Главная / Классному руководителю / Технологии сохранения и стимулирования здоровья во внеурочной деятельности.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья во внеурочной деятельности.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья во внеклассной работе

Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся должна вестись во внеурочное время.  Должны стать традиционными уроки здоровья, Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты»,  «Папа, мама, я – спортивная семья». Работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу,  легкой атлетике, пионерболу и др. А одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни.

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляет преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учит детей беречь свое здоровье. В практику работы общеобразовательных школ вошли:

1. составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, а также контроль за их выполнением;

2. подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, целевых прогулок;

3. обучение гигиеническим правилам и контроль за их выполнением;

4. организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке и контроль за их выполнением;

5. физкультурно-спортивная работа с учащимися;

6. подготовка и проведение праздников здоровья, Дня здоровья, Недели здоровья.

При этом основным условием проведения этих мероприятий является соблюдение принципов здоровьесбережения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

E:\к работе Е.П\IMG_6817.JPGE:\к работе Е.П\IMG_7909.JPG

E:\к работе Е.П\IMG_7905.JPGE:\к работе Е.П\IMG_4396.JPGE:\к работе Е.П\IMG_8003.JPG

Контингент коррекционных групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении. Здоровьесберегающие технологии тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Кроме того, в течение дня с ребенком проводятся пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, логоритмические игры и упражнения на релаксацию. В работе с детьми применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов.

Изучая педагогический опыт, встречаем различное описание системы применения подобных технологий. Наиболее удобным считаем деление здоровьесберегающих технологий на три категории:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

К ним относятся:

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Пример: артикуляционное упражнение «Часики» (движения языка вправо-влево) можно дополнить движением ладони, которая движется под счет вправо-влево. При этом игровой сюжет упражнения может быть разным - «язычок катается на коньках», «ветви дерева качаются на ветру», «рыбка плывет и виляет хвостиком» и многие другие. Или упражнение «Улыбка» (зубы сомкнуты, губы в улыбке) можно дополнить движением ладони. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой (5 сек.), на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. На занятиях широко используются игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха. Работа проводится в общепринятой последовательности согласно следующим разделам:

  1. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.

  2. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз. Примеры: «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – И.П. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.

  3. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении применяются наглядный материал, обучающий показ упражнения.

Важной сферой применения здоровьесберегающих технологий является сохранение и стимулирование психического здоровья детей. У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

E:\к работе Е.П\IMG_6969.JPGE:\к работе Е.П\IMG_7351.JPG

Хорошо зарекомендовали себя такие приемы как песочная терапия, с помощью которой можно расслабиться и успокоиться, игры с водой. Они разгружают эмоциональную сферу ребенка, создают эмоционально-радостный настрой, помогают не бояться совершения ошибок: «Если ты что-то сделал не так – проведи ладошкой по песку и начни сначала».

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия и имеют определенную специфику организации: каждое упражнение включает в деятельность фантазию, эмоции и движения ребенка так, чтобы через их единство ребенок учился произвольно действовать.

E:\к работе Е.П\IMG_6832.JPGE:\к работе Е.П\Изображение 010.jpgE:\к работе Е.П\IMG_7347.JPG

Коррекционные технологии

Логоритмика – также одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Все их можно условно разделить на блоки:

- развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта,

- развитие кинетического компонента двигательного акта, динамическая координация движений,

- развитие реципрокной координации движений рук. (см. приложение 3)

В этой связи эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.













Технологии сохранения и стимулирования здоровья во внеурочной деятельности.
  • Классному руководителю
Описание:

              Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся должна вестись во внеурочное время.  Должны стать традиционными уроки здоровья, Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты»,  «Папа, мама, я – спортивная семья». Работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу,  легкой атлетике, пионерболу и др. А  одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни.

     При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляет преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учит детей беречь свое здоровье. 

Автор Колесова Елена Петровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 702
Номер материала 9171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы