Главная / Русский язык и литература / Технологии личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми

Технологии личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми

11


Описание опыта педагогической деятельности.

Инновационная образовательная культура является одним из основных элементов успешной педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Социально-экономическое, культурное и духовное возрождение нашей страны, изменения в сфере духовной жизни требуют глубокого обновления системы образования. Авторитарно-дисциплинарная модель обучения меняется на личносто-ориентированную, основные признаки которой – взаимопонимание, взаимоуважение, творческое сотрудничество.

В технологиях обучения и воспитания становится приоритетной «модель субъект-субъектного взаимодействия», а это, в свою очередь, требует новой педагогики. Новые программы и учебники, обновленный арсенал форм и методов обучения – требование современности. Сегодня педагогика изменяется под влиянием инновационных идей, которые базируются на отечественном и зарубежном опыте. Ученые и педагоги-практики внедряют в учебно-воспитательный процесс положения личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, центром которого является личность ребенка. Ее самобытность, самоценность. В современных условия гуманизации и демократизации, индивидуализации и дифференциации учебного процесса как никогда актуальны дидактические заповеди В.Сухомлинского. В книге «Сто советов учителю» он писал: «Нет абстрактного ученика. Искусство и мастерство обучения и воспитания состоит в том, чтобы раскрывать силы и возможности каждого ребенка, давать ему радость успеха в умственном труде…».

Школа является основным социальным институтом, который делает решающих вклад в формирование интеллекта, самосознание нации, обеспечение ее физического и духовного здоровья. Поэтому по моему мнению, главная задача учебных заведений в условиях перехода на новые ФГОС – создание условий для полноценной жизнедеятельности каждого ребенка.

Содержание понятия «образовательные инновации» включает в себя два основных компонента: 1. Современные технологии обучения (групповая учебная деятельность, критическое мышление, проблемное обучение, интерактивное обучение и т.д.). 2. Приемы педагогической техники и алгоритмы их применения.

Если первый компонент – это теория и практика внедрения инноваций, разработанная учеными и педагогами-практиками, то второй имеет, как правило, субъективный характер и зависит от конкретного учителя. Успешное использование той или иной технологии обучения требует от педагога глубоких знаний учебного предмета, педагогики, методологии, психологии; зависит от эрудиции, практических умений учителя, его творчества и мастерства. Педагог должен свободно владеть методиками, которые формирую мировоззрение, ценностные ориентации ребенка, умения и навыки, необходимые для жизненного и профессионального выбора.

Я работаю над темой «Технологии личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми в условиях перехода в образовательное пространство Российской Федерации».

Какой является структура творческих способностей? Что свойственно творческой личности? Какие методы, приемы, формы учебно-воспитательной деятельности стимулируют раскрытие творческих способностей обучающихся? Как создать оптимальные условия для их формирования и развития? Эти вопросы давно интересовали меня, поэтому актуальность темы, над которой я работаю, очевидна. Вот поэтому в течение нескольких лет я анализирую проблему развития творческих способностей обучающихся. Убеждена, что и ученые-теоретики, и опытные учителя-новаторы, и любознательные молодые учителя, которые только вырабатывают свой собственный педагогический почерк, должны проникнуться одной большой целью – всесторонне развивать творческий потенциал каждого ребенка, а особенно одаренной молодежи.

Понимание необходимости ориентации образования на развитие творческого потенциала личности развивалось благодаря новаторам гуманистической педагогической мысли – В.Сухомлинскому, Ю.Азарову, Ш.Амонашвили, Е.Ильину, Ю.Львовой, В.Шаталову.

Вопросом про сущность способностей и творческих возможностей человека интересовались ученые разных стран: Дж. Гилфорд, А.Маслоу (США), А.Горальский, Е.Ляска (Польша), Г.Пирев (Болгария), А.Печчеи (Италия) и др. Например, А.Маслоу считал,что креативность – способность к творчеству – характерна для каждой психически здоровой личности и может проявляться практически во всех видах человеческой жизнедеятельности. С этой способностью творить связаны такие качества, как гибкость мышления, непосредственность, смелость, инициативность и т.д. Все эти черты присущи личности в детском возрасте, но с годами они угасают. Поэтому важно организовать обучение ребенка так, чтобы оно активизировало развитие ее креативности.

Проанализировав современные интерактивные технологии, для реализации проблемы развития творческих способностей обучающихся я решила выбрать интерактивную технологию, теоретические и методические основы которой были разработаны А.Пометун и Л.Пироженко.

Работу свою направляю на утверждение развивающей, личностно-ориентированной педагогики.

Развивать детское творчество на уроках языка, по определению К.Ушинского, означает развивать «ту прирожденную душевную способность, которую называют даром слова, … вести детей в сознательное владение богатствами родного языка и … добиться детьми логики этого языка, т.е. грамматических его законов в их логической системе».

