Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Значение суффиксов" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Значение суффиксов" (3 класс)

hello_html_m607b0c60.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_m35ebda50.gifhello_html_19231e21.gifhello_html_m5d735925.gifhello_html_m6de71135.gifhello_html_m5eccf2c.gifhello_html_m5eccf2c.gifhello_html_m5051fe53.gifhello_html_30421945.gifhello_html_m41ce3df1.gifhello_html_m7ad5473d.gifhello_html_6a10e009.gifhello_html_m1d49a11d.gifhello_html_2d8f6cda.gifhello_html_m2a23924f.gifhello_html_m1033004a.gifhello_html_7eb7ce91.gifhello_html_7eb7ce91.gifhello_html_42125ef8.gifhello_html_1ef3d68c.gifhello_html_24adbfda.gifhello_html_m312b4cf5.gifhello_html_7eb7ce91.gifhello_html_mf6b8454.gifhello_html_15bf2dbe.gifhello_html_24a91d11.gifhello_html_m20419abd.gifhello_html_m161f44cf.gifhello_html_m20419abd.gifhello_html_m161f44cf.gifhello_html_mf6b8454.gifhello_html_68d56465.gifhello_html_73fdb764.gifhello_html_7ed7245e.gifhello_html_2111409.gifhello_html_m640271b.gifhello_html_mc7133e0.gifhello_html_m85959fb.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_232fd6bd.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_m85959fb.gifhello_html_m6cd1650b.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_mf6b8454.gifhello_html_m225a28ab.gifhello_html_432ac7e2.gifhello_html_m7713deb8.gifhello_html_1c3819d.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_3b562e49.gifhello_html_m1d1ab786.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_3f119b9a.gifhello_html_289d66e8.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_3b562e49.gifhello_html_5b91c0b9.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_m19614633.gifhello_html_m78c8babf.gifhello_html_m7cd8c2b0.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_70120af.gifhello_html_m19614633.gifhello_html_3cd95151.gifhello_html_623b3365.gifhello_html_m6f3a33df.gifhello_html_m37d4958c.gifhello_html_m16bfcd14.gifhello_html_m351caecf.gifhello_html_23c48570.gifhello_html_m347ca9be.gifhello_html_220fa2aa.gifhello_html_m3eb1d2a5.gifhello_html_m4ac5d449.gifhello_html_m4cdf4af4.gifhello_html_2a705035.gifhello_html_m3eb1d2a5.gifhello_html_m79ca4f9.gifhello_html_m7713deb8.gifhello_html_624b8fe0.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_2974ce66.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_m2eb3c775.gifhello_html_624b8fe0.gifhello_html_2a705035.gifhello_html_m4128a631.gifhello_html_14d865a7.gifhello_html_105ad195.gifhello_html_m585c63a0.gifhello_html_4244c40.gifhello_html_223d6c30.gifhello_html_m585c63a0.gifhello_html_223d6c30.gifhello_html_4244c40.gifhello_html_m3d2d710c.gifhello_html_7ceab5ce.gifhello_html_7ed7245e.gifhello_html_196f1c6e.gifhello_html_7ed7245e.gifhello_html_654f26b5.gifhello_html_28008f41.gifhello_html_m570fbfb1.gifhello_html_38bfc369.gifhello_html_m694eb8e5.gifhello_html_m4fed4044.gifhello_html_m1aeceb7c.gifhello_html_432c808d.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_2974ce66.gifhello_html_69ed723a.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_m4bf1b196.gifhello_html_2439afea.gifhello_html_m20419abd.gifhello_html_1bacc04d.gifhello_html_m6543074e.gifhello_html_232fd6bd.gifhello_html_m1f83af0b.gifhello_html_m19035e6f.gifhello_html_6fec5f11.gifhello_html_7df76d13.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_58d53235.gifhello_html_m6f622974.gifhello_html_7e4e0be1.gifТехнологическая карта урока русского языка

Класс: 3 «Б»

Тема: Значение суффиксов.

Изучение нового материала.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить находить суффикс в слове;

  2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

  3. Обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

  1. выделять в словах суффиксы;

  2. образовывать однокоренные слова

при помощи суффиксов;

  1. на основе наблюдений выделять

значения суффиксов

Метапредметные:

1) понимать и принимать учебную задачу, решать её

под руководством учителя;

2) делать выводы по наблюдениям;

3) находить общий признак, выделять лишнее


Личностные:

1) проявлять интерес к русскому языку








Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа со сказкой». Окружающий мир, тема «Разнообразие растений».

Технологии, используемые на уроке: проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, рабочая программа, интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Цель этапа

  1. Актуализация. Мотивация познавательной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.







Минутка чистописания.





















































Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.











































Определение темы урока.

















Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.





























































































Физкультминутка «Хомка»



Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.





















































Рефлексия.























Домашнее задание.






















































Приветствие. Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Проверка готовности к уроку.

Подготовим пальчики к работе на уроке:

(Массаж кисти рук с помощью ручки)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу

- Откроем тетради, положим их под наклоном, запишем число, «Классная работа».

- Начнём урок с минутки чистописания. Попрошу определить Вас, с какой буквой мы будем сегодня работать, прочитав скороговорку:

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

- А сейчас мы каллиграфически верно пропишем заглавную и строчную согласную букву «в» «в воздухе» и в тетради. А на следующей строчке запишем слово, лексическое значение которого я сейчас прочту: передвижение воздушных масс, символизирует живое дыхание Вселенной; словарное слово, состоящее из 5 букв и 5 звуков, 2 согласных звука мягкие, третий-твёрдый. (Ветер).

- Запишите транскрипцию слова ветер. [в*эт*эр].

- Подберите синоним к слову ветер. (Вихрь, буран, шторм, ураган.)

