Инфоурок Литература КонспектыТехнология дифференцированного подхода при организации самостоятельной деятельности учащихся

Технология дифференцированного подхода при организации самостоятельной деятельности учащихся

Скачать материал

Технология дифференцированного подхода при организации самостоятельной деятельности учащихся

 

(Из опыта работы)

              

Умение учителя занять во время урока всех учащихся  есть критерий достоинства 

учителя

                                                                                                                          К.Д.Ушинский                                                                                    Ученик – это факел, который надо зажечь.

 

Переступая порог класса, я вижу десятки глаз, настороженно смотрящих на меня. Дети все разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, характеру, способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить урок так, чтобы учение было не наказанием, приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Так я пришла к пониманию, что все свое педагогическое мастерство умело сочетать в различных формах работы: классной, групповой и индивидуальной, учитывая при этом общее – для класса, типичное – для групп и индивидуальное – для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого обучающегося.

   Чтобы реализовать эти замыслы нужна педагогическая технология, обладающая управляемой системой с планируемыми результатами, с разработанной оптимальной структурой содержания учебной информации, предъявляемой конкретному ученику. Проанализировав все, я пришла к выводу, что этим требованиям отвечает технология уровневой дифференциации.

   В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Учитывая свои способности и интересы, потребности учащихся я получаю возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать  учебную нагрузку.

   В своей работе достижение обязательных результатов обучения становится для меня тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений. 

  Таким образом, благодаря такому подходу дифференцированная работа приобретает реальный, осязаемый и для учителя, и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учащимися, поскольку мне уже не надо спрашивать данный на уроке материал в полном объеме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых обучающихся.

 

 

Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение следующих требований:

   Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся.

Успех дифференцированного обучения зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе. Ребятам ясны конкретные цели, потому что они посильны, возможность выполнить предъявляемые учителем требования активизируют познавательную деятельность обучающихся, причем на разных уровнях.

   Итак, если цели известны и посильны ребятам, а их достижения поощряются. То для ученика нет ничего естественнее, как стремиться их выполнить. Поэтому открытость уровней подготовки способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебе, повышению самооценки обучающегося.

Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения.

Каждый ученик должен в полном объеме услышать предлагаемый материал, ознакомиться с образцами анализа, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных вопросов. Иначе говоря, давая всем одинаковый материал, учитель устанавливает различные уровни требований к его усвоению.

Должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.  

Не следует предъявлять более высоких требований тем обучающимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для ребят посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап обработки основных опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе.

Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.     

Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.

   Такой подход позволяет формировать у учащихся познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. 

Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов  обучения, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

  

 Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме (это будет зависеть от особенностей класса, возраста обучающихся, методов и приемов учителя).

Я выбрала как один из основных вариантов формирование мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки, так как деление на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер и при правильной организации не дает учащимся поводов для обид. Важно также, ребята могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем перейти на более высокий уровень.

 

Формирование групп учащихся

При формировании групп нужно учитывать уровень коммуникативной компетентности учащихся. Зная, что в состав коммуникативной компетентности входит грамматическая, социолингвистическая, дискуссионная и стратегическая компетентности,  подбираю материал для анализа перечисленных компонентов, и с помощью наблюдения, контрольных срезов заполняю диагностическую таблицу.

 

Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности

Обучающиеся со среднем уровнем коммуникативной компетентности

Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

 

Система рейтинговой оценки обучающегося, позволяющая выявить уровень коммуникативной компетентности

 

Составляющие образования

Содержание образования

Качественные индикаторы

Фамилия, имя обучающегося

1

2

3

4

Владеет общими представлениями о литературном процессе

 

Знает даты важнейших событий, хронологические рамки

 

Знает основные термины, понятия

 

Знает содержание художественных текстов

 

Имеет представление о личности писателя, поэта, этапах жизненного пути

 

Имеет представление о своеобразии художественного метода поэта, отличительных чертах литературного направления, течения

 

Имеет представление о критической литературе, полемике, связанной с данным явлением литературы

 

 

 

Умеет составлять связный текст

 

