Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока развития речи "Сочинение по личным впечатлениям"

Технологическая карта урока развития речи "Сочинение по личным впечатлениям"



Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Ладыженская Т.А.

Тема урока

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям.

Тип урока

Урок-моделирование.

Цель

  • Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий.

  • Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области.

Читает стихотворение И.З. Сурикова «Первый снег»,

Задаёт вопросы, направленные на определение темы урока.

Рассказывает о системе оценки деятельности на уроке.


Слушают стихотворение, определяют тему стихотворения, сопоставляют с реальной картиной за окном и с картинкой на слайде. Отвечают на вопросы учителя:

-С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы?

-Мы можем описать первый снег?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Описывать первый снег.

Слайд 1.

П.Формируют умение вычленять нужную информацию

К. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками .

Р. Осознание собственной деятельности в рамках поставленной задачи.

Л. Формирование чувства прекрасного.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует работу по повторению теоретического материала необходимого для написания сочинения- описания.

Отвечают на вопросы учителя:

-Какие типы речи вы знаете?

-Что такое описание?

-Чем оно отличается от других типов речи?


-Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения?

-Описание.

П.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

К. Умеют строить речевое высказывание, отстаивая свои аргументы.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей.

Выявляет уровень знаний, создает проблемную ситуацию.

Слайд 2.

Ставят учебную задачу на основе вопроса учителя:

-Что необходимо для того, чтобы описывать природу?

-Наблюдать.

П.Самостоятельно выделяют познавательную цель, формулируют проблему.

К.Выстраивают речевое высказывание.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:умение выстраивать действия по алгоритму.

Составляет алгоритм реализации проекта с помощью фишбона «Нарядим ёлку»

Выбирают нужные термины, выстраивают и проговаривиют алгоритм действий при написании сочинения. (Наряжают ёлку).

П.Выбирают и формулируют познавательную цель, составляют алгоритм действий.

К. Комментируют действия по алгоритму.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при реализации проекта.

Читает отрывок из рассказа Б.Петрова «Разговор о снеге».

Слайд 3.

Анализируют рассказ, отвечая на вопросы учителя:

-Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор текста?

-Какие ощущения передаёт автор с помощью этих слов?


П.Формируют навыки анализа художественного текста.

К. Проявляют готовность выслушивать все точки зрения и вырабатывать общую позицию. Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

VI. Этап первичного восприятия с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: обогащение словарного запаса учащихся.

Организует работу класса по группам:

- А теперь посмотрим на снег глазами художника, попытаемся пощупать его и почувствовать. (Составление таблицы «Снежные слова»).


Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Зима».

Выполняют словарную работу, составляют таблицу «Снежные слова».

1 группа подбирает эпитеты для описания цвета и красок снежного покрова.

2 группа подбирает эпитеты для описания снега на ощупь.

3 группа подбирает эпитеты для описания ощущений, связанных с восприятием первого снега.

Читают и анализируют полученный результат.

П. Проговаривают полученный результат, делают выводы.

К. Отражают мысль в слове. Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.


VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: отработка умения действовать с самопроверкой по образцу.

Организует работу по составлению плана сочинения по группам.

Составляют план написания сочинения (работа в группах), обсуждают, доказывают свою точку зрения, делают проверку по образцу, вносят поправки в свою работу.

Слайд 4.

П.Самостоятельно выполняют учебную задачу, строят план, сравнивая его с эталоном.

К. Комментирование ответа. Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

VIII. Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний.

Организует деятельность по применению новых знаний, написание черновика сочинения по составленному плану с применением подобранных эпитетов.

Слайд 5.

Игра «Закончи фразу»

Пишут сочинение на черновик.

П.Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

К. Комментирование ответов по группам.

Р.Самооценка деятельности.

Л. Формирование чувства прекрасного.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию:

- Чему вы научились на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что не понравилось?

- Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение?

-Какую оценку вы заработали на уроке?

- Оцените работу групп.

ДЗ. Написание сочинения.

Отвечают на вопросы, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, оценивают работу групп, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают ДЗ.

П. Умение подвести итог своей деятельности.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р. Оценивание достигнутого результата.

Л. Формирование чувства прекрасного.











3



Технологическая карта урока развития речи "Сочинение по личным впечатлениям"
  • Русский язык и литература
Описание:

      Речь  наших  детей  зачастую бедна  просто  потому,  что  они не  стремятся  говорить  более  ярко,  выразительно  и разнообразно.

        Не секрет,  что  многие из нас  не  обладают  хорошо  поставленным  голосом,  не  умеют  ясно и  грамматически  правильно  говорить,  излагать  собственные  мысли  в  свободной  творческой  интерпретации  в  устной  и  письменной  форме,  выражать  свои  эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  не  соблюдают  речевую  культуру  и не  развивают  умение  общаться.   Грустно, что у абсолютного  большинства  людей,  выражаясь  словами  К.И.Чуковского,  « мысли  выскакивают  растрепанными  и  полуодетыми, словно  спросонья».

     

       Сегодня    для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.

        На  уроках  русского  языка и не  только  надо  научить  ребят  пользоваться  родным  русским  словом,  понять  и  почувствовать  его,  стремиться  развивать  свою  речь,  совершенствовать  свое  речевое  творчество.

       Одной  из  важных  задач – это  работа не  только  над  обогащением  словаря  учащихся,  но  и  над  увеличением  подвижности  того  запаса  слов,  которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связывать  воедино  грамматический  и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного  подхода.

        Данный урок  -   одна из форм поиска   эффективных  путей  по  формированию  грамотной в языковом отношении   личности,  действенных  средств и  методов  работы  по  развитию  речи,  речевой  культуры  и  речевого  творчества.

         Главной целью таких уроков можно считать  развитие  письменной  речи  учащихся  и  формирование их  лингвистической  компетенции,  что  позволит  им  в  дальнейшем  успешно  сдать выпускные  экзамены  за  курс основного и среднего образования.

Автор Кортунова Лилия Николаевна
Дата добавления 04.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1478
Номер материала 55587
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