- Подберите антоним к слову ветер. (Безветрие, тишь.)

- Подберите фразеологизм со словом ветер. (Ветер в голове.)

- Подберите однокоренные слова к слову ветер. (Ветреный, ветрено.)

- Разберите по составу слово ветер.

ветер∩ - Что такое окончание, корень?

- Измените слово.

ветерок

- Каким образом Вы изменили слово ветер?

- Что такое суффикс?

- Как Вы определили суффикс в слове ветерок?







- Запишем эти слова в столбик, разберём по составу.

ветер



ветерок

ветрище

- Что особенного заметили в этих словах?

- Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Давайте попробуем определить тему урока. О какой части слова мы будем сегодня говорить?

- Какую задачу нам сегодня предстоит решить?

Организация познавательной деятельности

-Для того, чтобы ответить на вопрос « Могут ли суффиксы влиять на значения слов?», предлагаю провести мини-исследование «Влияние суффиксов на значения слов».

Вы сейчас получите набор слов, которые Вам нужно разделить на группы, рассказать, почему так разделили, и сделать вывод о влиянии суффикса на значение слова.

I группа: домище, ветрище, зверюшки, полюшко, жарища, избушка.

II группа: мышонок, пожарник, медвежонок, лисёнок, сапожник, мясник, моряк.

III группа: сероватый, храбрец, красноватый, черноватый, упрямец, глупец.

Группы представляют классу результат своей работы. Рабочие листы размещаются на доске. В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ

домище зверюшки

ветрище полюшко

жарища избушка

ПРОФЕССИЯ НАЗВАНИЕ МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ

пожарник мышонок

мясник медвежонок

сапожник лисёнок

ОТТЕНОК ЦВЕТА ПРИЗНАК ЛИЦА

сероватый храбрец

красноватый упрямец

черноватый глупец

- А теперь попробуйте в парах составить предложение, используя одно из данных слов или двух и более одновременно. Выберите задание по своим возможностям.

Составление предложений.

- Давайте обобщим, что же у нас получилось?







Первичное закрепление новых знаний



1)- Откройте учебники на с. 92, прочтём задание к упражнению 171.

Это задание Вам предстоит выполнить самостоятельно.

Взаимопроверка.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по эталону на доске:

Берёзка, стаканчик, ягодка, травинка, травка, погодка, ветерок, городок, гнёздышко,



карандашик, морковка, дождик, зёрнышко.

А теперь посчитайте количество правильных ответов и оцените работу друг друга, следуя критериям:

13 - 5

12-11 - 4

10-8 - 3

7 -1 - 2

2)Учебник с. 92 упр. 172. Первые два предложения.



Во поле берёзонька стояла.

сущ. гл.

С листьев дождинки скатываются на травинки.



3) -Игра «Хитрые вопросы»:

1) Как большой дом превратить в маленький? (Добавить – ик .)

2) Можно ли рыбы превратить в человека? (Добавить – ак.)

3) что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (- ист .)





  1. Составьте слова по схеме (кластеру):









Подведение итогов



- Итак, какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

- Посмотрите, сколько суффиксов мы сегодня нашли.

- О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?







-Обратимся к кластеру. Вчера мы с Вами составили ряд вопросы, на которые мы с уверенностью можем дать ответ. А сможете ли Вы продолжить кластер?







Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?











- Мы нашли суффиксу много друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.



Подводя итоги урока, давайте попробуем продолжить следующие предложения:

- сегодня я вспомнил……….

- сегодня я узнал ……………

- сегодня я научился…………

- сегодня было интересно…….

- мне было скучно, потому что…..

- сегодня я могу себя оценить……..

- сегодня самым интересным заданием для меня было…….

- сегодня сложным заданием для меня было………………..

- мне ещё нужно поработать над……………………………..

- Ребята, предлагаю Вам домашнее задание на выбор

1)Учебник с.93 упр. 174. Работа со словарными слова на букву В.



2) Работа с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Прочитайте сказку. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них суффиксы. С какой целью автор данной сказки использует такие суффиксы? (Ответ запишите в тетрадь.)



3)Провести самостоятельное исследование, найти другие значения суффиксов.

Работа со словарными слова на букву В.











Массаж кисти рук.





Работа в тетради.

Записывают слова в тетрадь.



Чтение скороговорки.

-Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву Вв.



Письмо «в воздухе».

Письмо в тетради.



- Ветер.



































- Изменили слово с помощью суффикса –ок.

- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

- Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

ветер

ветерок

ветрище

Работа в тетради.















- Два разных суффикса изменили значения слова ветер.





- О суффиксах и их значениях.







- Нам предстоит определить, могут ли суффиксы изменить, уточнить значение слова.



















Работа в группах.























































































Работа в парах.





- Суффиксы по-разному влияют на значение слова. Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.







Работа с учебником. Самостоятельная работа.









Взаимопроверка по эталону через документ-камеру.

















Работа у доски, в тетради.





























- Суффиксы:

- учат видеть характер слов

- помогают ярче выразить эмоции

- точнее передают смысл высказывания





- Сможем. Мы сегодня узнали, что каждый суффикс несёт в себе определённое значение, а также выявили сами значения.



















Какие бывают суффиксы по значению?











































































Конспект урока по русскому языку на тему "Значение суффиксов" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

     Технологическая карта урока является авторской и  полностью соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта II поколения.Данная разработка составлена с опорой на уже имеющиеся знания детей о суффиксе. В разработке предлагается возможность актуализации знаний учащихся.Сквозной линией урока является исследовательская работа детей в малых группах. Домашнее задание предлагается на выбор, в том числе и творческого характера, что даёт  детям возможность подчеркнуть свою индивидуальность. 

  

Автор Хужина Гульнара Алфировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1425
Номер материала 49985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