Умеет последовательно раскрывать единую тему

 

Соотносит базовые термины и понятия по содержанию друг с другом, корректно их определяет

 

Определяет тему, основную мысль в соответствии с заданием

 

Подбирает достаточное количество необходимых аргументов

 

Правильно определяет логику расположения аргументов

 

Соблюдает стилистическую чистоту

 

Формирует заключение в соответствии с темой и основной мыслью

 

Соблюдает речевые и грамматические нормы

 

Умеет выразительно читать художественный текст

 

Адекватно ведет себя в конкретной ситуации

 

Умеет работать с письменной информацией

 

 

 

Проявляет креативность мышления

 

Умеет проявлять личностную позицию

 

Умеет проявлять гражданскую позицию

 

Умеет принимать общечеловеческие ценности

 

Умеет принимать культурные традиции своего народа

 

 

 

Умеет проявлять гражданскую позицию

 

 

 

Умеет принимать общечеловеческие ценности

 

 

 

Умеет принимать культурные традиции своего народа

 

Умеет давать оценку фактам

 

Умеет оценивать результат своей работы

 

 

Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности набирают от 20 до 26 качественных индикаторов.

Обучающиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности от 13 до 19 качественных индикаторов.

Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности от 0 до 12 качественных индикаторов.

Несомненно, качественный и количественный состав групп меняется в зависимости от результатов диагностики в процессе обучения.

К 10 классу, как правило, уже сформированы три группы обучающихся с различными коммуникативными компетентностями и по-разному относящиеся к литературе. Группа обучающихся с высоким уровнем коммуникативной компетентности: ее представители владеют в полном объеме всеми видами речевой деятельности. Культурой устной и письменной речи, овладеют умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соотнесенных опыту, интересам, социологическим особенностям (такие обучающиеся имеют годовую оценку «5» по литературе).

Обучающиеся со средним (как правило, годовая оценка по предмету «4») и низким уровнем (годовая оценка по предмету «3») коммуникативной компетентности по тем или иным причинам не владеют полным компонентным составом коммуникативной компетентности (не могут использовать диалог в различных сферах общения, не владеют приемами совершенствования и редактирования текстов, не могут использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи…). Учащиеся знают, что такой состав групп не закреплен раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.

 

Методика дифференцированной работы на уроках литературы в 10-11 классах 1-й этап. Дифференцированная домашняя работа.

 

Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются типовые задания (аналогичные были выполнены на уроке).

Учащиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности к типовым заданиям даются и такие, которые направлены для ликвидации пробелов в знаниях, для восстановления утраченных умений и навыков. Однако первую и вторую группы обучающихся не нужно перегружать, так как это может вызвать отрицательную реакцию. Поэтому приходится отбирать необходимый минимум дополнительных заданий в соответствии с основными пробелами в знаниях.

Группе с высоким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются усложненные задания не только с применением практических знаний, но и использованием теоретического материала, творчества. Задания, требующие рассуждений и анализа. Приветствуется чтение дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора учащихся; предлагается выделить связь с другими темами и предметами. Таким образом, домашнее задание не должно быть формальным, оно должно еще раз закрепить изученное, отработанное на уроке и, конечно, тоже должно быть дифференцированным.

 

  2-й этап. Объяснение нового материала.

 

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.

Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности, по возможности, следует «разбить» материал на мелкие части и постоянно контролировать их. А учащимся со средним и высоким уровнем коммуникативной компетентности предлагается, где это разумно, самостоятельно работать по углублению и изучению материала, четко выделять каждое понятие, затем вырабатывать и самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ. Синтез, обобщение – и переходить к творческим заданиям.

 

   3-й этап. Закрепление знаний, умений и навыков.

 

Это этап дифференциации заданий, объема и количества и меры помощи учащимся. Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности даются облегченные задания (найти ответ в параграфе, выделить главную мысль абзаца…). Они способны составить аннотацию, тезисный план или обычный план, по тезисам раскрыть содержание темы. Дополняя своими примерами. Могут составить рассказ по конспекту, таблице, схеме, алгоритму. Работа, безусловно, идет в замедленном темпе при заранее ограниченном материале. Приходится контролировать работу таких учащихся и при необходимости давать подробные инструкции.

Обучающиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности даются задания и вопросы на применение нового материала. Для таких учащихся вполне посильны более сложные творческие задания: мини-интервью, взаимовопросы, составление сложных планов, схем, таблиц (например, сопоставительных: «Понтий Пилат и Га-Ноцри»); написание эпилога произведения, исходя из логики развития художественных образов; постановка проблемных вопросов. Составление монологов, диалогов; создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нем и т.д.

Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности, как правило, поставлена на уроке цель – выполнить как можно больший объем заданий, чтобы отработать навыки до «автоматизма» и подойти к общим выводам самостоятельно. Учащимся предлагается создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос и найти ответ на поставленный вопрос. Этим обучающимся можно предложить сравнить проблематику произведений (например, пьесы М.Горького «На дне» и сказки «О чиже, который лгал, и дятле, любителе истины»); сравнить героев (например, кто ближе к истине: Понтий Пилат или Га-Нойри); сделать общий вывод по теме (Человек и природа: границы дозволенного» (по произведениям М.Булгакова и Е.Замятина); составит схемы, алгоритмы, сделать сопоставительный анализ поэтических произведений. Можно предложить и такие творческие задания: составить библиографический список по определенной теме, создать психологический портрет по произведениям изобразительного искусства, например, по портретам Л.Н.Толстого, принадлежавшим разным художникам. Интересными, как показывает опыт работы, для ребят творческих являются создание саморецензии, телепередач о поэте или писателе, состязание со знаменитыми поэтами – классиками, написание стилизаций под то или иное направление или чей-либо авторский стиль. Такой дифференцированный подход на уроках литературы делает выполнение этих заданий вполне посильным ученику соответствующего уровня, а, кроме того, еще интересным и занимательным.

 

    4-й этап. Итоговый контроль.

Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности получают небольшие по объему и глубине задания (только базис), могут использовать различные образцы и схемы, учебник. В самом крайнем случае, если учащийся совсем не знает, что делать, можно дать наводящие вопросы.

Обучающиеся с высоким и среднем уровнем коммуникативной компетентности предлагаются задания сложные, требующие хорошего знания теории, межпредметных связей. Использовать вспомогательный материал нежелательно (за это снижается оценка), приветствуется сомостоятельность при выполнении той или иной работы. Здесь целесообразно использовать различные приемы контроля (индивидуальный, фронтальный, полный, выборочный, взаимоконтроль, самоконтроль, групповой контроль), чтобы добиться высокого конечного результата, но главным приемом в работе все же остается стимулирование (возможность перейти вна более высокий уровень), тот прием, которому уже две тысячи лет: «Исследуй – и будешь Человек!»

 

Подбор заданий для самостоятельной работы учащихся.

Таблица, показывающая возможные варианты заданий для каждого уровня обучающихся:

Уровень коммуникативной компетентности

Деятельность обучающихся

 

                   Возможные варианты заданий

1

2

3

Низкий уровень

Репродуктивная деятельность

Задания на анализ-синтез (воспроизведение фактологического материала, решений заданий по алгоритму, образцу):

-                      перечислить (назвать) даты, признаки… - дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера;

-                      заполнить аналитико-синтетическую схему типа:

-                      выбрать правильный ответ в параграфе;

-                      составить аннотацию…

Средний уровень

Реконструктивная деятельность

Задания на сравнение, обобщение, классификацию (умение оперировать полученной информацией, производить перенос знаний в новую ситуацию):

-                      составить мини-интервью; 

-                      составить сложный план;

-                      написать эпилог, исходя из логики художественного произведения; - поставить проблемные вопрсы;

-                      создать «автопортрет» писателя по

 

 

воспоминаниям современников;

-  заполнить схему;

-  заполнить сравнительную таблицу

 

Высокий уровень

Продуктивная деятельность

Задание на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей:

-                      доказать, что…

-                      объяснить явление, процесс…

-                      создать проблемную ситуацию и найти ответ на вопрос;

-                      написать эссе, сочинение, творческое задание, задание исследовательского характера…

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: И.С.Тургенев. «Русь он помнит…» (очерк жизни и творчества Тургенева)».

