Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока литературы на тему"РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ И СКАЗКА П.П. ЕРШОВА «КОНЕК-ГОРБУНОК»

Технологическая карта урока литературы на тему"РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ И СКАЗКА П.П. ЕРШОВА «КОНЕК-ГОРБУНОК»

Название документа карта технолог..docx

уРОК В 5 КЛАССЕ

Русские народные сказки и сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок»
Учитель: Кузякина Марина Федоровна, учитель МБОУ ФЭЛ № 29 г. Пензы

Предмет: Литература

Учебник: Литература, 5 класс, Часть 1, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013.

Тема урока: Русские народные сказки и сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок»
Тип урока:   урок-исследование (урок внеклассного чтения)

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, таблицы, словари, дидактический раздаточный материал с текстами.

Предварительная работа: самостоятельное прочтение русских народных сказок «Сивка –бурка», «Иван-царевич и серый волк». «Сказка о Ерше Ершовиче». «По щучьему веленью»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема



Русские народные сказки и сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок»

Цель

Провести сравнительный анализ сказки Ершова П.П. и русских народных сказок и найти сходство и различие.


Задачи



Образовательные: систематизировать и расширить знания обучающихся по жанровым особенностям сказки.

Развивающие: Развивать у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление.

Воспитательные: Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, обобщение; создать атмосферу коллективного поиска; осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий, как бережное отношение к слову, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения.





Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия


1.Организационный момент

Эмоциональный настрой

(3 мин.)

Приветствует учеников.
Оценивает готовность учащихся
к активной учебно-познавательной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!
Мы вновь вместе, и у нас как всегда много интересной работы. Будем искать, спорить, открывать что-то новое. Готовы? В добрый путь! Попробуйте себя в роли первооткрывателей!

Подготовка к учебной деятельности.



У ребят на партах тексты сказок, тетради, ручки, раздаточный материал.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

.2.Актуализация знаний


















Повторение теории. Лексическая работа.




















Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

Учитель напоминает о задании
и предупреждает, что материал понадобится на уроке. 

-Мы снова в волшебном мире сказок.

-Дайте определение жанра сказки.

-Петя, посмотри, как дается жанра сказки в словаре Ожегова?

-На какие тематические группы делятся русские народные сказки?





Дают ответы на поставленные вопросы









Работа со словарем

-Бытовые, о животных, волшебные.





3.Постановка проблемы

































4.Открытие нового знания







5. Развитие учебно-языковых умений





































6. Работа с текстом



































7.Работа со статьей учебника.



8. Итоги урока












































Фронтальная беседа.

































Фронтальная беседа







Работа с раздаточным материалом.

























Просмотр видеофрагмента № 1.

10минут









Творческая работа.























Просмотр видеофрагмента № 1.









Чтение статьи .

Активирует знания учеников создает проблемную ситуацию.

Остановимся на волшебных сказках, ведь у русских литературные сказки выросли из народных.Достаточно вспомнить А.С.Пушкина.и п.п.Ершова.

-Посмотрите на формулировку темы. Что вы могли бы обсудить?

5минут

Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока.

(Сравнение сказки Ершова и русских народных сказок: в чем сходство и различие?)

-Что общего и чем отличаются народ. сказки от литературных.

-В литературоведении, это называется сопоставительный анализ.

И наша цель- выявить общие и отличительные черты русских народных сказок и сказки Ершова «Конек- горбунок»?







-На уроке нам сегодня потребуются рабочие матрицы, учебники и ваши светлые

головы.

-Какие волшебные сказки вы прочитали?



-Вспомните их содержание. Какие черты присущи каждой из этих сказок? Запишите в среднюю колонку матрицы.

-Зачитайте, что получилось.

-Проверьте и запишите недостающие черты.



-Что общего между русскими народными сказками и сказкой Ершова?

-Проведем текстовый опрос.

Поставьте «+» около тех черт, которые присущи и сказке Ершова, напишите…

-Поднимите руки, у кого 5,7 черт

-Сверимся с доской! - у Ершова герой разноплановый, как в жизни. Как обычно начинается русская народная сказка? Посмотрим ,как начинается сказка Ершова.



-Какой из признаков сказки иллюстрирует этот фрагмент?





-Задание по рядам.

1 ряд.- Найти и подготовить выразительное чтение описания конька- горбунка.

2 ряд.- Словесное рисование чудо- юдо рыбы- кит.

3 ряд.- Чтение по ролям .



Проверяем

-Выразительное чтение описания конька- горбунка.

- Какой из признаков иллюстрирован? Кстати, каков рост конька – горбунка?





Просмотр 2 фрагмента. Какой из признаков иллюстрирован?

-Опишите этот рисунок (кит)

-Прочитайте по ролям диалог. Какой из признаков сказки иллюстрируется?

-Мы нашли много общего, а отличий всего 1.

-В чем же главное отличие?

-Прочитаем фрагмент статьи учебника и закончим заполнять таблицу.



-Подведем итог! Вспомните вопрос, на который мы должны были ответить. Удалось ли нам это сделать? Сформулируйте ответ на вопрос урока.

Домашнее задание: ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ

(ПО ВЫБОРУ):

1)ПОЧЕМУ ИМЕННО ИВАНУ ПОМОГАЕТ КОНЁК- ГОРБУНОК? ЕСЛИ БЫ НА ЕГО МЕСТЕ ОКАЗАЛСЯ ОДИН ИЗ ЕГО БРАТЬЕВ, ПОМОГ БЫ КОНЁК-ГОРБУНОК ЕМУ?

2)КАК ОТНОСИТСЯ АВТОР К СВОИМ ГЕРОЯМ? ЗА ЧТО ЛЮБИТ ОДНИХ И СМЕЕТСЯ НАД ДРУГИМИ?


5минут

На основе ранее полученных знаний выполняют работу, анализируют, выясняют Заполняют матрицу.

Оценивают результат.

































Ученики перечисляют сказки из домашнего задания.





1.Сказочное время

2.Трудные задачи

3.Троекратный повтор

4.Волшебное место действия

5.Сказочные чудовища

6.Сказочные превращения

7.Смешные удачники

8.Волшебные предметы

9. Сказочные герои



Ученики заполняют матрицу

1.Сказочное время

2.Трудные задачи

3.Троекратный повтор

4.Волшебное место действия

5.Сказочные чудовища

6.Сказочные превращения

7.Деление героев на положительных и отрицательных

8.Волшебные предметы

9.Троекратный повтор

10.Сказочные герои





-Ученики смотрят видеофрагмент 1.Отвечают на вопрос.

- Сказочное время



Цифра 3







Читает заранее подготовленный ученик наизусть



Работа со словарем

Словесное рисование













Чтение по ролям

Читают фрагмент статьи в учебнике, сравнивают его с выводами, сделанными в процессе работы, делают выводы.







Подводят итог урока, соотносят цели и результаты своей деятельности.

Ершов придал народной сказке литературную форму




Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.



















Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





Познавательные УУД

1.Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2.Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в парах).





























Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).





Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.














































Название документа конек таблица.docx

1( Иван)/Братья, то есть, испугались,

Зачесались и замялись.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал».

2( Царь)/И посыльные дворяна

Побежали по Ивана,

Но, столкнувшись все в углу,

Растянулись на полу.

Царь тем много любовался

И до колотья смеялся.

А дворяна, усмотря,

Что смешно то для царя,

Меж собой перемигнулись

И вдругоредь растянулись.

Царь тем так доволен был,

Что их шапкой наградил.

3( Иван,царь)/Вот Иван к царю явился,

Поклонился, подбодрился,

Крякнул дважды и спросил:

«А пошто меня будил?»

Царь, прищурясь глазом левым,

Закричал к нему со гневом,

Приподнявшися: «Молчать!

Ты мне должен отвечать:

В силу коего указа










Скрыл от нашего ты глаза

Наше царское добро -

Жароптицево перо?

Что я - царь али боярин?

4( Конёк, Иван) /Что, Иванушка, невесел?

Что головушку повесил? -

Говорит ему конек. -

Аль, мой милый, занемог?

Аль попался к лиходею?»

5( Иван)/Царь-девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму».

6 (Кит) / Чудо-юдо рыба-кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

7. Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

7.( Иван)Стало в третий раз смеркаться,

Надо младшему сбираться;

Он и усом не ведет,

На печи в углу поет

Изо всей дурацкой мочи:

«Распрекрасные вы очи!»



Название документа матрица.docx

Сопоставительный анализ сказок.

Народные сказки

Черты сказки

«Конек-горбунок»

1.«Сивка-бурка»

2. «Иван-царевич и серый волк»

3. «Сказка о Ерше Ершовиче»

4. «По щучьему веленью»


1.Сказочное время

2.Трудные задачи

3.Троекратный повтор

4.Волшебное место действия

5.Сказочные чудовища

6.Сказочные превращения

7.Смешные удачники

8.Волшебные предметы

9. Сказочные герои









Народная сказка

«Конек-горбунок»

Черты сказки

1. «Сивка-бурка»

2. « По щучьему веленью, по моему хотенью»

3. «Иван –царевич и серый волк»

4. «Сказка о

Ерше Ершовиче»


1.Сказочное время

2.Трудные задачи

3.Троекратный повтор

4.Волшебное место действия

5.Сказочные чудовища

6.Сказочные превращения

7.Деление героев на положительных и отрицательных

8.Волшебные предметы

9.Троекратный повтор

10.Сказочные герои



Автор: народ


Ершов П.П.:

Мысли, характер, сюжет,



Название документа урок.ppt

ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ Сказка - - фольклорная — эпический жанр устного народног...
Русские народные сказки и сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок» урок-исследование
Цель: выявить общие и отличительные черты русских народных сказок и сказки П....
Сравнительный анализ сказок «Сивка-бурка» 2. «Иван-царевич и серый волк» 3. ...
Проверь себя : Сопоставительный анализ сказок Ершов П.П. 1.характер 2.мысли 3...
«Конёк- горбунок»
Теперь этот род сочинений можно мне и оставить А.С. Пушкин
ЗАДАНИЕ: ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (ПО ВЫБОРУ): ПОЧЕМУ ИМЕННО ИВАНУ ПОМО...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ Сказка - - фольклорная — эпический жанр устного народного т
Описание слайда:

ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ Сказка - - фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов

№ слайда 2 Русские народные сказки и сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок» урок-исследование
Описание слайда:

Русские народные сказки и сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок» урок-исследование

№ слайда 3 Цель: выявить общие и отличительные черты русских народных сказок и сказки П.П.
Описание слайда:

Цель: выявить общие и отличительные черты русских народных сказок и сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Сравнительный анализ сказок «Сивка-бурка» 2. «Иван-царевич и серый волк» 3. «Ск
Описание слайда:

Сравнительный анализ сказок «Сивка-бурка» 2. «Иван-царевич и серый волк» 3. «Сказка о Ерше Ершовиче» 4. «По щучьему веленью» 1.Сказочное время 2.Трудные задачи 3.Троекратный повтор 4.Волшебное место действия 5.Сказочные чудовища 6.Сказочные превращения 7.Смешные удачники 8.Волшебные предметы 9. Сказочные герои Автор : Народные сказки Черты сказки «Конек-Горбунок»

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Проверь себя : Сопоставительный анализ сказок Ершов П.П. 1.характер 2.мысли 3.сю
Описание слайда:

Проверь себя : Сопоставительный анализ сказок Ершов П.П. 1.характер 2.мысли 3.сюжет Народная сказка Черты сказки « Конек- горбунок» 1. «Сивка-бурка» 2. « По щучьему веленью, по моему хотенью» 3. «Иван –царевич и серый волк» 4. «Сказка о Ерше Ершовиче» 1.Сказочное время 2.Трудные задачи 3.Троекратный повтор 4.Волшебное место действия 5.Сказочные чудовища 6.Сказочные превращения 7.Деление героев на положительных и отрицательных 8.Волшебные предметы 9.Троекратный повтор 10.Сказочные герои Автор : народ

№ слайда 8 «Конёк- горбунок»
Описание слайда:

«Конёк- горбунок»

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Теперь этот род сочинений можно мне и оставить А.С. Пушкин
Описание слайда:

Теперь этот род сочинений можно мне и оставить А.С. Пушкин

№ слайда 11 ЗАДАНИЕ: ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (ПО ВЫБОРУ): ПОЧЕМУ ИМЕННО ИВАНУ ПОМОГАЕ
Описание слайда:

ЗАДАНИЕ: ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (ПО ВЫБОРУ): ПОЧЕМУ ИМЕННО ИВАНУ ПОМОГАЕТ КОНЁК- ГОРБУНОК? ЕСЛИ БЫ НА ЕГО МЕСТЕ ОКАЗАЛСЯ ОДИН ИЗ ЕГО БРАТЬЕВ, ПОМОГ БЫ КОНЁК-ГОРБУНОК ЕМУ? КАК ОТНОСИТСЯ АВТОР К СВОИМ ГЕРОЯМ? ЗА ЧТО ЛЮБИТ ОДНИХ И СМЕЕТСЯ НАД ДРУГИМИ?

Технологическая карта урока литературы на тему"РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ И СКАЗКА П.П. ЕРШОВА «КОНЕК-ГОРБУНОК»
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Данная методическая разработка включает технологическую карту урока.презентацию и раздаточный материал .Цельданного урока- провести сравнительный анализ русских народных сказок и литературной сказки П.П.Ершова "Конек- горбунок".Входе урока , согласно ФГОС, реализуются разнообразные универсальные учебные действмя:Личностные, регулятивные, коммуникативные, что и отражено в технологической карте урока. Урок  реализует следующие задачи:

 Образовательные: систематизировать и расширить знания  обучающихся по жанровым особенностям сказки.

 Развивающие: Развивать у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление.

Воспитательные: Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, обобщение; создать атмосферу коллективного поиска; осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий, как бережное отношение к слову,гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения.


 

Автор Кузякина Марина Федоровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4957
Номер материала 32868
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