Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Приложение

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Учитель: Петренко Наталья Борисовна, учитель русского языка и чтения ГОБС(К)ОУ школы-интерната VIII вида №5 пос.Кулотино Окуловского района Новгородской области

УМК: Линия УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе И.М. Бгажноковой; Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 9 класс. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Тема урока: Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Класс: 9

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: 1) дать понятие имени числительного как части речи; познакомить учащихся с количественными и порядковыми числительными; рассмотреть случаи употребления и значение числительных в речи;

2) развивать зрительную и слуховую память учащихся; развивать внимание, умение выделять главное, строить устное высказывание по образцу; посредством изучения нового материала актуализировать социальный опыт учащихся, межпредметные связи; активизировать мыслительные процессы путем выполнения заданий на анализ и синтез;

3) мотивировать к учению; воспитывать культуру речи.

Формы организации работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Технологии: технология деятельностного обучения.

Приёмы: «Необъявленная тема», «Найди лишнее», «Отсроченная отгадка», «Лови ошибку».

Планируемы результаты:

предметные: дети овладеют умениями:

- отличать имена числительные от других частей речи;

- давать определение числительным, пользуясь схемой-опрой;

- различать порядковые и количественные числительные.

дети получат возможность овладеть умениями:

- самостоятельно давать определение имени числительного.

метапредметные:

- научатся использовать схему-опору (знаково-символические средства информации) для определения имени числительного;

- освоят логические действия сравнения, анализа и синтеза через выделение из текста числительных, различение порядковых и количественных числительных

личностные: продолжится формирование культуры общения и сотрудничества, совершенство рефлексивных умений учащихся, овладение диалогической и монологической речью в соответствии с языковыми нормами.



Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Планируемые результаты

Формируемые способы деятельности (УУД)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Организует начало урока, используя приём «Необъявленная тема» Читает стихотворение-загадку:

Шли десять старичков,

Несли восемь рюкзачков.

В каждом рюкзачке шесть узелков,

В каждом узелке четыре пирога,

В каждом пироге три воробья,

У каждого воробья два хвоста.

Организует работу по вопросам:

- Сколько было старичков?

- Какие ещё числа вы услышали в этой загадке? Запишите их в тетради.

Организует игру «Найди лишнее»

Посмотрите на запись. Найдите лишнее число.

Воспринимают информацию на слух и зрительно (ряд записанных чисел).

Отвечают на вопросы в соответствии с поставленной задачей.

Выполняют записи в тетради в соответствии с поставленной задачей.

операции сравнения, анализа и синтеза («Найди лишнее»)

познавательные

готовность слушать собеседника и вести диалог

коммуникативные

волевая саморегуляция (максимальная концентрация внимания)

регулятивные

формирование целостного взгляда на мир через актуализацию межпредметных связей с математикой

личностные

2. Актуализация и пробное учебное действие.


Актуализирует изученные способы действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение:

- Запишите первое предложение по памяти. (Шли десять старичков, несли восемь рюкзачков). (В случае затруднения предложение проецируется на экране частями) Проверьте себя.

- Подпишите название частей речи над каждым словом.

Фиксирует затруднения в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия:

- Какие слова вызвали затруднения? (десять и восемь)

Самостоятельно выполняют пробное учебное действие в соответствии с поставленной задачей известными способами деятельности (дифференциация частей речи в предложении).


поиск и выделение информации; анализ;

подведение под понятие

познавательные

готовность к учебному сотрудничеству (принятие дозированной помощи)

коммуникативные

способность принимать и удерживать учебную задачу;

самоконтроль

регулятивные

смыслообразование (внутренняя мотивация на изучение нового материала)

личностные

3. Выявление места и причины затруднения.


Организация реконструкции выполненных операций и фиксация затруднения:

- Назовите части речи, которые вы определили.

