Главная / Директору-завучу / Технологические основы мониторинга оценивания деятельности педагогов

Технологические основы мониторинга оценивания деятельности педагогов

Технологические основы мониторинга оценивания деятельности педагогов

А.А. Чернова

В современных условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения средством эффективного принятия управленческих решений в условиях информационной недостаточности стал мониторинг, предполагающий перманентное наблюдение, измерение и отслеживание состояний объектов и субъектов образовательного процесса, анализ состояния и видов деятельности педагогов и обучаемых, посредством сопоставления результатов обучения с заданными целями, прогнозирование изменения состояния процесса обучения в учреждении СПО с целью совершенствования качества образования.

Качество образования в учреждениях системы СПО может повыситься, а профессиональное развитие педагога будет результативным, если мониторинг оценивания деятельности педагогов станет не только инструментом измерения и оценки, но также эффективным средством управления образовательного процесса. Это станет возможным, если:

  • мониторинг оценивания деятельности педагогов будет являться цикличным процессом, координирующим деятельность всех заинтересованных сторон в вопросах достижения соответствия качества образования требованиям общества;

  • мониторинг оценивания будет реализован как комплексная система наблюдения, оценки, измерения, корректирования всех видов деятельности педагога во всём их разнообразии и взаимопроникновении;

  • технологической основой мониторинга станет реализация таких измерительных процедур, которые обеспечат комплексную оценку результирующего и процессуального аспектов образовательного процесса в учреждении системы СПО;

  • принципами мониторинга станут технологичность, критериальная детерминированность, перманентность, что обеспечит такую организацию деятельности педагога, которая будет направлена на осмысленные варьирования показателей профессионального роста педагога;

  • посредством обратной связи в процессе мониторинга будут непрерывно отслеживаться изменения показателей роста профессионализма педагога и на их основе индивидуально планироваться дидактические компоненты профессионального развития педагога.

Технологической основой мониторинга оценивания деятельности педагога таким образом станет: создание информационно-технологической базы (ИТБ) мониторинга, представляющей собой ранжированную корпоративную систему, субъектами которой являются все субъекты образовательного процесса учреждения СПО, координирующей их совместную деятельность; поэтапность и непрерывность мониторинга; взаимосвязь и взаимообусловленность методов и информационно-технологических средств мониторинга; управляемость и методичность деятельности; адекватная обратная связь при изменениях показателей профессионального роста педагога; результативность деятельности, ориентированная на результаты различных видов деятельности педагога, определенные критериями и показателями деятельности. При этом функциональное назначение ИТБ заключается в отображении содержания деятельности педагогов разнообразными средствами ИТ - технологий; в упорядочении содержания и форм предъявления данных, конструировании информационных потоков в системе взаимосвязей между субъектами образовательного процесса; предоставлении объективной информации по всему информационному и технологическому обеспечению учебного процесса в образовательном учреждении.

Основой методического обеспечения мониторинга при этом явится программа мониторинга, представляющая собой научно-методический комплекс, содержащий основы исследования объекта мониторинга методологического, методического и процедурного уровней. Программа мониторинга оценивания деятельности педагога выполняет следующие функции: методологическую (определение проблемы исследования; формулировка цели и задач исследования; фиксация исходного состояния изучаемого объекта; анализ параллельных исследований по аналогичной проблеме), методическую (разработка общего плана исследования, плана использования анализа информации при разработке процедуры исследования, проведение сравнительного анализа результатов мониторинга и результатов аналогичных исследований) и организационную (создание системы взаимодействия сопровождающей стороны и педагогами). В структуре мониторинга оценивания деятельности педагога выделяются этапы: информационно-диагностический, организационно-аналитический, результативно-корректирующий, критериально-оценочный. Остановимся подробнее на последнем этапе мониторинга, как наименее разработанном с точки зрения его количественного и качественного инструментария.

В последнее время педагогическая и научная общественность большинства развитых стран стала заметно интересоваться проблемой оценки качества деятельности педагога (далее ДП). При этом результатом проводимых в данном направлении научных исследований стало появление разнообразных конкурирующих методик оценивания ДП.

Определение уровня профессиональной квалификации педагога невозможно без формулировки критериев оценивания деятельности педагога и определения показателей этих критериев. Показатели уровня квалификации педагога определяются с помощью критериев, которые выступают в качестве мерила оценки результатов деятельности педагога и ее эффективности.

Такие критерии можно условно разделить на две группы: обобщенные виды деятельности педагога, охватывающие все стороны процесса обучения и обеспечивающие функционирование дидактической системы; уровень учебных достижений обучаемых (учащихся,студентов) и профессиональных достижений педагога.

