Главная / Математика / Технологическая карта урока «Работа с конструктором. Тренировка памяти», 3 класс

Технологическая карта урока «Работа с конструктором. Тренировка памяти», 3 класс

Технологическая карта урока «Математика и конструирование», 3 класс

Тема

Работа с конструктором. Тренировка памяти.

Цели

Развитие познавательных интересов: знать названия деталей конструктора, их название и назначение, знать виды соединений, уметь собирать модели из деталей конструктора.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску, вызывая чувство уверенности в своих силах.

Ввести:

- способ сборки модели геометрических тел;

- алгоритм соединения деталей металлического конструктора.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Повторить и закрепить алгоритм определения площадей куба, параллелограмма, пирамиды.

Основное содержание темы

Повторение единиц площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Повторение алгоритма измерения площади прямоугольника. Измерение площади с использованием общепринятых единиц: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Измерение площади параллелограмма по алгоритму. Решение нестандартных задач.

Термины и понятия

Определение вида геометрического тела по количеству граней, освоение способа сборки модели геометрических тел. Освоение алгоритма соединения деталей металлического конструктора.

конструктор, конструкция, куб, модель, пирамида

Планируемый результат

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение новых понятий «конструкция», «модель», «куб», «пирамида», «конструктор», и использовать их в активном словаре;

- определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение;

- определять необходимые детали для сборки модели и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- выполнять взаимопроверку учебного задания

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога;

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- приходить к общему мнению в совместной деятельности;

- адекватно представлять результат деятельности группы.

Предметные умения:

- составлять план сборки геометрических тел;

- собирать модель геометрических тел из металлического конструктора, используя выбранные детали;

- определять вид деятельности человека по его профессии;

- выполнять изделие из геометрических тел;

- решать нестандартные задачи.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Математика

Тема «Площади геометрических фигур».

Русский язык

Тема «Слово и его значение».

Технология

Тема «Автомастерская»



Информационный материал

рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам»

словарь значения слов

Образцы:

- деталей железных и пластмассовых конструкторов

- наборы различных конструкторов на партах

Плакаты:

- «Геометрические тела»

- «Детали конструктора»

Интерактивный материал

Электронное обучение, технология

Фронтальная.

Другие формы:

индивидуальная – ;

парная - ;

групповая - .


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Мотивировать учащихся к изучению темы.

Стимулировать желание определять смысл разговора.

Однажды Аня и Ваня, обсуждая пользу игрушек, разошлись во мнениях. Ваня утверждал, что из его игрушек пластмассовый конструктор – единственная интересная игрушка, которая помогает развивать мышление. Аня сказала, что существуют конструкторы, помогающие быстро освоить различную техническую работу: сборку мебели, строительство теплицы на даче, ремонт бытовой техники. Ваня долго думал, о каких же игрушках идёт речь, но не догадался.

- Ребята, о каких полезных игрушках говорила Аня?

Обучающиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.

- Есть ли у вас желание определить смысл разговора двух друзей?

- Для начала мы с вами проведём нашу любимую «Мозговую гимнастику» и сразимся за разминкой. ( Р.Т. «Умники и умницы», стр.60)


Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изученной теме;

- желание определять смысл

Цели:

Стимулировать интерес к истории появления конструктора.

Актуализировать знания о конструировании.

Ввести понятие конструктор, конструкция


Научить:

- определять необходимые детали для сборки модели своё мнение;

- рассказывать об истории появления конструкторов;

- собирать модель из металлического конструктора, используя выбранные детали;

- выполнять учебное действие, используя план;

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.


Разминка

  • Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль.)

  • Без труда не вынешь... (и рыбку из пруда.)

  • Какие имена у трёх русских былинных богатырей? (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)

  • Этот великий композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим. Кто это? (Бетховен.)

  • Какое колесо не вращается при спуске автомобиля с горы? (Запасное.)

  • Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (Союз и.)

  • Что вниз верхушкой растёт? (Сосулька.)

  • Висит сито, не руками свито. Что это? (Паутина.)

  • Какой страшный зверь любит малину? (Медведь.)

  • Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит.)

  • Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (Нет.)

  • Куда зайцу бежать удобнее - с горы или в гору? (В гору.)

  • Что делает ёж зимой? (Спит.)

  • Где раньше тает снег - в лесу или в городе? (В городе.)

- Как называется книга, содержащая собрание слов  расположенных по алфавиту и дающая сведения об их значениях? (словарь)

- Ребята, а для чего нам нужны словари?

Сможете ли вы назвать значение слова «конструктор», «конструкция» без словаря?

Обучающиеся предлагают разные версии. Обращаются к словарям, находят значение слова.

Конструкция – строение, устройство, взаимное расположение частей какого – либо предмета, машины, сооружения.
Конструктор (латинское слово) – построение.

- Сегодня мы с вами будем работать с конструкторами и попутно решать наши любимые нестандартные задачи.

Задание №1. Рабочая тетрадь, часть 2. Упр.№1, с.1

- А начнём мы с того, что будем зарисовывать изображения по памяти. Но сегодня вы не только будете зарисовывать по памяти, но еще попытаетесь и дорисовать, т.е. дополнить свой рисунок до какого-нибудь изображения. Готовы? Тогда начнём. Смотрим в течение 10 секунд и рисуем в первую клеточку, и так по порядку. (Учитель показывает карточку, ребята зарисовывают)

Задание №2. Знакомство с разновидностями конструкторов.

- Сегодня на урок вы принесли разные конструкторы. Познакомьте нас со своим любимым предметом.

Обучающиеся предлагают свои конструкторы, называя из какого материала они изготовлены.


Сообщение учителя

Конструктор — это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.

Принято различать конструкторы для девочек и для мальчиков. Изобретателем первого детского конструктора по праву считается англичанин Френк Хорнби. Он был простым ливерпульским приказчиком мясной лавки. Идея создания родилась в его голове, когда он путешествовал на поезде.

Деревянные конструкторы придумал австриец по имени Ёхан Корбули. Он был многодетным отцом и торговцем. Любимым занятием его младшего сына было ломать сооружения, которые строили его старшие братья из деревянных кубиков. И тогда мудрый отец нашел решение проблемы: он проделал во всех кубиках дырочки, и их можно стало крепко соединять при помощи деревянных палочек.

Существует множество пластмассовых конструкторов, среди которых самым популярным является «Лего». Родиной этого конструктора является Дания. Первые знакомые всему миру пластмассовые детали конструктора появились в 1949 году.

Первый магнитный конструктор появился относительно недавно. Идея принадлежала итальянскому изобретателю Клаудио Вичентелли.

Конструкторы являются любимой игрушкой любого ребенка. Они развивают логику, воображение, усидчивость, самостоятельность, моторику рук. Конструкторы интересны и мальчикам, и девочкам.

Металлический конструктор состоит из множества деталей: площадки, кронштейны и планки с отверстиями, которые можно соединить между собой при помощи винтов и гаек. Для соединения деталей используют отвёртку, различные ключи. Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными.

Задание №3. Повторение единиц площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Повторение алгоритма измерения площади прямоугольника.

- Есть ли среди деталей вашего конструктора геометрические фигуры? Сможете ли назвать периметр этих деталей? Сможете ли вычислить площадь этих деталей? Какие единицы измерения помните? Покажите деталь, похожую на квадрат.

Какие геометрические тела можно получить, соединив детали конструктора? Что лежит в основе куба? Пирамиды? Параллелепипеда? Конуса?

В основе каждого из перечисленных геометрических тел лежат грани, каждая из которых является многоугольником. Например, гранью куба является квадрат, пирамиды – треугольник, параллелепипеда – прямоугольник.

Задание №4. Повторение о геометрических телах

- На прошлых уроках вы работали с геометрическими телами, которые выполнили вместе с родителями на каникулах. Из картона вы сделали куб, параллелепипед, пирамиду, конус, цилиндр.

- А можно ли собрать кубик из деталей конструктора? Сколько нужно будет вам квадратов?

- Можно ли выполнить из деталей конструктора параллепипед? Какие детали для этого нужны?

Назовите предметы в классе, похожие на параллелепипед.

- А теперь мы с вами проведём корригирующую гимнастику для глаз.

Диагностические задания:

1. Доскажите предложения, используя лексическое значение слова:

- Конструктор – это…

( детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и соединительных элементов).

- Конструктор – это… (человек, проектирующий различные модели).

2. Назовите инструменты металлического конструктора, которыми можно воспользоваться, работая с ним.


Личностные умения:

- проявлять интерес к истории появления конструктора.


Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия конструктор, конструкции, и использовать их в активном словаре;

- определять необходимые детали для сборки модели и обосновывать своё мнение.


Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие, используя план;

- выполнять учебное действие, используя алгоритм.


Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.


Предметные умения:

Рассказывать:

- об истории появления конструктора;

- алгоритм выполнения соединения (подвижного и неподвижного) деталей металлического конструктора;

Составлять план сборки геометрических тел;

Собирать модель геометрических тел из металлического конструктора, используя выбранные детали.

Диагностика качества освоения темы

Цель:

Мотивировать на успешный результат.

Проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности.

Научить:

- использовать приобретённую информацию при выполнении задания;

- отвечать на вопросы по пройденной теме;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания;

- выполнять учебное задание по инструкции;

- взаимодействовать в рамках учебного диалога;

- представлять результат деятельности группы.

Контрольное задание

- Наступило время проверить то, что мы знаем, умеем и что ещё надо узнать для достижения цели. Для этого нам сейчас надо разделиться на группы. Первую группу образуют девочки, у которых в начале имени буква «А», а в конце «а» или «я». Они будут работать в рабочих тетрадях ч.2. «Умников» на стр.2 с №4(покрасить геометрические фигуры согласно задания)

Вторую группу образуют мальчики, у которых в начале имени только буква «И». Они будут инженерами-конструкторами, которые будут изготавливать модель куба из деталей конструктора.

Третью группу образуют мальчики и девочки, у которых в начале имени только буква «Р» и «Л». Эти ребята постараются сделать самоанализ по работе с конструктором, заканчивая данные предложения.

Четвёртую группу образуют мальчики и девочки, у которых в начале имени только буква «Д» и «А», но в конце нет буквы «у» . Они будут инженерами-конструкторами, которые будут изготавливать модель параллелограмма

из деталей конструктора.

Пятую группу образуют оставшиеся имена-одиночки. Это наши математики, которые будут ломать голову над логической задачей №10 в рабочей тетради ч.1, стр. 62.

Шестую группу образуют девочки и мальчики, у которых имена обозначают «железо», «гордая красавица», «проходящая сквозь огонь». Эта группа будет работать над разгадыванием ребусов в рабочих тетрадях ч.2 на стр. 3 в №7.


Личностные умения:

- проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для выполнения задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание по инструкции.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

- представлять результат деятельности группы.

Предметные умения:

- отвечать на вопросы по пройденной теме

Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.


Самоанализ

Закончите предложения:

Очень важно уметь собирать модель из металлического конструктора, потому что…

Чтобы собрать модель из металлического конструктора, надо…

Мне важно уметь собирать модель из геометрических тел, потому что…

Чтобы собрать модель из геометрических тел, надо…

Самооценка

Каждая группа знакомит со своей выполненной работой. Проводится самооценка деятельности.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите обе руки и сложите их вместе в рукопожатие. Если вы просто остались довольны, поднимите 1 руку.

Если вы не очень довольны тем, что происходило на уроке, то положите голову на парту.

- А теперь поблагодарим друг друга. Встали все в группах, взялись за руки и сказали нашу любимую фразу «Я тебя благодарю и спасибо говорю!»

- За активную работу на уроке все получают положительные оценки.


Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


Ключевые умения темы


Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для составления модели.

Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план, алгоритм.



Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.



Предметные умения:

- собирать модель, используя инструкцию.







Технологическая карта урока «Работа с конструктором. Тренировка памяти», 3 класс
  • Математика
Описание:

Технологическая карта урока «Математика и конструирование», 3 класс по теме "Работа с конструктором. Тренировка памяти"

Развитие познавательных интересов: знать названия деталей конструктора, их название и назначение, знать виды соединений, уметь собирать модели из деталей конструктора.

Совершенствование  мыслительных операций.

Развитие  умения  решать нестандартные  задачи.

 

Формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску, вызывая чувство уверенности в своих силах.

Автор Кузьмина Ильмира Гаднановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1516
Номер материала 22574
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