- Как вы определили части речи? (по вопросу и значению)

- Почему не смогли определить принадлежность к какой-либо части речи слов «десять» и «восемь»? (они не относятся ни к одной из уже изученных частей речи)


Проводят рефлексию выполненной работы.

Вербализируют свои действия.

Фиксируют во внешней речи – проблему - причину затруднения.

анализ;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

формулирование проблемы

познавательные

умение произвольно и выразительно строить монологическую речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации

коммуникативные

контроль и оценка

регулятивные

смыслообразование (внутренняя мотивация на изучение нового материала)

личностные

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


Построение диалога с учащимися, направленного на формирование плана дальнейших учебных действий:

- С чем мы должны познакомиться сегодня на уроке (с новой частью речи)

- Каким способом мы можем это сделать? (прочитать правило в учебнике; узнать о новой части речи по таблице «Части речи», размещенной в кабинете)

- Что нам нужно знать, чтобы определить часть речи по таблице? (вопрос и значение слова)

- Можем ли мы это сделать?

Вступают в свободный диалог с учителем, выстраивая высказывания в соответствии с поставленным учителем вопросом

Выстраивают проект дальнейших учебных действий

самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера;

умение осуществлять смысловое чтение

познавательные

построение диалогической речи

коммуникативные

целеполагание и планирование

регулятивные

смыслообразование

личностные

5. Реализация построенного проекта.


Организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся:

- Определите, с какой частью речи мы должны сегодня познакомиться, прочитав о ней в учебнике (с.174, правило) или по таблице «Части речи», выполнив действия по плану.

- Можете ли вы теперь самостоятельно определить, к какой части речи относятся слова «восемь» и «десять» (к именам числительным)


При помощи выстроенного на предыдущем этапе урока алгоритма действий дети в самостоятельном поиске находят в таблице новую часть речи и изучают ее (по таблице или по учебнику)

поиск и выделение информации из источников различных форматов (таблица, ст.учебн.) в соответствии с поставленной целью;

смысловое чтение

познавательные

построение диалогической речи

коммуникативные

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

регулятивные

смыслообразование

личностные

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


Организация фронтальной работы на закрепление учебного материала с комментированием во внешней речи:

- Какие ещё сведения об имени числительном вы получили, изучив таблицу и прочитав статью в учебнике? (разряды числительных по значению - количественные и порядковые)

- Что обозначает имя числительное? (количество предметов и их порядок при счете)

- На какие вопросы отвечают имена числительные? (сколько? какой (который) по счету?)

Фиксация ответов детей в построении схемы-опоры (ИКТ)

- Пользуясь схемой-опорой, дайте определение имени числительного.

Организация работы в парах со взаимопроверкой на нахождение имен числительных среди других частей речи и определение их разряда по значению..


Формулируют усвоенные знания об имени числительном во внешнем высказывании.

Дают определение числительного при помощи схемы-опоры (или без нее).














Работая в парах, дифференцируют числительные в поговорках, одновременно определяя смысловое значение поговорки.

Определяют разряд числительных, используя для обозначения знаковую символику.

Проводят взаимопроверку.

поиск и выделение информации;

умение осуществлять знаково-символические действия; смысловое чтение; анализ и синтез

познавательные

сотрудничество при работе в парах; управление поведением партнёра

коммуникативные

Контроль, коррекция, оценка

регулятивные

Формирование основ гражданской идентичности личности и самоопределение через работу с русскими поговорками

личностные

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Организует самостоятельную индивидуальную работу (по карточкам или по учебнику)

Организует рефлексию хода реализации учебной задачи.

Самостоятельно выполняют индивидуальное задание.

Проводят самопроверку по схеме-опоре.

Дают определение числительного по схеме-опоре (или без неё).

поиск и выделение информации;

умение осуществлять знаково-символические действия; смысловое чтение; анализ и синтез

познавательные

способность к сотрудничеству с учителем

коммуникативные

самоконтроль, коррекция, оценка

регулятивные

смыслообразование

личностные

8. Включение в систему знаний и повторение.