При этом подход к определению критериев первой группы связан с определением компонентов дидактического базиса образовательного процесса. Задачей здесь является выделение наиболее существенного в деятельности педагога, отражающегося в каждом дидактическом компоненте процесса обучения. Это существенное станет тем отличительным признаком, являющимся мерилом оценки квалификации педагога.

Анализ целого ряда публикаций по данной проблеме дает возможность определения наиболее типичных недостатков методик оценивания ДП. Наиболее типичным недостатком таких методик является преобладание качественных показателей над количественными. Безусловно, полная формализация качественных показателей невозможна, так как в деятельности педагога слишком много неформализуемых творческих аспектов. Тем не менее, стремление к возможности представления оцениваемых качественных показателей в виде объективных количественных данных, используя различные процедуры (замещения, групповой экспертной оценки), объективно необходимо, иначе мы неизбежно столкнемся с расплывчатостью формулировок критериев, чем порой грешат отдельные методики.

С другой стороны существует достаточно большое количество излишне формализованных методик, в которых любой компонент деятельности педагога авторы пытаются описать с помощью математических формул.

Решение проблемы объективной оценки уровня профессиональной деятельности педагога возможно путем разработки такой модели оценки инструментария, которые сделают ее комплексной, максимально объективной, охватывающей все этапы деятельности педагога.

Объектом ДП, как известно, является обучаемый (учащийся, студент), деятельность которого в свою очередь является учебно-познавательной. В качестве критерия взаимодействия педагога с учащимся выступает стимулирование личности учащегося и его мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (далее УПД). Кроме того, критерием оценки такого взаимодействия может быть организация УПД учащегося (студента). Взаимосвязь ДП и содержания обучения может определяться следующим критерием: дидактическая и методическая организация содержания обучения. Критерием оценивания организации обучающей ДП, обеспечивающей взаимосвязь со всеми компонентами ее объекта, выступит критерий - организация и осуществление собственной деятельности в процессе обучения. Кроме того, важным является соединение всех компонентов процесса обучения в единое целое, функционирование дидактической системы, ориентированной на достижение качественного результата. Здесь критерием оценивания станет критерий – научно-методическое построение учебного занятия.

Приведенные выше критерии отражают основные виды деятельности и функции педагога, так как они связаны с основными компонентами процесса обучения. Количество критериев может быть разным, однако самыми существенными являются названные. Кроме того, большее количество критериев может усложнить определение целостного показателя педагогического мастерства, так как необходимо будет вводить дополнительные показатели для критериев оценивания различных дидактических и методических компонентов образовательного процесса. Поэтому перечисленные критерии являются достаточными и необходимыми для выявления уровня обучающей деятельности педагога, так как сущность взаимосвязей, отраженных в критериях, является дидактическим базисом.

Предлагаемые пять критериев обучающей деятельности педагога можно оценить по 10-балльной шкале, в результате чего каждого можно выделить пять показателей, объединенных в обобщенный показатель педагогического мастерства.

Таким образом, обобщенный показатель представляет собой сумму баллов по всем критериям:

  • стимулирование личности учащегося и его мотивация;

  • организация УПД учащегося (студента);

  • дидактическая и методическая организация содержания обучения;

  • организация и осуществление собственной деятельности в процессе обучения;

  • научно-методическое построение учебного занятия.

Максимальное количество баллов – 50, а итоговая оценка - это уровень осуществления деятельности педагога, для выявления которого необходимо определить шкалу уровней деятельности педагога.

При оценивании качества обучающей деятельности педагога, нужно учитывать и уровень того результата, к которому она приводит. Кроме того, необходимо учитывать, что на качество учебного процесса влияет не только уровень осуществления деятельности педагога, но также другие факторы. Ими могут быть индивидуальные качества педагога или организационно-методические условия, в которых осуществляется его деятельность и т.д. Поэтому, помимо критериев оценивания деятельности педагога в обучающем аспекте, необходимо разработать критерии оценивания личностного профессионального роста педагога. В этом заключается особенность предлагаемого данного подхода: оценивать не свойства личности, а результаты деятельности педагога, его обучаемых, проявление личности педагога в таких результатах, которое выражается в совершенствовании им своей обучающей деятельности, качестве обучения, комплексном решении задач образования и развития обучаемых. В достижении таких результатов обучающей деятельности проявляется индивидуальность педагога. Трудность заключается именно в выделении сторон результатов обучающей деятельности педагога, являющихся наиболее важными и определяющими уровень профессионализма педагога с позиций этого аспекта. Кроме того, эффективность деятельности педагога проявляется не только в достижениях обучаемых, но и в собственно профессионально-личностных достижениях (уровень профессионально-значимых знаний, сформированность личностных качеств, готовность брать ответственность за результаты обучения и т.д.).

