Занятие
34 творческого
объединения «Патриот»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
Тема занятия,
план изучения темы, возможная личностно значимая проблема
|
Обычаи, обряды и язык
донских казаков в XIX векe
1. Культурный
облик станиц и сел. 2.Обычаи. Обряды. 3.Праздники казаков.
Возможная
личностно значимая проблема: для реализации жизненных
замыслов необходима вера в свои силы и возможности, овладение
современными знаниями; ощущение связи эпох, поколений через предметы и
образы духовной культуры
|
Планируемые
результаты изучения материала
|
Учащиеся
понимают, что в культуре донских казаков сохранялась верность основам
православной религии и общинным обычаям. В большей степени традиционная
культура и образ жизни сохранялись в поселениях, далеких от городов и
железных дорог.
|
Методы обучения и формы
организации образовательной деятельности
|
Проблемный или
частично поисковый метод. Проблемное задание: представьте себе,
что путешествуете по донским городам и станицам в XIX векe, исследуя особенности
культуры, выясняя преемственность в развитии культуры.
Форма занятия:
выступление обучающихся с сообщениями, обзорная экскурсия.
Приемы деятельности педагога: картинное описание, руководство
экскурсией.
|
Развитие умений учащихся
|
Учащиеся работают с источниками
по культуре донских казаков в XIX , выделяют главное,
составляют текст экскурсии, проводят обзорную экскурсию для учеников
начальных классов.
|
Основные понятия и термины
|
Обычаи, обряды, Масленица, Пасха,
Покров, курень, стряпная, скрыня, «хваленка»
|
Источники
информации: школьные и внешкольные
|
Самарина
Н.В., Витюк О.Г. История донского края XVII – XIX века- Ростов
н/Д: Донской издательский дом, 2004
Природа
и история родного края - Ростов н/Д: «Издательство Баропресс», 2006,
Материалы
СМИ
|
Комментарии
к технологической карте
Для
проведения экскурсии по культуре донского казачества в XIX векe,
обучающиеся подготовили сообщения
о культурном облике станиц и сел.
Жители донских станиц и сел в
основном сохраняли традиционную культуру, основанную на соблюдении обычаев и
ритуалов, тесно связанных с военной службой. Строго соблюдались религиозные
обряды и праздники, во время которых запрещалось работать. Нарушителей запрета
строго наказывали. Знания и навыки передавали от старшего поколения к младшему
в процессе трудовой деятельности. Большая часть сельского населения в Донской
области оставалась неграмотной.
В 90-е годы XIX века
массовыми стали церковно-приходские школы, обучавшие письму, чтению,
элементарному счету, а главное, Закону Божьему.
Обычаи, обряды и праздники,
бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в
условиях вольницы складывался уклад жизни казаков.
Важнейшим обрядом были святки,
которые длились от Рождества Христова до Крещения. Вечером 6 января
девушки-казачки, собравшись группами, ходили под окнами и распевали колядки –
ритуальные песни с пожеланиями хорошего года. Они вместе с детьми разносили по
домам своих родственников «кутью» - обрядовое блюдо их вареной пшеницы с медом.
За это взрослые награждали их конфетами, пирогами, деньгами.
На Масленицу - праздник
проводов зимы - целую неделю пекли блины и веселились. На Масленицу
организовывали показательные скачки и стрельбы. Посмотреть на эти забавы
приходили все жители станицы. На скачках устраивали стрельбу на скаку, поднятие
монеты с земли и другие конные упражнения. Праздник заканчивался общей молитвой
и обрядом прощения. Когда казаки прощали обиды и молились об отпущении грехов.
В каждом казачьем курене были православные иконы.
Казачий курень XIX века имел большое подворье: баз для скота, амбары,
другие хозяйственные постройки. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные,
каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и
«низы» (1-й этаж).
В первой комнате, прихожей,
стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для
полотенца.
В следующей комнате, стряпной,
была печь – грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные
различной кухонной утварью.
В третьей комнате, горнице или
зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид,
принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном
углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый
скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на
полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую,
оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от
дедов и прадедов.
Многочисленные и длительные
праздничные гуляния устраивали на Пасху. В пасхальных приготовлениях, играх,
гуляния принимала участие вся станица. В каждой семье пекли куличи и готовили
сырную пасху, дарили друг другу писанки – красиво расрашенные яйца. Праздновали
и на Троицу, на Покров и другие праздники. На Покров устраивали конные
состязания и общий поминальный обед в память обо всех погибших казаках.
В казачьей семье главой был отец – казак – воин, а
последнее слово принадлежало деду. Женщины - казачки были в семье
равноправными, казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих
жен. Казачки имели гордый характер и были очень трудолюбивы. Казачки выше
всего после матери и отца ценили честь, славу, верность, умели постоять за
себя, обращаться с конем и оружием, при случае могли помочь в бою.
В отсутствие мужчин казачки обрабатывали землю,
косили, воспитывали детей. Но когда мужчины были дома, казачки не делали их
работу. Дети с раннего возраста приобщались к труду и выполняли посильную
работу.
Молодежь не смела садиться в присутствии старших, в семье у каждого
были свои обязанности. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. Этими
правилами были крепки семьи.
Во многих казачьих станицах казаки отдавали 1/3 дохода на бедных,
сирот, стариков, школу, церковь. Причем бедным помогали тайно, чтоб не обидеть
человека, и чтоб никто об этом не знал, к этому приучали и детей.
В казачьих поверьях степную ковыль — траву считают
травой мертвых, растущей на костях наших предков — казаков. Поэтому казаки
никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.
Колец мужчины—казаки, как правило, не носили. Обычай
этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца — это
в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке — девушка на
выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный
перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на
службе.
Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой —
разведенная (развод — «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца
на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего
мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на
руке его не носил — носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой
или папахой, когда казак погибал в чужих краях.
Казаки говорили: «Казаком нужно родиться! Казаком
нужно стать! Казаком нужно быть!»
Первая часть названного триединства – казаком нужно родиться – подчеркивала
право казака на национальное самосознание. Но одного казачьего происхождения по
крови недостаточно! Так как говорили, что казак – это состояние духа! Это образ
мышления и норма жизни.
«Казаком
– нужно стать!» — принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный
идеал, к которому должен стремиться каждый. Казаком мог стать каждый принятый
на круге.
«Казаком
нужно быть!» — подчеркивало самое главное в понимании жизни казаков. Свое
назначение на земле они понимали как служение. Об этом говорят и записи казаков
в опросных листах.
В 90-е годы XIX века на
Дону массовыми стали церковно-приходские школы, обучавшие письму, чтению,
элементарному счету, а главное, Закону Божьему.
В конце занятия обучающимся
предлагается подумать, что из содержания экскурсии имеет для них личное
значение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.