РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Карпикова Е.Н.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая
программа по предмету «Технология» для 2 класса на 2013-2014 учебный год разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования по технологии и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В.
Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4
классы».
Цели
изучения предмета «Технология»:
-
приобретение
личного опыта как основы познания;
-
приобретение
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе
овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и
проектной деятельностью;
-
формирование
позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Изучение
предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:
-
духовно-нравственное
развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического
опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
-
формирование
идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на
основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к
равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
-
формирование
целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление ду-
ховно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы;
-
стимулирование
и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности
познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
-
формирование
картины материальной и духовной культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей, художественно-конструктивной деятельности человека;
-
формирование
мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к
предметно-преобразующей, художественно- конструктивной деятельности;
-
формирование
знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
-
формирование
внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий, включающих цеЛеполагание, планирование
(умение составлять план и применять его для решения учебной задачи),
прогнозирование (предсказывание будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
-
овладение
первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации
в словарях и библиотеке.
Особенностью
программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса
технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего
природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек
при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного
мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной
проектной деятельности. Формирование конструкторско'-технологических знаний и
умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные
особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов -
«Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и
информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В
программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии
представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе техно-
логической
карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы
работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован
принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению
определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое
внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое
предусматривает:
-
знакомство
детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при
изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
-
овладение
инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций
разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное
ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
-
знакомство
со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в
обработке сырья и создании предметного мира;
-
изготовление
преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного
восприятия);
-
осуществление
выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции,
либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
-
проектная
деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения
поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности,
оценка результатов, коррекция деятельности);
-
использование
в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
-
знакомство
с природой и использованием ее богатств человеком;
-
изготовление
преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что
создано человеком), а не природы.
Проектная
деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения
ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать
необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление
продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в
ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за
результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные
основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные
практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и
творчества.
Продуктивная
проектная деятельность создает основу для развития личности младшего
школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного
развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы
гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые
представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное
изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются
неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности.
Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также
имеет огромный нравственный смысл.
Программа
ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в
процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного
искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При
освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при
изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами.
Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются
в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с
производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов.
Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды
обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это
способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных
традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета
«Окружающий мир».
В
программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях
гармонизации форм и конструкций используются средства художественной
выразительности, изделия изготавливаются на основе правил
декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники
осваивают эстетику труда.
Программа
предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при
конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами,
и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте: Освоение правил
работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной
областью «Математика и информатика».
В
«Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области
«Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых
в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный
материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты
анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их,
формулируют выводы.
Программа
«Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует
целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная
направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической
деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание
программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных
структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического,
духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для
гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического
здоровья учащихся.
Программа
обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
-
Роговцева
Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс. - М.: Просвещение,
2010.
-
Роговцева
Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология. 2 класс. - М.:
Просвещение, 2010.
-
«Технология.
Технологические карты» для 1 и 2 классов - на сайте издательства «Просвещение».
Учебно-тематический
план
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
1
|
Как работать с учебником
|
1
|
2
|
Человек и земля
|
20
|
3
|
Человек и вода
|
3
|
4
|
Человек и воздух
|
3
|
5
|
Человек и информация
|
3
|
6
|
Заключение
|
1
|
7
|
Резервные уроки
|
3
|
|
Итого
|
34
|
Содержание
программы (34
часа)
Наименование
разделов и тем / Всего часов
|
Часы
|
Содержание программного материала
|
Вид работы
|
Универсальные
учебные действия
|
|
Как работать с учебником (1 час).
|
1
|
Введение. Материалы и инструменты.
|
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями,
критериями оценки изделия по разным основаниям.
|
Анализировать и сравнивать учебник и рабочую
тетрадь;использовать знаково-символические средства.
|
|
Человек и земля (20 часов).
|
1
|
Земледелие.
|
Практическая работа. Выращивание лука.
|
Принимать и
сохранять учебную задачу;
|
|
|
4
|
Посуда. Проект
«Праздничный
стол».
