1.
Самоопределение к деятельности.
|
У. Перед вами
фраза, прочитайте и объясните ее значение.
На ошибках
учимся.
Д. Дают пояснение
фразы.
У. Если мы
заговорили об ошибках и своем отношении к ним, то какой тип урока по вашему у
нас сегодня будет?
Д. Урок
закрепления знаний или рефлексия.
У. В чем
особенность этого урока?
Д. В том, что мы
будем фиксировать свои ошибки и отрабатывать их самостоятельно.
У. Совершенно
верно. Какую цель на урок каждый из вас поставит перед собой?
Д. Зафиксировать
свои возможные ошибки и самостоятельно их отработать.
У. Тогда немедля ни
секунды приступаем к работе.
|
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Познавательные:
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
|
2.
Актуализация опорных знаний.
|
У. Прежде всего
давайте вспомним темы, над которыми мы работали на прошлых уроках.
Д. Доли.
Арифметические действия с долями. Решение задач на нахождение доли по числу и
числа по доли.
У. Сегодня мы продолжим
работу по данной теме.
Работа
фронтальная и планшетах с проверкой (Образец на интерактивной доске)
а) – Объясните, что показывают числа, записанные под каждым рисунком?
1 1 1
1 1
3 6 12
8 2
б) Выберите истинное высказывание
1 1 1 1
1 1
20
7; 3 10; 16 2;
в) Расположите доли в порядке возрастания:
1 1 1 1 1 1
1
20; 7; 10; 3; 16;
2; 5.
г) Реши задачу.
1/5 верёвки составляет 5 м. Какой длины верёвка?
Выбери правильную модель к
задаче
Длина веревки – 5м
1/5часть веревки - ? м
5м
1/5
Выбери правильное решение
задачи
1)
5:5 =1 (м) длина веревки
2)
5*5=25 (м) длина веревки
|
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой
системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация
индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт
разных мнений учащихся
|
3.
Самостоя-
тельная работа №1
|
На выполнение работы отводится 10 минут
1) Запиши дробь к каждому рисунку.
а) б) в) г)
2)
Запиши полученные дроби
в порядке убывания.
3)
Реши задачу.
В
книге 60 страниц. Ученик прочитал 1/3 книги. Сколько страниц прочитал ученик?
4) Половина дыни
весит 3 кг. Сколько весит целая дыня?
После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным
образцом, данным на доске. По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом
место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей
таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице
против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть
расхождения, то фиксируют их знаком "?"
№ задания
|
Выполнено
("+", или "?")
|
№
алгоритма
|
Исправлено в процессе самостоятельной работы
|
Исправлено
в процессе работы по эталону
|
Самостоятельная работа №1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа №2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительное задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образец.
1)
1/2; 1/6; 1/4; 1/12.
2)
1/2; 1/4; 1/6; 1/12.
3)
Ответ:
ученик прочитал 20 страниц.
4)
Ответ: дыня
весит 6 килограммов.
|
|
4. Локализация места затруднения.
|
Тем
учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что
бы они ещё раз проанализировали свою работу.
Эталон.
1) Запиши дробь к каждому рисунку.
а) Ромб разделён на 2 равных частей, закрашена 1 часть,
закрашенная часть составляет 1
2
б) Прямоугольник разделён на 6 равных частей, закрашено 1 часть,
закрашенная часть составляет 1
6.
в) Прямоугольник разделён на 4 равные части, закрашено 1 часть,
закрашенная часть составляет 1
4
г) Прямоугольник разделён на 12 равных частей, закрашено 1 часть,
закрашенная часть составляет 1
12
1) Запиши полученные дроби в порядке
убывания.
Мы знаем, что чем больше знаменатель, тем меньше
доля. Следовательно для того чтобы записать дроби в порядке убывания, нужно
начать с наименьшего знаменателя.
1
1 1 1
2; 4; 6; 12.
2) Решение задачи.
- Записываем краткое условие к задаче, для этого находим
«ключевые слова» и арифметическое пояснения к ним.
Вся книга – 60 стр.
1/3 кн. - ? стр.
-
Чертим отрезок, который обозначает «целое», т.е. вся страницы книги – это
60 стр.
-
Делим весь отрезок на 3 равные части, так как ученик прочитал 1 третью
часть от всей книги.
- Закрашиваем эту часть, отмечаем дробью.
-
Рассуждаем: в задаче один знак ?, значит будет 1 действие. Нам нужно найти
часть от целого. Чтобы найти долю, нужно число целого разделить на число
частей.
- Записываем:
1) 60: 3 = 20 (стр.) третья часть книги
-
Читаем вопрос к задаче, формулируем и записываем ответ:
Ответ: ученик прочитал 20 страниц.