Опираясь на сказанное выше, можно определить такие главные условия эффективной организации работы с учащимися на уроках русского языка и литературы: отход от форм и методов обучения, которые тормозят развитие ребенка и не оставляют места свободному выбору видов и методов его самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности; активная педагогическая поддержка инициативы, самостоятельности, оригинальности мышления, поощрение любых учебных и творческих успехов; обязательная организация исследовательской деятельности.

К приемам, которые ставят обучающегося в активную позицию на уроке, можно отнести ряд учебных ситуаций: это в первую очередь ситуации, в которых обучающийся должен защищать собственное мнение; ситуации, которые побуждают школьников задавать вопросы учителю, однокласснику; рецензирование ответов, творческих работ других обучающихся на уроке и во внеклассной деятельности; выполнение заданий, рассчитанных на использование дополнительной литературы; свободный выбор заданий, преимущественно поискового характера; создание ситуации обмена учебной информацией среди учащихся; самопроверка, анализ собственных познавательных работ.

Практикую проведение разных типов современного урока: уроков-семинаров; уроков-исследований, уроков-игр, уроков-экскурсий, уроков-диспутов, уроков защиты проектов и т.д.

Систематически направляю работу на уроках на установление межпредметных связей и межпредметной интеграции (история, география, этнография, классическая музыка, живопись).

Формирование личности включает развитие моральных чувств и черт поведения, а именно – любви к Родине, преданности, желания развивать трудовые традиции, обычаи народа, бережного отношения к историческим памятникам, любви к матери.

Воспитание обучающихся, по моему мнению, не должно ограничиваться рамками урока, оно должно продолжаться и во внеклассной деятельности, во внешкольной обстановке. Поэтому важно привлекать к этому не только обучающихся, но и их родителей. Поэтому я провожу семейные праздники, воспитательные часы и другие мероприятия, которые помогают раскрыть потенциал каждого ребенка. Например, «Ярмарка талантов», «Гордость семьи», «Семейные сокровища и реликвии» и т.д. На такие праздники школьники приходят с родителями, дедушками и бабушками. Звучат рассказы, полные уважения к своему роду. Семьи соревнуются между собой, раскрывая свои таланты. Взрослые поддерживают детей. Такие мероприятия, я считаю, оставляют глубокий след в памяти не только обучающихся, но и родителей. Привлекаю родителей к открытым урокам.

Традиционным является проведение ежегодных «Литературных гостиных» и «Литературных балов»; привлечение обучающихся к театральным постановкам. Проводятся также недели русского языка и литературы, выставки русских блюд, изделий русского искусства, экскурсии к известным памятникам Республики Крым.

В этом учебном году для учащихся 5 класса мной была открыта Школа юного журналиста, где мы со школьниками рассматриваем историю отечественной и зарубежной журналистики, теоретические моменты, готовимся к выпуску классной ежемесячной газеты, а также создаем передачу «Не сиди на месте: веселее вместе», где рассказываем о русских праздниках.

Уже традиционным стало составление разнообразных альманахов и сборников ученических прозаических и стихотворных произведений. Так, в 2014/2015 учебном году были выпущены «Толковый словарь школьных слов» под редакцией учащихся 5 классов, сборники сказок «Наши сказки. Избранное. 1 часть», «Жила-была Крапива».

Практикую на уроках языка и литературы «Творческие пятиминутки», где мы с обучающимися составляем сказки-экспромты, сочинения-миниатюры. Часто предлагаю обучающимся упражнения на наследование стиля писателей, альтернативное продолжение художественного произведения. Нередко обучающиеся собственноручно иллюстрируют свои произведения рисунками.

Необычайно действенным является прием работы возле доски под названием «Эстафета минутных испытаний». Работать возле доски таким образом желают все обучающиеся. За пять минут можно проверить весь класс, как он закрепил материал и на чем нужно акцентировать свое и их внимание. Возле доски работают сразу 3 – 5 школьников (в зависимости от размера доски). Обязательное условие – одинаковое задание. Эффект соревнования лишает обучающихся равнодушия.

Особого внимания, на мой взгляд, требуют домашние задания. Считаю, что дома дети не только должны закрепить изученное на уроке, но и продолжать учиться самостоятельно добывать информацию. Поэтому часто предлагаю обучающимся подготовить сообщение или презентацию на определенную тему, разрешаю выполнять задания по выбору.

В своей работе я использую интерактивные технологии с целью создания комфортных условий обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, получая настоящее удовольствие от обучения. Во время уроков стараюсь научить детей высказывать свою точку зрения, уметь объяснять ее, вести дебаты, решать проблемные ситуации, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать других и работать в команде, учиться видеть слабые стороны своей позиции и находить альтернативные решения. Работа с научной литературой, проведение исследований по русскому языку и литературе, фольклористике, выдвижение гипотез и постановка задач – все это в совокупности стимулирует в обучающихся развитие логического мышления, способность самостоятельного пояснения причинно-следственных связей, принятие быстрых решений в критических ситуациях.