|
Плетение, лепка. Папье-маше.
|
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и
контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя.
|
4
|
Народные промыслы.
|
Аппликация, лепка.
|
3
|
Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор».
|
Конструирование. Природный материал.
|
1
|
Новый год.
|
Аппликация из яичной скорлупы.
|
1
|
Строительство.
|
Полуобъёмная пластика.
|
3
|
В доме. Проект
«Убранство
избы».
|
Игрушки на основе помпона.
|
3
|
Народный костюм.
|
Плетение, шитьё.
|
Человек и вода (3 часа).
|
3
|
Рыболовство. Проект «Аквариум».
|
Изонить, природные материалы.
|
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя.
|
Человек и воздух (3 часа).
|
1
|
Птица счастья.
|
Оригами.
|
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в
планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.
|
2
|
Использование ветра.
|
Конструирование.
|
Человек и информация
(3 часа).
|
1
|
Книгопечатание.
|
Изготовление книжки- ширмы.
|
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем.
|
2
|
Поиск информации в Интернете.
|
Работа на компьютере.
|
Заключение
(1 час).
|
1
|
Подведение итогов за год.
|
Выставка изделий.
|
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства
с традициями своего народа и других народов России; способность к самооценке
на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Резервные уроки (3 часа)
|
3
|
|
|
|
Итого:
|
34 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сквозные виды работ
Наблюдения
Наблюдения
за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином. Продольные и
поперечные волокна бумаги.
Сравнение
свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность). Различные свойства
бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
Наблюдения за строением тканей
саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона
ткани,
Сравнение швейных игл по внешнему
виду.
Сравнение пуговиц по внешнему виду
(форма, материал, из которого они сделаны).
Знакомство с некоторыми физическими
свойствами технических моделей.
Беседы
Об истории возникновения
аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами; о происхождении
иглы, пуговицы, материалов; о народном искусстве, народных праздниках,
обычаях.
Темы бесед зависят также от
сюжетов, затрагиваемых на уроке: о доисторических животных, мифических
существах и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
Общекультурные
и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик
научится:
|
Ученик получит возможность научиться:
|
- называть наиболее
распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла,
современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их
особенности;
- понимать общие
правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке,
удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать
предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых
практических действий;
- организовывать свое
рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
|
- уважительно
относиться к труду людей;
- понимать
культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и
уважать их;
- понимать особенности
проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную
проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути
его реализации, воплощать его в продукте;
- демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты
Ученик
научится:
|
Учении получит возможность научиться:
|
|
- на основе полученных
представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении,
практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке
материалы для изделий по декоративно- художественным и конструктивным
свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять
в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные
технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении
из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно
расходовать используемые материалы;
- применять приёмы
безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль),
режущими (ножницы) и колющими (игла);
|
- отбирать и
выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать
конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-
художественной задачей.
|
|
- выполнять символические действия моделирования и
преобразования модели и работать с простейшей технической документацией:
распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на
них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам^
эскизам, схемам, рисункам.
|
|
Конструирование и моделирование
|
Ученик научится:
|
Ученик получит возможность научиться:
|
-
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму,
определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие
задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения
деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие
доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах
на компьютере);
- изготавливать
несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на
компьютере).
|
-
соотносить объемные конструкции, основанные на правильных
геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный
образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или
передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот
образ в материале.
|
Практика работы на компьютере
|
Ученик научится
|
Ученик получит возможность научиться
|
- соблюдать безопасные
приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и
поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных
конструкторско-технологических задач;
-
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными
ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие
тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и
презентаций.
|
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой,
визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с
доступными способами её получения, хранения, переработки.
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения предмета
Во втором классе продолжится
формирование личностных результатов обучения: воспитание и развитие
социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций,
ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил
межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения
технологии во втором классе являются:
-- овладение способностью принимать
и реализовывать цели и задачи учебной дея- тельности;
- освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения
планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии во втором классе
являются:
-
доступные
по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической
стороне труда, об основах культуры труда;
-
приобретение
навыков самообслуживания, овладения технологическими приёмами ручной обработки
материалов, усвоение правил техники безопасности;
-
элементарные
умения предметно-преобразовательной области;
-
знания
о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий;
-
элементарный
опыт творческой и проектной деятельности.
