Главная / Физкультура / Технология формирования физической культуры личности.

Технология формирования физической культуры личности.

УДК 796.011.1


ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


Р.В.Карабут


Физическая культура – это цель физического воспитания, выступающая как воплощение результативной стороны физической культуры, выражающееся в определении уровня физической подготовленности и физического развитии людей. Целью системы физического воспитания является процесс воспитания физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Ключевые слова: технология, физическое воспитание, физическое развитие личности.


Состояние физического воспитания, сложившееся в настоящее время в системе образования, показывает, что противоречия между научно-технологическим и теоретическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспитательного процесса достигли критического предела. Данная ситуация не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к уровню психофизической культуры учащихся, обеспечивающей возможность эффективного противостояния неблагоприятным факторам внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства современного общества. Отечественные ученые отмечают, что система физической культуры и спорта не в полной мере создает условия для усвоения личностью духовно-ценностного и интеллектуального богатства физической культуры.

Считается, что причины столь неоптимального функционирования данной сферы образовательной деятельности нужно искать не только в низком качестве организации педагогического процесса изучения соответствующей дисциплины, но и в более общем характере и ракурсе данной проблемы. Физическая культура считается как одна из наиболее важных сторон человеческой культуры, до конца сформулировать ценности и цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и физического развития личности.

Нерешенность таких общетеоретических вопросов порождает более частные проблемы, такие как:

1. Игнорирование философско-культурологического аспекта феномена физической культуры в процессе организации образовательной деятельности как в средней, так и высшей школе. Данная проблема ассоциируется с нарушением в понимании целостности личности, с тем, что многие культурологические исследования игнорируют физическую культуру как равнозначную с другими видами культуры, оставляя без внимания природу человека. Данное положение ограничивает ее потенциал, приводит к «издержкам» в системе организации воспитательного и образовательного процесса.

2. Присутствие разрыва составляющих личности человека, выражающегося в том, что акцент ставится на частностях в педагогическом процессе, ведущих к рассогласованию в изучении медико-биологических, педагогических, психологических и социологических составляющих физической культуры, что лишает физкультурное образование его интегративного и предметного смысла.

3. Отсутствие в образовательном процессе направленности на взаимосвязь между физической культурой как полноценной составляющей профессиональной готовности и успешной профессиональной деятельностью.

Известно, что отправным моментом в теории физического воспитания являются обобщенные исследовательские данные, концентрированные в содержаниях учебников, учебных пособиях и образовательных программах, обеспечивающих информационную часть в системе образования. Прослеживая историю становления современного физического воспитания, можно установить динамику формирования учебной дисциплины, уровня научных представлений о предмете. Установить направленность системы воспитания, ее основные закономерности функционирования, выражающиеся в целях, задачах и наиболее общих принципах регламентирующих деятельность по физкультурному воспитанию[1].

Отмечается, что особенность физического воспитания состоит в том, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и физических качеств человека. Иначе, авторы видят физическое воспитание, задача которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении, развитии физических качеств) человека. Обучение движениям объявляется первостепенным и основным содержанием физического образования, т.е. системным освоением человеком в процессе обучения рациональным способам управления своими движениями, приобретение необходимого жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний

Физическая культура-это цель физического воспитания, выступающая как воплощение результативной стороны физической культуры, выражающееся в определении уровня физической подготовленности и физического развитии людей. Целью системы физического воспитания является процесс воспитания физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины. Задачей физического воспитания является обеспечение всестороннего развития физических качеств и основанных на них физических двигательных способностей, совершенствование телосложения, укрепления здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой общей работоспособности.

Образовательные задачи предусматривали акцентирование системного формирования жизненно важных умений и навыков, доведение их до необходимой степени совершенствования в том числе и спортивной.

Таким образом, содержание знаний в данной области определялось в основном предпосылкой сознательного освоения двигательных умений и навыков, применением их в практической жизни, а также информацией о личном и общественном значении физического воспитания, и знаниях, позволяющих самостоятельно использовать ценности физической культуры в целях самовоспитания[5].

Помимо этого направленность физического воспитания является и поддержание высокого уровня работоспособности и привития привычки к самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями. То есть ценностно-регулятивное, социально-культурное и интеллектуальное единство физической культуры в контексте образовательной деятельностью и использование ценностей данного вида культуры в формировании личности учащегося.

Необходимо рассмотреть понятие и содержание теории физической культуры. Физическая культура определяется как отрасль культуры общества и личности. Однако суть понятия «физического воспитания» не изменилась, конечным результатом по-прежнему является физическое совершенство.

