Этап
урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Этап
мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель:
включение
в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
|
Приветствие
учащихся.
Предлагает эпиграф: «Я не могу жить без напряженной умственной
работы. Исчезает смысл жизни» Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»
|
Читают
эпиграф. Высказывают своё мнение
|
Личностные:
самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
|
Этап
актуализации знаний
Цель: повторение
материала о способах образования новых слов
|
Предлагает
выполнить несколько заданий на повторение:
1. Сделайте
синтаксический разбор предложения: Когда на небе догорает последний луч
солнца, из прибрежных зарослей раздаются птичьи голоса.
2.
Выписать
слова с чередующимися гласными(догорает, зарослей)
3.
Выписать
слова с приставками, которые требуют пояснений (прибрежные, раздаются)
4. Определите
способ словообразования: прибрежных, раздаются, догорает.
Организует
индивидуальную работу по карточкам:
1. Объяснить
значение приставки: преинтересный, приостановить, приуральский, преодолеть,
преспокойно, прибежать, привинтить, приобрести, природа
2. От
данных слов образуйте новые слова и определите способ словообразования: вред,
след, облако, играть.
|
Делают
синтаксический разбор предложения, выписывают слова с чередующимися гласными,
выписывают слова с приставками, определяют способ словообразования. Работают
по карточкам индивидуально.
|
Регулятивные:
контроль, коррекция.
Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
Этап фиксирования
индивидуального затруднения в пробном действии. Цель:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа
действия
|
Предлагает
вспомнить способ словообразования записанных на доске слов: ледокол-кашевар,
дымоход-землетрясение, паровоз- птицелов.
Как
называются данные слова? Как образованы эти сложные слова? Можем ли мы с вами
быть уверены, что сумеем написать данные слова без ошибок?
|
Определяют
способ словообразования, называют термин «сложные слова», делают свои
предположения
|
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества.
Познавательные:
анализ объ]]]ектов с
целью выделения признаков.
|
Этап
открытия новых знаний. Цель: поиск решения проблемы
|
Предлагает
определить тему , цели и задачи урока.
Поиск
решения проблемы, выявление закономерности, вывод.
Работа с
правилом в учебнике.
|
Определяют
тему урока, формулируют цель и пути решения проблемы.
После
выявления закономерности делают свои предположения о выборе соединительной
гласной. Работают с правилом в учебнике
|
Регулятивные:
целеполагание, прогнозирование.
Коммуникативные:
постановка вопросов.
Познавательные:
самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов
решения проблем.
|
Этап
переработки и преобразования полученной информации. Цель: способность
к переосмыслению и умение создавать разные виды информации
|
Предлагает
составить кластер к правилу и алгоритм: О→[ ], Е→['],[ш], [ч'], [ж],[ц]
1. Определить,
что это сложное слово, как образовано
2.
Определить,
какой согласный звук стоит перед гласным.
3. В
соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.
Читает
правило в стихотворной форме:
Этих
гласных только две:
Буква О
и буква Е.
Коли
тверд согласный звук,
Буква О
подходит тут.
Если
мягок этот звук,
Букву Е
пишите тут.
|
Работа в
парах.
Составляют
кластер, алгоритм определения соединительной гласной.
|
Познавательные: Умение
структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные:
управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой
и точностью.
|
Этап
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель:
самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях
|
1. Загадывает
загадки.
Смело в
небе проплывает,
Обгоняя
птиц полет.
Человек
им управляет.
Что
такое? Самолет
Он с
хвостом резиновым,
С
желудком парусиновым.
Как
загудит его мотор,
Глотает
он и пыль, и сор. Пылесос
По
волнам плывет отважно,
Не
сбавляя ход.
Лишь
гудит машина важно.
Что
такое? Пароход
Каждый
день выходит утром
В
повседневный свой поход.
Знать
все правила обязан
На
дорогах Пешеход.
|
1. Отгадывают
загадки, комментируют выбор соединительных гласных в сложных словах.
|
Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов
решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция
|
Этап включения в систему знаний и
повторения.
Цель: повторение
и закрепление ранее изученного материала
|
1. Работа
по учебнику –упражнение 215
2.
Предлагает
работу по группам: подобрать сложные слова, обозначающие профессии
людей(садовод, сталевар); природные явления(водопад, гололед);
технику(паровоз, ледокол)
3.
Выполнение
разноуровневых заданий:
·
Прочитайте
текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы.
Плывет в
море пароход. Мой папа- водитель самосвала. В сильный снегопад пешеходам
сложно увидеть приближающийся транспорт.
·
Замените
словосочетание одним словом: пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди
одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.
·
«Третий
лишний»
Водопровод,
землетрясение, громоотвод; водомерка, дождемер, земледелие; жизнеописание,
картофелекопалка, книгопечатание.
Лингвистическая
задача: в слове водопад безударная гласная, проверочное слово вода, поэтому
пишем букву А; в слове кашевар пишется И, потому что ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
|
Составляют
новые слова, используя алгоритм.
Составляют
сложные слова, работают в группах
Выполняют
разноуровневые задания.
|
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные:
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Этап рефлексии учебной
деятельности.
Цель:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке,
осознание метода построения нового знания
|
Приём
незаконченного предложения
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Я
благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте
делать добро, дарить благо друг другу и жить по правилу Шерлока Холмса так,
чтобы у вас всегда был смысл в жизни.
Оценки.
Домашнее
задание упражнение 217 или составить рассказ «Как образуются сложные слова
при помощи соединительных гласных?»
|
Выполняют
рефлексию.
Записывают
домашнее задание
|
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:
адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.