на дом.

 Выполнить оставшуюся часть диагностической самостоятельной работы.

                                    6.Итог занятия подводится по оценкам, выставленным в листах

  контроля.

Занятие 3. Соответствует этапу систематизации и контроля знаний. После организационного этапа урока студенты по решебнику сверяют выполненное домашнее задание и выставляют себе оценку за диагностическую самостоятельную работу. Итоговый контроль по микромодулю проводится с помощью проверочной самостоятельной работы, составленной в четырех вариантах. Итоги работы сообщаются на следующем занятии.

         Работа над модулем темы завершается «нестандартным» уроком, который проводится перед контрольной работой. Цель такого занятия – повторение и систематизация знаний по изученной теме. Примеры таких занятий: дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?», урок-КВН, дидактическая игра «Восхождение на пик производной» и другие.

Подводя итоги работы по технологии модульного обучения можно сделать вывод: результаты положительные. Сравнительный анализ результатов работы по технологии модульного обучения подтверждает ее эффективность по сравнению с традиционным обучением.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                      Гульчевская В.Г. Технологии развивающего обучения.-Ростов н/Д,1998.

2.                      Гульчевская В.Г. Современные педагогические технологии в профильном и предпрофильном обучении : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования, 2005. – 100 с.

3.                      Олейникова О.М. Модульные технологии: проектирование и разработки образовательных программ: учебное пособие, 2010.- 256с.

4.                      Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: 2007.- 256 с.

5.                      Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 .

6.                      Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учебник для общеобразоват учреждений.-М.: Мнемозина, 2004. – 315 с.

7.                      Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват учреждений.-М.: Мнемозина, 2007. – 375 с.

 

 

 


 

Приложение 1

М.М.2. Степень с рациональным показателем.

1. Обобщение понятия о показателе степени.

 – степень,   где а – основание степени, n показатель степени.

1

Показатель степени – целое положительное число.

 =    ,  aлюбое число.

                     n раз   

= 3•3•3 = 27,  = -0,008,

 = = = .

 

2

Показатель степени – целое отрицательное число.

= ,    = , где a≠ 0.    = .

 

 =  = ,           =

= 7,              = = ,

= = = ,

= =  = .

3

Показатель степени равен нулю.

 = 1, где  ≠ 0.

= 1,      = 1,  = 1,   =1.

4

Показатель степени – положительная обыкновенная дробь.

 = , где a > 0.

 =  =  ,   = .

5

Показатель степени отрицательная обыкновенная дробь.

 =  = .

 = ,    =  = /

2.      Свойства степени.

Если a > 0, b > 0, ,  – произвольные рациональные числа, то

 

1

 

 =

 

 

 =  = .

 

2

 

 •  =

 

 = .

 

 

3

 

 =

 

 

 =  =  = .

 

4

 

 =

 

 

 =  = .

 

 5

 

 =

 

= = .

 


 

Приложение 2

Зачетный лист №2.

Учебные элементы

Задания обучающей самостоятельной работы

Рекомендации к выполнению заданий

Определение степени.

Представьте заданное выражение в виде степени с рациональным показателем:

1  а) 25; б) 27; в) 343; г) 1.

2  а); б) ; в) ; г) .

3  а); б) ; в) .

4 а); в) .

5а); б)

 

 

 

 

Используйте таблицу степеней.

 

 

 

 

Свойства степени.

Вычислите:

6. а) ; б) ; в) .

7. а) ; б) ; в) .

8.

9.а) ; б) .

10 

Упростите выражение:

11. .

12. .

13.  - .

14 .

Вычислите:

15.  +  - .

16 .

17.  +  – .

18.  +  + .

19.+ .

20*. :

 

 

8 = ; 81 = .

 

 

 = .

 

 

 

Используйте формулы:

 = .

 =

 

 

 = x.

 

 

+  = +

 

 

 

 

 = .

27 = .

 

 

Приложение 3

 

 

 

М.3. Степени и корни.                              Лист контроля _____________________         гр.№___

                                                                                             Фамилия, имя учащегося

            

Зачетный лист 1

Зачетный лист 2

Зачетный лист 3

№ задания

О.С.

Д.С.

№ задания

О.С.

Д.С.

№ задания

О.С.

Д.С.