Система
оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии
оценивания
Оценка
результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный
характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение
всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и
умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений,
например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое
внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы
чертёжные инструменты, поскольку умение владев ими в курсе технологии является
основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировав динамику личностных
изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка,
ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии
оценки качественных результатов выполнения заданий:
-
чёткость,
полнота и правильность ответа;
-
соответствие
изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
-
аккуратность
в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
-
целесообразность
выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в
конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено
заданием).
В
заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать
в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию,
находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по
заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность,
инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в
группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать
проект.
Текущий
контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается
из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса
изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со
второй четверти второго класса.
Контрольных
работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая
четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка
выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся,
где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить
их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение
учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих
одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха
собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций
обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или
товарищей по классу.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
|
Дата
|
Дата факт
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Основные виды учебной деятельности
|
Планируемые результаты освоения материала
|
Универсальные учебные действия
|
|
|
Как работать с учебником (1 час)
|
|
1
|
5.09
|
|
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.
|
Урок введения в новую тему.
|
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Определять
материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
|
Знание структуры учебника. Умение подбирать необходимые
инструменты и материалы, необходимые для изготовления изделий.
|
Использовать знаково- символические средства, осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
|
|
Земледелие (1 час)
|
|
2
|
12.09
|
|
Деятельность человека на земле.
Практическая работа «Выращивание лука».
|
Урок-практика.
|
Искать и анализировать информацию о земледелии. Составлять
рассказ о профессиях на основе наблюдений и собственного опыта.
|
Знание понятия «земледелие», профессий: садовод, овощевод.
Умение составить небольшой рассказ на основе своих наблюдений и опыта,
применить на практике свои умения.
|
Строить речевое высказывание в устной форме, допускать
возможность существования у людей различных точек зрения,в том числе не
совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
|
|
|
Посуда (4 часа)
|
|
3
|
19.09
|
|
Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами».
|
Урок изучения
нового
материала.
|
Сравнивать посуду по виду и материалу. Освоить приём наматывания,
обмотки и переплетения ниток для изготовления изделий. Соблюдать правила
безопасности.
|
Знание видов посуды и материалов, из которых ее делают; понятий
«керамика», «глазурь». Умение применять технику плетения.
|
Исследовать доступные материалы: их виды, физические и
технологические свойства.
|
|
4
|
26.09
|
|
Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие «Семейка
грибов на поляне».
|
Урок закрепления и систематизации знаний.
|
Отличать съедобные грибы от несъедобных, плоды лесные и садовые.
Составить план работы по слайдам. Работать с пластилином. Дополнить работу
природным материалом.
|
Знание съедобных и несъедобных грибов, лесные и садовые плоды.
Умение работать с пластилином, планировать свою работу.
|
Планировать последовательность практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи.
|
|
5
|
3.10
|
|
Знакомство с техникой изготовления изделий - тестопла- стикой.
Изделие «Игрушка из теста».
|
Комбинированный урок.
|
Составлять рассказ о профессиях пекаря, кондитера на основе
своих наблюдений и собственного опыта. Осваивать способ приготовления
солёного теста и приёмы работы с ним. Сравнивать приёмы работы с тестом и
пластилином.
|
Знание понятия «тестопластика». Умение сравнивать материалы и
делать выводы, составлять небольшой рассказ на основе своих наблюдений, работать
с пластичными материалами.
|
Анализировать конструк- торско-технологические и
декоративно-художественные особенности предполагаемых изделий.
|
|
6
|
10.10
|
|
Проект «Праздничный стол».
|
Урок-проект.
|
Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся.
Составить план работы. Работа в группах.
|
Знание свойств солёного теста, глины, пластилина. Умение планировать
свою работу, работать в группе.
|
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять
самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
|
|
Народные промыслы (4 часа)
|
7
|
17.10
|
|
Хохломская роспись как народный промысел, ее особенности.
