Главная / Технология / Технологическая карта урока технологии Физиология питания, 5 класс

Технологическая карта урока технологии Физиология питания, 5 класс

Технологическая карта урока технологии.

«Физиология питания», 5 класс


Этапы урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно-целевой этап (5 минут)

  1. Организационно - мотивационный момент

Приветствует. Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурный и всё ли они подготовили к уроку (учебники, рабочие тетради) на каждой парте. Обращает внимание на таблицы, оценочные карточки, которые понадобятся в ходе урока.

Приветствуют учителя.

  1. Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы о здоровом питании раздела «Кулинария». Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание. Перед вами на партах лежат таблицы с указанием продуктов, содержащих те или иные витамины. Открываем рабочие тетради на стр. 20 и выполняем, комментируя, задание №1.

(Слайд презентации №2- витамины).

Поднимая руку, отвечают на вопрос:

какие витамины содержатся в –

апельсинах и лимонах;

моркови и печени;

хлебе и крупах.

  1. Мотивация

Для того чтобы жить человеку необходимы не только витамины, названные вами. А только ли они? Воспользуемся учебником (стр. 37) и выясним, какие еще питательные вещества нам нужны.

(Слайд презентации №3 – белки, углеводы, жиры, минеральные вещества, вода)

Отвечают по ходу нахождения ответов в учебнике (белки, углеводы, жиры, минеральные вещества).


Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?

Вся ли пища одинаково полезна?

(Слайд презентации №4 – «полезные» и «вредные» продукты)

Поднимают руки, предлагая свои варианты ответов.


Какую же потребность мы удовлетворяем в ходе употребления пищи?



Итак, тема нашего урока…

Предлагают варианты ответов, среди которых «физиологическая потребность в пище».

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.


Демонстрирует слайд с изображением различных продуктов и предлагает выяснить, каким же продуктам нужно отдавать предпочтение.

Рассматривая изображения, участвуют в обсуждении.

2. Ориентировочный этап ( 5 мин)

  1. Определение цели урока

Формирование общих знаний о физиологии питания человека; роли витаминов, пищевых веществ и минералов в процессе жизнедеятельности организма.

Для чего нужны нам эти знания?

Каков же будет результат нашего урока?

Данные знания нужны нам для здорового образа жизни.





Формулируют конечный результат – сформировать представление о физиологии питания человека, о здоровом питании.

3. Поисково-исследовательский этап (20 минут)

  1. Работа в группах по изучению нового материала

Представляет слайды с изображением пищевой пирамиды. (Слайд презентации № 5)

Разбиваются на 4 группы.


Почему именно форму пирамиды используют диетологи в качестве демонстрации рациональности питания? Каждой команде необходимо обосновать положение того или иного уровня пирамиды и целесообразности использования продуктов именно в такой иерархии.

Выполняют работу в составе групп:

- хлеб, крупы, макаронные изделия;

- фрукты и овощи;

- мясо, молочные продукты, рыба, яйца;

- жиры, масла, сладости, газированные напитки.

(используют учебник, ресурсы Интернет).


Корректирует работу групп.

Предлагает представить изученный материал.

Выступление групп.


Представляет слайды презентации по ходу выступления групп (изображения всех уровней пирамиды).

Каждая команда озвучивает свое задание.


Предлагает другим группам задать уточняющие вопросы, если что-то не понятно.

Задают уточняющие вопросы.


Предлагает группам заполнить общую пищевую пирамиду в рабочей тетради.

Выполняют творческую работу в тетрадях


По итогам выступления каждой группы оценивает и выдает соответствующий смайлик.

Желтый - отлично,

Зеленый – есть недочеты

Синий – не справились с заданием.


За наиболее удачные вопросы соперникам выдает соответствующие дополнительные смайлики.

Желтый - отлично,

Зеленый – есть недочеты

Синий – не справились с заданием.


Просит по одному человеку из команды поработать в счетной комиссии для подведения итогов.

Подсчитывают количество кружков.

  1. Физкультминутка (2 минуты)


Включает музыкальную видео-минутку (повторяем все движения за персонажем «минутки»).

