Главная / Русский язык и литература / Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.

hello_html_6866da02.gifhello_html_m37ec931e.gifhello_html_m3d311d5a.gifhello_html_3c14094e.gifhello_html_15d0804f.gifhello_html_33982432.gifhello_html_m7d54eb60.gifhello_html_1e30c6ac.gif

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения, а также других мнений) и отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Качества для формирования критического мышления складываются к 15- 16 годам:

- готовность к планированию (упорядочение к планированию (упорядочение мыслей);

- гибкость (если учащиеся не готовы воспринимать мысли других, они не способны генерировать свои мысли);

-настойчивость;

- готовность исправлять свои ошибки;

- осознание;

- поиск компромиссных решений.

Американские педагоги разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством критического чтения.

Проведение подобных уроков проходит три стадии.

1 стадия- стадия вызова.

На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения. Я на этой стадии предлагаю заполнить учащимся так называемый лист ожидания ( ребята говорят, чего они хотят добиться в течение урока). Высказываются разные пожелания: хочу узнать что- то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу понравиться гостям (если это открытый урок), хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д. Все это заносится маркером на лист ватмана, прикрепленный на доске.

2 стадия – осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.

3 стадия – рефлексия.

На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция), анализ, интерпретация полученной информации.

Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).

Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.

Подробнее хочу остановиться на приемах и методах систематизации полученных знаний.

Кластеры.

Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Деепричастие

Признаки глагола Признаки наречия

Обр. от глаг. Обозн. добав. действ.

Сов. В. Несов. В. Не изменяется Явл. обстоят.



Ведение бортовых журналов эффективно на уроках- играх, во время уроков- лекций. Учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал (даю им на это две минуты). Записи ведутся следующим образом:

Известная информация

Новая информация






Инсерт (запись «+ (новое), - (думал по- другому), ? (хочу спросить)


Дневники (записи ведем так)


Цитата

Комментарии




Как учителя- словесника меня не может не беспокоить то, что в век повального увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (условие- текст не должен быть очень объемным). Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.

Требования к такому уроку:

  1. Текст не должен быть знаком учащимся.

  2. Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.

  3. Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.

  4. Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.

Рекомендуется :

  1. Задавать простые вопросы(назвать факты, воспроизвести информацию).

  2. Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)

  3. Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.

  4. Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)

  5. Оценочные вопросы.

  6. Практические вопросы.


Синквейн

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к

теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,

позволяет выразить к ней личное отношение.



Выводы.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.

А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.

И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка

усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного

развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические

приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных в деятельности учителя- словесника.

 



































Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.
  • Русский язык и литература
Описание:

Критическое мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения, а также других мнений) и отказаться  от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Качества для формирования критического мышления складываются к 15- 16 годам:

- готовность к планированию (упорядочение к планированию (упорядочение мыслей);

- гибкость (если учащиеся не готовы воспринимать мысли других, они не способны генерировать свои мысли);

-настойчивость;

- готовность исправлять свои ошибки;

- осознание;

- поиск компромиссных решений.

 

     Американские педагоги разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством критического чтения.

Автор Цыбенко Елена Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 379
Номер материала 28737
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