Изделие «Золотая хохлома».
|
Урок-
путешествие.
|
Освоить технику папье-маше, технологию создания хохлом- ского
растительного орнамента.
|
Знание понятий: «народно- прикладное искусство», «орнамент».
Умение работать с информацией, самостоятельно делать выводы о значении
народных промыслов.
|
Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника-,
выделять этапы работы,соотносить этапы изготовления изделия с этапами
создания изделия в стиле хохломы.
|
8
|
24.10
|
|
Городецкая роспись как народный промысел, ее особенности.
Изделие «Городецкая роспись».
|
Урок-
исследование.
|
Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика,
композиция, элементы, (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать
особенности хохломской и городецкой росписи. Выполнить аппликацию из бумаги.
|
Знание понятий: «имитация», «роспись», «подмалёвок». Умение
работать с ножницами, соблюдая технику безопасности, организовать рабочее
место, отвечать на вопросы учителя.
|
Осуществлять информационный, практический поиск и открытие
нового знания. Исследовать конструктивные особенности используемых
инструментов.
|
9
|
31.10
|
|
Дымковская игрушка как народный промысел, ее особенности.
Изделие «Дымковская игрушка».
|
Комбинированный урок.
|
Наблюдать и выделять особенности дымковской игрушки. Закрепить
навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению
изделия.
|
Знание особенностей видов народных промыслов. Умение отличать
виды народных промыслов, работать с пластилином, самостоятельно составлять
план работы по изготовлению изделия.
|
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и
корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
|
10
|
14.11
|
|
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины.
Изделие - пейзаж «Деревня».
|
Урок-проект.
|
Освоить технику изготовления рельефной картины с использованием
пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения
композиции.
|
Знание понятий «рельеф», «пейзаж». Умение работать с пластилином,
организовывать рабочее место, самостоятельно составлять план работы по
изготовлению изделия.
|
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с
замыслом и реали- зовывать его.
|
|
Домашние животные и птицы (3 часа)
|
11
|
21.11
|
|
Создание движущейся конструкции. Изделие «Лошадка».
|
Урок изучения
нового
материала.
|
Конструировать из бумаги движущуюся игрушку - лошадку.
Закрепить навыки разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц.
|
Знание понятия: «животновод», «коневод», «конюх». Умение
пользоваться инструкциями, инструментами при работе над изделием.
|
Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных
условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие
инструменты и материалы.
|
|
12
|
28.11
|
|
Аппликация из природного материала. Изделие «Курочка из
крупы».
|
Комбинированный урок.
|
Осваивать способы и приёмы работы с пшеном, фасолью, рисом и
т.п., выполнять аппликацию в технике «мозаика». Экономно расходовать материалы
при выполнении работы.
|
Знание понятий: «инкубатор», «калька», «курятник», «птичник»,
«птицефабрика». Умение использовать особенности материала для передачи
цвета, объёма и фактуры реальных объектов.
|
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с
замыслом и реали- зовывать его.
|
|
13
|
5.12
|
|
Проект «Деревенский двор».
|
Урок-проект.
|
Изготовить объёмное изделие на основе развёртки. Распределить
обязанности в группе. Выполнить изделие и оценить, используя заданные
критерии.
|
Знание понятия «развёртка». Умение планировать свою работу,
работать в группе.
|
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять
самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
|
|
Новый год (1 час)
|
14
|
12.12
|
|
Изготовление изделий из яичной скорлупы. Изделие «Новогодняя
маска».
|
Урок-игра.
|
Закрепить навыки работы с яичной скорлупой. Узнать понятие
«симметричные фигуры» и найти симметрию в своём изделии. Создать разные изделия,
используя одну технологию, и сравнить их.
|
Знание понятия «симметрия фигур». Умение планировать свою
работу, использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие
при помощи красок.
|
Осуществлять информационный, практический поиск и открытие
нового знания. Оценивать по заданным критериям.
|
|
|
Строительство (1 час)
|
|
15
|
19.12
|
|
Выполнение работы в технике полуобъёмной пластики. Изделие
«Изба».
|
Урок изучения
нового
материала.
|
Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре
учебника и в других источниках. Составлять рассказ на основе иллюстраций.