Выполняют упражнения, которые демонстрируются на экране.

  1. Рефлексивно - оценочный этап ( 10 минут)

  1. Систематизация знаний, первичное закрепление материала

Предлагает выполнить задание «Проверь себя» в рабочей тетради (стр.22) и оценить его с помощью смайликов (слайд №6 презентации)

Выполняют работу, оценивая ее желтым кружком (знаю ответ), синим (не знаю).

  1. Рефлексия

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты.

  1. Оценка и самооценка на уроке

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке (слайд №7 презентации)

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – усвоил весь материал, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но пользуясь тетрадью смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.


Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе.

Сдают смайлики дежурному по классу, если урок понравился, оставляют желтый на парте.

Домашнее задание (3 минут)


Предлагает виды домашнего задания (задание в учебнике стр.42)

А именно:1) запомнить опорные понятия;

2) составить пищевую пирамиду своего дневного рациона, проанализировать ее.

Записывают в дневник домашнее задание.



Технологическая карта урока технологии Физиология питания, 5 класс
  • Технология
Описание:

Методическая разработка

урока ФГОС

по технологии « Физиология питания», 5 класс

 

Название и форма проведения мероприятия: «Физиология питания», урок изучения нового материала.

 

Цель урока:

формирование общих знаний о физиологии питания человека; роли витаминов, пищевых веществ и минералов в процессе жизнедеятельности организма; умение сравнивать и анализировать полученную информацию.

 

Задачи:

1)    на основе работы с учебником, наглядными пособиями, презентацией познакомится с основами физиологии питания человека;

2)    на основе работы с различными источниками научится формулировать и решать познавательные задачи;

3)    развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

 

Планируемые результаты:

предметные: развивать умения находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов;

метапредметные: формировать экологическое мышление, умение применить его в познавательной и социальной практике;

личностные: развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний; уметь высказывать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении; анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

 

Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проводится в кабинете технологии.

 

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный, практической деятельности.

 

Оборудование, оформление: ИКТ, учебник «Технология. Технологии ведения дома» 5 класс, Синица Н.В., Симоненко В.Д., «Вентана –Граф», 2012 г., таблицы, раздаточный материал (незаполненная пищевая пирамида).

 

Методические советы на подготовительный период:

Заранее подготовить все необходимое оборудование, заготовить демонстрационные таблицы, разложить раздаточный материал.

 

Ход проведения урока:

1. Мотивационно-целевой этап (10 минут);

2. Ориентировочный этап (5 минут);

3. Поисково- исследовательский этап (20 минут);

4. Физкультминутка (2 минуты);

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин);

6. Домашнее задание (3 минуты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Основная часть методической разработки

 

1.Характеристика темы «Физиология питания» 5 класс, 1 час изучения

 

Цель урока:

формирование общих знаний о физиологии питания человека; роли витаминов, пищевых веществ и минералов в процессе жизнедеятельности организма; умение сравнивать и анализировать полученную информацию.

Задачи:

1)    на основе работы с учебником, наглядными пособиями, презентацией познакомится с основами физиологии питания человека;

2)    на основе работы с различными источниками научится формулировать и решать познавательные задачи;

3)    развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

 

   Сегодня проблема питания актуальна для любой страны. Борьба с нездоровым питанием и ожирением как его следствием захлестнула весь цивилизованный мир.
    Увеличение в рационе питания продуктов с повышенным содержанием жира, холестерина и консервантов – один из факторов заболеваемости населения.
   Структура питания в России с советских времен значительно изменилась, с одной стороны, оно стала более разнообразным, что, безусловно, положительно сказывается на здоровье. Но с другой стороны, в страну хлынуло огромное количество продуктов с повышенным содержанием жиров, холестеринов и консервантов – так называемого «фаст-фуда» (чипсы, бутерброды, сладкие безалкогольные напитки). Укореняющаяся в России американская культура питания постепенно вытесняет традиции отечественного питания.
   За последние пять лет заболеваемость российских детей до 14 лет возросла на 16%, подростков - на 18%. Все чаще они страдают анемией, заболеваниями крови, органов дыхания, мочеполовой и нервной систем.

   Статистика свидетельствует о дефиците в школьной среде культуры питания: только 25% учащихся завтракает перед уроками и только каждый второй ребенок охвачен организованным питанием. Стоит ли напоминать, что при тех нагрузках, которые сегодня испытывают дети во время учебного процесса, недоедание может серьезно ударить по здоровью. Тем более, что круг интересов большинства из них не ограничивается только уроками – после обязательных занятий, как правило, многие ребята занимаются в спортивных секциях и технических кружках.
   Цель урока –
формирование общих знаний о физиологии питания человека; роли витаминов, пищевых веществ и минералов в процессе жизнедеятельности организма; умение сравнивать и анализировать полученную информацию.
    По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков». Здоровье закладывается в детстве, и согласно данным науки, оно обуславливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения.
    Специалисты обозначили основные факторы, обеспечивающие здоровье и здоровый образ жизни конкретной личности:
- способность к рефлексии;
- состояние различных видов жизненного пространства;

- культура питания и качество продуктов,
- приемлемый режим труда и отдыха.
   Итак, питание - один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. Недостаточное поступление питательных веществ в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Здоровье человека в значительной степени зависит от характера питания. Недаром древние врачи утверждали, что если отец болезни чаще всего неизвестен, то матерью ее почти всегда является питание. Недостаток или избыток отдельных ингредиентов в пищевом рационе может приводить как к выраженным проявлениям заболеваний, так и снижению общего уровня функционирования организма, так называемому третьему состоянию - между здоровьем и болезнью.

   Именно по этому необходимо как можно раньше познакомить обучающихся с основами правильного питания, с физиологией питания.

   На уроке «Физиология питания» обучающиеся должны ознакомиться с понятием питания, как физиологической потребностью, находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлнментов; осваивать исследовательские навыки.

При формировании личностных результатов в ходе урока должны формироваться :

- ответственное отношение к учению;

- самооценка умственных и физических способностей;

- основ экологической культуры;

Формирование метапредметных результатов:

- осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств;

- организация учебного сотрудничества в совместной деятельности с 

учителем и сверстниками;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;

- формирование экологического мышления;

Формирование предметных результатов:

- освоение основ проектно-исследовательской деятельности;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени;

- наличие экологической культуры при выполнении работ.

    Место темы «Физиология питания» (курса «Технология», 5 класс) является необходимым составляющим предмета, дающим необходимые знания в области питания как физиологической потребности. Знакомит с ролью пищевых веществ, витаминов и минеральных элементов в жизнедеятельности человека.

 

 

2. Планирование изучения темы

1.     Главная методическая цель урока «Физиология питания» при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

2.     При подготовке к уроку была использована презентация «Физиология», раздаточный материал, оценочные карточки (в Приложении)

3.     К основным вопросам, которые должны прочно усвоить, можно отнести следующие:

- что такое пищевые вещества;

- значение пищевых веществ в жизнедеятельности человека;

- понятие «пищевая пирамида»;

- роль витаминов, минеральных веществ в питании

- экология питания.

 

4.     Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. При организации воплощения этого методологического принципа-метода крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его понимания служит понятие «деятельность».

   На уроке «Физиология питания» в 5классе наглядно показана деятельность обучающихся совместно с педагогом, направленная на результат.

   В ходе урока ребят проявляли себя в содружестве с одноклассниками и учителем, что помогало формировать у них универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Рекомендации по организации и методике  изучения темы

1.     В ходе урока формировать у обучающихся опыт самостоятельной работы и работы в группах;

2.     Развивать у обучающихся познавательные и интеллектуальные интересы;

3.     Воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.

4.     Активно применять ИКТ, наглядные пособия и раздаточный материал.


Оборудование, приспособления, используемое на уроке:

 

1.     ИКТ;

2.     Таблицы;

3.     Учебники «Технология», 5 класс;

4.     Раздаточный материал;

5.     Оценочные карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Темнова Елена Валерьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 4054
Номер материала 40138
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