Дидактическая
структура
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Осуществляемые действия
|
Планируемые результаты
Формируемые способы деятельности (УУД)
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности.
|
Организует начало урока, используя приём
«Необъявленная тема» Читает стихотворение-загадку:
Шли десять старичков,
Несли восемь рюкзачков.
В каждом рюкзачке шесть узелков,
В каждом узелке четыре пирога,
В каждом пироге три воробья,
У каждого воробья два хвоста.
Организует работу по вопросам:
- Сколько было старичков?
- Какие ещё числа вы услышали в этой
загадке?
Запишите их в тетради.
Организует игру «Найди лишнее»
– Посмотрите на запись. Найдите лишнее
число.
|
Воспринимают
информацию на слух и зрительно (ряд записанных чисел).
Отвечают
на вопросы в соответствии с поставленной задачей.
Выполняют
записи в тетради в соответствии с поставленной задачей.
|
операции
сравнения, анализа и синтеза («Найди лишнее»)
|
познавательные
|
готовность
слушать собеседника и вести диалог
|
коммуникативные
|
волевая
саморегуляция (максимальная концентрация внимания)
|
регулятивные
|
формирование
целостного взгляда на мир через актуализацию межпредметных связей с
математикой
|
личностные
|
2. Актуализация и пробное учебное действие.
|
Актуализирует изученные способы
действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение:
- Запишите первое предложение по памяти. (Шли десять
старичков, несли восемь рюкзачков). (В случае затруднения предложение
проецируется на экране частями) Проверьте себя.
- Подпишите название частей речи над
каждым словом.
Фиксирует затруднения
в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия:
- Какие слова вызвали затруднения? (десять
и восемь)
|
Самостоятельно
выполняют пробное учебное действие в соответствии с поставленной задачей
известными способами деятельности (дифференциация частей речи в предложении).
|
поиск
и выделение информации; анализ;
подведение
под понятие
|
познавательные
|
готовность
к учебному сотрудничеству (принятие дозированной помощи)
|
коммуникативные
|
способность
принимать и удерживать учебную задачу;
самоконтроль
|
регулятивные
|
смыслообразование
(внутренняя мотивация на изучение нового материала)
|
личностные
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Организация
реконструкции выполненных операций и фиксация затруднения:
- Назовите части речи, которые вы
определили.
- Как вы определили части речи? (по
вопросу и значению)
- Почему не смогли определить
принадлежность к какой-либо части речи слов «десять» и «восемь»? (они не
относятся ни к одной из уже изученных частей речи)
|
Проводят
рефлексию выполненной работы.
Вербализируют
свои действия.
Фиксируют
во внешней речи – проблему - причину затруднения.
|
анализ;
построение
логической цепи рассуждений;
доказательство;
формулирование
проблемы
|
познавательные
|
умение
произвольно и выразительно строить монологическую речь в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации
|
коммуникативные
|
контроль
и оценка
|
регулятивные
|
смыслообразование
(внутренняя мотивация на изучение нового материала)
|
личностные
|
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
|
Построение диалога с учащимися, направленного на формирование плана
дальнейших учебных действий:
- С чем мы должны познакомиться сегодня на уроке (с новой
частью речи)
- Каким способом мы можем это сделать? (прочитать правило в
учебнике; узнать о новой части речи по таблице «Части речи», размещенной в
кабинете)
- Что нам нужно знать, чтобы определить часть речи по таблице?
(вопрос и значение слова)
- Можем ли мы это сделать?
|
Вступают
в свободный диалог с учителем, выстраивая высказывания в соответствии с
поставленным учителем вопросом
Выстраивают
проект дальнейших учебных действий
|
самостоятельное
создание способов решения проблемы поискового характера;
умение
осуществлять смысловое чтение
|
познавательные
|
построение
диалогической речи
|
коммуникативные
|
целеполагание
и планирование
|
регулятивные
|
смыслообразование
|
личностные
|
5. Реализация построенного проекта.
|
Организация самостоятельной
поисковой деятельности учащихся:
- Определите, с какой частью речи мы должны сегодня
познакомиться, прочитав о ней в учебнике (с.174, правило) или по
таблице «Части речи», выполнив действия по плану.
- Можете ли вы теперь самостоятельно определить, к какой
части речи относятся слова «восемь» и «десять» (к именам числительным)
|
При
помощи выстроенного на предыдущем этапе урока алгоритма действий дети в
самостоятельном поиске находят в таблице новую часть речи и изучают ее (по
таблице или по учебнику)
|
поиск
и выделение информации из источников различных форматов (таблица, ст.учебн.)
в соответствии с поставленной целью;
смысловое
чтение
|
познавательные
|
построение
диалогической речи
|
коммуникативные
|
способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
регулятивные
|
смыслообразование
|
личностные
|
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
|
Организация фронтальной работы на закрепление
учебного материала с комментированием во внешней речи:
- Какие ещё сведения об имени
числительном вы получили, изучив таблицу и прочитав статью в учебнике? (разряды числительных по
значению - количественные и порядковые)
- Что обозначает имя числительное?
(количество предметов и их порядок при счете)
- На какие вопросы отвечают имена
числительные? (сколько? какой (который) по счету?)
Фиксация ответов детей в построении
схемы-опоры (ИКТ)
- Пользуясь схемой-опорой, дайте
определение имени числительного.
Организация работы в парах со
взаимопроверкой на нахождение имен числительных среди других частей речи и
определение их разряда по значению..
|
Формулируют
усвоенные знания об имени числительном во внешнем высказывании.
Дают
определение числительного при помощи схемы-опоры (или без нее).
Работая
в парах, дифференцируют числительные в поговорках, одновременно определяя
смысловое значение поговорки.
Определяют
разряд числительных, используя для обозначения знаковую символику.
Проводят
взаимопроверку.
|
поиск
и выделение информации;
умение
осуществлять знаково-символические действия; смысловое чтение; анализ и
синтез
|
познавательные
|
сотрудничество
при работе в парах; управление поведением партнёра
|
коммуникативные
|
Контроль,
коррекция, оценка
|
регулятивные
|
Формирование
основ гражданской идентичности личности и самоопределение через работу с
русскими поговорками
|
личностные
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
|
Организует
самостоятельную индивидуальную работу (по карточкам или по учебнику)
Организует
рефлексию хода реализации учебной задачи.
|
Самостоятельно
выполняют индивидуальное задание.
Проводят
самопроверку по схеме-опоре.
Дают
определение числительного по схеме-опоре (или без неё).
|
поиск
и выделение информации;
умение
осуществлять знаково-символические действия; смысловое чтение; анализ и
синтез
|
познавательные
|
способность
к сотрудничеству с учителем
|
коммуникативные
|
самоконтроль,
коррекция, оценка
|
регулятивные
|
смыслообразование
|
личностные
|
8. Включение в систему знаний и повторение.
|
Организует работу по выяснению
значения числительных в речи, актуализирует социальный опыт учащихся.
- Ребята, а для чего нам нужны числительные?
Зачем мы их изучаем?
- Где мы встречаемся с числительными в
окружающей нас жизни?
- С какого числительного начинается ваша
жизнь?
(дата рождения)
Организует проведение словарной работы.
- На каких еще учебных предметах мы
встречаемся с именами числительными?
Подводит к выводу о значении новой части
речи и ее месте в ряду наук.
Организует работу по развитию культуры
речи на тему урока: Прием «Лови ошибку»
- Ребята, а сколько сейчас времени?
- Правильно ли я задала вам вопрос?
- Сформулируйте мой вопрос правильно.
(Который час?)
- Какое числительное вы использовали при
ответе на вопрос?
- Порядковое это числительное или
количественное?
- Какие числительные используются при
указании точного времени? (количественные) Почему?
(называется количество минут и часов)
- Какие числительные используются при
указании приблизительного времени, например, сейчас десятый час, седьмой час
и т.п.
(порядковые).
|
Основываясь
на социальном опыте, делают вывод о значении имен числительных в речи и их
месте в ряду других наук.
Самостоятельно
решают поставленную задачу по выявлению умышленной ошибки учителя,
основываясь на социальном опыте и смысловом чтении статьи учебника.
Закрепляют
межпредметные связи с математикой (определение времени по часам)
Выстраивают
умозаключение.
Еще
раз проговаривают основные определения и понятия урока.
|
умение
строить устное речевое высказывание; смысловое чтение статьи учебника (инф.по
культуре речи); поиск и выделение информации
|
познавательные
|
умение
произвольно и выразительно строить речь в соответствии с речевыми нормами и
целями коммуникации
|
коммуникативные
|
волевая
саморегуляция
|
регулятивные
|
нравственно-этическая
ориентация (культура речи)
|
личностные
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог урока).
|
Организует рефлексию
учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Какими
числительными, по-вашему, мы должны закончить урок? (оценки и домашнее
задание)
- Как
вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие
задачи мы должны были сегодня решить? (познакомиться
с новой частью речи)
- Справились
мы с этой задачей? Что мы узнали о числительном?
- Как вы
думаете, всё ли о числительном мы узнали сегодня на уроке?
Намечает
дальнейшие цели деятельности:
- На
последующих уроках будем учиться правописанию имен числительных.
|
|
умение
строить устное речевое высказывание
|
познавательные
|
умение
произвольно и выразительно строить речь в соответствии с речевыми нормами и
целями коммуникации
|
коммуникативные
|
прогнозирование,
контроль, оценка
|
регулятивные
|
самоопределение;
смыслообразование
|
личностные
|
Домашнее задание
|
Задает
домашнее задание
|
Записывают
домашнее задание
|
самоконтроль
|
регулятивные
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.