Традиционная система физического воспитания складывалась под влиянием практических потребностей общества и требований к полноценной физической подготовке человека к профессиональной деятельности. В образовательную систему физическая культура входит как средство формирования двигательных умений и навыков. При этом ее роль в интеллектуальном, нравственном и эстетическом воспитании только декларировалась, между тем консерватизм в этом плане проявляется и до сегодняшнего дня. Все это крайне негативно отражается на ценностном восприятии физической культуры как составляющей общей культуры личности, а также не могло не деформировать систему воспитания физической культуры учащихся. В результате общество обрело значительное снижение культурного потенциала физической культуры как важнейшей сферы человеческой практики, за счет недооценки ее возможностей в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций личности и в особенности процесса ее формирования[3].

Возникновению современной основополагающей цели - формирование физической культуры личности по дисциплине «Физическая культура» предшествовало развитие научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры, а также процесса реформирования системы отечественного образования, отвечающего требованиям, потребностям и устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов личности.

Данная цель включает и образовательный, и интеллектуальный, и духовно-ценностный, и психологический компоненты физической культуры, как в целом культуры, так и учебной дисциплины (включающей теорию и практику), предметом которой они и являются[4].

Наиболее перспективным и функциональным подходом в настоящее время в отечественной теории физической культуры считается трактовка данной сферы культуры как многогранного и интегративного явления, то есть в рассмотрении его в единстве и взаимосвязи со следующими составляющими:

1. Процессуальными формами (физкультурной рекреации, физкультурного образования, спорта, физкультурной реабилитации, физическая подготовка);

2. Видами физкультурной деятельности (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной);

3. Структурными компонентами;

4. Системой потребностей;

5. Ценностями;

6. Функциями.

Таким образом, физическая культура представляется как процесс познания человеком самого себя, предлагает определение сущности культуры как процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм.

Многообразие понятия «физическая культура» во многом раскрывают ее содержание и смысл, средства и методы физического воспитания, роль физических упражнений и двигательных действий.

Наиболее полное определение физической культуры дано Г.М. Соловьевым, что физическая культура - это область общей культуры и истории человечества, социальный феномен, представляющий собой исторически определенный уровень материальных (в единстве духовных, научно- теоретических и инструментально- практических) достижений общества, полученных в процессе специфической деятельности системы физического воспитания и спорта, образования и науки, интегрированных в культуру образа жизни и психофизического здоровья общества.

Такое понимание физической культуры позволяет осуществить переход от категории физических упражнений, как основного средства физического воспитания, к понятию физкультурная деятельность. К основному виду к которому необходимо отнести физкультурное образование, выступающее основным технологическим звеном в формировании физической культуры личности учащегося.

Однако основой любой специфической культуры личности прежде всего выступает общая культура. Она отражает уровень образования, общую воспитанность, круг интересов и потребностей, норм поведения. Необходимо отметить, что высшей степенью педагогической культуры личности, ее проявлением в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств, которые во взаимосвязи с качествами личности позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательных задач.


Список литературы:


1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания, Москва «Прсвещение», 1990, с. 4 – 11.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека //Теория и практика физической культуры, 1990, №1, с. 22–27.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры, 1995, № 5, с. 2–7.

4. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие – Л.: ГДОИФК им. П.ф. Лесгафта, 1988. – 45с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, Москва: ФиС, 1991, с. 17.


Карабут Рита Васильевна, учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей №32 г. Белгорода, Россия


FORMATION METHODS OF INDIVIDUAL PHYSICAL CULRURE


Karabut R.V.


Physical culture is the aim of physical education, serving as an effective embodiment of physical culture, reflected in determining the level of pcople’s physical training and development. The aim of physical education is the process of educating physically perfect people, fully physically prepared for creative work and defense of the homeland.

Keywords: methods, physical education, physical development of the individual.


Karabut Rita V., physical education teacher, Municipal budgetary comprehensive institution Lyceum No. 32, Belgorod, Russia



Технология формирования физической культуры личности.
  • Физкультура
Описание:

Физическая культура – это цель физического воспитания, выступающая как воплощение результативной стороны физической культуры, выражающееся в определении уровня физической подготовленности и физического развитии людей. Целью системы физического воспитания является процесс воспитания физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Считается, что причины столь неоптимального функционирования данной сферы образовательной деятельности нужно искать не только в низком качестве организации педагогического процесса изучения соответствующей дисциплины, но и в более общем характере и ракурсе данной проблемы.

Автор Карабут Рита Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 409
Номер материала 36686
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