1

 

 

    1

 

 

1

 

 

2

 

 

  2

 

 

2

 

 

3

 

 

  3

 

 

3

 

 

4

 

 

  4

 

 

4

 

 

5

 

 

  5*

 

 

5

 

 

6

 

 

 6

 

 

6

 

 

7

 

 

 7

 

 

7*

 

 

8

 

 

  8

 

 

8

 

 

9

 

 

  9

 

 

9

 

 

      10*

 

 

10*

 

 

      10

 

 

11*

 

 

11

 

 

11*

 

 

12*

 

 

12

 

 

12

 

 

13

 

 

13

 

 

13

 

 

14*

 

 

14*

 

 

14*

 

 

15*

 

 

15

 

 

15*

 

 

16

 

 

16

 

 

16

 

 

17*

 

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

18

 

 

 

 

 

19

 

 

19*

 

 

 

 

 

20

 

 

20*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

Выполнено

Итого

Выполнено

Итого

Выполнено

 9

 10

 6

 5

 6

*   6

*

*

*   5

*

*

*   4

*

*

Оценка

 

 

Оценка

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

                                                       

 


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Валентина Тимофеевна Савельева,

преподаватель высшей квалификационной категории,

ГБПОУ РО «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна им. В.В. Самарского»,

г. Волгодонск

 

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Одной из актуальных задач образования является повышение качества обучения. Решение этой проблемы невозможно без применения современных педагогических технологий. В своей работе я использую технологию модульного обучения. Эта технология дает возможность решить многие проблемы, с которыми педагоги сталкиваются на уроках:

-       организация самостоятельного учения,

-       дифференциация и индивидуализация обучения,

-       развитие интеллекта, самостоятельности,

-       формирование умений и навыков самоуправления,

-       активизация познавательной деятельности обучающихся.

При использовании технологии модульного обучения существенно меняется роль преподавателя, который

-  становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе,

-  осуществляет мотивационное управление учением каждого студента, оказывает педагогическую помощь и поддержку, создает ситуацию успеха,

-  демонстрирует полное доверие студенту, веру в его возможности.

Основные правила, которыми пользуется преподаватель, работающий по этой технологии следующие:

                1.Содержание учебного материала представлено в самостоятельных, законченных комплексах с краткими конспектами теоретического материала, заданиями для самостоятельной работы и методическими рекомендациями к их выполнению.

                2.Обучающиеся большую часть учебного времени работают самостоятельно; учатся работать с учебной литературой, деловому общению; учатся планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

                3.Преподаватель общается со студентами посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет, подбадривает.

                4.В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль. Оценивание при этом только содержательное.

                5.После завершения работы по каждому микромодулю проводится проверочная самостоятельная работа, оценки выставляются в журнал. По окончании изучения модуля темы проводится выходной контроль в виде письменной контрольной работы, выставляется оценка. На основании оценок за проверочные самостоятельные работы и оценки за контрольную работу ставится оценка за тему.

 Изучение каждого модуля, который соответствует определенной теме учебной программы, начинается с сообщения темы, объема учебного материала и системы контроля. Каждый студент получает лист контроля темы, в котором указаны критерии выставления оценок:

- оценка «3» - выполнены все задания со знаком  (уровень обязательной подготовки);

- оценка «4» - дополнительно к предыдущим заданиям правильно выполнена большая часть задания со знаком     (типовые задания, решение которых состоит из нескольких действий);

- оценка «5» - в дополнение к предыдущим заданиям правильно выполнена большая часть задания со знаком * («нестандартные» задачи, требующие логических рассуждений).

Планирование уроков соответствует структурированию деятельности обучающегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация, контроль. Обычно изучение одного микромодуля (см. приложение 1) рассчитано на три пары (3 занятия).

Занятие 1.  Соответствует первому этапу учебной деятельности – восприятию, осмыслению, запоминанию. Тип урока – изучение и усвоение новых знаний, формирование умений, навыков. Вид урока – лекция с использованием компьютерных технологий, (киноурок с последующим анализом и обобщением). Организационный этап занятия начинается с сообщения темы и целей, мотивации учебной деятельности и установок на воспроизведение, осмысление, запоминание материала.

Каждая последующая тема обычно вытекает из предыдущей, поэтому один из важнейших этапов урока – актуализация опорных знаний и способов познавательных действий. Это объективное условие прочного запоминания и осознанного усвоения знаний.