В качестве критериев профессионально-личностных достижений могут выступать следующие:

  • результативность обучения;

  • комплексное решение образовательных задач;

  • совершенствование своей педагогической деятельности;

  • социальная значимость личности педагога.

Оценивание по каждому критерию можно также осуществлять по 10-балльной шкале.

Профессионально-личностные показатели также связаны с основными дидактическими компонентами учебного процесса. С обучаемыми как личностями, их учебной деятельностью и комплексным объединением компонентов связаны критерии: результативность обучения, комплексное решение образовательных задач (учебных, воспитательных и развивающих). С содержанием образования связаны критерии: результативность обучения и совершенствование своей педагогической деятельности. Проявление педагога как личности определится при оценке по критерию: социальная значимость личности педагога. Оценка результата саморазвития проявляется в критерии: совершенствование своей педагогической деятельности.

Таким образом, эти профессионально-личностные (далее ПЛ) показатели являются отражением влияния всех дидактических компонентов образовательного процесса на окончательный результат профессиональной деятельности педагога.

Итоговые баллы по всем профессионально-личностным критериям дают обобщенный профессионально-личностный показатель. Обобщенный показатель педагогического мастерства в сумме с обобщенным профессионально-личностным показателем выражаются комплексным показателем. Обобщенный показатель педагогического мастерства позволяет определить уровень реализации обучающей деятельности педагога, а комплексный показатель - уровень профессионально-личностной деятельности и результатов обучения.

Максимальное количество баллов по показателю педагогического мастерства - 50, по профессионально-личностному – 50, комплексный показатель - 100 баллов. Оценка обучающей деятельности педагога (педагогическое мастерство) по каждому критерию приведена в табл.1.

Таблица 1 - Шкала оценки по критериям педагогического мастерства

Уровень реализации

Характеристика уровня реализации ДП

Баллы

Очень низкий

Реализация слабая, допускаются грубые методические и профессиональные ошибки

1-2

Низкий

Реализация неуверенная, допускаются методические ошибки

3-4

Ниже среднего

Формальная реализация, неосознанная, с отдельными ошибками

5

Средний

Осознанная умелая реализация, но без творчества

6

Выше среднего

Осознанная уверенная реализация, иногда на высоком уровне по образцу

7

Высокий

Постоянная реализация на высоком уровне деятельности

8-9

Очень высокий

Реализация на высоком уровне, характеризующаяся постоянным творческим поиском.

10

Определение уровней деятельности педагога по обобщенным показателям ПМ, ПЛ и по комплексному показателю осуществляется по шкалам, приведенным в табл.2.

Таблица 2 - Шкала уровней деятельности педагога

Уровни

По обобщенному
показателю ПМ

По обобщенному ПЛ показателю

По комплексному показателю

Начальный

0-10

0-10

0-20

Низкий

11-20

10-20

21-40

Ниже среднего

21-25

20-25

41-50

Средний

26-34

25-35

51-69

Выше среднего

35-39

35-40

70-79

Высокий уровень

40-45

40-45

80-90

Педагогическое мастерство

46-50

45-50

91-100

Обобщенным показателем ПМ, позволяющем оценить уровень обучающей деятельности педагога, можно воспользоваться как относительно самостоятельной подсистемой, приемлемой для отдельного учебного занятия, комплекса занятий, обучающей деятельности педагога в целом.

Обобщенным ПЛ показателем можно воспользоваться для оценивания результатов деятельности после какого-то промежутка времени (семестра, учебного года) либо деятельности педагога в целом. Самостоятельным характером в предлагаемой системе определения уровней ПМ он не обладает, а является составным компонентом для определения комплексного показателя.

Таким образом, с помощью комплексного показателя можно выявить профессиональный уровень педагога по десяти основным критериям. По комплексному показателю оценка профессионального уровня педагога может проводиться по итогам учебного года, а также комплексно по его профессиональной деятельности в целом в условиях мониторинга ДП и ее результатов на протяжении нескольких лет (см. Приложение 1).

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что профессиональное развитие педагога на основе мониторинга оценивания его деятельности является эффективным, так как критериальная определенность дает возможность оценить качество содержания и форм профессионального роста педагога, корректируя их в зависимости от показателей с учетом индивидуальных образовательных потребностей.






Приложение 1

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ПЕРИОД ПЕРВИЧНОГО МОНИТОРИНГА – РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ (в рамках выполнения научных исследований Российской академии образования, Институт педагогического образования)


(для учителя общеобразовательной школы, преподавателя и мастера производственного обучения учреждения профессионального образования)


Уважаемый коллега!

Вам предстоит вспомнить время, затраченное Вам на выполнение определенных видов деятельности в своей работе и отметить его согласно дням рабочей недели




ВРЕМЯ

Выбрать время: 0,5 час., 1 час, 2 час, 3 час, 4 час, 5 час, 6 час, 7 час, 8 час, 9 час, 10 час, 11 час, 12 час и

проставить его в пунктах 1.1 – 3.6

п/п

Признаки деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1

Общезначимая деятельность







1.1

Поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий







1.2

Обеспечение здоровья обучающихся во время образовательного процесса







1.3

Обеспечение выполнение правил по охране труда во время практической работы обучаемых







1.4

Деятельность, направленная на построение мировоззрения учащегося







1.5

Деятельность, направленная на формирование личных ценностей обучаемых







2

Общепрофессиональная деятельность:







2.1

Целеполагание и планирование учебного процесса







2.2

Целеполагание и планирование своей деятельности







2.3

Диагностирование учебного процесса







2.4

Диагностирование своей деятельности







2.5

Мотивирование и корректирование учащихся







2.6

Мотивирование и корректирование себя лично







2.7

Контроль и оценивание учебного процесса







2.8

Контроль и оценивание своей деятельности







2.9

Разработка или участие в разработке учебных планов и учебных программ







2.10

Отбор учебной литературы для занятий







2.11

Создание и отбор учебно-наглядных пособий, дидактических материалов







2.12

Самостоятельная разработка средств и пособий обучения







2.13

Подбор технических средств обучения для обучения по профессии или обучающему циклу предметов







2.14

Организация разработки инновационных технологий обучения







2.15

Проведение интеграции и дифференциации содержания образования на различных уровнях







2.16

Изучение индивидуальности и личностных качеств учащихся







2.17

Определение индивидуального маршрута учащихся







2.18

Проведение мероприятий по адаптации учащихся к учебной и производственной деятельности в учебном заведении







2.19

Организация и участие во внеклассных культурных мероприятиях







2.20

Корректирование своей деятельности по отношению к обучаемым и оказание им помощи советом, своим примером







2.21

Развитие логического мышления учащихся







2.22

Развитие субъективного контроля за своими действиями







2.23

Развитие волевого самоконтроля (настойчивость, самообладание







2.24

Выявление и устранение профессионально нежелательных качеств учащихся







2.25

Воспитание и развитие активности, коммуникабельности, проведение патриотической работы с учащимися







3

Частнопрофессиональная деятельность:







3.1

Осуществление методических разработок по учебным предметам, темам предметов и урокам или занятиям







3.2

Создание инновационных методик обучения, разработка сценариев работы на производственном оборудовании для предложения их учащимся







3.3

Организация разработки учебных проектов для учащихся с помощью компьютерных средств обучения







3.4

Организация разработки внеклассных, досуговых проектов для учащихся







3.5

Проведение промежуточной и итоговой аттестации профессиональной деятельности учащихся







3.6

Участие в присвоении учащимся квалификационных разрядов







Ваша должность ____________________________________ Ваш возраст _______________________________________


Пол _______________________ Преподаваемая учебная дисциплина __________________

Стаж педагогической деятельности ____________________ Общий трудовой стаж _______________________________


Большое спасибо !


7


Технологические основы мониторинга оценивания деятельности педагогов
  • Директору-завучу
Описание:

Качество образования в учреждениях системы СПО может повыситься, а профессиональное развитие педагога будет результативным, если мониторинг оценивания деятельности педагогов станет не только инструментом измерения и оценки, но также эффективным средством управления образовательного процесса. Это станет возможным, если:

  • мониторинг оценивания деятельности педагогов будет являться цикличным процессом, координирующим деятельность всех заинтересованных сторон в вопросах достижения соответствия качества образования требованиям общества;
  • · мониторинг оценивания будет реализован как комплексная система наблюдения, оценки, измерения, корректирования всех видов деятельности педагога во всём их разнообразии и взаимопроникновении;

    · технологической основой мониторинга станет реализация таких измерительных процедур, которые обеспечат комплексную оценку результирующего и процессуального аспектов образовательного процесса в учреждении системы СПО;

Автор Чернова Алена Аркадьевна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1017
Номер материала 58393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