Дополнительное задание: 2 задачи на карточках (ПУ)
по выбору.
Задача №1 (ПУ)
Мама испекла 24 пирожка. В первый день дети съели 1/6
всех пирожков, во второй день 1/3 всех пирожков, а остальные пирожки они
съели в третий день. Сколько пирожков съели дети в третий день?
Задача №2 (ПУ)
От куска ленты длиной 50 см отрезали 1/10 часть, а от
куска ленты длиной 30 см отрезали 1/5 часть. На сколько меньше отрезали от
первого куска, чем от второго?
С остальными учащимися проводится следующая работа.
– Кто допустил ошибку в № 1?
– Кто допустил ошибку № 2?
– Кто допустил ошибку при решении задачи?
– Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину
ошибки и исправить её).
|
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие,
постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,
учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
|
5.
Построение проекта выхода из затруднения.
|
У. Что, значит, определить причину ошибки?
Д. Определить, на какое правило допущена ошибка.
– Какие знания мы используем при выполнении заданий?
У. Что показывает знаменатель дроби, как правильно
записать дробь;
Д. Чем больше знаменатель, тем меньше доля;
- чтобы найти часть от целого доли, нужно число
целого разделить на знаменатель;
-чтобы найти число целого, нужно число доли умножить
на знаменатель.
У. Как вы будете исправлять ошибку?
Д. Надо переделать задание и опять сравнить с
образцом.
У. Если у вас возникнет затруднение, что необходимо
сделать?
Д. Если у меня возникнет затруднение, я найду
нужный алгоритм и памятку, повторю правило, на которое допущена ошибка, и
снова выполню задание.
– Определив свойство, при использовании, которого вы допустили
ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу над
ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им
удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик
таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют
свою работу.
|
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой
информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование,
выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения,
учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками,
достижение общего решения.
|
6.
Обобщение причин затруднений во внешней речи.
|
Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на
какие понятия и правила были допущены ошибки и эти понятия и правила
проговариваются во внешней речи.
|
Личностные: осознание ответственности за
общее дело
Познавательные: выполнение действий по
алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение,
подведение под понятие
Коммуникативные: выражение своих мыслей,
использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение
договорённости и согласование общего решения
|
7. Самостоятельная работа №2.
|
У. Выполните вторую самостоятельную работу, выбирая
из заданий только те, в которых допустили ошибки.
Если вы допустили ошибку в №1, то возьмите конверт № 2 и выполняйте
задание:
1) По рисунку
запиши дроби.
2) Придумай 3 своих дроби и сделай рисунок.
Поднеси на проверку к учителю.
Если вы допустили ошибку в №2,то только поставьте знак в карточке №2.
Придумай 3 своих верных высказываний.
Поднеси на проверку к учителю.
1
1 1 1 1 1
6 8; 12 10; 4 2.
Если вы допустили ошибку в №3, то решите задачу из карточки №3 (запиши
краткое условие, схему, решение, ответ к задаче).
Поднеси на проверку к учителю.
3)Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза?
Эталон
№1
1
1 1 1 1
12
2 3 6 12
№2
1 1 1 1 1
1
6 8; 12 10; 4
2.
№3
Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза?
Весь арбуз – 16 кг
1
2 арбуза - ? кг
16
кг
1
2 - ? кг
1) 16:2 = 8 (кг)
половина арбуза
Ответ: половина
арбуза весит 8 килограммов.
|
Познавательные: анализ, синтез, аналогия,
классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция,
самооценка
|
8. Рефлексия деятельности.
|
У. Какая была цель нашего урока?
Д. Повторить понятие доли, способы сравнения долей.
Решать задачи на нахождение доли по числу и числа по доле.
У. Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами
стояла цель?
Д. Найти ошибку, понять её причину и исправить.
У. Кто из вас достиг цели?
Д. Учащиеся высказываются.
У. Дайте анализ своей деятельности.
Д. Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им:
1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок;
2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить
ошибки);
3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними;
4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с
помощью эталона;
5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой;
6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить
их);
7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные
номера);
8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их);
9) Мне необходимо поработать над…
Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те,
которые соответствуют их деятельности
|
Регулятивные: рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное
понимание причин успеха или неуспеха:
Коммуникативные: аргументация своего мнения,
планирование учебного сотрудничества
|
8. Домашнее
задание:
|
У. Домашнее задание вы выберете для себя сами. По
какому принципу вы это будите делать?
Д. Мы для себя возьмем задание для отработки того
затруднения, которое для себя зафиксировали.
|
Регулятивные: контроль, коррекция,
самооценка
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.