Организует работу по выяснению значения числительных в речи, актуализирует социальный опыт учащихся.

- Ребята, а для чего нам нужны числительные? Зачем мы их изучаем?

- Где мы встречаемся с числительными в окружающей нас жизни?

- С какого числительного начинается ваша жизнь? (дата рождения)

Организует проведение словарной работы.

- На каких еще учебных предметах мы встречаемся с именами числительными?

Подводит к выводу о значении новой части речи и ее месте в ряду наук.

Организует работу по развитию культуры речи на тему урока: Прием «Лови ошибку»

- Ребята, а сколько сейчас времени?

- Правильно ли я задала вам вопрос?

- Сформулируйте мой вопрос правильно. (Который час?)

- Какое числительное вы использовали при ответе на вопрос?

- Порядковое это числительное или количественное?

- Какие числительные используются при указании точного времени? (количественные) Почему? (называется количество минут и часов)

- Какие числительные используются при указании приблизительного времени, например, сейчас десятый час, седьмой час и т.п. (порядковые).


Основываясь на социальном опыте, делают вывод о значении имен числительных в речи и их месте в ряду других наук.















Самостоятельно решают поставленную задачу по выявлению умышленной ошибки учителя, основываясь на социальном опыте и смысловом чтении статьи учебника.

Закрепляют межпредметные связи с математикой (определение времени по часам)



Выстраивают умозаключение.

Еще раз проговаривают основные определения и понятия урока.

умение строить устное речевое высказывание; смысловое чтение статьи учебника (инф.по культуре речи); поиск и выделение информации

познавательные

умение произвольно и выразительно строить речь в соответствии с речевыми нормами и целями коммуникации

коммуникативные

волевая саморегуляция

регулятивные

нравственно-этическая ориентация (культура речи)

личностные

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


Организует рефлексию учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Какими числительными, по-вашему, мы должны закончить урок? (оценки и домашнее задание)

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какие задачи мы должны были сегодня решить? (познакомиться с новой частью речи)

- Справились мы с этой задачей? Что мы узнали о числительном?

- Как вы думаете, всё ли о числительном мы узнали сегодня на уроке?

Намечает дальнейшие цели деятельности:

- На последующих уроках будем учиться правописанию имен числительных.


умение строить устное речевое высказывание

познавательные

умение произвольно и выразительно строить речь в соответствии с речевыми нормами и целями коммуникации

коммуникативные

прогнозирование, контроль, оценка

регулятивные

самоопределение; смыслообразование

личностные

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание

самоконтроль

регулятивные




7


Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаемый урок на тему «Имя числительное. Количественные и порядковые числительные» разработан с применением технологии деятельностного метода обучения для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIIIвида и учитывает их индивидуально-личностные особенности в учебной деятельности. 

Разрабатывая данный урок, мы ставили перед собой задачу спланировать урок русского языка с использованием технологии деятельностного подхода в соответствии с требованиями современных стандартов, не забывая, в то же время, об особенностях умственно отсталых школьников и необходимости решения на уроке коррекционных задач.

Необходимо понимать, что обучение русскому языку  в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида имеет «коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мысли­тельной деятельности. […]

Особое внимание уделяет­ся таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуника­тивная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач».[Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (5-9 кл.) под ред.И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2010г.]

 В связи с этим части речи  в коррекционных классах и школах изучаются на примитивном уровне. Так, с понятием «Имя числительное» умственно отсталые школьники впервые знакомятся в 9 классе. На первом уроке вводится понятие о числительном как части речи, проводится обзорное знакомство с разрядами числительных по значению (количественные и порядковые),  рассматриваются случаи употребления числительных в устной и письменной речи. На последующих уроках изучается правописание простых и составных числительных.

 

Предлагаемый урок - это первый урок  по числительному, урок «открытия нового знания».

Автор Петренко Наталья Борисовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1015
Номер материала 39694
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