Главная / Русский язык и литература / технологическая карта урока русского языка на тему "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

технологическая карта урока русского языка на тему "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

п. Учебный Ершовского района Саратовской области»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В 6 КЛАССЕ

«СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О и Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ»



Автор: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Чаленко Вера Глебовна













Урок русского языка в 6 классе

Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Тип урока- урок открытия новых знаний

Цель урока- формирование образовательных компетенций обучающихся путем изучения темы «Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»

Задачи:

  • Образовательные: научить составлять алгоритм работы с правилом; через составленный алгоритм научить решать учебные задачи( составлять сложные слова с соединительными гласными О и Е, видеть сложные слова в тексте, осознанно писать соединительные гласные О и Е в сложных словах);

  • Развивающие: развивать интеллектуальные умения(анализировать, обобщать, систематизировать информацию); развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь;

  • Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку; воспитывать умение договариваться и приходить к совместному решению, работая в парах, оказывать необходимую помощь одноклассникам и осуществлять контроль за собственными действиями.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель:

включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагает эпиграф: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»

Читают эпиграф. Высказывают своё мнение

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап актуализации знаний

Цель: повторение материала о способах образования новых слов

Предлагает выполнить несколько заданий на повторение:

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения: Когда на небе догорает последний луч солнца, из прибрежных зарослей раздаются птичьи голоса.

  2. Выписать слова с чередующимися гласными(догорает, зарослей)

  3. Выписать слова с приставками, которые требуют пояснений (прибрежные, раздаются)

  4. Определите способ словообразования: прибрежных, раздаются, догорает.

Организует индивидуальную работу по карточкам:

  1. Объяснить значение приставки: преинтересный, приостановить, приуральский, преодолеть, преспокойно, прибежать, привинтить, приобрести, природа

  2. От данных слов образуйте новые слова и определите способ словообразования: вред, след, облако, играть.

Делают синтаксический разбор предложения, выписывают слова с чередующимися гласными, выписывают слова с приставками, определяют способ словообразования. Работают по карточкам индивидуально.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Предлагает вспомнить способ словообразования записанных на доске слов: ледокол-кашевар, дымоход-землетрясение, паровоз- птицелов.

Как называются данные слова? Как образованы эти сложные слова? Можем ли мы с вами быть уверены, что сумеем написать данные слова без ошибок?

Определяют способ словообразования, называют термин «сложные слова», делают свои предположения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ объ]]]ектов с целью выделения признаков.

Этап открытия новых знаний. Цель: поиск решения проблемы

Предлагает определить тему , цели и задачи урока.

Поиск решения проблемы, выявление закономерности, вывод.

Работа с правилом в учебнике.

Определяют тему урока, формулируют цель и пути решения проблемы.

После выявления закономерности делают свои предположения о выборе соединительной гласной. Работают с правилом в учебнике

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.


Этап переработки и преобразования полученной информации. Цель: способность к переосмыслению и умение создавать разные виды информации

Предлагает составить кластер к правилу и алгоритм: О→[ ], Е→['],[ш], [ч'], [ж],[ц]

  1. Определить, что это сложное слово, как образовано

  2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.

  3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.

Читает правило в стихотворной форме:

Этих гласных только две:

Буква О и буква Е.

Коли тверд согласный звук,

Буква О подходит тут.

Если мягок этот звук,

Букву Е пишите тут.

Работа в парах.

Составляют кластер, алгоритм определения соединительной гласной.

Познавательные: Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

  1. Загадывает загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? Самолет

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. Пылесос

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно.

Что такое? Пароход

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.

Знать все правила обязан

На дорогах Пешеход.

  1. Отгадывают загадки, комментируют выбор соединительных гласных в сложных словах.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция

Этап включения в систему знаний и повторения.


Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала

  1. Работа по учебнику –упражнение 215

  2. Предлагает работу по группам: подобрать сложные слова, обозначающие профессии людей(садовод, сталевар); природные явления(водопад, гололед); технику(паровоз, ледокол)

  3. Выполнение разноуровневых заданий:

  • Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы.

Плывет в море пароход. Мой папа- водитель самосвала. В сильный снегопад пешеходам сложно увидеть приближающийся транспорт.

  • Замените словосочетание одним словом: пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.

  • «Третий лишний»

Водопровод, землетрясение, громоотвод; водомерка, дождемер, земледелие; жизнеописание, картофелекопалка, книгопечатание.

Лингвистическая задача: в слове водопад безударная гласная, проверочное слово вода, поэтому пишем букву А; в слове кашевар пишется И, потому что ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Составляют новые слова, используя алгоритм.

Составляют сложные слова, работают в группах











Выполняют разноуровневые задания.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Этап рефлексии учебной деятельности.


Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания


Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

Я благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро, дарить благо друг другу и жить по правилу Шерлока Холмса так, чтобы у вас всегда был смысл в жизни.

Оценки.

Домашнее задание упражнение 217 или составить рассказ «Как образуются сложные слова при помощи соединительных гласных?»

Выполняют рефлексию.























Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности









технологическая карта урока русского языка на тему "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока- урок открытия новых знаний

Цель урока- формирование образовательных компетенций обучающихся путем изучения темы «Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»

Задачи:

·         Образовательные: научить составлять алгоритм работы с правилом; через составленный алгоритм научить решать учебные задачи( составлять сложные слова с соединительными гласными О и Е, видеть сложные слова в тексте, осознанно писать соединительные гласные О и  Е в сложных словах);

·         Развивающие: развивать интеллектуальные умения(анализировать, обобщать, систематизировать информацию); развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь;

·         Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку; воспитывать умение договариваться и приходить к совместному решению, работая в парах, оказывать необходимую помощь одноклассникам и осуществлять контроль за собственными действиями.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Автор Чаленко Вера Глебовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1006
Номер материала 37024
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