 

Предлагается самостоятельная работа по учебнику. Каждый обучающийся получает карточку-задание, соответствующую уровню подготовки.

Учащиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности готовит задание по выразительному  чтению и пересказу основных сведений биографии писателя.

Учащиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности готовит ответ на вопрос:

какие события истории повлияли на формирование творчества И.С.Тургенева? Учащиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности получают задание подготовить сообщение на тему: «И.С.Тургенев и журнал «Современник». Остальное время занимает работа по изучению биографии писателя, обзору его творчества, включая сообщения наиболее подготовленных обучающихся или тех, кому было дано опережающее задание. При этом ведется запись основных положений, рассуждений, выводов, которые делают учащиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Можно использовать другой вариант учебной деятельности – составление хронологической таблицы. Таблица составляется совместно, а в конце работы даются индивидуально-групповые задания: вспомнить основные исторические события того времени и заполнить дополнительную графу «События эпохи» (межпредметная связь); «разбить» таблицу на этапы жизни и деятельности писателя.

Проведение уроков по изучению биографии писателей и поэтов предполагает различные формы и типы уроков: беседа, семинар, ролевая игра и т.п. Выбор зависит от степени подготовленности обучающихся.

 

 

Тема: «Сказки М.Е.Салтыкова –Щедрина»

Дифференцированная работа строится следующим образом: 

Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности выразительно пересказывают отдельные фрагменты сказки, определяют главную мысль произведения. Обучающиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности отвечают на вопросы, позволяющие анализировать произведения, делают на уроке сравнительную. Характеристику героев. Предусматривается и творческое домашнее задание – нарисовать понравившийся фрагмент, подготовить устную защиту рисунка; написать свою сказку, используя художественные средства писателя –сатирика.

 

 

Тема: «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Лицо трагическое» (образ

Евгения Базарова).

 

Для группы обучающихся с низким уровнем коммуникативной компетентности дается задание: изучить статью по теме в учебнике, заполнить таблицу, слушая ответы одноклассников.

Разногласия во взглядах

Павел Петрович Кирсанов

Евгений Базаров

1) На аристократизм

 

 

2) На народ

 

 

3)На искусство

 

 

4) На «вечные» ценности

 

 

 

Для группы со средним уровнем коммуникативной компетентности предлагается дополнительно к оснвному заданию проанализировать сцену дуэли Павла Петровича и Базарова, в ходе комментированного чтения важно обратить внимание на поведение персонажей.

Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности нужно дать собственную оценку идейным установкам противоборстующих сторон, после заполнения таблицы ответить на вопрос: какую художественную функцию выполняет антитеза?

Далее на уроке предлагаются вопросы для трех групп обучающихся:

-  Является ли в ваших глазах Базаров революционером?

-  Какую революционность он воплощает?

-  Как вы определите и как аргументируете отношение автора к герою?

-  Любовь победила Базарова или Базаров победил любовь?

-  Смерть Базарова – закономерность? Случайность?

В результате проведения подобной работы обучающиеся определили центральных персонажей романа; проанализировали сущность внешнего конфликта Базарова; обозначили художественные особенности создания образа, хотя урок не предполагает исчерпанности разговора о Базарове, он только начинает его.

 

Тема: «Поэзия «серебряного» века. Художественные искания эпохи.

 

Для обобщающего урока по данной теме привлекаются учащиеся с высоким уровем коммуникативной компетентности, они помогают в создании блицопроса по заданной теме. Например, по вышеуказанной теме учащиеся составили следующие вопрсы:

1.      Каков смысл метафоры «серебряный век»?

2.      Назовите временные рамки каждого напрвления.

3.      Каковы философские искания и литературно-эстетические взгляды представителей символизма, акмеизма и футуризма?

4.      Укажите основные идеи литературных направлений.

5.      Назовите основных представителей литературных направлений.