Я считаю, что существенно повысить эффективность развития креативных способностей можно лишь в том случае, если постоянно использовать в процессе учебно-воспитательной деятельности творческие задания: написание сказок, стихотворений, басен, синквейнов, выполнение научно-исследовательской работы.

Активно использую на уроках русского языка и литературы мультимедийные технологии. Как мне кажется, мультимедийные проекты (в виде презентации слайдов на компьютере или мультимедийной доске) на лингвистические, межпредметные, социокультурные, литературные темы помогают обеспечить творческое развитие личности, способной эффективно решать жизненные проблемы.

Для активизации работы с учащимися и для общения с коллегами с целью обмена опытом создала свой персональный сайт, на котором размещаю актуальную информацию как для обучающихся и их родителей, так и для учителей русского языка и литературы и классных руководителей.

Успешным считаю не тот урок, который дает исчерпывающие ответы, а тот, который порождает у моих воспитанников многочисленные вопросы. Это стимулирует мыслить, искать.

Для того чтобы развивать творческие способности каждого ребенка, нужно соответственно организовать творческую деятельность. Большое значение в связи с этим приобретает система творческих заданий, которые постепенно усложняются. Сложность этих заданий и степень самостоятельности поиска, по моему мнению, следует повышать в соответствии с наличием знаний и опыта, овладением приемами творческой деятельности, развитием способностей к творческому мышлению.

Итак, практика убедительно свидетельствует, что наиболее комфортно, вольно и раскованно обучающиеся творят на уроке тогда, когда учитель создает определенные условия для благоприятной творческой обстановки, применяет разнообразные методы и приемы, как традиционные, так и инновационные, учитывая индивидуальные особенности детей.

По моему мнению, развитие творческих способностей зависит от степени свободы (самостоятельности): чем больше свобода выбора, тем лучше обучающиеся могут реализовать свой творческий потенциал, тем больше возможностей для мышления. Ведь они должны увидеть, проанализировать разные подходы к выполнению работы в процессе умственной деятельности, которая предусматривает выбор пути выполнения работы, потому что при условии поставленной цели, присутствующего оборудования учащимся неизвестен путь достижения цели. Этот путь дети должны выбрать сами, рассматривая разнообразные варианты, и остановиться на наиболее оптимальном. А проводником в этой деятельности является учитель, который замечает наименьшие движения души ребенка к творчеству, поддерживает и в правильном направлении умеет развить творческий потенциал ребенка.

Большое внимание уделяю работе с одаренными обучающимися. Мои воспитанники в 2014/2015 учебном году стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе. Четыре моих ученика являются действительными членами Малой академии наук Крыма «Искатель», одиннадцать – кандидатами в действительные члены. Две ученицы заняли 2 место в республиканском конкурсе защиты научно-исследовательских работ МАН. Мои обучающиеся на протяжении последних лет занимают призовые места в городском и региональном этапах разнообразных творческих конкурсов, таких как «Космические фантазии», «Мой голос», «Письмо Шевченко» и т.д.

Творческая деятельность с одаренными детьми представляет собой лучший вариант воплощения педагогики сотрудничества, которая предполагает дружеские отношения между учителем и учеником и взаимную заинтересованность совместным делом. Работая с учащимися над научными исследованиями, я почувствовала новую сторону педагогической деятельности: удовольствие от своей работы имеет тот учитель, который не только может передать наиболее способным обучающимся все свои знания, а откроет пути для познания, научит их совершать самостоятельные открытия. Я считаю, что научное исследование, в котором над темой работает ученик, а учитель ведет способного учащегося путями научного поиска, является лучшим вариантом сотрудничества с одаренными обучающимися. Что касается личности учителя, то научная работа дает возможность не только усовершенствовать методику преподавания, но и благоприятствует неуклонному росту его собственных знаний. Считаю, учитель, который сам постоянно учится, может больше отдавать своим воспитанникам. Научно-исследовательская работа повышает сферы заинтересованности педагога и дает возможность заинтересовать своим предметом детей.

На мой взгляд, учителю нужно помнить, что нельзя формировать личность по заранее определенной модели, главное – создать условия для полноценного развития каждого ребенка; активизировать сам процесс обучения, придать ему исследовательский характер и этим передать обучающемуся инициативу в организации собственной познавательной деятельности.

Использую также проблемно-диалогический метод обучения. Мне кажется, проблемная ситуация, специально созданная учителем, является двигателем мышления, источником творческого поиска знаний.

Активной творческой деятельности обучающихся на уроке благоприятствует и работа над литературно-критическими произведениями, отрывками из монографий языковедов. Ведь литературная критика требует личностного восприятия. Тогда она становится предметом собственной мысли обучающегося, сферой анализа, поисков, споров, доказательств.

Важным и необходимым считаю создание на уроке каждому обучающемуся «ситуации успеха».

Эстетическую чувствительность, эмпатию, ощущение вдохновения обеспечивают на занятиях «Музыкальные пятиминутки», на которых школьники слушают классические произведения; использование интерактивных методов обучения («Микрофон», «Аквариум», «Пресс», «Мозайка», сокрастический диалог, «Займи позицию», «Дерево решений», синквейн, «Мозговой штурм» и т.д.), создание игровых ситуаций («Языковая пантомима», «Я – фотомастер», «Создай фильм» и др.). Освоить методы инновационных технологий мне помогают пособия «Компетентностно-ориентированный урок» (А.В. Пашкевич), «Современный урок. Интерактивные методы обучения» (А.Пометун, Л.Пироженко), «Про сто и один метод активного обучения» (Н.Софий, В.Кузьменко), публикации в таких интернет-ресурсах, как «Инфоурок», «Про.школу.Ру», «Методпортал», «Завуч. Инфо» и др.

Новая парадигма образования по ФГОС состоит в том, чтобы не просто передавать обучающимся знания, а учить их умению адаптироваться в новых условиях жизни. В связи с этим акцент необходимо перенести с преподавательской активности учителя на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Причем под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность обучающихся. Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Создание «ситуации успеха», формирование ученических «самоумений» (самоанализ, самооценка, самопознание), воспитание ответственности за морально-ценностный выбор средств достижения цели, ориентация на развитие творчества – вот приоритеты деятельности учителя в новых условиях.

Люблю постоянно искать, требовать, усовершенствовать – считаю, что это единственный путь учительской вдохновенной работы. Поэтому являюсь активным участником многих интернет-сообществ учителей («Инфо.Урок», «Методпортал», «Про.школу.Ру», учительские группы в социальных сетях «Фейсбук», «Одноклассники», «Вконтакте»). Принимаю постоянное участие в вебинарах, которые проводит издательство «Легион» («Нарушевич А.Г. Подготовка учащихся к итоговому выпускному сочинению в 11 классе», «Сенина Н.А. Изменения в ГИА (9 и 11 класс) по русскому языку в 2015 году», «Скрипка Т.В. Готовимся к новому сочинению по литературе в 11 классе. «Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе 19 – 20 века», «Скрипка Т.В. Литературный контекст», «Скрипка Т.В. Подбираем литературные аргументы к сочинению на ЕГЭ» и др.).

Активно участвую в разнообразных конкурсах педагогического мастерства. Так, являюсь победителем городского этапа и лауреатом республиканского этапа конкурса «Учитель года – 2012» по украинскому языку и литературе, в 2011 году заняла 2 место в Крымском республиканском конкурсе научно-исследовательских работ молодых ученых по актуальным проблемам образования в номинации «Формирование инновационной образовательной культуры», награждена дипломом участника Всеукраинского конкурса методических моделей воспитательного процесса общеобразовательных и внешкольных учебных заведений «Воспитать личность».

Руковожу школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы, являюсь активным членом городского методического объединения.

Стараюсь делиться своим педагогическим опытом и наработками с коллегами. Опубликовала печатную методическую статью в украинском журнале «Изучаем украинский язык и литературу», а также более 20 публикаций на сайтах «Методпортал» и «Инфоурок».

Сегодня в связи с переходом в образовательную среду Российской Федерации решена проблема недостаточного количества часов, перегрузки программы. Однако пока еще не хватает специальных программных и информационно-коммуникативных средств обучения. Надеюсь, и эта проблема будет в скором времени решена.

А пока с оптимизмом смотрю в будущее образования, верю в завтрашний день педагогики – педагогики компетентности, ядром которой является раскрытие творческого потенциала ребенка.

Свою работу мне хотелось бы закончить высказыванием Б.Патона: «Учитель – это тот же ученый, но в своей особенной лаборатории, где он, всесторонне изучая учащихся, неустанно творит, ежедневно ведет поиски самых совершенных методов проектирования судьб и душ человеческих».


Технологии личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная работа представляет собой описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы по теме самообразования "Технологии личностно-ориентированного образования в работе с одаренными обучающимися в условиях перехода в образовательное пространство Российской Федерации". В работе с опорой на теоретический материал и научные источники обобщен мой опыт работы с обучающимися как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной деятельности. Работу свою направляю на утверждение развивающей, личностно-ориентированной педагогики. 

Важным и необходимым считаю создание на уроке каждому обучающемуся «ситуации успеха».

Автор Сафина Ольга Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 572
Номер материала 16557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