Выполнять разметку по шаблону. Оценивать качество выполнения работы.
|
Знание понятий: «венец», «наличник», «причелина». Умение
ориентироваться в учебнике, искать информацию в дополнительной литературе,
применять навыки организации рабочего места.
|
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными
особенностями, используя изученную художественную технику.
|
|
|
В доме (3 часа)
|
|
16
|
26.12
|
|
Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие «Домовой».
|
Комбинированный урок.
|
Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства
жилищ, поверья, правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать
правила работы с циркулем.
|
Знание традиций народов России. Умение работать с циркулем,
вырезать круги при помощи циркуля, соблюдать правила безопасности при
работе с циркулем.
|
Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных
условий. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового
знания. Оценивать по заданным критериям.
|
|
17
|
16.01
|
|
Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь».
|
Урок-проект.
|
Анализировать иллюстрации учебника, сравнивать убранство
русской избы с убранством жилища, традиционного для данного региона.
Выполнить изделие из пластичных материалов.
|
Знание понятий «утварь», «лежанка», «устье», «шесток»; профессии
- печник, истопник.
|
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять
самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
|
18
|
23.01
|
|
Изготовление модели ковра. Изделие «Коврик».
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Наблюдать и анализировать структуру ткани, находить уток и
основу, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы -
переплетение полос бумаги.
|
Знание понятий: «переплетение», «основа», «уток». Умение выполнять
разметку деталей по линейке, раскрой деталей ножницами, выполнять разные
виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.
|
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с
замыслом и реали- зовывать его.
|
|
|
Народный костюм (3 часа)
|
|
19
|
30.01
|
|
Работа с нитками и картоном. Освоение приёма плетения в три
нити.
|
Урок изучения
нового
материала.
|
Искать и отбирать информацию о народных костюмах, сравнивать и
находить общее и различное в национальных костюмах. Исследовать виды
тканей,
|
Знание понятий: «волокна», «виды волокон», «сутаж», «плетение».
Умение анализировать детали праздничного женского головного убора и
причёски, ис-
|
Конструировать объекты с учётом технических и худо-
жественно-декоративных условий. Осуществлять информационный, практиче
|
|
|
|
|
Изделие «Русская красавица».
|
|
свойства и состав тканей. Осваивать приёмы плетения косички в
три нити. Выполнять аппликацию на основе материала учебника.
|
пользовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи
ножниц и применять правила безопасной работы с ними.
|
ский поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным
критериям.
|
|
20
|
6.02
|
|
Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие
«Кошелёк».
|
Комбинированный урок.
|
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их
названия. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы с
иглой. Выполнять разметку ткани по шаблону.
|
Знание правил рационального и безопасного использования инструментов
и приспособлений. Умение пришивать пуговицы разными способами,
контролировать и оценивать свою работу по заданным критериям.
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки; использовать знаково- символические средства.
|
|
21
|
13.02
|
|
Виды швов и стежков для вышивания. Изделие «Салфетка».
|
Урок обобщения изученного.
|
Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать
пяльцы для вышивки. Использовать правила работы с иглой.
|
Знание правил рационального и безопасного использования инструментов
и приспособлений. Умение пользоваться иголкой, соблюдая правила безопасности,
выполнять швы.
|
Осуществлять информационный, практический поиск и открытие
нового знания. Оценивать по заданным критериям.
|
|
|
Человек и вода. Рыболовство (3 часа)
|
22
|
20.02
|
|
Изготовление изделия в технике - изонить. Изделие: композиция
«Золотая рыбка».
|
Урок-сказка.
|
Объяснять значение воды для жизни на Земле. Освоить технику
«изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать
образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты. Переносить
рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги.
|
Знание понятий: «изонить», «рыболовство». Умение использовать
материалы учебника для открытия нового знания, составлять план изготовления
изделия по слайдам, контролировать и корректировать свою работу.
|
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении,свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий с использованием учебной литературы.
|
|
23
|
27.02
|
|
Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум».
|
Урок-проект.
|
Составлять рассказ об аквариумных рыбках. Разделиться на
группы, ставить цель, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия.