6.      каков вклад в русскую литературу символистов, акмеистов, футуристов? Обучающиеся со средним и низким уровнем коммуникативной компетентности не составляет труда найти ответы на поставленные вопросы, так как на предыдущем уроке они, слушая ответы одноклассников, заполняли опорную таблицу.

 

 

Тема: «Сергей Есенин как национальный поэт. «Я люблю родину. Я очень люблю родину!»

 

В ходе предварительной подготовки учащиеся делятся на группы, у каждой свое задание. Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности доказывают на уроке, что поэзия С.Есенина имеет фольклорное начало. Исследовав стихотворения поэта, находят особенности творческого метода С.Есенина: песенное начало, панпсихизм, особое звучание. Зачитывают примеры, где в лирике С.Есенина чувствуются и движение, и звуки, и краски.

Обучающиеся со среднем уровнем коммуникативной компетентности находят примеры цветного изображения и выявляют, какие цвета преобладают в стихах Есенина.

Зачитывают любимые есенинские эпитеты (синий, голубой…).

Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности читают наизусть стихотворения, оформляют плакат по заданной теме, отвечают за музыкальное оформление.

На данном уроке могут быть запланированы и индивидуальные задания (например, подготовить проект «Родина поэта Есенина»).

 

Таким образом дифференцированные задания на уроках литературы в старших классах дают возможность для развития не только познавательного интереса, но и творческого потенциала обучающихся. Естественно, что уровень такого творческого развития будет разным у каждой группы, но цель одна – показать, что любое творчество ценно и заслуживает внимания и оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал

Для обучающихся с высоким уровнем коммуникативной компетентности подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, обобщения изученного материала.

Для обучающихся со средним и низким уровнем коммуникативной компетентности это могут быть задания:

-  повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала;

-  имеющие образец выполнения4

-  предполагающие выполнение только отдельных его частей; - имеющие вспомогательные вопросы.

Целесообразно использование на уроках и карточек различного цвета, когда обучающиеся самостоятельно выбирают себе задания, опираясь на имеющиеся знания. Данная работа используется, как правило, на уроках литературы, где логично делать языковой разбор текста. Ведь это задание является не только важным средством общения и систематизации знаний. Но и содействует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста (особенно художественного).

 

Карточка 1

(высокий уровень)

Тема: «Образ Маргариты»

«-Слушай беззвучие,- говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами,- слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни,- тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не тревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».

-  Мастер говорил о том, что ему не нравится любой шум. Почему мастеру так необходима тишина? В каком значении употреблено это слово?

-  Почему в монологе Маргариты использованы глаголы будущего времени?

-  В чем заключается роль лексических повторов?

-  Всегда ли Маргарита является идеалом?

-  Опираясь на конценцию В.Акимова о «троемирии» романа, которая изложена в работе «Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады», ответьте на вопрос: почему Маргарита действует во всех трех мирах?

-  Кто, на ваш взгляд, главный герой романа? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

Карточка 2

(средний уровень)

Тема: «Образ Понтия Пилата»

«Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балкон, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, , и объяснение было странное, показалось прокуратору. Что он чего-то не договорил с осужденным. А может быть, чего-то не дослушал…»

 

-  Чем объясняется «непонятная тоска» прокуратора?

-  Выделите ключевые слова в этом отрывке.

-  Объясните значение лексического повтора в данном тексте.

-  Выпишите словосочетания, произведите разбор.

-  Каково значение приставки до-?

-  Возникли ли какие –либо ассоциации (музыкальные, изобразительные, текстовые) связи с данным отрывком? В чем источник возникших ассоциаций?

 

 

 

 

Карточка №3

(низкий уровень) Тема: «Образ Понтия Пилата»

«Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать…»

 

-  Как состояние Понтия Пилата сказалось на решении судьбы арестованного?

-  Объясните постановку запятых в этом предложении.

-  Попробуйте устно нарисовать образ Понтия Пилата. На какие черты лица вы обратите внимание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читаем, исследуем, творим

(из опыта изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

 

Уроки жизни Льва Николаевича Толстого

 

1.      Искать благородную цель.

2.      Постоянно идти вперед в своем развитии до последнего дня.

