Главная / История / Технологическая карта занятия "Обычаи, обряды и язык донских казаков в XIX веке"

Технологическая карта занятия "Обычаи, обряды и язык донских казаков в XIX веке"

Занятие 34 творческого объединения «Патриот»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема занятия, план изучения темы, возможная личностно значимая проблема

Обычаи, обряды и язык донских казаков в XIX векe

1.  Культурный облик станиц и сел. 2.Обычаи. Обряды. 3.Праздники казаков.

Возможная личностно значимая проблема: для реализации жизненных замыслов необходима вера в свои силы и возможности, овладение современными знаниями; ощущение связи эпох, поколений через предметы и образы духовной культуры

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что в культуре донских казаков сохранялась верность основам православной религии и общинным обычаям. В большей степени традиционная культура и образ жизни сохранялись в поселениях, далеких от городов и железных дорог.

Методы обучения и формы организации образовательной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Проблемное задание: представьте себе, что путешествуете по донским городам и станицам в XIX векe, исследуя особенности культуры, выясняя преемственность в развитии культуры.

Форма занятия: выступление обучающихся с сообщениями, обзорная экскурсия.
Приемы деятельности педагога: картинное описание, руководство экскурсией.

Развитие умений учащихся

Учащиеся работают с источниками по культуре донских казаков в XIX , выделяют главное, составляют текст экскурсии, проводят обзорную экскурсию для учеников начальных классов.

Основные понятия и термины

Обычаи, обряды, Масленица, Пасха, Покров, курень, стряпная, скрыня, «хваленка»

Источники информации: школьные и внешкольные

Самарина Н.В., Витюк О.Г. История донского края XVIIXIX века- Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004

Природа и история родного края - Ростов н/Д: «Издательство Баропресс», 2006,

Материалы СМИ


Комментарии к технологической карте

Для проведения экскурсии по культуре донского казачества в XIX векe, обучающиеся подготовили сообщения о культурном облике станиц и сел.

Жители донских станиц и сел в основном сохраняли традиционную культуру, основанную на соблюдении обычаев и ритуалов, тесно связанных с военной службой. Строго соблюдались религиозные обряды и праздники, во время которых запрещалось работать. Нарушителей запрета строго наказывали. Знания и навыки передавали от старшего поколения к младшему в процессе трудовой деятельности. Большая часть сельского населения в Донской области оставалась неграмотной.

В 90-е годы XIX века массовыми стали церковно-приходские школы, обучавшие письму, чтению, элементарному счету, а главное, Закону Божьему.

Обычаи, обряды и праздники, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в условиях вольницы складывался уклад жизни казаков.

Важнейшим обрядом были святки, которые длились от Рождества Христова до Крещения. Вечером 6 января девушки-казачки, собравшись группами, ходили под окнами и распевали колядки – ритуальные песни с пожеланиями хорошего года. Они вместе с детьми разносили по домам своих родственников «кутью» - обрядовое блюдо их вареной пшеницы с медом. За это взрослые награждали их конфетами, пирогами, деньгами.

На Масленицу - праздник проводов зимы - целую неделю пекли блины и веселились. На Масленицу организовывали показательные скачки и стрельбы. Посмотреть на эти забавы приходили все жители станицы. На скачках устраивали стрельбу на скаку, поднятие монеты с земли и другие конные упражнения. Праздник заканчивался общей молитвой и обрядом прощения. Когда казаки прощали обиды и молились об отпущении грехов. В каждом казачьем курене были православные иконы.

Казачий курень XIX века имел большое подворье: баз для скота, амбары, другие хозяйственные постройки. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.

В следующей комнате, стряпной, была печь – грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью.

В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

Многочисленные и длительные праздничные гуляния устраивали на Пасху. В пасхальных приготовлениях, играх, гуляния принимала участие вся станица. В каждой семье пекли куличи и готовили сырную пасху, дарили друг другу писанки – красиво расрашенные яйца. Праздновали и на Троицу, на Покров и другие праздники. На Покров устраивали конные состязания и общий поминальный обед в память обо всех погибших казаках.

В казачьей семье главой был отец – казак – воин, а последнее слово принадлежало деду. Женщины - казачки были в семье равноправными, казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих жен. Казачки имели гордый характер и были очень трудолюбивы. Казачки выше всего после матери и отца ценили честь, славу, верность, умели постоять за себя, обращаться с конем и оружием, при случае могли помочь в бою.

В отсутствие мужчин казачки обрабатывали землю, косили, воспитывали детей. Но когда мужчины были дома, казачки не делали их работу. Дети с раннего возраста приобщались к труду и выполняли посильную работу.

Молодежь не смела садиться в присутствии старших, в семье у каждого были свои обязанности. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. Этими правилами были крепки семьи.

Во многих казачьих станицах казаки отдавали 1/3 дохода на бедных, сирот, стариков, школу, церковь. Причем бедным помогали тайно, чтоб не обидеть человека, и чтоб никто об этом не знал, к этому приучали и детей.

В казачьих поверьях степную ковыль — траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков — казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.

Колец мужчины—казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца — это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе.

Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод — «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.

Казаки говорили: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»
Первая часть названного триединства – казаком нужно родиться – подчеркивала право казака на национальное самосознание. Но одного казачьего происхождения по крови недостаточно! Так как говорили, что казак – это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни.

«Казаком – нужно стать!» — принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый. Казаком мог стать каждый принятый на круге.

«Казаком нужно быть!» — подчеркивало самое главное в понимании жизни казаков. Свое назначение на земле они понимали как служение. Об этом говорят и записи казаков в опросных листах.

В 90-е годы XIX века на Дону массовыми стали церковно-приходские школы, обучавшие письму, чтению, элементарному счету, а главное, Закону Божьему.


В конце занятия обучающимся предлагается подумать, что из содержания экскурсии имеет для них личное значение.

Технологическая карта занятия "Обычаи, обряды и язык донских казаков в XIX веке"
  • История
Описание:

Конспект занятия "Обычаи, обряды и язык донских казаков в   XIX веке" состоит из технологической карты  и краткого обзора культурного облика станиц и сел Донского края  в XIX веке.  В технологической карте указана возможная личностная проблема, планируемые результаты изучения  материала. Дана краткая характеристика традиционной культуры донских казаков, основанной на соблюдении обычаев и ритуалов, тесно связанных с военной службой.      Обычаи, обряды и праздники, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в условиях вольницы складывался уклад жизни казаков.

Автор Балякина Вера Анатольевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 788
Номер материала 12420
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