Составлять композицию из природного материала.
|
Знание понятия «аквариум». Умение работать в группе, придерживаться
плана работы, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и
конечного результата, проводить презентацию готового изделия.
|
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов.
|
|
24
|
6.03
|
|
Полуобъёмная аппликация. Изделие «Русалка».
|
Комбинированный урок.
|
Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации. Анализировать
образец, определять особенности соединения деталей в полуобъёмной аппликации.
|
Знание понятий: «русалка», «сирена». Умение выполнять полуобъёмную
аппликацию, пользоваться правилами безопасности I при работе с ножницами.
|
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными
особенностями, используя изученную художественную технику.
|
|
|
Человек и воздух (3 часа)
|
|
25
|
13.03
|
|
Освоение техники оригами. Изделие «Птица счастья».
|
Урок-
путешествие.
|
Искать информацию о традициях использования символических птиц
счастья в культуре разных народов. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание,
складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.
|
Знание понятий: «оригами», «оберег». Умение пользоваться
дополнительной литературой, выполнять изделия, соблюдая инструкции.
|
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы.
|
|
26
|
20.03
|
|
Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки.
Изделие «Ветряная мельница».
|
Комбинированный урок.
|
Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве.
Проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Анализировать
готовую модель. Определять приёмы и способы изготовления.
|
Знание понятия «мельница», профессию - мельник. Умение
составлять рассказ о способах использования ветра человеком, выбирать
необходимые для изготовления ветряной мельницы материалы и инструменты.
|
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными
особенностями, используя изученную художественную технику.
|
|
27
|
3.04
|
|
Изготовление изделия из фольги. Изделие «Флюгер».
|
Урок-
исследование.
|
Узнать назначение флюгера, конструктивные особенности и
использование. Познакомиться с новым материалом - фольгой, с её свойствами и
возможностью использования.
|
Знание понятия «флюгер». Умение применять свойства нового
материала при изготовлении работы, самостоятельно выполнять раскрой и
отделку изделия, делать выводы о значении использования силы ветра
человеком.
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки; использовать знаково- символические средства.
|
|
|
Человек и информация (3 часа)
|
|
28
|
10.04
|
|
Книгопечатание. История книгопечатания. Изделие «Книжка-ширма».
|
Урок - виртуальная экскурсия.
|
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовлении
книг. Делать выводы о значении книг. Использовать правила разметки деталей
по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.
|
Знание понятий: «книгопечатание», «книжка-ширма». Умение
выделять этапы работы над изделием и корректировать их, пользоваться
правилами техники безопасности при работе с инструментами.
|
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными
особенностями, используя изученную художественную технику.
|
|
29
|
17.04
|
|
Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации.
|
Урок-практика.
|
Осваивать правила безопасного использования компьютера.
Исследовать возможности Интернета. Находить информацию с помощью взрослого.
|
Знание понятий: «компьютер», «Интернет». Умение включать и
выключать компьютер, входить в Интернет, формулировать запрос для поиска
информации в сети.
|
Исследовать материальные и информационные объекты, наблюдать на
экране компьютера образы информационных объектов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное
видео).
|
30
|
24.04
|
|
Правила набора текста.
|
Урок-практика.
|
Осваивать правила набора текста. Создавать небольшой текст по
заданию учителя. Использовать возможности Интернета для поиска информации
по запросу.
|
Знание понятий: «компьютер», «Интернет», «набор текста». Умение
пользоваться правилами клавиатурного письма, составлять небольшие тексты по
заданию учителя.
|
Проектировать информационное изделие:создавать образ в
соответствии с замыслом. Искать, отбирать и использовать необходимые
составные элементы информационной продукции.
|
|
Заключение (1 час)
|
|
31
|
1.05
|
|
Подведение итогов.
|
Урок-
обобщение.
|
Организовать и оформить выставку изделий. Презентовать работы.
Оценивать выступления по заданным критериям.
|
Умение выделять достоинства и недостатки работ, оценивать
выступления по заданным критериям.
|
Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки.
|
32- 34
|
8.05
15.05
22.05
|
|
Резерв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: резервные уроки строятся по усмотрению учителя
(дополнения к урокам-проектам, подготовка поздравительных открыток к праздникам, оформление кабинета к
праздникам, изготовление декораций к спектаклям и др.).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.