3.      Научиться думать о себе, о людях, о мире.

4.      Оценивать свои поступки с точки зрения высоких моральных норм. Помнить, что «недовольство собой есть условие разумной жизни».

5.      планировать каждый свой день и оценивать прошедший.

6.      Поступать по библейскому закону: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».

 

 

Изучение биографии писателя

Первый шаг в изучении биографии Л.Н.Толстого ребята делают сами, пользуясь разными учебниками, справочниками. Важно, чтобы они не только самостоятельно составили хронологическую таблицу или конспект, но и подготовили ответ на вопрос: какой эпизод в биографии писателя показался им наиболее интересным?

На уроке выделяется несколько минут для того, чтобы каждый составил по нескольку вопросов по изученному материалу и задал их своим товарищам. 

Затем ребята рассказывают о том, что их поразило в жизни Л.Н.Толстого. Задача учителя на уроке – логически выстроить полученную и представленную учениками информацию, устранить пробелы, самому на равных поучаствовать в уроке с ярким рассказом эпизода или эпизодов из жизни писателя.

Ребята готовят презентации по разным периодам жизни Толстого.

Проверить запоминание важных дат жизни Л.Н.Толстого у каждого ученика можно за

2-3 урока с помощью лото, где надо соединить дату и ее содержание. Например:

 

     

                  1851

 

Отъезд в действующую армию

 

К изготовлению карточек лото можно привлечь учащихся.

 

Работа над романом Л.Н.Толстого «Война и мир»

 

Изучение романа Толстого потребует системы опережающих заданий, которые сразу увлекут неравнодушных к литературе, позволят им самостоятельно начать работать с того, что кажется простым и интересным. Задания дадут перспективу изучения, когда каждый будет знать, какие предстоят отчетные работы. Так создается стимул для обязательного чтения.

Учащиеся чертят в тетрадях таблицу «Постигаем гений Л.Н.Толстого»

п\п

Виды работы

Баллы

1.

Страницы жизни Л.Н.Толстого (биография)

 

2.

Содержание I т.

II     т.

III   т.

IV  т.

 

3.

Чтение отрывка наизусть («Любимая страница»)

 

4.

Выступление на семинарском занятии

 

5.

Творческое задание

 

6.

Контрольная работа

 

                                           Средний балл

 

Таблица диктует, что каждый должен отчитаться в процессе изучения романа по всем видам работы, а полученные баллы может вписать в свою таблицу – так закладывается соперничество, возможность подсчета рейтинга.

 

Виды творческих заданий

1.                  Нарисовать иллюстрации к роману.

2.                  Написать реферат.

3.                  Составить кроссворд.

4.                  Взять интервью у родителей и знакомых об их впечатлении от романа.

5.                  Сочинить стихи о Л.Н.Толстом, о романе.

6.                  Сочинить «неизвестную» страницу романа.

7.                  принять участие в работе над проектом, связанным с изучением романа. Ученик работает над одним творческим заданием, каждый пункт которого учитель тщательно разъясняет, а стихотворение для примера надо прочесть.

 

Темы рефератов

1.      Дневник Л.Н.Толстого.

2.      Религиозные искания Л.Н.Толстого.

3.      Семейная драма Л.Н.Толстого.

4.      Иллюстраторы л.Н.Толстого.

5.      Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в кино.

Предполагается, что I и II тома романа прочитываются и обсуждаются на уроках очень подробно, здесь широко используются проблемные вопросы, проблемные ситуации. Тома III и IV прочитываются самостоятельно (может, даже по главам), а затем осмысливаются на семинарском занятии «Скрытая теплота патриотизма».

Можно предложить следующее тематическое планирование уроков Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

Тематическое планирование изучения романа

      История создания романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Роман-эпопея.

      Вечер у А.П.Шерер. Жизнь высшего света России. Знакомство с героями романа. Именины в доме ростовых. Дом, где царит любовь. Логика характера русского человека.

      Спасение Кутузовым русской армии в 1805 году. Шенграбенское сражение.

Батарея Тушина. Что есть истинный героизм на войне?