Актуализация плавно переходит в следующий этап – формирование новых понятий и способов действий. Используя готовые конспекты, мультимедийный комплекс, таблицы и плакаты преподаватель излагает новый материал. Студенты в этот момент не делают никаких записей, они слушают, отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы. Активизация познавательной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, задаваемых обучающимися.

После краткой лекции учебный материал записывается в конспект: на каждом столе имеется конспект лекции. При записи конспекта происходит первичное усвоение новых понятий.

Следующий этап учебной деятельности соответствует осмыслению, запоминанию и применению полученной информации. На этом этапе все работают по зачетным листам (см. приложение 2): выполняют задания обучающей самостоятельной работы . При выполнении обучающей самостоятельной работы можно использовать учебник, рекомендации к выполнению заданий, имеющиеся в зачетном листе, обсуждать решение с соседом по парте, задавать вопросы преподавателю. Такая организация учебной деятельности способствует созданию «ситуации успеха» - каждый решает на уровне, который доступен, каждый реализует свои возможности. Данный этап урока полностью зависит от содержания  заданий самостоятельной работы: они не должны быть однообразными, каждое последующее должно опираться на предыдущее. Проверка обучающей самостоятельной работы проводится по решебникам: студент получает решение и сверяет свои записи. При этом каждый заполняет лист контроля (см. приложение 3). На основании этих листов преподаватель делает выводы об усвоении учебного материала и учитывает их при проведении второго занятия по этому микромодулю.

 Подведение итога занятия проводится методом беседы по ключевым вопросам темы. Домашнее задание – материал, записанный в конспекте, изучить по учебнику, выполнить упражнении диагностической самостоятельной работы в объеме, сделанных на занятии.

Занятие 2. Продолжается второй этап учебной деятельности – применение и обобщение. Основные этапы этого занятия:

                                    1.    Организационный.

  Сообщается тема, цели, план работы.

                                    2.    Проверка по решебникам диагностической самостоятельной работы

(ДС) и заполнение листов контроля.

Преподаватель при этом выборочно просматривает домашнее задание (ДС), проверяет наличие его у каждого. По окончании проверки преподаватель объясняет решение заданий, вызвавших затруднения.

                                    3.    Выполнение заданий обучающей самостоятельной работы (ОС).

Учащиеся продолжают выполнять работу, начатую на предыдущем занятии. Форма организации такая же, как на предыдущем занятии.

                                    4.    Проверка обучающей самостоятельной работы по решебнику,

 заполнение листов контроля и самооценка.

                                    5.    Задание на дом.

 Выполнить оставшуюся часть диагностической самостоятельной работы.

                                   6.     Итог занятия подводится по оценкам, выставленным в листах

  контроля.

Занятие 3. Соответствует этапу систематизации и контроля знаний. После организационного этапа урока студенты по решебнику сверяют выполненное домашнее задание и выставляют себе оценку за диагностическую самостоятельную работу. Итоговый контроль по микромодулю проводится с помощью проверочной самостоятельной работы, составленной в четырех вариантах. Итоги работы сообщаются на следующем занятии.

         Работа над модулем темы завершается «нестандартным» уроком, который проводится перед контрольной работой. Цель такого занятия – повторение и систематизация знаний по изученной теме. Примеры таких занятий: дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?», урок-КВН, дидактическая игра «Восхождение на пик производной» и другие.

Подводя итоги работы по технологии модульного обучения можно сделать вывод: результаты положительные. Сравнительный анализ результатов работы по технологии модульного обучения подтверждает ее эффективность по сравнению с традиционным обучением.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                      Гульчевская В.Г. Технологии развивающего обучения.-Ростов н/Д,1998.

2.                      Гульчевская В.Г. Современные педагогические технологии в профильном и предпрофильном обучении : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования, 2005. – 100 с.

3.                      Олейникова О.М. Модульные технологии: проектирование и разработки образовательных программ: учебное пособие, 2010.- 256с.

4.                      Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: 2007.- 256 с.

5.                      Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 .

6.                      Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учебник для общеобразоват учреждений.-М.: Мнемозина, 2004. – 315 с.

7.                      Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват учреждений.-М.: Мнемозина, 2007. – 375 с.

 

 

 


 


                                                       

 


 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 582 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 534
    • DOCX 39.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Савельева Валентина Тимофеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1608
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 414 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 422 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 542 человека

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек