Технологическая
карта урока
Класс : 1
Предмет, тема урока: Окружающий мир. Откуда
берется снег и лед.
Этап обучения по данной теме:
основной
Цель: создание условий для
формирования навыков работы в группе через практическую работу при выделении свойств
льда.
Задачи: формировать новые способы
действий, обучать работе в группах по правилу; развивать эмоциональную сферу,
творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Тип урока: усвоение новых знаний
Используемые
- методы: словесные, наглядные, метод
наблюдения, практические методы;
- технологии
обучения: ИКТ,
компьютерные, проблемное обучение, групповая работа
Оборудование:
учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, презентация к уроку, снег и лёд
в стаканах, листы цветной бумаги (раздаточный материал), молоточек, блюдца,
фотографии снеговика на каждого ученика, 2 ведра: со снегом и льдом.
Прогнозируеммые
результаты:
предметные: обучающийся научится
проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы, выделять
свойства снега и льда;
обучающийся
получит возможность научиться:
-
выбирать
языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного
решения коммуникативной задачи;
-
участвовать
в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве
личностные: обучающийся
-
проявляет
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
-
понимает
причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные
действия:
Регулятивные: обучающийся
-
определяет
цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
учиться
работать в группах;
Познавательные: обучающийся
-
делает
выводы о результате совместной работы класса и учителя;
-
составляет
алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные: обучающийся
-
слушает и
понимает речь других;
-
договаривается
и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Список
используемой литературы:
1. Максимова Т.Н. Поурочные
разработки по курсу «Окружающий мир»: 1класс. – М.: ВАКО, 2012.
2. Плешаков А.А. Окружающий
мир. 1 класс.учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 – М.:
Просвещение. 2011.
3. Большая книга загадок. - М.:
Дрофа-Плюс, 2006.
4. Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/
Содержательно-технологическая характеристика
(поэтапное описание)
Деятельность педагога
(с обозначением используемых технологий,
методов, приемов; применяемого технического оснащения)
|
Деятельность учащихся
(с обозначением видов и форм активности)
|
Планируемый результат,
комментарии
|
1 этап - Организационный
|
Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовит к
восприятию учебного материала.
Организует актуализацию
требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для
возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность.
- Прозвенел звонок.
Внимание!
Проверь, дружок,
готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
всё ль в порядке:
Книжка, ручка и
тетрадка?
-Проверили?
Садитесь.
|
Проверяют готовность
своего рабочего места к уроку
|
Умение
слушать и понимать речь других выбирать
языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи.
|
2 этап
–Актуализация знаний
|
Беседа про
зиму.
- Послушайте
внимательно аудио запись.
(звучит
аудио запись «завывание вьюги»)
-Что вы услышали? Когда
это бывает? (Слайд №2.)
-Кто любит зиму?
- Чем вы любите заниматься
зимой? (Слайд№3,)
|
Слушают музыку, отвечают
на вопросы
|
|
3 этап – Постановка темы урока
|
Подведение
детей к теме урока.
- К нам сегодня
спешит Зимний гость. Отгадайте загадку и вы узнаете кто спешит к нам в гости.
Его не
растили, из снега слепили,
Вместо
носа ловко вставили морковку.
Глаза
угольки, в руках метёлка,
Холодный, большой. Кто он такой? (Снеговик.)
(Слайд № 4)
- Да не с пустыми
руками пришёл к нам снеговик.
- Отгадайте, что
он принёс для нас.
1. Одеяло
белое
Не руками
сделано,
Не ткалось
и не кроилось –
С неба на
землю свалилось. (Снег.)
1.
Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
-Так о чём мы
будем говорить на уроке сегодня? ( О снеге и льде.)
(Слайд№4)
|
Ученики отгадывают
загадки, делают вывод , называют тему урока и цель.
|
Личностные УУД:
Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
РегулятивныеУУД:
Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
4 этап –Постановка проблемы
|
Учитель
выставляет ведёрки. В одном ведёрке снег, в другом лёд. Ведёрки покрыты. Надписи
на ведёрках не соответствуют содержимому.
- Прочитайте, ребята, что в ведрах спрятано.
-А теперь давайте
проверим, подтвердятся ли наши предположения, что в этом ведёрке снег, а в
этом лёд.
- Так что же лежит
в этом ведёрке?
- А почему ты так
решил? А ты?
-Что лежит в другом
ведёрке?
-Почему ты так
думаешь? А ты?
- Сколько детей
столько и мнений. Как же нам разобраться? На какой же вопрос мы должны
найти ответ?
|
Нескольким ученикам предлагается
удостовериться в их предположениях.
Предлагают разные
варианты
Мнения детей
расходятся.
(Чем отличаются
снег и лёд?)
|
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
|
5 этап – Изучение новой темы
|
Курирует работу
класса.
- А чтобы ответить
на этот вопрос мы должны изучить с вами свойства льда и снега.
(Слайд №5)
-А теперь давайте
представим, что наш класс научная лаборатория. А вы начинающие учёные.
Работать будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах:
·
Работают все;
·
Один говорит, другие
слушают;
·
Несогласие выражай
вежливо,
·
Не понял товарищей,
переспроси
- Перед тем как начать наш научный эксперимент, давайте разомнемся.
Физкультминутка.
Солнце выглянуло
рано
Потянулось,
улыбнулось,
А теперь и ты,
дружок,
Потянись, улыбнись.
Похлопай весело в
ладоши
И тихонечко садись.
Практическая
работа.
На каждую парту кладутся листы с цветной бумагой. На
блюдца кладётся снег и кусочки льда.
Опыт №1. Положите на листы цветной бумаги снег
и лёд.
Какого цвета снег?
А что можете сказать о цвете льда? Сравните его с листом цветной бумаги. Что
вы заметили?
Сделайте вывод: (Снег - белый. Лёд – бесцветный.)
- Молодцы!
(Слайд №6)
Опыт №2. Положим снег и лед на лист цветной
бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом?
Какой сделаем
вывод? ( Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.)
- Хорошо!
(Слайд № 7)
Опыт № 3.
Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо
льда.
- Получилось?
Почему?
А теперь посмотрите: я ударяю молоточком по кусочку льда. Что
произошло? Какой вывод можно сделать. (Лёд хрупкий, а снег рыхлый.)
(Слайд №8)
- Идем дальше.
Опыт №4. А теперь возьмите снег или лед в руки. Что происходит?
(Тает). Что остается вместо снега и льда? (Вода)
(Слайд № 8)
- Из чего же
состоят снег и лёд? (Из воды.)
|
Повторяют правила
работы в группах
Выполняют движения
Выполняют
практические задания, делают выводы
|
Регулятивные УУД:
Учиться работать в группах.
Познавательные УУД:
Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
Слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности
с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные УУД:
Обучающий научится проводить опыты по исследованию снега и льда и
формулировать выводы, выделять свойства снега и льда;
|
6 этап - Закрепление.
|
Организует детей к
работе с учебником
-А теперь давайте,
используя учебник, сделаем выводы о свойствах снега и льда.
|
Работа по учебнику
с. 48. Один ученик читает начала предложений, остальные заканчивают.
|
|
7 этап - Самостоятельная
работа.
|
Следит за
выполнением самостоятельной работы
- А теперь ребята
поработайте в тетради самостоятельно.
- А теперь
проверьте себя. (Слайд № 9)
Проверили? Оцените
себя с помощью светофора
- Поднимите руку,
кто сделал правильно? Молодцы!
|
Дети самостоятельно
работают в тетради на с.20 № 1, проверяют по шаблону, оценивают себя с
помощью светофора
|
Личностные УУД:
Обучающийся научится
самостоятельно делать выводы, проверять себя по шаблону, оценивать
|
8этап - Проблемный вопрос.
|
Знакомит с
новыми знаниями через проблемные вопросы
- Ребята, а как вы
думаете, откуда берутся снег и лёд? (Слайд № 10)
(
Выслушиваются предположения детей.)
- Спасибо за ваши
предположения.
-Давайте
проверим, правы ли вы.
-Вспомните, какое
свойство у снега и льда общее?
(Под воздействием
тепла лёд и снег превращаются в воду.)
- А если вода
замерзает, что она образует? (Она образует лёд.)
- Где вы в природе
видели лёд? (На лужах, на реках, на крышах зданий сосульки)
(Слайд №11)
- Посмотрите
следующий слайд. (Слайд №12.) Можете сказать, что здесь изображено?
-Это айсберг.
Айсберг – ледяная гора, отколовшаяся от прибрежных ледников и плавающая в
море или океане. Только небольшая часть его находится над поверхностью воды,
большая его часть - под водой.
- А что такое
ледник?
Ледники- скопление
льда на суше. Ледник образуется в тех местах , где не наступает лето, где
всегда холодно.
- А можно ли лёд
увидеть дома?
- Как же в домашних
условиях превратить воду в лёд?
(Поставить воду в
морозильную камеру.)
- Дома можно
наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру.
(Слайд №13.)
- Что же такое лёд?
Откуда он берётся? (Лёд - замёрзшая вода)
-А что такое снег?
- А когда он образуется?
(Это снежинки,
которые падают с неба зимой.)
- Как летают
снежинки? Как садятся на землю? Покажите это движениями.
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы
пушинки,
Покружиться мы не
прочь,
Мы снежинки -
балеринки,
Мы танцуем день и
ночь.
Встанем вместе все
в кружок-
Получается снежок.
-А где образуются
снежинки?
(Снежинки
образуются высоко над землёй в облаках.)
(Слайд № 14)
-Когда снежинок скапливается в облаке очень много, они не могут
удержаться высоко в небе и падают на землю.
(Слайд № 15)
- А теперь я
предлагаю вам отправиться на выставку снежинок.
(Слайд №16-19)
-Посмотрите, какие
они красивые.
-Есть ли похожие
друг на друга снежинки? (Нет.)
- А есть ли у них
что то общее? ( Количество лучиков)
-Снежинки разные по рисунку и форме, но у них одинаковое количество
лучиков.
-Дорисуйте
снежинки в вашей тетради.
Работа в тетради
с. 20 № 2.
|
Дети предполагают
откуда берется снег и лед, отвечают на вопросы, делают выводы
Выполняют
движения, имитируя снежинки
Работа в тетради
|
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
|
9. Рефлексия. Итог урока
|
Организует игру,
проводит рефлексию
- А теперь мы с
вами поиграем в игру « Вспоминай-ка»
Учитель
предлагает ряд вопросов, изученных в ходе урока.
·
Снег белый, лед
прозрачный.
·
Снег и лед можно увидеть
на улице летом.
·
У всех снежинок 6
лучиков.
·
Из растаявшего снега
образуется лед.
·
Снег хрупкий.
- Проверьте
себя. (Слайд №20.)
-Молодцы! Наш
урок подходит к концу, поэтому надо подвести итоги. Продолжите предложения :
Я запомнил…
Я запомнила…
Мне больше всего
понравилось…
Я бы еще хотел
узнать…
Я бы еще хотела
узнать….
- Снеговик
доволен вашей работой на уроке. Он дарит на память свою фотографию.
|
Учащиеся закрашивают звезду на карточках: если ответ да, то
цвет-красный, нет-синий.
Обучающие делают
выводы с помощью упражнения «Закончи предложение»
|
Личностные УУД:
Понимает причины успеха в учебной деятельности
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.