      Путь П. Безухова в поисках смысла жизни. Какую роль сыграло масонство в его судьбе?

      Образы Элен и княжны Марьи в романе. В чем подлинная красота человека?

      Идейные искания А.Болконского. Что он понял в Аустерлицком сражении?

      Счастье и драма Н.Ростовой.

      «Война – противное человеческому разуму событие». Картины войны 1812 года в романе. Образы Кутузова и Наполеона. В чем величие исторической личности. По мнению Л.Н.Толстого?

      Бородинское сражение- залог победы русского народа в Отечественной войне, момент истины в жизни П.Безухова и А.Болконского.

      Семинарское занятие «Скрытая теплота патриотизма».

      П.Безухов и Н.Ростова в «Эпилоге». Почему П.Безухов пришел в тайное общество?

      Идея романа «Война и мир». Роман Л.Н.Толстого – вечная книга. Контрольная работа.

Обсуждение каждой темы должно начинаться с контроля за чтением романа, с пересказа прочитанного. Можно проверить чтение с помощью задания «Составьте вопросы к прочитанным к сегодняшнему уроку главам (или: перечислите события романа, о которых вы узнали). Затем отдельные эпизоды романа подробно обсуждаются с помощью проблемных вопросов.

 

 

Семинар «Скрытая теплота патриотизма»

Л.Н.Толстой считал, что патриотизм – глубоко интимное чувство: о нем не говорят, его доказывают в определенных ситуациях. Патриотами не рождаются, ими становятся в годы испытаний, которые выпадают Отечеству. Все герои романа «Война и мир» проходят через события 1812 года, кто-то выдерживает этот страшный экзамен, кто-то нет. Любимые герои Л.Н.Толстого в тяжелые для страны годы остаются вместе с ней. Вместе со своим народом. В них рождается любовь к Родине.

Вопросы семинара предполагают, что ребята прочитывают определенные главы и готовят ответы на проблемный вопрос. Четыре-пять человек работают над одним вопросом; выполняется самостоятельная работа устно и письменно (в виде доклада0, чтобы каждого ученика можно было проверить.

 

Вопросы к семинару:

1.      Семья Ростовых покидает Москву. Какими новыми гранями открывается нам эта семья? (т.3, ч.III, гл. 13-16).

2.      Последние дни князя Андрея. К какому открытию он приходит? ( т. 3. ч.III, гл. 31-

32, т. 4, ч.I, гл.16)/

3.      Пьер Безухов в Москве в плену. Что с ним происходит? Каким открывается ему смысл жизни человека? (т.3, ч. III, гл. 20, 33, 34; т.4, ч. I, гл. 4-12, ч.II, гл.12).

4.      Платон Каратаев. Какова роль партизанского движения в войне 1812 года?

(Долохов, Денисов, Тихон Щербатый, Петя Ростов) ( т. 4, ч. III, гл. 3-11).

 

Отчетные работы

в процессе изучения романа «Война и мир» По I тому отчетная работа – это тест. 

Расположите в хронологическом порядке события I тома романа «Война и мир».

 

1.      Именины в доме Ростовых.

2.      Шенграбенское сражение.

3.      Вечер у А.П.Шерер.

4.      Аустерлицкое сражение.

5.      Пьер Безухов получает наследство.

6.      Ранение князя Андрея.

7.      Сватовство Анатолия Курагина.

Ответ: 3, 1, 5, 2, 7, 4, 6.

По второму тому возможен брейн-ринг между командами по вопросам, составленным ребятами. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технология дифференцированного подхода при организации самостоятельной деятельности учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Краткое описание методики дифференцированного подхода на уроках литературы в 10-11 классах. Описание системы рейтинговой оценки. Подбор заданий для самостоятельной работы учащихся.Также указаны виды творческих заданий для учащихся, темы рефератов, тематическое планирование изучения романа, семинар и вопросы к нему, отчетная работа (на примере романа Л.Н.Толстого "Война и мир"). Дидактический материал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 490 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.01.2020 278
    • PDF 406.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Данилова Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Данилова Екатерина Николаевна
    Данилова Екатерина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 134284
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции