Главная / Биология / Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности на тему:««Хлеб - наше богатство» (6 класс)

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности на тему:««Хлеб - наше богатство» (6 класс)

Предмет: внеурочная деятельность по биологии

Класc: 6 «б»

Автор УМК: авторская линия И.Н. Пономаревой. Биология 6 класс

Тема занятия: ««Хлеб - наше богатство»

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Цель занятия:

Образовательные:

создать условия для углубления представлений обучающихся о пищевой и энергетической ценности хлеба, как важной составляющей в жизни каждого человека в отдельности и в истории всего человечества; узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания.

Развивающие:

развивать умения определять качество хлебной продукции, анализировать информационные источники о хлебобулочных изделиях, содержание клейковины в муке, работать с различными источниками информации: схемой, таблицами, видеоинформацией, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда

Требования к результатам обучения:

1) предметные

формировать умение объяснять, как химический состав и свойства муки влияют на качество хлебной продукции;

формировать умение определять: содержание клейковины в муке; органолептические свойства клейковины;

органолептические показатели хлебобулочных изделий; физико-химические показатели качества хлеба.

2) метапредметные

Познавательные УУД

1.Продолжить формирование навыков научно-исследовательской работы, формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

3.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

1.Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.


Материалы и оборудование:

Препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, хлебобулочные изделия, баночки с пшеничной и ржаной мукой, каравай, соль, рушник, выпечка, песня «Русское поле», фильм «Николай Вавилов», кусок хлеба 125 г (ржаного хлеба) и 5 г ржаной муки (в пакете) и пшеничной.

Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, опережающее обучение, элементы технологии проблемного диалога, личностно-ориентированная.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, практические.


Этапы урока

Содержание учебного

материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организация классаа

Народная мудрость гласит: нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле.(музыка) Автор слов этой песни Инна Гоф писала: как мала суша в сравнении с равниной моря, так малы города в сравнении с ширью наших полей.

Я хотела бы обратить ваше на картину Шишкина «Рожь» художник на обратной стороне эскиза картины написал «раздолье, Божья благодать, русское богатство» О чем хотел нам рассказать Иван Иванович.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные УУД(Л):Сформировать

интерес к предмету биологии, умение соблюдать дисциплину на уроке,

уважительное отношение к учителю и одноклассникам.


2. Мотивация учебной деятельности

Я хотела бы обратить ваше на картину Шишкина «Рожь» художник на обратной стороне эскиза картины написал «раздолье, Божья благодать, русское богатство» О чем хотел нам рассказать Иван Иванович.

,Так о чем мы будем говорить на занятии, какова же тема. какую значимость для вас будет иметь наше занятие? Тема «Хлеб-наше богатство»

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

_Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук!



В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем-чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло. Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом – солью встречали дорогих гостей. Преподнося хлеб, желают богатства и благополучия, а соль - защиту от влияний враждебных сил. Нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил им. Вот он лежит перед нами во всех видах- от сухаря до пышного каравая. Лежит румяный, пышущий и ароматный.


Золотые колосья- символ плодородия, материального достатка. Бескрайные золотые – наше богатство

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, осознать

единство целостность окружающего

мира.

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации;

Регулятивные УУД: умение видеть проб

лему, выдвигать предположения, делать выводы.

3. актуализация знаний

Ребята, какую значимость для вас будет иметь наше занятие? Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.

Давайте определим цели занятия:

УЗНАТЬ…(новое по теме, когда появился хлеб, химический состав и свойства муки, пищевую и энергетическую ценность хлеба и муки, чем черный хлеб отличается от белого.)

ПОВТОРИТЬ…(роль дрожжей в образовании теста. Мы знаем, что дрожжи , находясь в сахаристом растворе, разлагают сахар до спирта и углекислого газа , пузырьки углекислого газа делают тесто легким и пористым.)

ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу)сегодня на занятии мы узнаем о родине хлебных злаков, историю происхождения хлеба, постараемся выяснить, какова же истинная ценность хлеба.

О том, где находится родина хлебных злаков и кто испек первую буханку хлеба расскажут наши эксперты. С древних времен хлеб считался священной пищей, его сравнивали с самой жизнью. И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти. Нельзя без боли вспоминать репрессивные меры правительства, которые привели к страшному массовому голоду в 1932-1933 годах. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. От голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей.

А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека Рецепт блокадного хлеба:

10% — это пищевая целлюлоза,

10% - жмых, Остатки семян масличных растений после выжимания из них масла.

2% - обойной пыли Обойная мука - это неочищенная мука, с оболочкой зерна, она получается в результате обойного односортного помола.

2% - выбоек из мешков

1% - хвоя

75% -муки ржаной обойной Мука ржаная обойная получается при измельчении всех частей зерна ржи. Цвет обойной ржаной муки – серый, и в ней видны частицы оболочек зерна. Ее зольность 2%. В музее истории Ленинграда хранится кусочек хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города, а людям нужно было работать, нужно было выживать , кормить своих детей.

Да , хлеб – это бесценный дар, это основа жизни , и не случайно именно хлебу в городе Зеленогорске поставлен памятник. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.

К их числу принадлежали сотрудники Всесоюзного исследовательского института растениеводства. Предлагаю вам фрагмент фильма о мужестве ученых.

Николай Иванович Вавилов был особенным заключенным. Академик, ботаник, географ он посетил более 50 стран, собрал уникальную коллекцию хлебных злаков из 250 тысяч образцов, но был оклеветан и приговорен к расстрелу. Но Сталин заменил смертную казнь на 20 лет тюрьмы. Вавилов сильно заболел и умер от дистрофии.

А что же стало с коллекцией.

После войны она стала залогом выживания всей Европы. Значение коллекции не утрачено и сейчас. Ученые считают ее сохранность-фактор продовольственной безопасности планеты. Она оценивается в 11 триллионов долларов.

, выдвигает проблему

Считается, что впервые человек употребил в пищу зерна диких злаков в каменном веке, примерно 15 тысяч лет назад. Сначала люди питались зёрнами в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой.

Когда человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи, он стал поджаривать раздробленные зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Каша из обработанных огнём зёрен была гораздо вкуснее, чем из обычных сырых семян. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Эти плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началось на земле хлебопечение Точно не установлено, когда человек впервые стал выпекать хлеб.

Родина хлебных злаков неизвестна, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии. Первоначально человек готовил себе из хлебных зерен кашу, для чего зерна толклись в деревянной ступке, превращаясь в крупу. Затем стали зерна предварительно поджаривать для облегчения дробления и придания ему сладковатого вкуса.

Хлеб известен людям с давних пор. В некоторых музеях хранятся окаменевшие кусочки хлеба , его выпекли неведомые пекари сотни лет тому назад. А вообще хлеб изобрели по ошибке.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения используя чудодейственную силу микроскопических организмов- хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Говорят, что первую буханку испек древний египтянин, случайно оставив смесь муки и воды в теплой печи на ночь. Утром он обнаружил там мягкое тесто, намного аппетитное, чем твердые лепешки, которые до этого пытался готовить. 2700 - летний хлеб нашли в египетских пирамидах.

Искусство приготовления "кислого хлеба" от египтян перешло к грекам . Разрыхленный хлеб из кислого теста считался в Древней Греции большим деликатесом и стоил очень дорого. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекли многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда- то называли избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных мастеров Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления

самого хлеба немного падает, но тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, умение слушать одноклассников и уважительно относится и к учителю и к одноклассникам; анализ, сравнение

Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация.

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания.

Подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.






4.Изучение нового материала






















физкультминутка



















































































Доказано, что одним хлебом можно питаться без всякого ущерба для организма, поскольку природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс необходимых для жизни человека питательных веществ. Белки, углеводы, витамины, минеральные соединения, содержащиеся в зерне, длительное время сохраняют свою биологическую активность. В среднем в зерне пшеницы и ржи содержится 10 – 13% белков, 60 – 70% углеводов, 2,5 – 4% жиров. Пшеничное зерно- продукт уникальный, в этой крошке – чуть ли не вся таблица Менделеева.

В чем еще пищевая ценность злаков узнаем после физкультминутки

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем колосом обернулся.

Поклонились низко мы колосьям в поле...

Будет много хлеба, будет и здоровье.

Работаем по инструктивной карточке

1. Определение качества пшеничной и ржаной муки.

Сырье для производства хлеба– мука (пшеничная и ржаная различных сортов), вода, дрожжи, соль, сахар, растительные жиры и маргарины, солод и другие продукты, а также пищевые добавки, улучшающие вкус. Химический состав муки зависит от качества зерна и выхода муки.



Таблица 1. Химический состав муки (г/100 г муки)приложение

2. Физико-химическая оценка качества хлеба

При оценке физико-химических показателей определяют влажность

мякиша, кислотность и пористость.

Повышенная влажность снижает питательную ценность хлеба, ухудшает его

вкус и сокращает срок хранения. Как правило, чем выше сорт муки, тем

меньше норма влажности хлеба.

Кислотность влияет на вкусовые свойства хлеба. Недостаточно или

излишне кислый хлеб неприятен на вкус.

Чем выше пористость изделия, тем дольше они сохраняют свежесть и

лучше усваиваются организмом. Хорошо разрыхленный хлеб с равномерной

мелкой тонкостенной пористостью лучше пропитывается пищеварительными

соками и поэтому полнее усваиваются. ! Ребята, пришло время посмотреть, что произошло с тестом.

Почему тесто увеличилось в объеме? В какой банке? Как размножаются дрожжи?

Живые организмы дышат кислородом, а кислород поддерживает горение.

Почему, когда мы опускаем тлеющую лучину, она не загорается?

Какой газ появился в банке? Мы знаем, что дрожжи , находясь в сахаристом растворе, разлагают сахар до спирта и углекислого газа , пузырьки углекислого газа делают тесто легким и пористым

Физико-химические показатели таблица в приложении2

3.Опыты доказывающие содержание органических веществ в хлебе.

1. Мякиш хлеба поместили в дист. воду(1час), отфильтровали. В фильтрат добавили 2-3 капли йодной воды. Фиолетовое окрашивание доказывает наличие крахмала.

2. Мякиш хлеба поместили в дист. воду (на 1 час), прилили несколько капель азотной кислоты(конц.). Желтое окрашивание доказывает присутствие белка

4. Определение кислотно-щелочного баланса хлеба из муки разного сорта.

Хлеб чёрный из ржано - пщеничной муки. Мякиш поместили в химический стакан с( дист.) водой (25 градусов) на 2 часа, отфильтровали. Фильтрат нанесли на лакмусовую бумажку.

Белый хлеб из пшеничной муки высшего или первого сорта. Мякиш поместили в химический стакан с (дист.) водой(25 градусов) на 2 часа, отфильтровали. Фильтрат нанесли на лакмусовую бумажку.

5. Содержание клейковины в пшеничной муке

Клейковина – это растительный белок, который при брожении создает каркас будущего хлеба. Если процент клейковины в муке низкий, такой хлеб имеет меньший объем, у него нет эластичности, он крошится.

6.Органолептическая оценка свойства клейковины

Гипотеза исследования: Если органолептические свойства клейковины и физико-химические показатели качества хлеба будут высокими, то хлебобулочные изделия будут качественными и пригодными для употребления в пищу человеком.

Качество сырой клейковины определяется растяжимостью и эластичностью.

Под растяжимостью понимают свойство клейковины растягиваться в длину.

Эластичность проявляется ее способности почти полностью восстанавливать первоначальную форму после снятия усилия



АНКЕТА

. 1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Часто ли вы не доедаете кусочек хлеба?

-Всегда

-Часто

-Редко

-Никогда

3. Как поступают в вашей семье с несвежим, черствым хлебом?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба





















,


Создает рабочие группы. Рассказывает о выполнении заданий маршрутного листа

Задает вопросы


Работают в группах, самостоятельно , используя инструкцию Высокая биологическая ценность хлеба обусловлена, прежде всего, содержащимися в нем полноценными белками, а также минеральными веществами и витаминами. При питании человека ржаным и пшеничным хлебом организм удовлетворяет свою потребность в белках на 25 – 30%, в углеводах – на 30 – 40% .



Белки хлеба, особенно ржаного и из муки низших сортов, содержат все незаменимые аминокислоты, без которых немыслима жизнь. Белки хлеба по своему составу и соотношению незаменимых аминокислот относятся к ценным белкам, уступая, однако, по качеству белкам животного происхождения (молоко, мясо). В сочетании с ними белки хлеба обеспечивают полноценность нашего питания.

. Вывод: Как видно из данных, представленных в табл. 1, с увеличением выхода муки (понижением сортности) в ней возрастает содержание белка, липидов, моно- и дисахаридов, золы и снижается содержание крахмала. Что касается разновидности муки – пшеничной или ржаной, то специалисты в области питания единодушны: ржаной хлеб более ценен, чем пшеничный. По химическому составу они не сильно отличаются, но белки ржаного хлеба богаче незаменимой аминокислотой – лизином – и поэтому считаются более полноценными. В ржаном хлебе больше марганца, цинка, меди, железа, витаминов В1, В2, В6, РР и ненасыщенных жирных кислот.

Ржаной хлеб менее калориен, чем белый: он содержит меньше крахмала и больше клетчатки, благодаря чему прочищает кишечник, способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ. Кроме того, минусом пшеничного хлеба является то, что в него добавляют обычно маргарин, который не слишком полезен для здоровья.

Хлеб из ржаной муки грубого помола чаще используется в диетическом питании при ожирении, а также при сахарном диабете. Полезен ржаной хлеб и как одно из средств от малокровия.







Вывод: в чёрном хлебе кислая среда выше, чем в белом, т. к. в результате деятельности кисло- молочных бактерий в закваске образуется лимонная и молочная кислоты. Замечу, что белый хлеб плесневеет быстрее, чем черный. Причиной является меньшая кислотность, поэтому при прочих равных условиях плесень быстрее поражает белый хлеб













Для определения этих свойств кусочки сырой клейковины массой по 4 г

обминают пальцами,делают из них шарики и помещают в чашки с

водой при температуре 18Сº на 15 мин. Затем сырой шарик растягивают над

линейкой с миллиметровыми делениями в течение 1 с. В момент разрыва отмечают длину, на которую растянулась клейковина. По растяжимости клейковину характеризуют: короткая - до 10 см включительно, средняя – от 10 до 20 см и длинная – больше 20 см.

Для определения эластичности растягивают сырой шарик над линейкой на

2 см и отпускают. Хорошая клейковина почти полностью восстанавливает

свою первоначальную форму.

Клейковина неудовлетворительной эластичности или совсем не

восстанавливается, или немного растягивается с частичными разрывами

отдельных слоёв. Клейковина удовлетворительной эластичности занимает

промежуточное положение.

В зависимости от эластичности и растяжимости клейковину подразделяют

на три группы:

1- хорошей эластичности, по растяжимости - длинная и средняя;

2- хорошей эластичности и по растяжимости - короткая, а также

удовлетворительной эластичности и по растяжимости - короткая, средняя

или длинная;

3- малоэластичная, сильно тянущаяся, провисающая или разрывающаяся под

собственной тяжестью, плывущая, а также неэластичная, крошащаяся.. Хорошая клейковина упруга (при деформации быстро принимает прежнюю форму), к рукам не липнет, при растягивании не обрывается сразу и не слишком растягивается (нормальное растяжение примерно на 10 см для клейковины из 10 г муки). Плохая клейковина липнет к рукам, при растягивании тянется в длинные нити (более 15 см) или, наоборот, имеет губчатое строение, при растягивании обрывается. Хорошая клейковина удерживает 65—70% воды, т. е. отношение веса сырой клейковины к весу сухой равно 2,5 —3.

Личностные УУД: сформировать интерес к предмету биологии, умение выслушать,

быть тактичными.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах; представлять и сообщать информацию; способность вступать в диалог; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные УУД: анализ, сравнение

различных видов костей, установление причинно-следственных связей при выполнении работы

в группах; умение работать с разными источниками информации;

Регулятивные УУД: овладение исследовательской деятельностью; умение видеть проблему, выдвигать предположения, делать выводы.

6.Домашнее задание

Домашнее задание.

Какие приметы, связанные с Хлебом вы знаете? . Каждый в школе бросит 50 г хлеба

Это 20 кг в день

Можно накормить 40 человек в день

1 200 человек в месяц. Посчитать сколько хлеба остается в вашей семье.


Записывают задание себе в дневник.


7.Рефлексия

  1. - Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз.

  2. Я РАССКАЖУ ДОМА…

  3. Я УНЕСУ в своей душе, продолжите предложение. ( работа с табличками)

  4. Продолжи фразу…

  5. "Я понял(а), что…..

  6. "Я узнал(а), что…..

  7. "Мне было интересно


Задает вопросы по рефлексии

Дают ответы на вопросы.

Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

Личностные УУД: следование нормам и в поведении моральным этическим требованиям 

Коммуникативные УУД: Выражение

своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений 






Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности на тему:««Хлеб - наше богатство» (6 класс)
  • Биология
Описание:

Цели занятия: формирование нравственной культуры миропонимания; развитие уважительного отношения к национальным ценностям, к истории Родины; формирование  бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда. В ходе занятия проводятся исследования: ооказать, что химический состав и свойства муки влияют на качество хлебной продукции, проанализировать информационные источники о хлебобулочных изделиях,  определить:содержание клейковины в муке;органолептические свойства клейковины;органолептические показатели хлебобулочных изделий;физико-химические показатели качества хлеба: влажность, пористость,выявить пищевую и энергетическую ценность хлеба и муки, обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях.

 

 

Автор Матвеева Инна Михайловна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 779
Номер материала 58883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